С. П. Феофанова, ГУО «СШ № 40 г. Могилёва»
Тема. «Есенин, дай на счастье нежность мне...»
Цель урока: постижение своеобразия лирики С. А. Есенина на примере отдельных стихотворений.
Задачи: подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы природы, Родины, любви; содействовать формированию навыков анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему; способствовать развитию читательской культуры, коммуникативных навыков, расширению опыта творческой деятельности; создать условия для воспитания у учащихся на примере лирики С. А. Есенина любви к Родине, природе; стимулировать пробуждение эстетических переживаний, связанных с восприятием поэзии, музыки, изобразительного искусства.
Оборудование: мультимедийная презентация, портрет С. А. Есенина, сборники его стихотворений, репродукции картин белорусских художников Т. Черных и В. Юшкевича, романс «Я покинул родимый дом» в исполнении Сергея Зыкова (сопровождается видеороликом), музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Баркарола»), отрывок из фильма С. Тютина «Сергей Есенин. Жизнь и творчество», дидактический материал по теме урока.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок художественного восприятия поэзии.
Эпиграф:
Есенин, дай на счастье нежность мне К берёзкам и лугам, к зверью и людям И ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим. Е. Евтушенко
Ход урока
I. Организационный этап.
— Ребята, рада снова встретиться с вами. С хорошим, светлым настроением начнём наш урок.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Введение в тему.
Демонстрируется эпизод из фильма С. Тютина «Сергей Есенин. Жизнь и творчество» (село Константиново Рязанской губернии).
Малая родина у каждого своя. Для одних это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других — кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя. Малая родина великого русского поэта Сергея Есенина, с личностью которого мы познакомились на прошлом уроке, — село Константиново Рязанской губернии. Его вы видите на экране. К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанская земля, где мужики косили, сеяли хлеб, стала страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал будущего поэта с первых дней жизни. Красота родного края с годами нашла отражение в его стихах, полных любви к родной земле, её природе, людям. О себе Есенин писал: «Я последний поэт деревни». Всё живое вызывает в его сердце глубокую нежность. Евгений Евтушенко считает эту черту самой характерной для дарования поэта:
Есенин, дай на счастье нежность мне
К берёзкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим.
Предлагаю взять эти слова в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы их понимаете? (Ответы учащихся.)
Формулирование темы урока, цели и задач.
Опираясь на стихотворения, прочитанные вами дома, и эпиграф, сформулируем тему уроку. («Лирика Есенина», «Любовь Есенина ко всему живому», «Есенин, дай на счастье нежность мне».)
Остановимся на последнем варианте и запишем тему урока в тетради (открывается на доске).
— Сформулируем цель и задачи урока. (Ответы учащихся.) Вы правы, цель нашего урока — постичь своеобразие лирики Сергея Есенина. А для этого мы должны:
проследить, как раскрывается тема природы, родины, любви в стихотворениях Есенина;
выявить художественные особенности его творчества;
определить отличительные черты лирики поэта.
III. Операционно-познавательный этап.
Приглашаю вас в мир есенинской поэзии. Работать вы будете в группах. Каждая группа подготовила презентацию одного из четырёх стихотворений, которые вы читали дома. Но прежде я хочу спросить: «Какое впечатление произвели на вас стихи Есенина?» (Понравились, привлекают своей искренностью, душевностью, неподдельностью чувств, особенно понравилось стихотворение...)
Я вижу, что стихотворения Есенина вызвали в ваших душах живой отклик, поэтому, я думаю, вам будет интересно продолжить работу над ними.
«Край любимый! Сердцу снятся...» (1914).
Презентация 1-й группы.
Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, вдохновенным певцом родной земли. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская берёзка — любимый образ поэта, и его старый клён «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь». В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся...» природа оживает, очеловечивается, обожествляется.
Мелодекламация стихотворения.
Как музыка Петра Ильича Чайковского подчёркивает чувства, выраженные в стихотворении? (Музыка подчёркивает трепетное, нежное отношение поэта к природе, к родной земле; выраженные чувства становятся ярче; звуки музыки помогают глубже проникнуться светлым, лёгким настроением.)
Какие средства использует поэт для выражения своих чувств?
Приём «Заполни таблицу».
При выполнении заданий заполним таблицу на карточках (приложение 1). 1-я группа: найти, выписать метафоры, определить их роль в стихотворении; 2-я группа: рассмотреть, как поэт использует аллитерацию; 3-я группа: определить стихотворный размер и его роль в стихотворении; 4-я группа: выписать глаголы, выражающие отношение Есенина «к любимому краю».
При выполнении заданий можете обращаться к словарю литературоведческих терминов (приложение 2), подготовленному к уроку.
Группы афишируют результаты работы. В ходе выступления одной группы, остальные учащиеся заполняют свои таблицы, задают вопросы выступающим.
я группа. Многоцветные, многозвучные метафоры скирды солнца в водах лунных, ивы — кроткие монашки, курит облаком болото, гарь в небесном коромысле позволяют отразить красоту окружающей природы.
я группа. Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. В сочетании зеленя стозвонные и далее по тексту эффект звенящей природы усиливается за счёт свистящих звуков: резеда, риза, вызванивают, в небесном коромысле, затаил, в сердце мысли.
я группа. Двусложный размер, ударение падает на первый слог (приводится пример). Это четырёхстопный хорей, способствующий плавному звучанию, созданию эффекта лёгкого и светлого настроения.
я группа. Глаголы снятся, затеряться, затаил, встречаю, приемлю, (рад и счастлив душу) вынуть, пришёл, покинуть выражают любовь к родному краю, передают единение лирического героя с природой.
Какой вывод можно сделать? (Средства выразительности, используемые в стихотворении, передают красоту окружающей природы, любовь к ней. Но вся земная красота, в которой поэту хочется затеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, неземной жизни.)
«Я покинул родимый дом...» (1918).
Презентация 2-й группы.
Более поздние стихотворения Сергея Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом...». Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего дома. Это стихотворение Есенина, как и многие другие, положено на музыку. Предлагаем прослушать его в исполнении Сергея Зыкова.
Звучит романс «Я покинул родимый дом…» (муз. А. Шувалова).
— Стихотворение «Я покинул родимый дом...», на мой взгляд, наиболее полно отражает индивидуальность поэта. В чём она?
Приём незаконченного предложения.
— Поработайте с текстом стихотворения, закончите предложения (на карточках):
1. Многогранность любви С. Есенина проявляется в любви к...
2. Поэт создаёт необычные, яркие образы: ...
3. Связь с фольклором в стихотворении проявляется в использовании...
4. Есенин применяет цвет как символ, а именно...
Группы афишируют результаты работы.
Примерные ответы
1. Многогранность любви Сергея Есенина проявляется в любви к природе, одухотворённой и очеловеченной, в любви к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой, в любви к Родине, которую С. Есенин характеризует голубая.
2. Поэт создаёт необычные, яркие образы: в три звезды березняк над прудом; луна распласталась на тихой воде золотою лягушкой; старый клён на одной ноге, которые передают полноту окружающей природы.
3. Связь с фольклором в стихотворении проявляется в использовании такого приёма, как параллелизм: свою нелёгкую судьбу лирический герой сравнивает с судьбой одинокого клёна. И герой (автор), и клён выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь и даже внешне похожи (...старый клён/ головой на меня похож).
— Я вижу, последнее предложение вызвало затруднение, послушаем сообщение и закончим выполнение задания.
Сообщение учащегося.
В поэзии Есенина цветовое определение несёт огромную смысловую нагрузку, передавая тончайшие эмоциональные оттенки, самые интимные движения души. В стихотворении Русь — голубая, как цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению. Синий и голубой — любимые цвета поэта, символы небесной чистоты, святости, глубины. Также в стихотворении присутствуют золотой (золотою лягушкой) и бело-розовый (словно яблонный цвет, седина...) цвета — символы жизни.
— Обратите внимание на стихотворный размер, используемый в стихотворении.
Определите его. (Анапест.) В чём его особенность? (Трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.)
— Голос читающего нарастает от первого слога к последнему. Это придаёт сказанному особую значимость, величие и серьёзность. Анапест наиболее часто встречается у Есенина. Этот размер был моден среди поэтов XX века. Для сравнения: у Пушкина и Лермонтова любимым стихотворным размером был ямб.
— Какой вывод можно сделать из сказанного о стихотворении «Я покинул родимый дом...»? (Все названные особенности передают неповторимый стиль Есенина.)
— Назовём их ещё раз. (Ответы учащихся.)
— Одна из особенностей — необычные, яркие, можно сказать, имажинистские образы природы, созданные в стихотворении поэтом. Близки ли они вам? Если да, то чем? (Ответы, учащихся.)
Приём «Ассоциативный ряд».
— Продолжите ряд образов, опираясь на личные наблюдения за родной природой. Обратите внимание на то, что образ — это художественное изображение предметов, явлений, пропущенных через душу, сердце.
Учащиеся зачитывают ассоциативные ряды.
Минута отдыха.
— Мы с вами хорошо поработали, немного отдохнём. Закроем глаза и насладимся звуками родной природы.
Звучит соответствующая аудиозапись.
3. «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (1925).
— Мы рассмотрели стихотворения Есенина о природе. А каковы особенности его стихотворений о Родине?
Презентация 3-й группы.
Почвой, на которой взрастала поэзия Сергея Есенина, конечно же, была безграничная любовь поэта к своей родине. «Чувство Родины — основное в моём творчестве», — писал Есенин. Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» радостное и светлое по содержанию.
Учащиеся читают стихотворение по строфам.
— Проследите в группах за чувствами, переживаниями лирического героя по строфам.
Приём «Соотнеси объекты».
— Выберите из предложенных в таблице вариантов (приложение 3) соответствующий каждой строфе.
Учащиеся афишируют результаты, проверяют себя по ключу на интерактивной доске.
1 — любование родной природой, признание родины;
2 — выражение любви от имени всего народа;
3 — любование природой, преданность;
— искренняя любовь к родной деревне;
— лёгкая грусть от понимания того, что на смену ему приходит новое поколение;
— желание умереть на Родине, позиция поэта-патриота.
— Какой вывод можно сделать? (Стихотворение-размышление о том, что человек должен быть верен своим корням, своей большой и малой родине. В стихотворении отражена позиция поэта-патриота. Стихотворение философично.)
— Вспомните, основной чертой творчества какого поэта XIX века является философичность? (Ф. И. Тютчева.)
4. «Шаганэ ты, моя, Шаганэ...» (1924).
— Определённый философский смысл вкладывает Есенин и в отдельные стихотворения о любви.
Презентация 4-й группы.
С сентября 1924 по сентябрь 1925 года Есенин был на Кавказе, иногда навещая Азербайджан или отлучаясь в Москву. Поэт мечтал побывать в Персии, но не смог этого сделать. Однако, чтобы ощутить себя в желанном раю, ему нужно было немного. Симпатичная армянская учительница русского языка и литературы Шаганэ, с которой он познакомился в Батуми и имя которой так очаровало его, превращалась в прекрасную персиянку, зовущую в «очарованную даль». Силой своего воображения Есенин создаёт в цикле стихотворений «Персидские мотивы» живую атмосферу Востока, полусказочной страны Персии. «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» — одно из лучших стихотворений в цикле.
Учащиеся читают стихотворение под музыку (ученик играет на гитаре).
— Как звучит стихотворение? (Напевно, песенно.)
— С помощью чего, на ваш взгляд, достигается эта напевность и песенность? Обратите внимание на композиционные особенно
сти стихотворения. (Повторяются строки, которые, как волны, перекатываются по тексту, подхватываются и развиваются дальше. Пять строк первой строфы становятся по очереди начальными и конечными в следующих строфах. Такой композиционный приём усиливает эмоциональное звучание стихотворения, углубляет его гуманистический пафос.)
— Скажите, о чём это стихотворение: о родине или о любви? (И о родине, и о любви.) Подберите аргументы в защиту одной из тем, запишите их в тетради.
Приём «Выбери позицию».
— Какие группы выберут тему любви? Какие — тему родины?
Примерные ответы.
О любви. Стихотворение написано в форме любовного послания; называется имя возлюбленной; звучит признание в чувствах главной героине; лирический герой обращается к ней со словами моя, дорогая.
О родине. Обращаясь к Шаганэ, Есенин хочет ей рассказать о своей родине. Подчёркивает, что он родом с севера. Не жалеет красок на то, чтобы рассказать, какова его родная сторона. Говорит о своей связи с родным краем: «Эти волосы взял я у ржи». Вспоминает о девушке, оставшейся дома.
— Какой вывод можно сделать? (Покинув родной край, признаваясь в чувствах возлюбленной, Есенин ни на минуту не забывает о своей Родине. Тема любви и тема Родины в стихотворении переплетаются.)
Сопоставление стихотворений и репродукций картин.
— Любовь к родному краю в своих произведениях выражают не только поэты. Посмотрите на доску. Перед вами репродукции картин белорусских художников Татьяны Черных и Виктора Юшкевича (приложение 4). Определите, иллюстрацией к какому стихотворению, о которых мы сегодня говорили, может стать каждая из них. (Ответы учащихся.)
— Что общего у этих произведений искусства? (Художественные образы, созданные белорусскими художниками, и образы в стихотворениях Есенина созвучны. Авторы произведений передают свою любовь к родной природе, родной земле.)
IV. Контрольно-коррекционный этап.
— Мы с вами рассмотрели четыре стихотворения Сергея Есенина. В чём же их своеобразие? Оформим на доске кластер. Я креплю основу, вы выбираете из предложенных составляющие кластера, характеризующие лирику Есенина (приложение 5).
Учащиеся от каждой группы по очереди выходят к доске, озвучивают особенности стихотворений Есенина.
— Может быть, вы хотите назвать ещё какие-то особенности, которые не прозвучали? (Ответы учащихся.)
— Все эти особенности отражают индивидуальность поэта, характеризуют его стиль, делают лирику Есенина притягательной для читателя, для нас с вами.
V. Рефлексия. Выставление отметок.
— Вернёмся к эпиграфу. После того как мы ближе познакомились со стихотворениями Есенина, как вы понимаете слова Евгения Евтушенко? (Лирика Есенина учит любви ко всему живому, что делает человека счастливым. Только живя в гармонии с окружающим миром, человек поистине счастлив. Любовь к родному краю Есенин пронёс через всю свою жизнь. Хочется пожелать каждому из нас, чтобы и мы были так верны своей малой родине, своей Беларуси, как поэт Сергей Есенин был верен своей.)
— Молодцы. Я довольна вашей работой сегодня на уроке. Через сотрудничество, сотворчество мы достигли цели урока и, что важно, не остались равнодушными к стихотворениям Есенина, прониклись их нежностью и душевностью.
Объявляются отметки за урок.
— Спасибо вам за урок, за вашу отзывчивость, открытость, неподдельный интерес к лирике Сергея Есенина. Мне было приятно с вами работать. До новой встречи.
VI. Предъявление домашнего задания.
Написать эссе на тему «Моё восприятие лирики Есенина» или выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений (на выбор.)
Приложение 1
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся...»
Метафоры | Аллитерация | Стихотворный размер | Глаголы, выражающие отношение С. Есенина «к любимому краю» |
| | | |
Приложение 2
Словарь литературоведческих терминов
Аллитерация (от лат. ad — ‘к, при’ и lit(t)era — ‘буква’) — повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Имажинизм — появившееся в России после октябрьского переворота 1917 года литературное течение, провозгласившее образ самоцелью произведения, а не средством выражения сути содержания и отражения действительности.
Композиция — это расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Лирика (от греч. lyrikos — ‘произносимый под звуки лиры’) — род литературы (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах.
Лирический герой — это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром.
Метафора (от греч. metaphora — ‘перенос’) — это перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству.
Образ художественный — это система конкретно-чувственных средств, воплощающая собой собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности.
Ода (от греч. ode — ‘песня’) — жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения.
Параллелизм — это композиционный приём, подчёркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни).
Стиль — закономерно согласованное единство всех элементов содержательной формы, в синтезе которых проявляется творческая индивидуальность.
Элегия — это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
Эпитет — это художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.
Стихотворные размеры
Хорей — это двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Ямб — это двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
Дактиль — это трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.
Амфибрахий — это трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог — ударный среди безударных — в стопе.
Анапест — это трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.
Приложение 3
Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...»
Строфы | Чувства, переживания |
1 | Любование природой, преданность |
2 | Любование родной природой, признание родины |
3 | Искренняя любовь к родной деревне |
4 | Выражение любви от имени всего народа |
5 | Желание умереть на Родине, позиция поэта-патриота |
6 | Лёгкая грусть от понимания того, что на смену поэту приходит новое поколение |
Приложение 4
Татьяна Черных
Составляющие для кластера «Своеобразие лирики С. А. Есенина.
Учащиеся выбирают особенности, характерные для лирики Есенина.
1-я группа:
поэтика намёков;
предельная искренность;
связь с фольклором;
сатирическая направленность;
нежность ко всему живому.
2-я группа:
основная черта — философичность;
использование цвета как символа;
народность;
трагичность мироощущения;
любовь ко всему живому.
3-я группа:
необычные, яркие образы;
широкое использование авторских неологизмов;
глубокий лиризм стихотворений;
литературное течение — акмеизм;
единение человека и природы.
4-я группа:
частое использование анапеста;
одушевление природы;
«чувство Родины» — основное в творчестве;
публицистичность;
поэтика ассоциаций.