ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Февраль 2020 год
Цель:
Вызвать интерес у учеников к творчеству А. П. Чехова. Показать разнообразие его творчества. Воспитывать дух творчества, ответственность.
Задачи: Развитие навыков выразительного чтения, актёрского мастерства, творческого потенциала учащихся. Расширение культурного кругозора подрастающего поколения. Духовное и эстетическое развитие личности обучающихся.
Оформление:
выставка книг А. П. Чехова и литература о нём;
портрет А. П. Чехова и эпиграф
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, костюмы для актёров, реквизит для каждой сценки.
«Правда и красота... всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле»
Слайд 1 А. П. Чехов
Наш фестиваль «ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» сегодня мы посвящаем замечательному писателю и Человеку - Антону Павловичу Чехову.
Великий русский писатель. Новые поколения будут по-своему читать не только его удивительные рассказы, нестареющие пьесы, но и его такую, увы, трагически короткую жизнь – всего 44 года.
Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой.
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Чуткий мой доктор, нижайший поклон Вам земной,
Тело и души людей вы лечили своей добротой.
под музыку отрывок из рассказа «Крыжовник»
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! … Вы взгляните на нашу жизнь: наглость и праздность сильных, невежество... слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие: из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы крикнул, громко возмутился... Всё тихо, спокойно… счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча... Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда, болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит никого».
Эти слова были написаны 122 года назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни: в них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в своё время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя,
Слайд 2
что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Слайд 3
Именно в студенческие годы Чехов начинает писать маленькие рассказы для юмористических изданий «Стрекоза», «Осколки», «Будильник».
Подписывает свои «безделушки» писатель псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др.
Послушайте сказку «Репка». Автор Антоша Чехонте.
Чтение сказки.
Жили-были себе дед да баба. Жили-были и породили Сержа. У Сержа уши длинные и вместо головы репка. Вырос Серж большой-пребольшой... Потянул дед за уши; тянет-потянет, вытянуть в люди не может. Кликнул дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянуть не могут. Кликнула бабка тетку-княгиню.
Тетка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть в люди не могут. Кликнула княгиня кума-генерала.
Кум за тетку, тетка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Не вытерпел дед. Выдал он дочку за богатого купца. Кликнул он купца со сторублевками.
Купец за кума, кум за тетку, тетка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянули голову-репку в люди.
И Серж стал статским советником. А у статского советника ушки длинные-длинные, а вместо головы репка.
Антоша Чехонте умел видеть комическое в обыденном, умел подмечать смешное в жизни, но как он мог предвидеть, что и в 21 веке такая сказка будет очень актуальной?
Слайд 4
Владимир Галактионович Короленко вспоминал: «Казалось, из его глаз струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы».
Антон Павлович Чехов «Радость».
Слайд 5
Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей.
Родители: Откуда ты? Что с тобой?
Митя: Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это... это даже невероятно! Вы поглядите!
Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.
Родители: Что с тобой? На тебе лица нет!
Митя: Это я от радости. Ведь теперь меня знает вся Россия! Вся!
Родители: Да что такое случилось? Говори толком!
Митя: Газет не читаете! Как я счастлив! О, господи! Ведь только про знаменитых людей в газетах печатают, а тут взяли да про меня напечатали!
Родители: Что ты? Где?
Митя: Читайте же!
Мать читает: «29-го декабря, в одиннадцать часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров...
...коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, что на Малой Бронной, в доме Козихина, и находясь в нетрезвом состоянии...».
Митя: Это я... Всё до тонкостей описано!
Мать читает: «...и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь стоявшего здесь извозчика, крестьянина дер. Дурыкиной, Юхновского уезда, Ивана Дротова. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани с находившимся в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку...»
Митя: Это я об оглоблю. Дальше! Вы дальше читайте!
Мать читает: «...который он получил по затылку, отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь».
Митя: Велели затылок холодной водой примачивать. Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло! Дайте сюда!
Митя схватил газету, сложил ее и сунул в карман.
Митя: Побегу к Макаровым, им покажу... Надо еще Иваницким показать, Наталии Ивановне, Анисиму Васильичу... Побегу! Прощайте!
Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу.
Антон Павлович любил юмор, ценил юмор и ценил людей, юмор понимающих.
Сегодня мы ещё раз прикоснёмся к творчеству великого русского писателя. И вспомним самые известные его рассказы.
Слайд 6
Владимир Гиляровский (писатель, журналист, краевед Москвы) утверждал, что прототипом Дениса Григорьева из рассказа «Злоумышленник» был крестьянин по имени Никита Пантюхин из поселка Красково в Московской губернии. По его словам, Чехов записал и воспроизвёл некоторые слова и выражения, которые говорил реальный «злоумышленник», откручивавший гайки и не понимавший, что это может привести к крушению поезда.
Ещё при жизни Антона Павловича рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербскохорватский, словацкий и чешский языки. А сегодня мы послушаем отрывок в исполнении учеников 9 класса.
Сценка 9 класс
Слайд 7
В ранних рассказах Чехова смех весел и заразителен, но не «смех сквозь слёзы», что было традицией русской литературы, а смех до слёз. Рассказ «Лошадиная фамилия» впервые опубликован в № 183 «Петербургской газеты», 7 июля 1885 г., в разделе «Летучие заметки». Сегодня мы посмотрим и послушаем отрывок в исполнении учеников 8 класса.
Сценка 8 класс
Слайд 8
Было и ещё одно дело, которое Чехов считал, наряду с литературой, главным в своей жизни. На входной двери двухэтажного дома на Садовом кольце в Москве, где несколько лет жил Антон Павлович со своими родными (сейчас там музей), висит металлическая табличка «Доктор Чехов».
А в одном из писем он так описывает свою жизнь: «Пишу и лечу».
Слайд 9
Да, Чехов – доктор. И где бы он ни жил, он занимался врачебной практикой. Ночные вызовы, больные бабы, мужики, дети, бездорожье, отсутствие медикаментов, холерная эпидемия – это его судьба. Бедных людей принимал и лечил бесплатно.
Слайд 10
Но была ещё и постоянная работа над собой, тот неустанный труд самовоспитания, которому Чехов предавался всю жизнь. В письме к 30-летнему брату Николаю 26-летний Антон объясняет, что такое воспитание.
«...Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие...»
Он с поразительной точностью и художественной выразительностью умел рисовать живые образы и картины своего времени, давать персонажам яркие говорящие фамилии. Давайте вспомним некоторые из них.
Слайд 11
Рассказ «Хамелеон»: полицейский надзиратель Очумелов, золотых дел мастер Хрюкин, Елдырин, Жигалов.
Сценка 7 класс
Слайд 12
Сам Чехов говорил, что: «Писать для детей вообще не умею», но кто из нас не знаком с Каштанкой и Белолобым, у кого не защемит в сердце, читая историю маленького ученика сапожника Ваньки Жукова.
Многие его произведения занимают всего несколько страниц, но порой на этих страницах умещается целая жизнь. Пусть ещё очень короткая детская, но уже такая трагическая.
Сценка 6 класс
Слайд 13
Вот и герои рассказа «Мальчики» стремятся изменить свою жизнь и отправиться в путешествие куда-то в Америку добывать золото. Интересно исполнится их мечта?
Сценка 5 класс
Слайд 14
А. П. Чехов говорил: «Я вовсе не хочу, чтобы из меня вышло что-нибудь особенное, чтобы я создал великое, а мне просто хочется жить, мечтать, надеяться, повсюду поспевать… Жизнь…коротка… надо прожить её лучше. Не успокаивайтесь! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
Наш фестиваль подошёл к концу, но мне очень хочется надеяться, что ваше знакомство с Чеховым продолжится. Спасибо всем за внимание.