Просмотр содержимого документа
«Феноменология девиантного поведения»
Работа куратора группы со студентами девиантного поведения
Критерии девиантности
- Критерий отклонения «-» от нормы
- Критерий устойчивости
- Критерий противоречия этнокультурным нормам
- Критерий санкционируемости
- Критерий несоответствия возрастным нормам социализации
- Критерий деструкции личности и группы
Концепции девиантности
- Философская
- Медико-биологическая
- Психиатрическая
- Социологическая
- Психологическая
Подростковая девиантность
К ним относится, в частности, молодежь.
Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков.
Оно встречается здесь чаще, чем в других возрастных группах.
Причины подростковой девиации:
Социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма.
Проявляются они в стремлении испытать любопытство, острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым.
Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
Примеры делинквентного поведения:
Примеры девиантного поведения:
- Наркоман — преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние.
- Убийство другого человека — преступление.
- Алкоголизм — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли.
- Самоубийство , т.е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, — девиация.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями…
Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? В этом и заключается актуальность данной проблемы:
интерес к проблеме девиантного поведения подростков.
- Биологический подход ( Ч.Ломброзо, У.Шелдон)
- Психологический подход (З. Фрейд)
- Социологический подход
(Э. Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Парсонс)
- нарушения в становлении, формировании и развитии личности;
- влияние социокультурных особенностей;
- влияние образа жизни семьи и семейных отношений — детско-родительских, детско-детских, родительских;
- выраженное протекание подросткового кризиса;
- членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм;
- влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности;
- влияние мира компьютерных игр.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
АСОЦИАЛЬНОЕ
АНТИСОЦИАЛЬНОЕ (преступное или криминальное)
АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ (делинквентное)
противоречащее правовым нормам
уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм
отклоняющееся от медицинской и психологической нормы
преступления
хулиганство
кражи
грабежи
вандализм
физическое насилие
уход из дома, бродяжничество
лживость
агрессивное поведение
граффити
субкультуральные девиации
наркозависимость
компьютерная зависимость
пищевые аддикции
суициды
- Организация социальной среды
- Информирование
- Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению
- Организация здорового образа жизни
- Активизация личностных ресурсов
- Минимизация негативных последствий девиантного поведения
Выводы:
Девиантность и делинквентность —
две формы отклонения от нормального поведения.
Первая форма относительная и малозначительная, вторая абсолютная и значительная. Девиантность нельзя путать с разнообразием.
Самой опасной и податливой к девиации группой является молодежь.