СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФЕОФАНОВА С. П. Урок "Есенин, дай на счастье нежность мне..." РЯиЛ 2019-8

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФЕОФАНОВА С. П.  Урок "Есенин, дай на счастье нежность мне..." РЯиЛ 2019-8

Просмотр содержимого документа
«ФЕОФАНОВА С. П. Урок "Есенин, дай на счастье нежность мне..." РЯиЛ 2019-8»

С. П. Феофанова, ГУО «СШ № 40 г. Могилёва»


Тема. «Есенин, дай на счастье нежность мне...»


Цель урока: постижение своеобразия ли­рики С. А. Есенина на примере отдельных стихотворений.

Задачи: подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы природы, Родины, любви; содействовать фор­мированию навыков анализировать, сопо­ставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему; способствовать развитию читательской культуры, коммуникативных навыков, рас­ширению опыта творческой деятельности; создать условия для воспитания у учащихся на примере лирики С. А. Есенина любви к Родине, природе; стимулировать пробужде­ние эстетических переживаний, связанных с восприятием поэзии, музыки, изобразитель­ного искусства.

Оборудование: мультимедийная презен­тация, портрет С. А. Есенина, сборники его стихотворений, репродукции картин бело­русских художников Т. Черных и В. Юш­кевича, романс «Я покинул родимый дом» в исполнении Сергея Зыкова (сопровождается видеороликом), музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Баркарола»), отрывок из фильма С. Тютина «Сергей Есенин. Жизнь и творчество», дидактический материал по теме урока.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок художественного воспри­ятия поэзии.

Эпиграф:

Есенин, дай на счастье нежность мне К берёзкам и лугам, к зверью и людям И ко всему другому на земле,

Что мы с тобой так беззащитно любим. Е. Евтушенко


Ход урока

I. Организационный этап.

— Ребята, рада снова встретиться с вами. С хорошим, светлым настроением начнём наш урок.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  1. Введение в тему.

Демонстрируется эпизод из фильма С. Тютина «Сергей Есенин. Жизнь и твор­чество» (село Константиново Рязанской губернии).

  • Малая родина у каждого своя. Для од­них это родной город, улица в городе или не­большой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других — кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чув­ство наполненности и покоя. Малая родина великого русского поэта Сергея Есенина, с личностью которого мы познакомились на прошлом уроке, — село Константиново Ря­занской губернии. Его вы видите на экране. К вершинам поэзии Есенин поднялся из глу­бин народной жизни. Рязанская земля, где мужики косили, сеяли хлеб, стала страной его детства. Мир народно-поэтических обра­зов окружал будущего поэта с первых дней жизни. Красота родного края с годами нашла отражение в его стихах, полных любви к род­ной земле, её природе, людям. О себе Есенин писал: «Я последний поэт деревни». Всё жи­вое вызывает в его сердце глубокую нежность. Евгений Евтушенко считает эту черту самой характерной для дарования поэта:

Есенин, дай на счастье нежность мне

К берёзкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему другому на земле,

Что мы с тобой так беззащитно любим.

Предлагаю взять эти слова в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы их пони­маете? (Ответы учащихся.)

  1. Формулирование темы урока, цели и задач.

  • Опираясь на стихотворения, прочитан­ные вами дома, и эпиграф, сформулируем тему уроку. («Лирика Есенина», «Любовь Есенина ко всему живому», «Есенин, дай на счастье нежность мне».)

  • Остановимся на последнем варианте и запишем тему урока в тетради (открывается на доске).

— Сформулируем цель и задачи урока. (Ответы учащихся.) Вы правы, цель нашего урока — постичь своеобразие лирики Сергея Есенина. А для этого мы должны:

  • проследить, как раскрывается тема природы, родины, любви в стихотворениях Есенина;

  • выявить художественные особенности его творчества;

  • определить отличительные черты лирики поэта.

III. Операционно-познавательный этап.

  • Приглашаю вас в мир есенинской поэзии. Работать вы будете в группах. Каждая группа подготовила презентацию одного из четырёх стихотворений, которые вы читали дома. Но прежде я хочу спросить: «Какое впечатление произвели на вас стихи Есенина?» (Понравились, привлекают своей искренностью, душевностью, неподдельностью чувств, особенно понравилось стихотворение...)

  • Я вижу, что стихотворения Есенина вызвали в ваших душах живой отклик, поэтому, я думаю, вам будет интересно продолжить работу над ними.

  1. «Край любимый! Сердцу снятся...» (1914).

Презентация 1-й группы.

Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, вдохновенным певцом родной земли. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская берёзка — любимый образ поэта, и его старый клён «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь». В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся...» природа оживает, очеловечивается, обожествляется.

Мелодекламация стихотворения.

  • Как музыка Петра Ильича Чайковского подчёркивает чувства, выраженные в стихотворении? (Музыка подчёркивает трепетное, нежное отношение поэта к природе, к родной земле; выраженные чувства становятся ярче; звуки музыки помогают глубже проникнуться светлым, лёгким настроением.)

  • Какие средства использует поэт для выражения своих чувств?

Приём «Заполни таблицу».

  • При выполнении заданий заполним таблицу на карточках (приложение 1). 1-я группа: найти, выписать метафоры, определить их роль в стихотворении; 2-я группа: рассмотреть, как поэт использует аллитерацию; 3-я группа: определить стихотворный размер и его роль в стихотворении; 4-я группа: выписать глаголы, выражающие отношение Есенина «к любимому краю».

При выполнении заданий можете обращаться к словарю литературоведческих терминов (приложение 2), подготовленному к уроку.

Группы афишируют результаты работы. В ходе выступления одной группы, остальные учащиеся заполняют свои таблицы, задают вопросы выступающим.

  1. я группа. Многоцветные, многозвучные метафоры скирды солнца в водах лунных, ивы — кроткие монашки, курит облаком болото, гарь в небесном коромысле позволяют отразить красоту окружающей природы.

  2. я группа. Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. В сочетании зеленя стозвонные и далее по тексту эффект звенящей природы усиливается за счёт свистящих звуков: резеда, риза, вызванивают, в небесном коромысле, затаил, в сердце мысли.

  3. я группа. Двусложный размер, ударение падает на первый слог (приводится пример). Это четырёхстопный хорей, способствующий плавному звучанию, созданию эффекта лёгкого и светлого настроения.

  4. я группа. Глаголы снятся, затеряться, затаил, встречаю, приемлю, (рад и счастлив душу) вынуть, пришёл, покинуть выражают любовь к родному краю, передают единение лирического героя с природой.

  • Какой вывод можно сделать? (Средства выразительности, используемые в стихотворении, передают красоту окружающей природы, любовь к ней. Но вся земная красота, в которой поэту хочется затеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, неземной жизни.)

  1. «Я покинул родимый дом...» (1918).

  • Все ли стихотворения Есенина о природе светлые и лёгкие по настроению?

Презентация 2-й группы.

Более поздние стихотворения Сергея Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом...». Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего дома. Это стихотворение Есенина, как и многие другие, положено на музыку. Предлагаем прослушать его в исполнении Сергея Зыкова.

Звучит романс «Я покинул родимый дом…» (муз. А. Шувалова).

— Стихотворение «Я покинул родимый дом...», на мой взгляд, наиболее полно отра­жает индивидуальность поэта. В чём она?

Приём незаконченного предложения.

— Поработайте с текстом стихотворения, закончите предложения (на карточках):

1. Многогранность любви С. Есенина проявляется в любви к...

2. Поэт создаёт необычные, яркие обра­зы: ...

3. Связь с фольклором в стихотворении проявляется в использовании...

4. Есенин применяет цвет как символ, а именно...

Группы афишируют результаты работы.

Примерные ответы

1. Многогранность любви Сергея Есени­на проявляется в любви к природе, одухотво­рённой и очеловеченной, в любви к родным, близким людям — матери и отцу, сроднив­шимся с природой, в любви к Родине, кото­рую С. Есенин характеризует голубая.

2. Поэт создаёт необычные, яркие обра­зы: в три звезды березняк над прудом; луна распласталась на тихой воде золотою ля­гушкой; старый клён на одной ноге, которые передают полноту окружающей природы.

3. Связь с фольклором в стихотворении проявляется в использовании такого приёма, как параллелизм: свою нелёгкую судьбу ли­рический герой сравнивает с судьбой одино­кого клёна. И герой (автор), и клён выпол­няют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь и даже внешне похожи (...старый клён/ головой на меня похож).

— Я вижу, последнее предложение вы­звало затруднение, послушаем сообщение и закончим выполнение задания.

Сообщение учащегося.

В поэзии Есенина цветовое определение несёт огромную смысловую нагрузку, пере­давая тончайшие эмоциональные оттенки, самые интимные движения души. В сти­хотворении Русь — голубая, как цвет неба, божественная, согласно мифологии и рели­гиозному учению. Синий и голубой — люби­мые цвета поэта, символы небесной чистоты, святости, глубины. Также в стихотворении присутствуют золотой (золотою лягушкой) и бело-розовый (словно яблонный цвет, седи­на...) цвета — символы жизни.

— Обратите внимание на стихотворный размер, используемый в стихотворении.

Определите его. (Анапест.) В чём его особен­ность? (Трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.)

— Голос читающего нарастает от перво­го слога к последнему. Это придаёт сказанно­му особую значимость, величие и серьёзность. Анапест наиболее часто встречается у Есенина. Этот размер был моден среди поэтов XX века. Для сравнения: у Пушкина и Лермонтова лю­бимым стихотворным размером был ямб.

— Какой вывод можно сделать из сказан­ного о стихотворении «Я покинул родимый дом...»? (Все названные особенности переда­ют неповторимый стиль Есенина.)

— Назовём их ещё раз. (Ответы уча­щихся.)

— Одна из особенностей — необычные, яркие, можно сказать, имажинистские об­разы природы, созданные в стихотворении поэтом. Близки ли они вам? Если да, то чем? (Ответы, учащихся.)


Приём «Ассоциативный ряд».

— Продолжите ряд образов, опираясь на личные наблюдения за родной природой. Об­ратите внимание на то, что образ — это ху­дожественное изображение предметов, явле­ний, пропущенных через душу, сердце.

Учащиеся зачитывают ассоциативные ряды.

Минута отдыха.

— Мы с вами хорошо поработали, немно­го отдохнём. Закроем глаза и насладимся звуками родной природы.

Звучит соответствующая аудиозапись.

3. «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (1925).

— Мы рассмотрели стихотворения Есе­нина о природе. А каковы особенности его стихотворений о Родине?

Презентация 3-й группы.

Почвой, на которой взрастала поэзия Сер­гея Есенина, конечно же, была безграничная любовь поэта к своей родине. «Чувство Ро­дины — основное в моём творчестве», — пи­сал Есенин. Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» радостное и светлое по содержанию.

Учащиеся читают стихотворение по строфам.

— Проследите в группах за чувствами, переживаниями лирического героя по стро­фам.

Приём «Соотнеси объекты».

— Выберите из предложенных в таблице вариантов (приложение 3) соответствующий каждой строфе.

Учащиеся афишируют результаты, про­веряют себя по ключу на интерактивной доске.

1 — любование родной природой, призна­ние родины;

2 — выражение любви от имени всего на­рода;

3 — любование природой, преданность;

  1. — искренняя любовь к родной деревне;

  2. — лёгкая грусть от понимания того, что на смену ему приходит новое поколение;

  3. — желание умереть на Родине, позиция поэта-патриота.

— Какой вывод можно сделать? (Стихо­творение-размышление о том, что человек должен быть верен своим корням, своей боль­шой и малой родине. В стихотворении от­ражена позиция поэта-патриота. Стихо­творение философично.)

— Вспомните, основной чертой творче­ства какого поэта XIX века является фило­софичность? (Ф. И. Тютчева.)


4. «Шаганэ ты, моя, Шаганэ...» (1924).

— Определённый философский смысл вкладывает Есенин и в отдельные стихотво­рения о любви.

Презентация 4-й группы.

С сентября 1924 по сентябрь 1925 года Есенин был на Кавказе, иногда навещая Азер­байджан или отлучаясь в Москву. Поэт меч­тал побывать в Персии, но не смог этого сде­лать. Однако, чтобы ощутить себя в желанном раю, ему нужно было немного. Симпатичная армянская учительница русского языка и литературы Шаганэ, с которой он познако­мился в Батуми и имя которой так очарова­ло его, превращалась в прекрасную персиян­ку, зовущую в «очарованную даль». Силой своего воображения Есенин создаёт в цикле стихотворений «Персидские мотивы» жи­вую атмосферу Востока, полусказочной стра­ны Персии. «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» — одно из лучших стихотворений в цикле.

Учащиеся читают стихотворение под музыку (ученик играет на гитаре).

— Как звучит стихотворение? (Напевно, песенно.)

— С помощью чего, на ваш взгляд, до­стигается эта напевность и песенность? Обра­тите внимание на композиционные особенно­

сти стихотворения. (Повторяются строки, которые, как волны, перекатываются по тексту, подхватываются и развиваются дальше. Пять строк первой строфы стано­вятся по очереди начальными и конечными в следующих строфах. Такой композиционный приём усиливает эмоциональное звучание стихотворения, углубляет его гуманисти­ческий пафос.)

— Скажите, о чём это стихотворение: о родине или о любви? (И о родине, и о люб­ви.) Подберите аргументы в защиту одной из тем, запишите их в тетради.

Приём «Выбери позицию».

— Какие группы выберут тему любви? Какие — тему родины?

Примерные ответы.

О любви. Стихотворение написано в фор­ме любовного послания; называется имя воз­любленной; звучит признание в чувствах главной героине; лирический герой обраща­ется к ней со словами моя, дорогая.

О родине. Обращаясь к Шаганэ, Есенин хочет ей рассказать о своей родине. Под­чёркивает, что он родом с севера. Не жале­ет красок на то, чтобы рассказать, какова его родная сторона. Говорит о своей связи с родным краем: «Эти волосы взял я у ржи». Вспоминает о девушке, оставшейся дома.

— Какой вывод можно сделать? (Поки­нув родной край, признаваясь в чувствах возлюбленной, Есенин ни на минуту не за­бывает о своей Родине. Тема любви и тема Родины в стихотворении переплетаются.)

Сопоставление стихотворений и репро­дукций картин.

— Любовь к родному краю в своих произ­ведениях выражают не только поэты. Посмо­трите на доску. Перед вами репродукции кар­тин белорусских художников Татьяны Чер­ных и Виктора Юшкевича (приложение 4). Определите, иллюстрацией к какому стихо­творению, о которых мы сегодня говорили, может стать каждая из них. (Ответы учащихся.)

— Что общего у этих произведений ис­кусства? (Художественные образы, создан­ные белорусскими художниками, и образы в стихотворениях Есенина созвучны. Авторы произведений передают свою любовь к род­ной природе, родной земле.)


IV. Контрольно-коррекционный этап.

— Мы с вами рассмотрели четыре стихо­творения Сергея Есенина. В чём же их своеобразие? Оформим на доске кластер. Я кре­плю основу, вы выбираете из предложенных составляющие кластера, характеризующие лирику Есенина (приложение 5).

Учащиеся от каждой группы по очереди выходят к доске, озвучивают особенности стихотворений Есенина.

— Может быть, вы хотите назвать ещё какие-то особенности, которые не прозвуча­ли? (Ответы учащихся.)

— Все эти особенности отражают индиви­дуальность поэта, характеризуют его стиль, делают лирику Есенина притягательной для читателя, для нас с вами.


V. Рефлексия. Выставление отметок.

— Вернёмся к эпиграфу. После того как мы ближе познакомились со стихотворения­ми Есенина, как вы понимаете слова Евге­ния Евтушенко? (Лирика Есенина учит люб­ви ко всему живому, что делает человека счастливым. Только живя в гармонии с окру­жающим миром, человек поистине счастлив. Любовь к родному краю Есенин пронёс через всю свою жизнь. Хочется пожелать каждо­му из нас, чтобы и мы были так верны сво­ей малой родине, своей Беларуси, как поэт Сергей Есенин был верен своей.)

— Молодцы. Я довольна вашей работой сегодня на уроке. Через сотрудничество, со­творчество мы достигли цели урока и, что важно, не остались равнодушными к стихо­творениям Есенина, прониклись их нежно­стью и душевностью.

Объявляются отметки за урок.

— Спасибо вам за урок, за вашу отзывчи­вость, открытость, неподдельный интерес к лирике Сергея Есенина. Мне было приятно с вами работать. До новой встречи.


VI. Предъявление домашнего задания.

Написать эссе на тему «Моё восприятие лирики Есенина» или выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений (на выбор.)



Приложение 1

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся...»

Метафоры

Аллитерация

Стихотворный

размер

Глаголы, выражающие отношение С. Есенина «к любимому краю»





Приложение 2

Словарь литературоведческих терминов

Аллитерация (от лат. ad — ‘к, при’ и lit(t)era — ‘буква’) — повторение в стихо­творной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выра­зительности художественной речи; один из видов звукописи.

Имажинизм — появившееся в России по­сле октябрьского переворота 1917 года ли­тературное течение, провозгласившее образ самоцелью произведения, а не средством вы­ражения сути содержания и отражения дей­ствительности.

Композиция — это расположение, чередо­вание, соотношение и взаимосвязь частей ли­тературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Лирика (от греч. lyrikos — ‘произносимый под звуки лиры’) — род литературы (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которо­го — содержание внутренней жизни, собствен­ное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах.

Лирический герой — это образ поэта в ли­рике, художественный двойник автора, вы­ступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром.

Метафора (от греч. metaphora — ‘пере­нос’) — это перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству.

Образ художественный — это система конкретно-чувственных средств, воплощаю­щая собой собственно художественное со­держание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности.

Ода (от греч. ode — ‘песня’) — жанр ли­рической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения.

Параллелизм — это композиционный при­ём, подчёркивающий связь нескольких элемен­тов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни).

Стиль — закономерно согласованное единство всех элементов содержательной формы, в синтезе которых проявляется твор­ческая индивидуальность.

Элегия — это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные пере­живания человека, проникнутые настроени­ем грусти.

Эпитет — это художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее су­щественный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый об­раз человека, вещи, природы и т. п.

Стихотворные размеры

Хорей — это двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Ямб — это двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Дактиль — это трёхсложный стихотвор­ный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.

Амфибрахий — это трёхсложный стихо­творный размер, при котором ударение пада­ет на второй слог — ударный среди безудар­ных — в стопе.

Анапест — это трёхсложный стихотвор­ный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.

Приложение 3

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...»

Строфы

Чувства, переживания

1

Любование природой, преданность

2

Любование родной природой, признание родины

3

Искренняя любовь к родной деревне

4

Выражение любви от имени всего народа

5

Желание умереть на Родине, позиция поэта-патриота

6

Лёгкая грусть от понимания того, что на смену поэту приходит новое поколение

Приложение 4

Татьяна Черных

Составляющие для кластера «Своеобразие лирики С. А. Есенина.

Учащиеся выбирают особенности, харак­терные для лирики Есенина.

1-я группа:

  • поэтика намёков;

  • предельная искренность;

  • связь с фольклором;

  • сатирическая направленность;

  • нежность ко всему живому.

2-я группа:

  • основная черта — философичность;

  • использование цвета как символа;

  • народность;

  • трагичность мироощущения;

  • любовь ко всему живому.

3-я группа:

  • необычные, яркие образы;

  • широкое использование авторских не­ологизмов;

  • глубокий лиризм стихотворений;

  • литературное течение — акмеизм;

  • единение человека и природы.

4-я группа:

  • частое использование анапеста;

  • одушевление природы;

  • «чувство Родины»основное в твор­честве;

  • публицистичность;

  • поэтика ассоциаций.