МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
Утверждено
Приказом №______ от _______20___г.
Директор МБОУДО
«Детская художественная школа»
________________Е.Н. Балак
М.П.
Факультативный курс по программе
«Песочная живопись» («сэнд – арт»)
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 10-14 лет
г. Биробиджан
1.Пояснительная записка
На сегодняшний день значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов к организованным занятиям с детьми с использованием песка и специальной световой доски. Доказано, что благодаря этому, у учащихся, в том числе и у детей с ОВЗ, развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Песок дает возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком, чтобы исправить ошибки. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают.
Программа основывается на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей.
Цель программы:
- углубление знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения, подготовки одаренных учащихся к конкурсам и выставкам.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка;
-обучать умению самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения;
- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета;
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
Воспитательные:
- способствовать самоопределению и творческой самореализации;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 18 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа по 40 минут с переменой – 10 минут.
Форма обучения – очная. Основная форма обучения – занятие, включающее теоретическую и практическую часть. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме.
Возраст обучающихся – 10-14 лет.
Принципы реализации программы
В процессе обучения применяются принципы реализации программы:
- принцип воспитывающего обучения, поскольку учащимся даются не только знания, но и формируется его личность;
- принцип связи теории с практикой, который позволяет обосновать необходимость полученных знаний и возможность их практического применения;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности.
2.Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Введение. Техника безопасности в работе с песком, вводный инструктаж. История возникновения песочной анимации, знакомство с материалом (песком). Знакомство с песочными коробами. | 1 | Вводный инструктаж, просмотр видеороликов |
2 | Волшебство линий. Точки и круги. Упражнения. | 1 | Рассказ, игра, демонстрация |
3 | Техника рисование песком «Насыпания». Упражнения. | 1 | Рассказ, игра, демонстрация |
4 | Техника рисование песком «Отпечатка» | 1 | Рассказ, игра, демонстрация |
5 | Знакомство с техникой «Вытеснение». Дерево. Упражнения. | 2 | Рассказ, игра, демонстрация |
6 | Техника рисование двумя руками одновременно. Упражнения. | 1 | Демонстрация, практ. задание |
7 | Техника рисования песком. Эмоции и чувства: радость, грусть, удивление и т.д. | 1 | Практ. задание |
8 | Сюжетное рисование в технике «насыпания» «Моя мама» | 2 | Практ. задание |
9 | Сюжетное рисование по теме: «Город, в котором я живу». | 4 | Практ. задание |
10 | Сюжетное рисование по теме: «Детство». | 4 | Практ. задание |
| Итого | 18 | |
Методическое обеспечение программы
Для успешного и полного освоения курса программы необходимым условием является применение различных форм и методов обучения:
Методы: наглядно-слуховой, практический, объяснение, наглядно-зрительный, метод активизации творческих проявлений, метод экспериментирования, побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.
Приемы: дискуссии, беседы, игры – коммуникации, экологические и исторические игры, проективные игры, познавательные игры, рисование песком, посыпание цветной морской солью, элементы сказкотерапии, музыкальное сопровождение
Формы: специально организованные фронтальные, групповые, индивидуальные занятия; совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей; игры с песком, рисование песком; создание выставок; участие в конкурсах.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся на базе МБОУДО «Детская художественная школа».
Оборудование:
1.Водонепроницаемые деревянные ящики;
2.Ящики со световым стеклом;
3.Песок, лопатки.
Список литературы
Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. –Журнал «Старший воспитатель» No5/ 2012г.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
Зинкеевич- Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.:Речь, 2002. – 224 с.
Мариелла Зейц «Пишем, рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт», 2010. –93с.
Пальчиковые игры и упражнения
По материалам сайта http://doshkolniki.org
Щупальца осьминога
Пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко!
• Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы — 1-я позиция).
• Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак — 2-я позиция).
• Заменяют ему руки (1-я позиция).
• Очень ловкие (2-я позиция) они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть).
Цветок
У каждого из вас кисти рук превратились в цветок.
Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
• Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
• Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
• Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
• К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).
• И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
• До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).
Большие и маленькие
Дети, напрягите пальцы на обеих руках. Вот какие они! Растопырьте пальцы. А теперь они
стали маленькие-маленькие. Согните их и коснитесь подушечками (кончиками пальцев) верхней стороны ладоней, т. е. у основания пальчиков.
• Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони).
• Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить).
• Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»).
• А дружные какие! (Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.)
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать
• Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки).
• Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки).
• Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук).
• Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивать из стороны в
сторону).
• Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются).
• А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков).
• А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы).
• А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы).
• Очень (прижать к ладоням большие пальцы).
• Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням).
• И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя).
Рыбки
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он
открывает пасть.
Предложите детям «поиграть в рыбок».
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 - Выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 - Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
3 - Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
4 - Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 - Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 - Быстро качаем ладонями (дрожь).
7 - Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – Прячем руки за спину, педагог старается их поймать.
Техники работы
«Техника закидывания».
Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.
«Техника засыпания».
Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.
«Техника насыпания».
Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом.
«Техника вытирания».
Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.
«Техника процарапывания».
Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь
«Техника отпечатка».
Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.