Пояснительная записка
Образовательная область
Данная программа относится к спортивно-оздоровительному направлению и направлена
на формирование отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Программа разработана и будет апробирована на базе МОУ «Большекуналейская СОШ им. Гуслякова Г.И.»
Актуальность и новизна программы
Актуальность программы
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Практическая значимость
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Вид программы:
Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся. Программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Новизна:
Предлагаемая программа факультативного курса «Здоровячки» составлена для внеурочной деятельности младших школьников спортивно – оздоровительного направления и разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель данной программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе;
научить детей быть здоровыми душой и телом;
использовать полученные знания в повседневной жизни;
- способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
Особенности программы
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Принципы, лежащие в основе программы
Программа кружка «Здоровячки» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
-Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
-Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
-Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
-Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
-Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
викторины;
соревнования;
подвижные игры.
Режим занятий:
Программа рассчитана на детей 7-10 лет.
Количество обучающихся - 15 человек. Программа рассчитана на 1 год – 34 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Количество часов аудиторных занятий - и внеаудиторных активных (подвижных) занятий – примерно 50×50 %.
Набор детей в группу - свободный.
Планируемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова.
Календарно - тематическое планирование 3-4 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Открываем дверь в сказку Здоровья | 1 | 1 | |
2. | «Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим» | 2 | 1 | 1 |
3. | Значение утренней гимнастики для ребёнка | 3 | 1 | 1 |
4 | «В гостях у Мойдодыра» | 2 | 1 | 1 |
5 | «Да здравствует мыло душистое!» | 3 | 1 | 1 |
6 | Зубы. Наш лучший друг - зубная щетка | 2 | 0,5 | 0,5 |
7 | Правила личной гигиены | 2 | 0,5 | 0,5 |
8 | Питание – необходимый фактор для ЗОЖ | 2 | 0,5 | 0,5 |
9 | «Береги зрение с молода». | 2 | 0,5 | 0,5 |
10 | «Наши ушки - лучшие подслушки» | 2 | 1 | - |
11 | Осанка. Гигиена правильной осанки | 2 | 1 | |
12 | «Чистота - лучшая красота» | 2 | - | 1 |
13 | Праздник «Путешествие по городу Здоровейску» | 1 | | 1 |
14 | Экскурсия «Природа – источник здоровья | 1 | | 1 |
15 | Кукольный спектакль «Спеши делать добро» | 2 | | 1 |
16 | Моё настроение. Передай улыбку по кругу. | 2 | | 1 |
17 | «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!» | 3 | 0,5 | 0,5 |
18 | Вредные привычки и их профилактика | 2 | 0,5 | 0,5 |
19 | Для чего нам нужен сон? | 2 | 0,5 | 0,5 |
20 | Труд и здоровье | 2 | | |
21 | Наш мозг и его волшебные действия | 2 | 1 | |
22 | Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» | 2 | | 1 |
23 | Игра «Зов джунглей». | 1 | | 1 |
24 | Лесная аптека на службе человека | 3 | 0,5 | 0,5 |
25 | Вредные и полезные растения. | 3 | 1 | |
26 | Конкурс знатоков спорта. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Маленькие акробаты | 1 | | 1 |
28 | «Папа, мама, я – спортивная семья!» | 1 | | 1 |
29 | Спортивный праздник «Дальше, быстрее, выше». | 1 | | 1 |
30 | Подвижные игры. | 3 53 | | 1 |
31 | Одежда по сезону | 3 | 1 | |
32 | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 | | 1 |
33 | Опасности летом | 3 | 1 | |
34 | Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». Итоговый контроль знаний- Диагностика. Составление книги здоровья. | 3 | | 1 |
Всего: | 68 | 15 | 19 |
Содержание занятий
Тема 1. Открываем дверь в сказку Здоровья
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Сказки о здоровье.
Тема 2. «Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим».
Понятие «режим дня школьника». Соблюдение режима дня школьника. Составление режима дня для детей 3-4 классов.
Тема 3. Значение утренней зарядки для ребёнка
Что означает понятие «зарядка»? ОРУ для утренней зарядки. Значение утренней зарядки для здоровья. Разучивание комплекса ОРУ.
Тема 4. «В гостях у Мойдодыра».
В гостях у доктора Воды. Значение воды с точки зрения личной гигиены. Бережный расход воды.
Тема 5. «Да здравствует мыло душистое!»
Роль мыла для человека. Гигиена лица и рук. Правила ухода за ними.
Тема 6. Зубы. Наш лучший друг - зубная щетка
Знакомство с доктором Здоровая Пища, Здоровые зубы. Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Тест.
Тема 7. Правила личной гигиены.
Понятие «личная гигиена». Значение соблюдения гигиены для сохранения здоровья.
Рисунки на данную тему.
Тема 8. Питание – необходимый фактор для ЗОЖ.
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».
Тема 9. «Береги зрение с молоду».
Орган зрения - глаз. Соблюдение и применение правил для сохранения зрения. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно».
Правила при работе с книгой, за компьютером и т.д.
Тема 10. «Наши ушки - лучшие подслушки»
Орган слуха - ухо. Разыгрывание ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха, правила ухода за ушами.
Тема 11. Осанка. Гигиена правильной осанки.
Позвоночник - основа правильной осанки. Практические ситуации. Исправление ошибок. Понимание значения осанки в жизни человека.
Тема 12. «Чистота - залог здоровья»
Правила ухода за телом, предметы личной гигиены.
Тема 13. Праздник «Путешествие по городу Здоровейску»
Спортивно - оздоровительное мероприятие. Развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом
Тема 14. Экскурсия «Природа – источник здоровья
Экскурсия в природу - источник свежего воздуха, снежной красоты, катание с горок.
Тема 15. Спектакль «Спеши делать добро»
Добро - лучший лекарь. Разучивание ролей детьми. Воспитательный момент в работе над спектаклем.
Тема 16. Моё настроение. Передай улыбку по кругу.
Что значит настроение в жизни человека. Изображение человечков по настроению. Передача настроения через рисунок
Тема 17. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»
Закаливание. Основные процедуры закаливания. Правила закаливания.
Тема 18. Вредные привычки и их профилактика.
Вредные привычки. Понимание влияния привычек на здоровье и жизнь человека. Выпуск плаката «Мы против …!»
Тема 19. Для чего нам нужен сон?
Что такое сон? Значение сна в жизни человека.
Тема 20. Труд и здоровье.
Связь понятий «труд» и «здоровье». Роль труда в жизни человека.
Тема 21. Наш мозг и его волшебные действия
Мозг и его функции. Роль мозга в сохранении здоровья.
Тема 22. Марафон «Сколько стоит твоё здоровье».
Сколько стоит наше здоровье? Познавательная спортивная игра.
Тема 23. Игра «Зов джунглей».
Командная конкурсная игра на лучшего повара, на знание круп, определения напитка и т.д.
Тема 24. Лесная аптека на службе человека.
Растения леса. Значение растений для человека. Ценность лесных растений для сохранения здоровья человека. Правила сбора растений. Правила охраны растений.
Тема 25. Вредные и полезные растения.
Отличительные признаки растений, произрастающих в наших лесах. Правила сбора растений. Правила охраны растений.
Тема 26-27. Маленькие акробаты.
Знакомство с понятием «ритмическая гимнастика». Первые уроки обучения рит. гимнастике. Значение ритмической гимнастики для организма человека.
Тема 28. «Папа, мама, я – спортивная семья!»
Спортивно-развлекательное мероприятие с различными конкурсами. Привлечение детей и их родителей к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
Тема 29. Спортивный праздник «Дальше, быстрее, выше».
Спортивное мероприятие для детей. Конкурсная программа. Формирование физической красоты, силы, ловкости
Тема 30. Подвижные игры.
Значение игры для сохранения здоровья человека. Игры семейского народа и народов России. Развитие двигательной активности учащихся.
Тема 31. Одежда по сезону.
Виды одежды по сезонам. Роль одежды в сохранении здоровья. Проект «Одежда».
Тема 32. Игра «Не зная броду, не суйся в воду».
Знакомство с ориентированием на местности. Прибор для ориентирования на местности. Правила поведения в незнакомых местах.
Тема 33. Опасности летом.
Опасности во время каникул. Знание и предупреждение летних опасностей.
Тема 34. Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». Итоговый контроль знаний Диагностика. Составление книги здоровья.
Проверка сформированности первоначальных навыков здорового образа жизни, приобщение к здоровому образу жизни. Тестирование. Презентация.
Методическое обеспечение программы
Для того чтобы достичь высоких результатов, необходимо учитывать в процессе обучения психологические особенности ребят младшего школьного возраста:
- Особенности познавательной сферы
- Особенности эмоционально-волевой сферы
- Особенности характера
- Особенности общения и поведения
Методы и приемы работы
При разработке данной программы были учтены психолого-педагогические особенности ребят 7- 10 лет и выбраны следующие педагогические методы и приемы, которые позволят развивать все сферы деятельности ребят:
Игровой - создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций
и выставок музея.
Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
Формы занятий:
• мероприятия - беседа, лекция, экскурсия;
• подвижные игры, игры на свежем воздухе, практические; спортивные соревнования;
Самообразование.
Для достижения более высоких результатов у детей педагог должен постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, заниматься самообразованием. Формы самообразования могут быть различными: чтение специальной литературы, посещение и проведение открытых уроков, семинаров, творческих мастерских и мастер – классов. Владение различными методами работы позволяет педагогу разнообразить деятельность детей на занятиях и в то же время развить их творческие способности.
Условия реализации образовательной программы
Для реализации программы необходимы:
Сценарии праздников, тематических вечеров, планы уроков и т.д.
Методическая литература.
Досуговая литература.
Предметы гигиены: зубные щётки, зубная паста, мыло, полотенце.
методические и дидактические материалы (художественные книги, хрестоматии, научно-популярная литература, энциклопедии)
наглядные пособия
аудио, видео аппаратура
Для осуществления образовательного процесса по программе «Здоровячки» необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
Занятия по программе ведёт учитель начальных классов.
Для проведения занятий по некоторым темам можно пригласить детскую медицинскую сестру из участковой больницы.
Источники информации
литература для учителя
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», Москва, Просвещение, 2010 – 152 с.
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996.,
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., «Воспитательная работа в начальной школе» - ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
Лаптев А.К Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1999.
.«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997.
Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980.
«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
литература для учащихся
1. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996.,