СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФГОС Биология. 5 класс. Лишайники.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС. 5 класс. Тема "Лишайники". На уроек происходит закрепление по пройденной теме "Водоросли" и представление учащимся по возможности получения практической информации по теме "Лишайники". Ознакомление с особенностями жизнедеятельности, способах распространения и экологической роли лишайников.  

Просмотр содержимого документа
«ФГОС Биология. 5 класс. Лишайники.»

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 5 (ФГОС)

Тип урока: урок изучения учебного материала.

Тема урока

Лишайники.

Цель урока

Закрепление и углубление знаний учащихся полученных при изучении темы «Водоросли» и предоставление учащимися возможности получения практической информации по теме «Лишайники»; ознакомление с особенностями жизнедеятельности, способах распространения и экологической роли лишайников.

Задачи урока

Познавательные:

Осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков лишайников.

Регулятивные:

Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:

Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий.

Личностные:

Формировать культуру умственного труда, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растительному миру.

Формирование УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы, важности полученных знаний); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, работа по плану, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, работа по алгоритму.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия

Лишайник, слоевище, симбиоз, гифы, сфинкс.

Ресурсы

УМК: Биология 5-6, линия жизни В.В. Пасечник. Презентация учителя в формате PoverPoint, Биологический тренажёр. «Биология 5 –6 классы В.В. Пасечника.lnk Единая коллекция ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/?interface=pupil&class[]=48&subject[]=29

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально.

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практикум.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

1) Фронтальная беседа:

- Что такое «Царство» как понятие в биологии?

-Какие Царства живой природы мы уже изучили?

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается 1 картинка - водоросли).

Вспоминают, проговаривают определение.

Называют царства Бактерий, Грибов, Растений.





Название царства.

Личностные УУД

Смыслообразование.

Познавательные УДД

Целеполагание.

Использование знаково-символических средств.

3. Проверка выполнения домашнего задания

Этап проверки домашнего задания:



- проверка знаний терминов;

- тестовый контроль по теме «Водоросли» («Биология 5 –6 классы В.В. Пасечника.lnk работа в паре);

- заполнение таблицы «Многообразие водорослей» («Биология 5 –6 классы В.В. Пасечника.lnk).




Обучающийся делает сообщение «Водоросли – низшие растения».

Класс комментируют ответы, дополняют.

Работа обучающихся на компьютере с электронным диском «Биология 5 –6 классы В.В. Пасечника.lnk.

Оценка осуществляется на компьютере.






Построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учет разных мнений.

Познавательные УДД.

Использование знаково-символических средств.

Подведение под понятие.

Аналогия, обобщение.

Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции.

4. Изучение нового материала

1. Фронтальная работа :

На доске 2 картинка с лишайником.

- сравните две картинки; что общего у растений и по каким признакам мы определим, что это растение;

Если правильный ответ не дан, Сам даёт ответ. Это лишайник.


Выделение признаков,

характерных для растительного организма.



Решение синквейна и определение темы урока.

Составляют и записывают план изучения темы.

Отвечают на вопрос учителя.

Рассматривают слайд.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Умение классифицировать- определить принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело.

Показ учебного фильма (38 секунд, коллекция ЦОР) «Строение лишайников» http://school-collec tion.edu.ru/catalog/r

ubr/dc6be3c8-58b1-45a9-

8b23-2178e8ada386/792

18/?int erface= pupil&

class=48&s ubject=29



Выберите самое важное и интересное.

Ответьте на вопрос «Из каких двух организмов состоит лишайник?»

Показ учебного фильма

«Многообразие лишайников»

http://school- collection.

edu.ru/catalog/r

ubr/dc6be3c8-58b1-45a9-

8b23-2178e8ada386/79218

/?int erface=pupil&class

=48&s ubject=29



Значение лишайников в природе и жизни человека.

Влияние хозяйственной деятельности на экологию.

Просматривая фильм анализируют информацию, выделяя главные аспекты.

После просмотра фильма объясняют, что лишайник состоит из двух организмов: водоросли и гриба.















Выбирается по алгоритму самое важное и интересное:

1.Среда обитания

2. Размеры

3. Скорость роста

4. Возраст





В ходе беседы отвечают на вопросы и приводят примеры среды обитания лишайников данной местности.



Готовят сообщения на данные темы к следующему уроку.


Познавательные УДД

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Объяснять строение и жизнедеятельность живых организмов: строение, питание, размножение;

определять основные органы растений.

Подготовка сообщений по теме урока из дополнительной литературы.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УДД

Контроль.

Коррекция.

5. Практическая часть урока

Сообщение что в качестве дополнительного задания два ученика заложили опыт: в 1 стакан поместили увлажнённый лишайник, во 2 стакан лишайник, измельчённый на кусочки.

Учитель даёт задание обучающимся: рассмотреть слайд и назвать автотрофный и гетеротрофный компоненты.











Объясняет, что симбиоз-это взаимополезные отношения.







Рассмотрите коллекцию лишайников на слайде и гербарных образцах.

Выделить существенные признаки на основе гербарных образцов.

Даёт определение науки о лишайниках – лихенологии.

Рассказ учителя.

Проверка выполненного задания.

Беседа по заданию.

Объясняют результаты опыта: в 1 стакане много бесцветных нитей - это гифы гриба;

во 2 стакане стенки стали зелёными потому, что увеличилось число одноклеточных отраслей.

Рассматривают слайд и показывают по рисунку автотрофный, гетеротрофный компоненты, слоевище.

Слушают, рассматривают слайд, отвечают на вопрос устно и записывают в тетради определение «симбиоз», используя текст учебника.

Делают зарисовку схемы «Питание лишайников» в тетради.

Практическая работа с гербарными образцами.

Составьте классификацию лишайников в тетради, используя слайд по форме.

Кустистые

Накипные

Листовые

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Понимать смысл биологических терминов слоевище, симбиоз.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Выделение существенных признаков лишайников на основе образцов.

Выделение существенных признаков лишайников на основе образцов.

Построение логических цепей взаимосвязей в природе.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УДД

Контроль и коррекция.

Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.


6. Закрепление материала

Учитель знакомит с планом закрепления и проводит инструктаж по заполнению рабочих листов (каждый ученик перед началом урока получил рабочий лист).

Каждый ученик получает гербарный образец лишайника.

Читают вопросы закрепления и подписывают рабочий лист.










Познавательные УДД

Умение классифицировать- определить принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Структуирование знаний.

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя, умение работать по алгоритму.

Работа с дополнительной информацией.

Вопросы.

1.Что такое сфинкс? (вопрос из истории)

2.Почему Великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их растениями – сфинксами?

3. В чём заключается двойная природа лишайника?

Показ учебного фильма.

«Многообразие лишайников».

Самостоятельная работа с учебником и слайдом.

Ответы.

1. Сфинксы в древнегреческой мифологии – мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крылья орла

2. Как и в сфинксе, в лишайнике объединены два организма: водоросль и гриб

3. Водоросль и гриб существуют вместе, находятся в симбиозе, то есть не могут существовать друг без друга

После просмотра фильма по гербарному образцу определяют тип лишайника и заполняют рабочий лист (задание №1)

II. Выполняют задание №2 в рабочем листе, вставляя в текст пропущенные слова.

Познавательные УДД

Использование знаково-символических средств.

Подведение под понятие.

Умение находить ответ в другой области знания – истории.

Поиск новой информации.

Регулятивные УУД

Оценка.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

7. Домашнее задание

Домашнее задание

§ 15, рассказ по плану; ответы на вопросы стр. 59; биологический тренажер по теме «Лишайники».


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.


-Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

-Определяют свое настроение в конце урока.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело. Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения.



Приложение.

Рабочий лист учащегося ________________________________________

1. Составь кластер и размести по схеме - описанию.

Листовые

Слоевище напоминает кустик; растет на ветках деревьев, свисая как борода, или растут на поверхности почвы.

Кустистые

Выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая к поверхности прикрепления.

Пластинчатое слоевище приподнято над поверхностью прикрепления, похоже на лист.





Накипные



2. Вставьте в текст пропущенные слова.

1. Лишайники образованы _______________ и _________________.

2. ____________ обеспечивают подачу воды и минеральных веществ, ______________. Создаёт органические вещества.

3.Лишайники – это ____________. Организмы.