СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Знай и люби свой родной край"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Рабочая программа ориентирована на программу по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Знай и люби свой родной край"»


Пояснительная записка

к факультативному курсу «Знай и люби свой родной язык»


Программа факультативного курса разработана в соответствии с :

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

  • Основной образовательной программой основного общего образования ОУ


Программа факультативного курса рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Рабочая программа ориентирована на программу по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской.

Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Программа факультатива опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом, обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке.

Задачи:

  1. Дать общее представление о нормах русского литературного языка;

  2. Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке;

  3. Познакомить с этимологией – происхождением слов;

  4. Привлечь внимание к проблемам русского литературного языка;

  5. Расширить представление школьников о взаимосвязи между национальным сознанием народа и отражением его в идиоматических оборотах;

  6. Развивать у учащихся интерес к самостоятельному изучению различных разделов языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками.

Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся

овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в тексте;

получат новые знания из области лингвистки и литературоведения;

научатся работать над сжатием исходного текста;

смогут проводить различные виды анализа текста.


Содержание факультативного курса «Знай и люби свой родной язык»



Богатство и выразительность русского языка

Русский язык среди других языков мира. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.

Звуковой строй языка

Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство. Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в произведениях художественной литературы основных типов интонационных конструкций. Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественного произведения.

Словарное богатство русского языка

Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования. Использование переносного значения слова в поэтических тропах: метафоре, метонимии, эпитете и т. п. Использование переносного значения слова в поэтических тропах: гиперболе, олицетворении, сравнении и т. п. Выбор синонимов для точного, правильного и образного выражения мысли. Наблюдение над употреблением антонимов и синонимов в текстах художественной литературы. Виды омонимов и их использование в художественных произведениях. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления и её использование в речи, в произведениях художественной литературы. Непрерывность развития словарного состава языка. Историзмы и архаизмы в художественных текстах. Неологизмы языковые и авторские. Фразеологизмы. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в художественной литературе. Звуковой, интонационный, лексический анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

Изобразительные ресурсы русского словообразования

Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях: словообразовательный повтор, использование стилистически окрашенных морфем, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях: окказионализмов, паронимов, однокоренных слов и т. п. Фонетический, интонационный, лексический анализ, наблюдение за словообразовательными средствами, выразительное чтение художественного текста.

Морфологические средства выразительности

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Некоторые сведения из истории происхождения имён собственных. Фамилии литературных героев как средство художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. Наблюдение за использованием кратких и усечённых прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении.

Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы. Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы. Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение текстов художественной литературы.






Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

Дата

1

Русский язык среди других языков мира


2

Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство.


3

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи


4

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи.


5

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений


6

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования.


7

Использование переносного значения слова в поэтических тропах: гиперболе, олицетворении, сравнении и т.д.


8

Выбор синонима для точного, правильного и образного выражения мысли. Наблюдение над употреблением синонимов и антонимов в текстах художественной литературы


9

Виды омонимов и их использование в текстах художественной литературы


10

Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессиональная и жаргонная) и ее использование в речи, в текстах художественной литературы


11

Непрерывность развития словарного со состава языка


12

Выпадение и устаревание слов и значений, использование таких слов в художественных текстах


13

Неологизмы языковые и авторские


14

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки; их использование в художественной литературе


15

Звуковой, интонационный, лексический анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы


16

Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем


17

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка


18

Наблюдение над использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях.


19

Фонетический, интонационный и лексический анализ, наблюдение за словообразовательными средствами.


20

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности.


21

Некоторые сведения из истории произведения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство художественной характеристики.


22

Грамматический род и пол живых существ.


23

Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения


24

Наблюдение за использованием кратких прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.


25

Употребление относительных, качественных, притяжательных прилагательных в переносном значении.


26

Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы.


27

Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и времени глагола в разных значениях.


28

Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия


29

Использование причастий и деепричастий в текстах художественной литературы.


30

Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке.


31

Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста.


32

Многоаспектный лингвистический анализ текста


33

Выразительное чтение текстов художественной литературы.


34

Обобщающий урок