СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фестиваль военно-патриотической песни, посвященный казачеству всевеликого войска донского «степные напевы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФЕСТИВАЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ КАЗАЧЕСТВУ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО «СТЕПНЫЕ НАПЕВЫ»

Просмотр содержимого документа
«Фестиваль военно-патриотической песни, посвященный казачеству всевеликого войска донского «степные напевы»»

ФЕСТИВАЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ КАЗАЧЕСТВУ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО «СТЕПНЫЕ НАПЕВЫ»



Вед 1(Лиля): Здравствуйте, дорогие друзья!

Вед 2 (Денис): Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем фестивале военно-патриотической песни!

Вед 4 (Антон): Уже четвертый год накануне большого праздника, Дня Победы, в нашей школе проводится этот праздник

Вед 3 (Инна): В этом году фестиваль тематический – он посвящен казачеству.

ГИМН

Вед 2: Более четырехсот лет ведет казачество свою историю. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия. Много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.



Вед 1: Жила в сердцах их смелая отвага,

Своей любовью к Родине сильны,

Они дошли с победой до рейхстага,

Геройские сыны своей страны.



Вед 4: Пусть слава героям шумит не смолкая,

Не сгладит почёта грядущей мечты,

И пусть к постаментам, как память живая,

Ложатся вовеки бессмертья цветы.



Вед 3: Казаком родиться

Не каждому дано,

Безо всяких традиций,

А просто – суждено!

Раз так – наденешь форму

И встанешь в общий строй,

Для казака – как норма:

Хранить людской покой!



Вед. 2: На всех казачьих собраниях и встречах самых почетных гостей сажали в первые ряды. Сегодня на нашем празднике в первом ряду тоже сидят почетные и уважаемые гости!



Вед 3: ( перечисляются гости)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Девочки берут каравай, идут к гостям



Вед 4: Есть у нас такой обычай, 
Казакам он всем привычен 
Хлебом да солью всех гостей встречать 
Низко в пояс поклониться,

чем богаты - поделиться. 


Вед 1: Принимаем гостей хлебом – солью, 
Величаем любимый свой край !
И от сердца казачьего щедрого 
Мы вручаем гостям каравай !
(вручает)
Хлеб вам да соль, счастье да любовь, 
Как в народе говорится испокон веков!



Вед 2: Слово предоставляется директору школы Бороденко С. Н.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ



Вед 1: Наши предки – казаки

Нам завет давали,

Чтоб традиции отцов мы не забывали,

Чтобы землю берегли не жалея жизни,

Чтоб любили край родной и свою Отчизну.



Вед 2: Слова – народные, музыка – народная. Песня «Скакал казак через долину». Исполняют обучающиеся 5-а класса



Вед. 2:Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той!


Вед. 3:От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.


Вед 2: В конце Русско-турецкой войны, в 1774 году, Матвей Иванович Платов, будущий легендарный атаман Всевеликого войска Донского, а в то время ещё полковник, вёл один из полков донских казаков в авангарде обоза с беженцами, уходившими с Кубани, и продовольствием для снабжения русских войск на Кавказской линии.



Вед. 4: В степи у реки Калалах  транспорт подвергся внезапному нападению объединённых ногайской и крымскотатарской орд численностью в 10 тысяч всадников.



Вед. 3: Поставив традиционный для казачьей тактики обороны гуляй-город из телег с мешками с мукой, тысяча казаков двое суток держала активную оборону. После ружейных залпов, для того чтобы дать оборонявшимся время на перезарядку ружей, казаки бросались врукопашную.









Вед. 1:Атаман Платов был в первых рядах и поддерживал казаков. На третьи сутки подошла подмога. Именно эти события легли в основу песни «Любо, братцы, любо». В наше время эта песня прозвучала в фильме «Александр Пархоменко» в 1942 году. Автором музыки был композитор Никита Богословский.



Вед. 4:Слова – народные, музыка – Никиты Богословского. Песня «Любо, братцы, любо». Исполняют обучающиеся 8-б класса



Вед. 1: Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

Вед 2: В конце 80-х годов прошлого столетия в Советском Союзе вышла пластинка исполнителя Александра Розенбаума «Казачья» со сборником песен. Удивительно было то, что абсолютно городской человек, бывший врач скорой помощи написал несколько песен о казаках, и они пошли гулять по стране как народные. Одной из самых известных песен из этого цикла стала песня «Есаул молоденький».

Вед 1: Слова и музыка – Александра Розенбаума. Песня «Есаул ». Исполняют обучающиеся 6-а класса



Вед. 4: Казачьи предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».

Вед. 3: Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессий, когда само имя было приговором – казаки. В годы жестокой гражданской войны казаки принимали участие в братоубийственной войне. Песня «Батька атаман» о том времени.

Вед. 4 Песня « Батька атаман». Исполняют обучающиеся 6-б класса

Вед. 1:Земля былинная моя, люблю тебя до сладкой боли

И эту степь и это поле и эту песню соловья.

Травы в рощах полощут соцветия,

И над ними - небес бирюза!

Я дружу с этой молою степью,

Где вчера отгремела гроза.

Будто кто-то ночными полями

Проходил и рассыпал добро.

Собираю росинки горстями

Лучшей пробы беру серебро!


Вед. 2:Сколько раз уж бывали воспеты

В наших песнях чабрец и ковыль!

И твои голубые просторы,

И твоя богатырская ширь.

Степь родная, дышу лишь тобою,

От зари до зари – не совру.

Все хожу и хожу бороздою

И, признаюсь, – устать не могу.


Вед. 1: Слова – народные, музыка – народная. Песня «Трава моя, трава». Исполняют обучающ. 6-в класса


Вед. 3: С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

Вед. 4: В жизни казаков было все. И война, и труд, и любовь.

Слова и музыка Пелагеи. Песня «Шел казак». Исполняют обучающиеся 7-а класса



Вед. 1:О военном искусстве казаков было известно еще при царе Иоанне Грозном. Дисциплина, умение ловко обращаться с разными видами оружия, потрясающее единение с конём, любовь к родной земле, к своим обычаям и традициям внушали бесспорное уважение, как друзьям, так и врагам.



Вед. 2:В войске казаки образовывали свои собственные группы, в которых сохранялась не только народная самобытность, но и вера, и, конечно же, культура. В гармоничных и звучных песнях казаков чувствовалось глубокое понимание истории и своего места в ней, благодаря чему они оказывали удивительное воздействие на окружающих. До нас дошла одна из многочисленных  строевых походных песен донских казаков «Ой, в Таганроге»



Вед 1:Слова – народные, музыка – народная. Песня «Ой, в Таганроге». Исполняют обучающиеся 7-б класса



Вед. 3:Песня «Когда мы были на войне…»  давно стала популярной и большинство людей, которые ее слушают, искренне считают ее старинной казачьей военной песней.



Вед. 4:На самом деле, этой песне еще относительно немного лет. Это стихотворение Давида Самойлова, вошедшее в его сборник стихов «Голоса за холмами», было положено на музыку Виктором Столяровым. Песня получила популярность под видом старинной казачьей.


Вед. 3: В качестве казачьей песни «Когда мы были на войне…» прозвучала в таких сериалах, как «Сыщики-2», «Громовы» и «Смерш». Песня известна в исполнении Пелагеи, Кубанского казачьего хора, ансамбля «Казачий круг»  и множестве других.


Вед. 4:Слова – Давида Самойлова, музыка – Виктора Столярова. Песня «Когда мы были на войне». Исполняют обучающиеся 7-в класса



Вед.1 Песня «Брат» была написана на одном дыхании. Младший брат сделал свой выбор – старший предостерегает. Во времена больших потрясений в нашей истории было много случаев, когда родные люди оказывались по разные стороны баррикад. Песня «Брат» как раз про это. История не привязана к конкретному времени, похожие сюжеты можно найти и у Шолохова в романе «Тихий дон», и у Гоголя в повести «Тарас Бульба».

Вед. 2 Казачья песня «Брат » Музыка и слова Игоря Шиянова. Исполняет 8-а класс









Вед.3: Казачьи песни – это целый мир особого фольклора. Грустные лирические, веселые походные. Одна из таких веселых и задорных песен – «Люба».



Вед. 4: Слова и музыка – народные . Песня «Люба» исполняется обучающимися 8-в класса.



Вед 1: ...Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную простоту.

Вед 2: "Вдруг послышался цокот копыт, — рассказывает поэт Цезарь Солодарь — мы увидели приближающуюся конную колонну... Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.

Вед 1: Молодая регулировщица четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев.

И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:

- Давай, конница! Не задерживай!

Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: "Рысью!".

Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке...".


Вед 2: Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни:

По берлинской мостовой

Кони шли на водопой,

Шли, потряхивая гривой,

Кони-дончаки...


Вед 1: В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрасс, которым они очень понравились. По их предложению стихи были "усилены" лихим припевом:

Едут, едут по Берлину

Наши казаки.

Музыку написали к вечеру и, следовательно, песня "Казаки в Берлине" была написана за один день — 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся наша страна.


Вед. 2:Слова – Цезаря Солодаря, музыка – братьев Покрасс. Песня «По берлинской мостовой». Исполняют обучающиеся 5-б класса.



(Дальше завершающие слова)

















Вед. 1: Великое множество всяких песен поется и пелось в мире. Время и люди оставляют подле себя лишь лучшие. Безукоризненный вкус и слух народный отсеивает и отбрасывает пустые, и ветер времени уносит полову прочь. И в песенной житнице остаются лишь золотые зерна.

Вед. 2: Этот отбор идет старательно, веками. И на века. И остаются уже не просто песни, а великое богатство, национальное достояние нашего народа.


Вед. 3: « Казачьи песни… В них быт и вся история военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».

Вед. 4: У современных казаков новые казачьи заповеди, но их смысл прежний:


Вед. 1 Люби Родину, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её.


Вед. 3 Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.


Вед. 2 Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.


Вед. 1 Все, кто идёт против Отчизны твоей, - враги.


Вед. 2 Только в борьбе за счастье Родины ты обретёшь своё утерянное право.


Вед. 3 Веруй твёрдо в правоту своего дела, ибо вера - единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну.


Вед. 4 Будем же достойны чести и славы наших предков!


Поет Ковалева Аня



Вед. 1 1 апреля 2012 года в радиоэфире города Томска прозвучал призыв ко всем, кто чтит память о воинах Великой Отечественной войны записать ушедших солдат - своих родственников - в Бессмертный полк и 9 Мая пройти с портретами отцов и дедов в общей Победной колонне

Вед. 4 «Бессмертный полк» шагает в будущее, опираясь на великое прошлое. Его задача - увековечивание подвига солдат Великой Отечественной войны, сохранение памяти о доблести и героизме народа, осмысление опыта героических предков, восстановление преемственности поколений. А главное - возвращение чувства сопричастности человека и его семьи истории Родины.

Вед. 3 Мы должны помнить: новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. Наш долг - сохранить и защитить память о наших героях! Вечная память павшим! Вечная слава живым!

Вед 2Слова О. Астаповой, С. Чуба, Э. Гаврилова, музыка П. Селезнева. Гимн “Бессмертный полк.








5