СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс "Основы общей химии " для учащихся 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Основы общей химии " для учащихся 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа №31











Программа факультативного курса

Основы общей химии

для обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений













Составитель:

Суслопарова Наталья Вячеславовна

учитель химии, высшей категории

МБОУ г. Иркутска СОШ №31











г. Иркутск 2023





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультатив «Основы общей химии» предназначается для изучения в 9 классе, в сокращенном варианте(34ч, 1ч в неделю).

Цель курса -углубить знания учащихся по наиболее важным теоретическим разделам химии, представление о которых они получают на основных уроках химии.

Факультативный курс состоит из 6 тем.

Основная задача темы «История атомно-молекулярного учения. Основные понятия и законы: химии»- углубление представлений учащихся о зарождении и развитии научной атомистики. С этой целью рассматривается атомистика древних, М.В. Ломоносова и Д.Дальтона. Заканчивается тема утверждением атомно-молекулярных представлений с позиции периодического закона.

Центральная тема курса — «Строения атомов и молекул». В ней даётся углубленная трактовка понятия о химическом элементе на основе современных представлений строении атома, обобщаются и углубляются знания о видах химической связи, валентности и степени окисления. Представления о видах химических связей используются в дальнейшем при объяснении свойств веществ, а также при рассмотрении сущности протекания химической реакции. Дополнительно учащиеся получаю! представление о комплексных соединениях.

Тема «Химическая кинетика и равновесие» развивает и углубляет первоначальные понятия химической кинетики, полученные учащимися в основном курсе. Дополнительно они изучают закон действия масс, знакомятся с константой скорости химических реакций и константой равновесия принципом Ле-Шателье.

Небольшая по объему тема «Химическая энергетика»-исключительно важное дополнение к основному курсу химии, в котором эти вопросы рассматриваются недостаточно полно. В этой теме учащиеся изучают закон Гесса, знакомятся с понятием теплоты образования веществ. Ознакомление с законом сохранения энергии при химических процессах имеет важное мировоззренческое значение. Учащиеся учатся производить достаточно сложные и интересные термохимические расчеты.

«Основы общей химии» завершают темы, посвященные химии металлов и неметаллов. Дается обзор химических свойств важнейших элементов в связи с положением в периодической системе и строении атомов и важнейших соединений элементов — водородных, кислородных, гидроксидов, солей.

Учащиеся углубляют теоретические знания, полученные в основном курсе и при изучении предыдущих тем факультатива. Развитие получают понятия: «аллотропия», «строение атомов», «химическая связь», «типы кристаллических решеток», «окислительно-восстановительные реакции» «электролиз» и др. Изучение химии элементов тесно связывается с их применением, ролью в современной технике.

Факультативный куре «Основы общей химии» включает практические занятия в объеме 8 ч. Эти занятия повышают интерес к курсу, вооружают учащихся экспериментальными умениями и навыками, дают им возможность применять теоретические знания на практике.

Сокращенный вариант Основы общей химии» включает тот же набор тем, что и полный, за исключением темы «Дисперсные системы», но количество часов на изучение каждой темы сокращено.

Личностные, метапредметные и предметные результаты :

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

4) использование различных источников для получения химической информации.

Описание разделов программы.

( 34ч, 1ч. в неделю)

1. История атомно-молекулярного учения. Основные понятия и законы.

( 4ч, из них 1ч на практическое занятие)

Основные цели и задачи изучения темы:

углубить знания учащихся об атомно-молекулярном учении и законах химии, раскрыть соотношения между массой вещества и его энергией. Разъяснить учащимся понимание закона сохранения массы и энергии как всеобщего закона природы, актуализировать и систематизировать знания о периодическом законе Д.И.Менделеева.

Содержание.

Атомистика древних, М.В.Ломоносов, Д. Дальтон.

Закон сохранения массы и энергии. Постоянство состава вещества. Закон Авогадро. Открытие и утверждение периодического закона Д.И.Менделеева. Роль периодического закона в развитии понятия «химический элемент». Научно-познавательное и мировоззренческое значение закона.

Практическое занятие№1. Решение расчетных задач.

Учащиеся должны знать:

  1. Закон сохранения массы и энергии, закон постоянства состава.

  2. Закон Авогадро, число Авогадро.

  3. Основные положения атомно-молекулярного учения.

  4. Периодичность в изменении свойств химических элементов и их соединений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества.

  2. Решать задачи, применяя закон сохранения массы вещества, закон Авогадро.

2. Строение вещества. Химические реакции.

( 7ч, из них 2ч на практические занятия)

Основные цели и задачи изучения темы:

закрепить и углубить знания учащихся о строении электронной оболочки атома, сформировать понятие s, p, d ,f -элементов, обобщить и углубить знания учащихся о видах химической связи, валентности и степени окисления, сформировать понятие о составе, строении и основах номенклатуры комплексных соединений, ознакомить уч-ся со свойствами, способами получения и применения комплексных соединений, расширить понятие о многообразии веществ, познакомить с методом полуреакций.

Содержание.

Развитие представлений о структуре атомов. Основы современных представлений о строении атома s, p, d ,f -электроны.

Современные представления об образовании химической связи. Полярная и неполярная ковалентная связь. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Водородная связь. Металлическая связь. Единство природы химической связи. Геометрия простейших молекул.

Основы учения о комплексных соединениях. Образование простейших комплексных соединений, их строение. Координационное число.

Сущность химической реакции в свете теории строения атома. Химические реакции с изменением и без изменения степени окисления. Окислительно-восстановительные реакции в промышленности.


Практическое занятие№2. Получение простейших комплексных соединений. №З.Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Учащиеся должны знать:

  1. Характеристику состояния электронов в атоме.

  2. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

  3. Понятие «комплексные соединения».

Учащиеся должны уметь:

  1. Составлять электронно-графические формулы атомов.

  2. Составлять электронную схему, отражающую образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.

  3. Характеризовать окислительно-восстановительные реакции, составлять уравнения электронного и электронно-ионного баланса.

3. Химическая кинетика и химическое равновесие.

( 7ч, из них 2ч на практические занятия)

Основные цели и задачи изучения темы:

систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся об основных закономерностях протекания химических реакций: скорости реакции, химическом равновесии; научить учащихся записывать выражение для константы равновесия реакции по ее полному химическому уравнению как для гомогенного, так и для гетерогенного равновесия, производить вычисления, используя правило Вант-Гоффа; дать представление о практическом значении константы равновесия, о влиянии катализатора на энергетические требования реакции.

Содержание.

Скорость химической реакции. Закон действующих масс. Константа скорости химических реакций.

Обратимые и необратимые химические процессы. Химическое равновесие, его математическое выражение. Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Катализ. Гомогенный и гетерогенный. Механизм каталитического действия. Катализ в промьппленности.

Практические занятия №4. Опыты по катализу.

№ 5.Изучение зависимости скорости реакции от концентрации и температуры.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие «скорость химической реакции».

  2. Закон действующих масс.

  3. Понятия «обратимые химические реакции», «необратимые химические реакции», «химическое равновесие».

  4. Факторы, влияющие на скорость реакции.

  5. Понятие «катализатор», влияние его на скорость химической реакции, используя понятие об энергии активации.

  6. Условия и способы смещения химического равновесия (принцип Ле-Шателье).

  7. Понятие «константа химического равновесия».

Учащиеся должны уметь:

  1. Вычислять скорость химической реакции.

  2. Применять правило Вант-Гоффа для вычислений.



4. Химическая энергетика.

( Зч, из них 1ч на практическое занятие)

Основные цели и задачи изучения темы: ознакомить учащихся с основными положениями энергетики химических процессов, дополняющими первоначальные понятия основного курса: обобщить знания учащихся о тепловом эффекте реакций, сформулировать законы термохимии, в частности закон Гесса, понятие о теплоте образования веществ; теоретические знания закрепить в упражнениях по составлению термохимических уравнений и путем решения задач.

Содержание:

Тепловые эффекты химических реакций. Закон Гесса. Теплота образования веществ. Сохранение энергии при химических процессах. Термохимическое уравнение, расчеты по термохимическим уравнениям.

Практическое занятие №6. Решение расчетных задач.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятия «тепловой эффект химической реакции», «энтальпия», «теплота образования вещества».

  2. Первый закон термодинамики.

Учащиеся должны уметь: 1. Вычислять тепловой эффект химической реакции и составлять термохимическое уравнение.

5. Химия неметаллов.

(6ч, из них 1ч на практическое занятие)

Основные цели и задачи изучения темы: систематизировать знания учащихся об особенностях строения атомов неметаллов, особенностях строения и свойствах простых веществ, образуемых элементами-неметаллами, обобщить знания учащихся о закономерностях изменения свойств водородных соединений неметаллов в периодах и группах в зависимости от их строения, систематизировать знания учащихся о кислотных и безразличных оксидах, кислородосодержащих кислотах.

Содержание.

Общий обзор элементов неметаллов в связи с положением в периодической системе и строением их атомов.

Аллотропные видоизменения неметаллов, их кристаллические решетки.

Обзор водородных соединений неметаллов: общие свойства, получение, физические и химические свойства в свете учения о строении атомов и химической связи.

Обзор кислородных соединений неметаллов- оксидов и высших кислородных кислот в свете учения о строении атомов и химической связи.

Практическое занятие №7. Химические свойства неметаллов, свойства их оксидов и гидроксидов.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие « аллотропия».

  2. Строение атомов химических элементов неметаллов.

3.Химические свойства оксидов углерода, азота, серы и их гидроксидов.

4. Применение неметаллов и их соединений.

Учащиеся должны уметь:

1. Давать характеристику неметаллов по положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

  1. На основе изученных теорий и законов устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ.

  2. составлять формулы водородных соединений неметаллов и подтверждать их свойства уравнениями химических реакций.

  3. Составлять формулы высших оксидов неметаллов.

  4. Характеризовать химические свойства оксидов неметаллов, кислородсодержащих кислот в зависимости от положения соответствующего химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

6. Химия металлов.

( 5ч, из них 1ч на практическое занятие )

Основные цели и задачи изучения темы: систематизировать знания учащихся об особенностях строения атомов металлов, металлической связи, строении металлов, их свойствах и способах получения, ознакомить учащихся с электролизом, как одним из способов получения металлов, углубить знания учащихся о зависимости оксидов и гидроксидов металлов от положения элемента в периодической системе и степени окисления, обобщить и дополнить знания учащихся о составе, свойствах и применении сплава.

Содержание,

Металлы как совокупность атомов с металлической связью. Кристаллические решетки металлов.

Физические и химические свойства металлов в связи с положением элементов в периодической

системе. Металлы как восстановители.

Свойства оксидов и гидроксидов металлов. Понятие о сплавах.

Электрохимические процессы, Металлы в современном науке и технике. Электролиз.

Практическое занятие №8.

Решение расчетных задач и выполнение упражнений.

Учащиеся должны знать:

  1. Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов металлов.

  2. Общие химические и физические свойства металлов.

  3. Понятия: «металлическая кристаллическая решетка», «электролиз».

  4. Способы получения металлов.

  5. Способы защиты металлов от коррозии.

  6. Применение электролиза в промышленности.

Учащиеся должны уметь:

  1. Составлять электронные схемы строения атомов металлов (1-4периодов).

  2. Сравнить восстановительные свойства металлов, используя электрохимический ряд напряжение металлов.

  3. Применять знания о металлической связи и кристаллической решетке металлов для разъяснения физических свойств металлов.

  4. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов и способы получения металлов.

  5. Объяснять сущность коррозии металлов в свете представлений об окислительно-восстановительной реакций.

  6. Составлять схемы электролиза расплавов и растворов солей.

  7. Характеризовать условия, способствующие и препятствующие коррозии металлов.




































приложения















































Приложение 1

Календарно- тематическое планирование



№ занятия

Название раздела программы и темы занятия

Связь с основным курсом химии

1 .История атомно-молекулярного учения. Основные понятия и законы химии.

1

Атомистика древних. Атомистика М.В.Ломоносова и Д.Дальтона. Закон сохранения массы и энергии. Постоянство состава вещества. Закон Авогадро.

Х-8. Первоначальные химические понятия. Количественные отношения в химии. Закон Авогадро.

2

Практическое занятие №1: «Решение расчётных задач».


3-4

Открытие и утверждение периодического закона Д.И.Менделеева роль периодического закона в развитии понятия «химический элемент». Научно-познавательное и мировоззренческое значение закона.

Х-8. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

2.Строение вещества. Химические реакции.

6

Развитие представлений о структуре атомов. Основы современных представлений о строении атома, -электроны. Понятие о спаренных электронах. Распределение электронов в атомах.

Х-8. Состав атомных ядер. Строение электронных оболочек атомов. Понятие о состоянии электронов в атомах.

7

Современные представления об образовании химической связи. Полярная и неполярная ковалентная связь. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

Х-8.Образование химической связи и ионов.

8

Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Водородная связь. Металлическая связь. Единство природы химических связей. Геометрия простейших молекул.

Х-9.Строение вещества.

9

Основы учения о комплексных соединениях. Образование простейших комплексных соединений, их строение. Координационное число.

Х-9.Ионная и ковалентная связь. Электролитическая диссоциация. Химические свойства солей.

10

Практическое занятие №2: «Получение простейших комплексных соединений».


11

Сущность химической реакции в свете теории строения атома. Химические реакции с изменением и без изменения степени окисления. Окислительно-восстановительные реакции в промышленности.

Х-8. Окислительно-восстановительный процесс.

12

Практическое занятие №3: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций».

.*

З.Химическая кинетика и химическое равновесие.

13

Скорость химической реакции. Закон действующих масс. Константа скорости химических реакций.

Х-8.Скорость химической реакции.

14-15


Обратимые и необратимые химические процессы. Химическое равновесие, его математическое выражение. Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Х-9. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия.

16

Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ.. Механизм каталитического действия. Катализ в промышленности.

Х-9.Катализ.

17

Практическое занятие №4: «Опыты по катализу».


18-19

Практическое занятие №5: «Изучение зависимости скорости химических реакций от концентрации и температуры»



4. Химическая энергетика.

20

Тепловые эффекты химических реакций. Закон Гесса. Теплота образования веществ. Сохранение энергии при химических процессах.

Х-8. Тепловой эффект химической реакции. Термохимическое уравнение.

21

Практическое занятие №6: «Решение расчётных задач».


22

Термохимическое уравнение, расчеты по термохимическим уравнениям.


5. Химия неметаллов.

23

Общий обзор элементов неметаллов в связи с положением в периодической системе и строением их атомов. Аллотропные видоизменения неметаллов, их кристаллические решетки.

Х-8, 9. Характеристика химических элементов на основании их положения в периодической системе и строения атомов. Аллотропные видоизменения кислорода, серы, фосфора, углерода.

24-25

Обзор водородных соединений неметаллов: общие свойства, получение, физические и химические свойства в свете учения о строении атомов и химической связи.

Х-9. Химия неметаллических элементов.

26-27

Обзор кислородных соединений неметаллов -оксидов и высших кислородных кислот в свете учения о строении атомов и химической связи.


28

Практическое занятие №7: «Химические свойства неметаллов, свойства их оксидов и гидроксидов».


6. Химия металлов.

30

Металлы как совокупность атомов с металлической связью. Кристаллические решетки металлов. Физические и химические свойства металлов с положением элементов в периодической системе. Металлы как восстановители.

Х-9. Химия металлических элементов.

31

Свойства оксидов и гидроксидов металлов. Понятие о сплавах.


32

Электрохимические процессы. Металлы в современной науке и технике.


33

Электролиз.


34

Практическое занятие №8: «Решение расчётных задач и выполнение упражнений».








Приложение №2.

Литература.

  1. Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Химия. М.: Просвещение,2004

  2. Агафошин Н.П. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.- М.: Просвещение, 2009


  1. Глинка НЛ. Общая химия._Л.: Химия, 1995.

  2. Егоров А.С., Шацкая К.П. Общая и неорганическая химия. Ростов на Дону: Феникс, 2011

  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2011

  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2007

  5. Хомченко И.Г. Общая химия. Сборник задач и упражнений. М.: Новая волна, 2012






Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета




















Приложение №3.

Тема урока: Практическая работа №5. «Изучение зависимости скорости химической реакции от концентрации и температуры».

Цели урока: 1. Применяя исследовательский подход, выяснить зависимость скорости реакций от условий (концентрации и температуры).2.Дать возможность применять полученные теоретические знания на практике.3.Совершенствовать навыки учащихся по обращению с веществами и оборудованием.4.Продолжить формирование умений анализировать, обобщать и делать выводы.

Оборудование и реактивы.

Секундомеры, термостат (стакан (250 мл) и крышка к нему с отверстиями для термометра и пробирки), пробирки в штативе, капельные пипетки, бюретки на 25 мл, термометр на 100 электрические плитки. Растворы: тиосульфата натрия (0,5 моль/л), серной кислоты(1 моль/л).

Ход работы:

  1. Повторить правила техники безопасности при обращении с нагревательными приборами.

  2. Выполнить качественный опыт и составить уравнение реакции между тиосульфатом натрия и серной кислотой (признаком реакции служит помутнение раствора - образование серы).

  3. Выполнить исследования, пользуясь письменными указаниями (опыт № 1, опыт № 2).

  4. Проанализировать графики зависимости скорости реакции от концентрации и температуры и сделать выводы.

Опыт №1. Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость реакций.

1 .Проделать качественный опыт. Для этого внести в пробирку 10 капель раствора тиосульфата натрия (С=1 моль/л). Наблюдается слабое помутнение, которое в дальнейшем усиливается от выпадающей свободной серы:

По времени, проходящему то сливания растворов до заметного помутнения, можно судить о скорости реакций.

2. Приготовить три раствора тиосульфата натрия различной концентрации. Для этого в три пронумерованные пробирки внести: в первую -5 капель тиосульфата натрия и 10 мл воды; во вторую 10 капель тиосульфата натрия и 5 капель воды, в третью -15 капель тиосульфата натрия. (Пробирки для опыта должны быть сухими).

З.В пробирку №1 внести 1 каплю серной кислоты, встряхнуть ее для перемешивания и отметить время то момента сливания растворов до момента слабого помутнения раствора.

4, В пробирку №2 внести 1 каплю серной кислоты и отметить время протекания реакций до помутнения раствора.

5. В пробирку №3 внести 1каплю серной кислоты и отметить время помутнения раствора.
6.Результаты опыта занеси в таблицу.



№ пробирки

Время протекания реакций, сек

Условия скорость реакций

1



2

_ 2



3



7.Построить график зависимости скорости реакций от концентрации реагирующих веществ. На оси

абсцисс отложить условную концентрацию раствора тиосульфата натрия, на оси ординат - условную скорость реакции.


8. Проанализировать график и сделать вывод о зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.

Опыт №2. Влияние температуры на скорость реакции.

1 .Замерить температуру в классе. Приготовить два термостата: один с температурой воды на градусов выше комнатной, другой - с температурой на 20 градусов выше комнатной.

2.В пробирку внести 10 капель тиосульфата натрия ( С = 0,5 моль/л) и одну каплю серной кислоты ( С = 1моль/л), встряхнуть пробирку для перемешивания и измерить время от момента добавления кислоты до появления слабого помутнения.

З.В две других пробирки внести по 10 капель тиосульфата натрия и поместить их в термостаты -одну пробирку при температуре 1+10 градусов, вторую - при температуре 1+20 градусов. Выждать 5 минут, чтобы в пробирках установилась нужная температура.

4,Внести 1кахшю серной кислоты в пробирку с раствором тиосульфата натрия при температуре 1+10 градусов, встряхнуть пробирку для перемешивания содержимого и измерить время от момента добавления кислоты до появления слабого помутнения.

5. Внести 1 каплю серной кислоты в пробирку с раствором тиосульфата натрия при температуре 1+20 градусов, встряхнуть пробирку для перемешивания содержимого и измерить время от момента добавления кислоты до появления слабого помутнения.

б.Результаты опыта занеси в таблицу.



№ пробирки

Температура

Время протекания реакции, сек

Условия, скорость реакций

1




2




3




7.Построить график зависимости скорости реакций от температуры. На оси абсцисс отложить температуру, а на оси ординат — условные значения скорости реакции.

8.Проанализировать график и сделать вывод о зависимости скорости реакции от температуры.






Составитель:

преподаватель высшей категории

учитель химии Н.В.Суслопарова


Рецензент:

зав.кафедрой неорганической, органической и биологической химии

Иркутского ГАУ к.х.н. доцент А.К.Подшивалова