СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс по географии Смоленщины." Социально географическое краеведение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана программа факультативного курса по географии Смоленщины для 8-9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс по географии Смоленщины." Социально географическое краеведение"»





МБОУ Михайловская ОШ

Факультативный курс по географии Смоленщины

«Социально – географическое краеведение»













Дмитриева Людмила Николаевна

учитель географии и биологии

Михайловской школы









1

Пояснительная записка к факультативному курсу по географии Смоленщины

«Социально – географическое краеведение».


Задачи курса.

Современный этап развития общества характеризуется новым состоянием всех сфер общественной жизни. Кризисные явления в социально – культурной сфере, усложнение процесса развития личности определяет актуальность проблемы нравственного развития и воспитания школьника, обусловленной противоречием между объективной потребностью нравственного воспитания в современном социуме и еще недостаточным уровнем реализации этой потребности.

Существенным обстоятельством в нравственном становлении личности учащегося является проявление стремления к преобразованию знания и опыта в схему ориентации жизни, в самом себе, открытие для себя своего мира, которому принадлежишь, в котором у человека есть свое место.

Целью курса определяется формирование у школьников представления о пространственно – временном взаимодействии природы – общества – собственного «я». Достижение поставленной цели обозначает решение следующих задач:

- усвоение знаний о природе, населении, хозяйственном облике региона, обеспечивающего выбор ценностей собственной жизнедеятельности в согласованности с нравственно – социальными ценностями общества;

- совершенствование умений оценивать сложную систему взаимоотношений между людьми, территорией и окружающей обстановкой;

- овладение творческими способностями решения научных и жизненных проблем;

- формирование экологического сознания, норм поведения человека, адекватных реальным условиям и возможностям;

2

- формирование умений выявлять особенности условий работы, быта человека на основе различных источников географической информации;

- развитие способности принятия самостоятельных решений, непрерывному самообразованию.


Формы организации и учебной деятельности школьников.

Реализация программы курса «Социально – географическое краеведение» предусматривает использование разных форм и методов учебной деятельности, способствующей обеспечению осмысления ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности, созданию эмоционального подъема у учащихся.

Рассматривая урок как источник развития личности школьника, раскрытия ее творческого потенциала, главной его целью определяется не передача знаний от учителя к учащимся, а их приобщению к самостоятельной работе творческого характера. Такой подход позволяет охватить множество различных форм учебной деятельности. В процессе изучения социально – географического краеведения выбор того или иного типа и формы проведения урока учителем, обеспечен разнообразным содержанием разделов программы.

Учитывая особенности возраста учащихся и специфику курса, следует отметить целесообразность применения групповой формы организации деятельности на уроке. При этом группы могут формироваться по желанию учащихся, как постоянные объединения, так и временные, только на один урок, что зависит от объема выполняемой работы. Такая форма деятельности школьников, опираясь на их самостоятельную работу, предусматривает использование исследовательского метода. Построение разделов курса позволяет осуществлять постепенную подготовку исследовательской деятельности школьника, за счет ее повторения на новом, более высоком уровне сложности.

3

Содержание курса благоприятно для проведения уроков – конференций. При подготовке такого урока в соответствии с опережающими заданиями, подготовленными учителем, учащиеся выполняют творческие работы, проекты, доклады, рефераты и др.

Введение (4ч.)

На введение в курсе «Социально-географическое краеведение» отводится четыре урока, где кроме решения организационных вопросов, раскрывается содержание понятия «социально-географическое краеведение», определяются формы и методы краеведческой работы.

С целью повышения интереса к изучению курса на первом уроке рассматривается роль краеведческих знаний в жизни современного человека. Особое значение уделяется вопросу о том, каким должен быть современный человек. Обсуждение этого вопроса целесообразно начинать после проведения социокультурного практикума «Современный человек – какой он?» Учащимся предлагается оценить, в какой степени должны быть присущи современному человеку такие качества как гуманность, целеустремленность, эгоистичность, безразличие, жестокость и т.д. В дальнейшем обсуждении определяется влияние краеведческих знаний на развитие качеств личности человека. В связи с этим ставится ряд вопросов: «Как вы думаете, что означает – иметь свою индивидуальность? Почему каждый человек рано или поздно задумывается над вопросом о смысле жизни? В чем может проявляться самостоятельность человека? Какая деятельность людей проводит к получению новых знаний об окружающем мире?»

Особое внимание во введении уделяется изучению вклада ученых – географов в исследовании территории края. В соответствии с опережающим заданием отдельные учащиеся готовят биографические очерки. Основные теоретические положения по данному вопросу раскрываются учителем на уроке с использованием методов устного изложения.

4

Рассмотрение вопроса об источниках знаний о родном крае, формах и методах краеведческой работы осуществляется во время проведения экскурсии в краеведческий музей, что предусмотрено содержанием программы курса. Своеобразным подведением итога становится выполнение творческой работы по составлению каталога литературы, которая может быть использована в изучении родного края.

Раздел 1. История формирования и заселения территории. (2ч.)

Целью этого раздела является формирование у школьников представления об основных этапах заселения и хозяйственного освоения территории родного края, что предполагает усиление культурологической направленности курса за счет использования интеграционного потенциала географии и истории.

Рассмотрение вопросов развития территории, процессов и явлений необходимо осуществлять с хронологической точки зрения. Усиливая объяснительный элемент в локально – региональной географии, исторический подход способствует выявлению сущности и причины возникновения процессов и явлений, прогнозированию их дальнейшего развития.

Приступая к изучению темы, учитель определяет важность знаний об исторических факторах развития региона. В содержании урока выделяются следующие смысловые блоки каждому из которых соответствует определенный характер познавательной деятельности учащихся:

  1. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории края.

  2. Содержание карты «Территориально – административное устройство Смоленской области», приемы работы с ней.

При рассмотрении первого смыслового блока деятельность старшеклассников направлена на усвоение учебной информации, представленной педагогом. При знакомстве с картой «Территориально –

5

административное устройство Смоленской области» обращается внимание на значение умений работать с тематическими картами. Вначале карта выступает объектом специального изучения, а затем источником знаний. Школьники выполняют задания по характеристике современной границе территории. На этом этапе целесообразно применение частично-поискового метода через предложение ученику самостоятельно сформулировать задание по карте для своих одноклассников.

Второй урок раздела направлен на формирование умений и навыков, которые связаны с теоретическими знаниями, их закреплением и применением. Формой учебной деятельности выступает практическая работа «Составление характеристики этапов заселения территории области с использованием материалов топонимики». Учащимся предлагается составить таблицу, отображающую в хронологическом порядке освоение территории Смоленской области и раскрывающую смысловое значение, используемых при этом географических названий. По результатам выполнения работы проводится эвристическая беседа, где определяется значение топонимов для восстановления картины былого облика местности и расселения людей.

Раздел 2. Природно – этнографическое развитие территории (9ч.)

Изучение этого раздела имеет большое воспитательное значение, так как раскрывает особенности влияния природно – этнографических факторов заселения территории края на образ жизни населения и процесс формирования личностных качеств. Становление нравственной культуры личности невозможно без аксиологического осмысления природы, в силу ее уникальности, единственности и неповторимости. Влияние окружающей природы на эмоционально – психологическое состояние личности отмечал еще русский историк В.О. Ключевский. Он видел в среднерусском ландшафте источник своеобразия русского национального характера, выделяя значения образов леса, поля и реки в русской культуре

6

и их роль в формировании психологических черт личности. Таким образом, в содержании раздела широкое отрицание получает этнографический материал, воздействующий прежде всего, на эмоциональную сферу и расширяющий возможности географического краеведения в нравственном развитии личности школьника.

Исследование причинно – следственных связей природы и образа жизни населения представляют возможность объяснить самобытность культурных традиций местности. Программой предусмотрено проведение тематической экскурсии в краеведческий музей «Природные условия и образ жизни человека». В информационной части учитель на примере экспозиций музея раскрывает исторический аспект формирования трудовых навыков населения родного края и проявление влияния на их особенности природных условий территории. Рабочая часть экскурсии предполагает регистрационную деятельность учащихся, направленную на формирование осознанных положений темы. Оформление материалов экскурсии происходит в виде написания отчета, в котором существенное место занимает вопрос о значении изученной информации лично для каждого участника события.

Отражением взаимосвязи культуры народа и природы выступают народные промыслы. Основные теоретические изложения по данному вопросу рассматриваются учителем на уроке с использованием устного изложения. В качестве опережающего задания учащимся предлагается выполнение творческой работы «Отражение природы в народных промыслах, народном творчестве».

Система знаний, которая раскрывается в данном разделе, в достаточной степени затрагивает субъективный опыт учащихся, источником которого является собственная биография (влияние семьи, национальной, социокультурной принадлежности), результат повседневной жизни, реальное взаимоотношение с миром вещей и людей.

7

Следовательно, значительное место отводится рассмотрению вопросов о семейных традициях, о судьбе семьи в судьбе родного края.

Содержание раздела определяет преобладание на уроках частично – поискового метода познавательной деятельности учащихся. Реализация этого метода происходит с помощью постановки проблемных, творческих заданий. Школьники выполняют практические работы по составлению раздела Книги рекордов «Уникальные занятия населения Смоленской области», подбору генеалогического дерева семьи «Моя родословная в народных промыслах». Таким образом, происходит постепенное приобщение учащихся к творческой деятельности.

Раздел 3. Современная демографическая ситуация (9ч.)

Перед изучением вопросов данного раздела необходимо актуализировать опорные знания о численности населения, естественном приросте, демографической ситуации в России. Воспроизведение ранее усвоенных знаний необходимо для организации на последующих уроках исследовательской деятельности учащихся, представляющей возможность осуществления связи с окружающей действительностью, намечающей пути отражения единства общего и частного, глобального и локального. Исследовательская деятельность определяет качественное своеобразие такой технологии обучения, как метод проектов. Метод проектов предоставляет возможность работу школьников и в группах, что способствует продвижению каждого ученика от репродуктивного к творческому уровню обучения.

На первоначальном этапе работы формулируется педагогическая цель: «Воспитание социально – нравственной жизненной позиции учащихся через личностно – ориентированный подход в краеведении». Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

- усвоение учащимися объема знаний, обеспечивающего сознательную адаптацию в обществе;

8

- развитие у учащихся умения делать выбор и осмысливать последствия данного выбора, а также результаты собственной деятельности.

- использование учащимися субъективного опыта в интерпретации и оценке фактов, событий, явлений окружающей действительности на основе личностно – значимых ценностей и внутренних установок.

Выбор темы проекта происходит в ходе совместного обсуждения с учащимися актуальных проблем нашего общества. Выражением самостоятельной творческой деятельности школьников становится предъявление собственного мнения и позиции в отношении предмета обсуждения.

Следующим этапом выступает процесс формирования творческих групп и определение заданий для каждой из них в соответствии с выбранной подтемой.

Разработка каждой из подтем ведется по определенному плану, который включает в себя следующие пункты:

  1. Обзор литературы по заданной теме.

  2. Социологический опрос населения по данной теме.

  3. Обработка полученных результатов с последующим анализом.

  4. Выводы по теме. Практическое приложение проделанной работы.

Роль педагога сводится к координации деятельности учащихся и их консультирование.

Приступая к рассмотрению вопросов, связанных национальным и религиозным составом населения, следует подчеркнуть их актуальность в жизни современного человека. У школьников уже имеются знания и умения работы с картами и статистическим материалом соответствующего содержания, поэтому выполнение практикума «Определение соотношения национального состава и религиозной принадлежности населения Смоленской области» происходит на высоком уровне их исследовательской работы.

9

Изучение особенностей рынка труда региона и занятости населения целесообразно проводить в ходе эвристической беседы с учащимися. Используя субъективный опыт, школьники обсуждают вопросы о востребованности той или иной специальности в регионе, делают выводы о взаимосвязи высокого профессионализма человека и его качества жизни.

На завершающем этапе проводится практическая работа по составлению краткой аннотации материалов периодической печати, отражающей вопрос «Рынок труда. Занятость населения Смоленской области».

Раздел 4. Городские и сельские населенные пункты (10ч.)

Основное содержание раздела может быть представлено в виде плана – схемы, которая служит опорным логическим конспектом и используется с целью создания перспективы в получении материала. Эту схему можно строить по ходу изучения отдельных вопросов, а затем предложить самостоятельную работу, в итоге которой она составляется целиком. Возможно совместное создание этого конспекта на последнем уроке в качестве подведения итогов изучения темы.





Изучение данного раздела предусматривает характеристику географического положения города Смоленска и установление взаимосвязи между особенностями его планировки с рельефом местности. Выполнение этого задания актуализирует знания и умения, из курса физической географии и способствует формированию у них пространственных представлений.

Содержание программного материала определяет построение проблемных заданий, выполнение которых способствует овладение учащимися опытом творческой деятельности. Так, например, школьникам предлагается самостоятельно разработать экскурсию «Необычный ракурс города». С самого начала предложение выполнить работу по соответствующей теме определяет создание проблемных ситуаций, когда перед учениками возникает необходимость реализации задания, где подлежащее усвоению знание займет место неизвестного.

Представленная в разделе практическая работа составление картосхемы оптимального маршрута движения общественного транспорта в своем районе (с учетом проблемы окружающей среды)» в самом условии содержит

11

проблемную ситуацию, разрешение которой приведет учащихся к получению нового задания. Выполнение данной работы ставит перед школьниками следующие вопросы: «Какое влияние оказывает общественный транспорт на состояние окружающей среды микрорайона? Какие проблемы микрорайона определяются в связи с существующей схемой передвижения общественного транспорта? Какую дополнительную информацию из материалов периодической печати вы можете нанести на составленную картосхему?»

Таким образом, при изучении данного раздела наиболее эффективны уроки – практикумы. Школьники в достаточной степени владеют приемами работы, которые лежат в основе выполнения изучаемых программой практических работ, тем самым, имея возможность перейти на более высокий уровень познавательной самостоятельности и активности.

Рассмотрение особенностей городских и сельских населенных пунктов предусматривает индивидуальное выполнение творческих работ. Программой предлагаются следующие темы: «Будущее нового города. Особенности топонимики сельских поселений».

Раздел 5. Современный хозяйственный облик территории (20 ч.)

Содержание раздела включает фундаментальные знания о закономерностях развития и размещения основных межотраслевых комплексах хозяйства области. Оценивая историю – географический, трудоресурсный, природно – ресурсный факторы, учащиеся активизируют знания о Смоленской области и составе Центрального экономического района. Специфическим аспектом содержания раздела выступает информация о важнейших профессиях предприятий, об условиях жизни и труда, охране здоровья работников этих предприятий.

При изучении вопроса о социальных и социально – гигиенических условиях промышленных и сельскохозяйственных предприятий района рекомендуется организация исследовательской деятельности школьников.

12

Разработка проекта «Изучение характера природопользования на местном предприятии» предусматривает не только знакомство с особенностями организации производства и условий труда на предприятии, но и оценку его влияния на окружающую среду. Последовательность выполнения работы может быть такой: определение географического положения предприятия и по отношению к жилым застройкам, рекреационным зонам и источников сырья, энергии. Описание особенностей производства, изучение изменений компонентов природой среды, окружающих данное предприятие, определение эффективности природоохранных мероприятий предприятия, оценка социальных условий труда и жизни работников предприятия, их здоровья.

Раздел 6. Социальная экология (14 ч.)

В современных условиях в нравственном становлении личности старшеклассника имеет эколого – гуманистические, культурологические ориентации и ценности. Реальные экологические ориентации и ценности. Реальные экологические проблемы региона, населенного пункта, где проживает школьник включаясь в содержание краеведческого образования выражают проблемно – творческий аспект взаимодействия человека и природы. Рассмотрение природы целью, а не средством в системе материальных ценностей определяет нравственное отношение человека к природе, расширение сферы действия привычных форм моральной регуляции. Таким образом, ведущими идеями содержания раздела становятся: человек как часть природы, человек как фактор, воздействующий на природу в процессе хозяйственной деятельности и ее изменяющий.

Главная цель изучения социальной экологии Смоленской области – конкретизировать и углубить знания о взаимодействии человека и природы, раскрыть особенности этого процесса в пределах региона. Эти особенности определяются посредством установления пространственных, временных и причинно – следственных связей между компонентами природы и

13

социальной среды региона. Введение нового для учащихся понятия «социальная среда» способствует рассмотрению вопросов данного раздела в культурологическом аспекте, что ориентирует учебный процесс на воспитание природосообразной и культуросообразной личности. При этом социальная среда определяется как культурно – психологический климат, создаваемый людьми и складывающийся из их взаимодействия, осуществляемого непосредственно и с помощью средств материального, энергетического и информационного воздействия (Реймерс И.Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994).

Представление о взаимообустроенном характере отношений общества и природы учащиеся получают при выполнении практической работы, в ходе которой изучается состояние здоровья населения Смоленской области, выявляются факторы, способствующие повышению уровня заболеваемости. Используя статистические данные о выбросах в атмосферу загрязняющих веществ, школьники показывают с помощью цвета на контурной карте степень загрязнения атмосферного воздуха в районах Смоленской области. Далее условными знаками на этой же карте обозначаются уровни заболеваемости населения районов. В результате выполнения практической работы учащиеся делают вывод о том, что районы с сильным загрязнением воздуха являются самыми неблагополучными по заболеваемости населения.

Содержание раздела предусматривает на заключительном этапе изучения проведение урока – конференции «Проблема охраны и преобразования природы Смоленской области». Цель конференции – показать особенности взаимодействия общества и природ в регионе, определить перспективы преобразования и сохранения природы Смоленской области. Организационный момент подготовки и проведения конференции определяется групповой формой работы учащихся. При подготовке урока каждая группа школьников получает опережающее задание: подготовить


14

доклады, провести социологическое исследование. Темы выступления на конференции могут быть следующими:

  1. Особенности воздействия человека на природу в Смоленской области.

  2. Зависимость состояния окружающей среды региона от общей культуры его населения (по материалам социологического исследования).

  3. Уникальные ландшафты Смоленской области, их охрана.

  4. Зависимость между уровнем социально – экономического развития региона и состоянием природоохранной деятельности в его пределах.

Проводит конференцию и оценивает работу учитель с группой актива класса, избирается ведущий, который открывает урок сообщением о проблеме воздействия человека на природу.

На конференции обсуждается ряд вопросов: «Какие области человеческой деятельности оказывают наиболее сильное воздействие на природу Смоленской области? Какое влияние оказывают природные особенности территории на здоровье человека? Какие основные пути сохранения природных компонентов вы можете предложить? Какие организации, занимающиеся охраной окружающей среды, представлены в вашем регионе? Эффективна ли их деятельность? Предложите свою программу охраны природы в Смоленской области».

Примерное тематическое планирование курса

«Социально – географическое краеведение» (68ч.)


8 класс – 34ч. (1 час в неделю).

№ урока

Тема урока

Практические и творческие работы

Тип учебного занятия

1

Введение

Роль краеведческих знаний в жизни современного человека.


Урок изучения нового.

2, 3

Источники знаний о родном крае. Формы и методы краеведческой работы.


Экскурсия в краеведческий музей.

4

Вклад ученых географов в изучение территории края. Социально – географическое краеведение.


Комбинированный урок.


Раздел 1. История формирования и заселения территории.



5, 6

Этапы заселения и хозяйственного освоения края. Современная граница Смоленской области.

Составление характеристики этапов заселения территории области с использованием материалов топонимики.

Комбинированный урок.


Раздел2. Природно – этнографические развитие территории.



7, 8

Природно – этнографические факторы заселения территории края.


Урок лекция

9, 10

Трудовые навыки населения края, исторический аспект их формирования.


Экскурсия в краеведческий музей.

11, 12

Народные промыслы Смоленской области.

Составление раздела Книги рекордов «Уникальные занятия поселения Смоленской области».

Комбинированный урок.

13

Выдающиеся люди края. Значение их деятельности в изучении и развитии края, всей страны.


Комбинированный урок.

14, 15

Судьба семьи в судьбе родного края. Семейные традиции, династии. Нравственно – ценностные ориентации поколений.


Подбор генеалогического дерева семьи «Моя родословная в народных промыслах

Комбинированный урок.

Урок – практикум.


Раздел 3. Современная демографическая ситуация.



16

Современная демографическая ситуация Смоленской области.

Перепись населения: прошлое и настоящее.



Урок изучения нового материала.

17, 18, 19

Демографический кризис конца ХХ века, начала ХХ1, причины.

Определение соотношения национального состава и религиозной принадлежности населения Смоленской области.

Исследовательский проект.

20, 21, 22

Особенности современного национального состава населения края. Связь народных традиций с религиями.


Урок – конференция.

Комбинированный урок.

Урок – практикум.

23, 24

Рынок труда Смоленской области.

Занятость населения.

Составление краткой аннотации материалов периодической печати по вопросу: «Рынок труда. Занятость населения Смоленской области».

Урок изучения нового материала.

Урок – практикум.


Раздел 4. Городские и сельские населенные пункты.



25

Социально – экологические факторы формирования городской и сельской среды.

Природа Смоленской области.

Характеристика географического положения г. Смоленска.

Взаимосвязь планировки и рельефа.

Урок изучения нового материала.

26

Природно – ресурсный потенциал города Смоленска.


Комбинированный урок.


27

Современная городская семья: образ жизни, проблемы.

Составление картосхемы оптимального маршрута движения общественного транспорта в своем районе.

Комбинированный урок.


28, 29

Необычный ракурс города Смоленска.


Урок – практикум.

Экскурсия по городу.

30, 31

Сельские населенные пункты. Природно – ресурсный потенциал.

Особенности топонимики сельских поселений.

Урок изучения нового материала.

32, 33

Образ жизни проблемы современной сельской семьи.


Комбинированный урок.

34

Подведение итогов проделанной работы.


Урок обобщения знаний.


9 класс – 34 часа (1 час в неделю).


№ урока

Тема урока

Практические и творческие работы

Тип учебного занятия

1

Раздел 5. Современный хозяйственный облик территории. Смоленская область в составе Центрального экономического района.


Урок – обобщение, конференция.

2

Черная металлургия, история возникновения, современные предприятия отрасли


Урок изучения нового материала

3

Особенности производственной сферы. Машиностроение.

Выявление эффективной формы организации производства на территории области по материалам периодической печати, статистическим справочникам.

Комбинированный урок.

5, 6, 7, 8

Изучение характера природопользования на местном предприятии.


Исследовательский проспект.

Урок – конференция.

9, 10

Сельское хозяйство Смоленской области. Проблемы, уровень жизни сельского жителя.


Урок изучения нового материала.


11

Социальные и социально – гигиенические условия промышленных и сельскохозяйственных предприятий Смоленской области.


Комбинированный урок.

12

Непроизводственная сфера.

Мое образование – мое будущее.

Комбинированный урок.

13, 14

Образовательные учреждения Смоленской области.


Экскурсия.

15

Уровень медицинского обслуживания населения Смоленской области.


Урок изучения нового материала.

16, 17

Рекреационный потенциал территории Смоленской области.


Урок – лекция.

Урок – семинар.

18, 19

Возможности современной семьи для полноценного отдыха.

Проблемы.


Урок изучения нового материала.

20

Обобщение и повторение знаний по теме: «Современный хозяйственный облик Смоленской области».


Урок проверки и учета знаний.


Раздел 6. Социальная экология.



21

Эколого – географическое положение Смоленской области.


Урок изучения нового материала.

22, 23

Состояние природной среды родного края и характер изменений в ней.


Комбинированный урок.

24, 25

Воздействие природной среды на здоровье населения края.

Выявление факторов окружающей среды, вызывающих повышение заболеваемости населения.

Комбинированный урок.

Урок – практикум.

26, 27

Влияние социальной среды на формирование человека в современном обществе.


Урок – лекция.

Урок – семинар.

28

Возможности адаптации человека к природной и социальной среде Смоленской области.


Урок изучения нового материала.

29, 30

Влияние природных и общественных явлений на примере Смоленской области.

Экологические проблемы в произведениях Смоленских писателей и публицистов.

Комбинированный урок.

31, 32

Проблемы охраны и преобразования природы в Смоленской области.


Урок – конференция.

33, 34

Обобщение и повторение знаний по курсу «Социально – географическое краеведение».


Урок проверки и учета знаний.

Урок обобщения знаний.