СЦЕНАРИЙ
мероприятия, посвященного депортации ингушского народа
«Трагедия Февраля 1944 года.»
На мероприятие приглашаются гости, среди которых есть депортированные старцы. Старики, которые помнят вереницу долгих лет ссылки.
Оформление зала: баннер с надписью «Къаьра кхаьра».
Мероприятие могут провести 1 или 2 ведущих.
ВИДЕОРОЛИК С АРХИВНЫМИ СЪЕМКАМИ,ФЕВРАЛЬ 1944 год.
1 ведущий: Зима 1944 года – одна из самых печальных дат в летописи истории.
Подготовительная работа к операции по выселению чеченцев и
ингушей велась задолго до февраля. План был разработан на высшем
уровне и включал в себя масштабные мероприятия.
2 ведущий: Концентрация огромных сил в самой республике и в соседних
регионах (транспорт, железнодорожные вагоны, грузовые
автомобили и т.д.);
ввод в республику крупного контингента войск с рассредоточением
во всех районах и населенных пунктах;
мобилизация идеологических карательных органов с целью
психологической и идеологической обработки населения и
осуществления крупномасштабных акций по тотальной
дезинформации чеченцев и ингушей.
Стихи учеников про депортацию.
1 ведущий: 23 февраля, на рассвете, в дома чеченцев
и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и
винтовками.
Они грубыми окриками, прикладами поднимали с постелей детей,
женщин, стариков и выводили всех на улицу. Людей сгоняли к
мечети или в огороды, вокруг устанавливалась охрана с автоматами и
пулеметами. При малейшем сопротивлении открывали огонь.
2 ведущий: Офицеры объявили горцам, что все они изменники Родины и поэтому
по решению Советского правительства выселяются в среднеазиатские
республики: в Киргизию, Казахстан. На сборы отводилось всего лишь
15-20 минут. Лай собак, мычание коров, плач детей и женщин,
окрики солдат – все это слилось в сплошной и протяжный гул, то и
дело раздавались выстрелы. Это стреляли в тех, кто не подчинялся
приказу. Села, дома были окружены плотным кольцом охраны,
дороги заблокированы солдатами.
Сценка из того времени.(ученики 9-11кл)
1 ведущий: Людей начали увозить в большегрузных машинах, без теплой
одежды, без запасов питания. Вскоре горцы вереницами потянулись к
железнодорожным станциям. Среди них были и беременные
женщины и матери с детьми, старики и больные. С чудовищной
жестокостью поступали с немощными, их вынуждали оставлять
близких в их домах или заставляли бросать у дорог, обрекая на
холодную и голодную смерть.
2 ведущий: Товарные вагоны, в которые загоняли людей, совершено не были
приспособлены для перевозки пассажиров – без сидений, без тепла.
Вместо окон – маленькие люки, по два с каждой стороны вагона.
В стенах – щели, через которые задувал холодный ветер. Вагоны
набивались битком, тут же со скрежетом наглухо закрывались двери.
180 эшелонов под покровом ночи потянулись по железной дороге к
востоку.
Ролик с воспоминаниями стариков.
Песня «Даймохк»-хор.
1 ведущий: Потерянные, оскорбленные, униженные, убитые горем люди ехали в
никуда, ехали в безвестность.
В покинутых горцами домах в это время шел массовый грабеж.
Вывозилось все: ковры, кинжалы, одежда, драгоценности, книги – все,
что люди наживали поколениями.
Вслед за физической расправой началось истребление культурных и
исторических памятников. Документы, книги свозились на площадь у
Дворца пионеров в г. Грозном и сжигались.
(Ведущий называет фамилии гостей, которые пришли рассказать свои истории о депортации).
2 ведущий: Много людей погибло в тот 1944 год, выдержав долгую дорогу в
холодных вагонах, люди умирали на местах. Враждебно настроенное
население боялось помочь прибывшим переселенцам. Это была
трудная первая весна на чужбине!
13 лет провели ингуши в выселении. Эти 13 лет – самый горький
период в истории народа, многие нашли приют на чужбине, многие
похоронены на чужой земле. Память об этих людях долго будет
храниться в сердцах ингушского народа.
Стихи.ученики 5-6 кл.
ВЫДЕРЖАТЬ!
Все рушится, все падает во тьму,
Под черным ураганом выселения.
О, дай Аллах народу моему,
В годину эту страшное терпение!
Я много видел, много повидал,
Клеймил насилье, славил свет свободы.
А он померк, и черный день настал,
И огласил предгорья стон народный!
Я ни мало пожил и ни мало видел бед,
Но что они в сравнении с той, что ныне!?
Изгнанник я и вот под старость лет,
С родным народом маюсь на чужбине!
Уже тускнеет свет в моих глазах,
Но через все страдания и сомнения.
Об одном молю тебя, Аллах,
Народу моему пошли терпение!
Слух пропадет и голос у меня,
Завоет пес мой, чувствуя тревогу.
И люди деревянного коня
Мне снарядят в последнюю дорогу.
Но жив пока, пока могу дышать,
Под тяжким гнетом горестных событий.
Братья, я не устану повторять,
Вы ненависти в сердце не копите.
На скачках проверяют скакуна,
Пройдем же сквозь хулу и сквозь проклятья.
От горя, как от безумного вина,
Не обезумьте, к вам взываю, братья!
Наш народ не был баловнем судьбы,
И голод донимал нас, и набеги!
Но не свернули с праведной тропы,
И дай Аллах нам не свернуть во веки!
И головы летели наши в прах,
Когда мы с неприятелем сшибались!
И пламя гасло в наших очагах,
Но мы всегда народом оставались!
Знавали и нашествия чумы,
Знавали наводнения и лавины!
Но горской чести не роняли мы,
Свидетели и горы, и равнины!
О, наш край, как ты далеко!
И хлеб изгнания в нашем горле комом.
Да выдержать такое нелегко,
Не выдержать – покрыть себя позором!
Песня «Башни».