Пояснительная записка
к факультативному курсу «Знай и люби свой родной язык»
Программа факультативного курса разработана в соответствии с :
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Программа факультативного курса рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Рабочая программа ориентирована на программу по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской.
Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.
Программа факультатива опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом, обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке.
Задачи:
Дать общее представление о нормах русского литературного языка;
Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке;
Познакомить с этимологией – происхождением слов;
Привлечь внимание к проблемам русского литературного языка;
Расширить представление школьников о взаимосвязи между национальным сознанием народа и отражением его в идиоматических оборотах;
Развивать у учащихся интерес к самостоятельному изучению различных разделов языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся
овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в тексте;
получат новые знания из области лингвистки и литературоведения;
научатся работать над сжатием исходного текста;
смогут проводить различные виды анализа текста.
Содержание факультативного курса «Знай и люби свой родной язык»
Богатство и выразительность русского языка
Русский язык среди других языков мира. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.
Звуковой строй языка
Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство. Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в произведениях художественной литературы основных типов интонационных конструкций. Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественного произведения.
Словарное богатство русского языка
Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования. Использование переносного значения слова в поэтических тропах: метафоре, метонимии, эпитете и т. п. Использование переносного значения слова в поэтических тропах: гиперболе, олицетворении, сравнении и т. п. Выбор синонимов для точного, правильного и образного выражения мысли. Наблюдение над употреблением антонимов и синонимов в текстах художественной литературы. Виды омонимов и их использование в художественных произведениях. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления и её использование в речи, в произведениях художественной литературы. Непрерывность развития словарного состава языка. Историзмы и архаизмы в художественных текстах. Неологизмы языковые и авторские. Фразеологизмы. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в художественной литературе. Звуковой, интонационный, лексический анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
Изобразительные ресурсы русского словообразования
Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях: словообразовательный повтор, использование стилистически окрашенных морфем, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях: окказионализмов, паронимов, однокоренных слов и т. п. Фонетический, интонационный, лексический анализ, наблюдение за словообразовательными средствами, выразительное чтение художественного текста.
Морфологические средства выразительности
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Некоторые сведения из истории происхождения имён собственных. Фамилии литературных героев как средство художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. Наблюдение за использованием кратких и усечённых прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении.
Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы. Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы. Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение текстов художественной литературы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
1 | Русский язык среди других языков мира | |
2 | Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство. | |
3 | Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи | |
4 | Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. | |
5 | Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений | |
6 | Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования. | |
7 | Использование переносного значения слова в поэтических тропах: гиперболе, олицетворении, сравнении и т.д. | |
8 | Выбор синонима для точного, правильного и образного выражения мысли. Наблюдение над употреблением синонимов и антонимов в текстах художественной литературы | |
9 | Виды омонимов и их использование в текстах художественной литературы | |
10 | Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессиональная и жаргонная) и ее использование в речи, в текстах художественной литературы | |
11 | Непрерывность развития словарного со состава языка | |
12 | Выпадение и устаревание слов и значений, использование таких слов в художественных текстах | |
13 | Неологизмы языковые и авторские | |
14 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки; их использование в художественной литературе | |
15 | Звуковой, интонационный, лексический анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы | |
16 | Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем | |
17 | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка | |
18 | Наблюдение над использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях. | |
19 | Фонетический, интонационный и лексический анализ, наблюдение за словообразовательными средствами. | |
20 | Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. | |
21 | Некоторые сведения из истории произведения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство художественной характеристики. | |
22 | Грамматический род и пол живых существ. | |
23 | Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения | |
24 | Наблюдение за использованием кратких прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. | |
25 | Употребление относительных, качественных, притяжательных прилагательных в переносном значении. | |
26 | Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы. | |
27 | Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и времени глагола в разных значениях. | |
28 | Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия | |
29 | Использование причастий и деепричастий в текстах художественной литературы. | |
30 | Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке. | |
31 | Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. | |
32 | Многоаспектный лингвистический анализ текста | |
33 | Выразительное чтение текстов художественной литературы. | |
34 | Обобщающий урок | |