Тип урока: урок изучения учебного материала.
Тема урока | Лишайники. |
Цель урока | Закрепление и углубление знаний учащихся полученных при изучении темы «Водоросли» и предоставление учащимися возможности получения практической информации по теме «Лишайники»; ознакомление с особенностями жизнедеятельности, способах распространения и экологической роли лишайников. |
Задачи урока | Познавательные: Осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков лишайников. Регулятивные: Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий. Личностные: Формировать культуру умственного труда, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растительному миру. |
Формирование УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы, важности полученных знаний); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, работа по плану, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, работа по алгоритму. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Основные понятия | Лишайник, слоевище, симбиоз, гифы, сфинкс. |
Ресурсы | УМК: Биология 5-6, линия жизни В.В. Пасечник. Презентация учителя в формате PoverPoint, Биологический тренажёр. «Биология 5 –6 классы В.В. Пасечника.lnk Единая коллекция ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/?interface=pupil&class[]=48&subject[]=29 |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально. |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практикум. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент |
2. Актуализация знаний |
1) Фронтальная беседа: - Что такое «Царство» как понятие в биологии? -Какие Царства живой природы мы уже изучили? - Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается 1 картинка - водоросли). | Вспоминают, проговаривают определение. Называют царства Бактерий, Грибов, Растений.
Название царства. | Личностные УУД Смыслообразование. Познавательные УДД Целеполагание. Использование знаково-символических средств. |
3. Проверка выполнения домашнего задания |
Этап проверки домашнего задания:
- проверка знаний терминов; - тестовый контроль по теме «Водоросли» («Биология 5 –6 классы В.В. Пасечника.lnk работа в паре); - заполнение таблицы «Многообразие водорослей» («Биология 5 –6 классы В.В. Пасечника.lnk).
| Обучающийся делает сообщение «Водоросли – низшие растения». Класс комментируют ответы, дополняют. Работа обучающихся на компьютере с электронным диском «Биология 5 –6 классы В.В. Пасечника.lnk. Оценка осуществляется на компьютере.
| Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учет разных мнений. Познавательные УДД. Использование знаково-символических средств. Подведение под понятие. Аналогия, обобщение. Установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции. |
4. Изучение нового материала |
1. Фронтальная работа : На доске 2 картинка с лишайником. - сравните две картинки; что общего у растений и по каким признакам мы определим, что это растение; Если правильный ответ не дан, Сам даёт ответ. Это лишайник. | Выделение признаков, характерных для растительного организма.
Решение синквейна и определение темы урока. Составляют и записывают план изучения темы. Отвечают на вопрос учителя. Рассматривают слайд. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Умение классифицировать- определить принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. |
Показ учебного фильма (38 секунд, коллекция ЦОР) «Строение лишайников» http://school-collec tion.edu.ru/catalog/r ubr/dc6be3c8-58b1-45a9- 8b23-2178e8ada386/792 18/?int erface= pupil& class=48&s ubject=29
Выберите самое важное и интересное. Ответьте на вопрос «Из каких двух организмов состоит лишайник?» Показ учебного фильма «Многообразие лишайников» http://school- collection. edu.ru/catalog/r ubr/dc6be3c8-58b1-45a9- 8b23-2178e8ada386/79218 /?int erface=pupil&class =48&s ubject=29
Значение лишайников в природе и жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности на экологию. | Просматривая фильм анализируют информацию, выделяя главные аспекты. После просмотра фильма объясняют, что лишайник состоит из двух организмов: водоросли и гриба.
Выбирается по алгоритму самое важное и интересное: 1.Среда обитания 2. Размеры 3. Скорость роста 4. Возраст
В ходе беседы отвечают на вопросы и приводят примеры среды обитания лишайников данной местности.
Готовят сообщения на данные темы к следующему уроку. | Познавательные УДД Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Объяснять строение и жизнедеятельность живых организмов: строение, питание, размножение; определять основные органы растений. Подготовка сообщений по теме урока из дополнительной литературы. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные УДД Контроль. Коррекция. |
5. Практическая часть урока |
Сообщение что в качестве дополнительного задания два ученика заложили опыт: в 1 стакан поместили увлажнённый лишайник, во 2 стакан лишайник, измельчённый на кусочки. Учитель даёт задание обучающимся: рассмотреть слайд и назвать автотрофный и гетеротрофный компоненты.
Объясняет, что симбиоз-это взаимополезные отношения.
Рассмотрите коллекцию лишайников на слайде и гербарных образцах. Выделить существенные признаки на основе гербарных образцов. Даёт определение науки о лишайниках – лихенологии. Рассказ учителя. | Проверка выполненного задания. Беседа по заданию. Объясняют результаты опыта: в 1 стакане много бесцветных нитей - это гифы гриба; во 2 стакане стенки стали зелёными потому, что увеличилось число одноклеточных отраслей. Рассматривают слайд и показывают по рисунку автотрофный, гетеротрофный компоненты, слоевище. Слушают, рассматривают слайд, отвечают на вопрос устно и записывают в тетради определение «симбиоз», используя текст учебника. Делают зарисовку схемы «Питание лишайников» в тетради. Практическая работа с гербарными образцами. Составьте классификацию лишайников в тетради, используя слайд по форме. Кустистые Накипные Листовые | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Понимать смысл биологических терминов слоевище, симбиоз. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Выделение существенных признаков лишайников на основе образцов. Выделение существенных признаков лишайников на основе образцов. Построение логических цепей взаимосвязей в природе. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные УДД Контроль и коррекция. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы. |
6. Закрепление материала |
Учитель знакомит с планом закрепления и проводит инструктаж по заполнению рабочих листов (каждый ученик перед началом урока получил рабочий лист). Каждый ученик получает гербарный образец лишайника. | Читают вопросы закрепления и подписывают рабочий лист.
| Познавательные УДД Умение классифицировать- определить принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. Структуирование знаний. Регулятивные УУД Умение слушать учителя, умение работать по алгоритму. |
Работа с дополнительной информацией. Вопросы. 1.Что такое сфинкс? (вопрос из истории) 2.Почему Великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их растениями – сфинксами? 3. В чём заключается двойная природа лишайника? Показ учебного фильма. «Многообразие лишайников». | Самостоятельная работа с учебником и слайдом. Ответы. 1. Сфинксы в древнегреческой мифологии – мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крылья орла 2. Как и в сфинксе, в лишайнике объединены два организма: водоросль и гриб 3. Водоросль и гриб существуют вместе, находятся в симбиозе, то есть не могут существовать друг без друга После просмотра фильма по гербарному образцу определяют тип лишайника и заполняют рабочий лист (задание №1) II. Выполняют задание №2 в рабочем листе, вставляя в текст пропущенные слова. | Познавательные УДД Использование знаково-символических средств. Подведение под понятие. Умение находить ответ в другой области знания – истории. Поиск новой информации. Регулятивные УУД Оценка. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
7. Домашнее задание |
Домашнее задание | § 15, рассказ по плану; ответы на вопросы стр. 59; биологический тренажер по теме «Лишайники». | |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. | -Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. -Определяют свое настроение в конце урока. | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения. |
1. Составь кластер и размести по схеме - описанию.
Слоевище напоминает кустик; растет на ветках деревьев, свисая как борода, или растут на поверхности почвы.
Выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая к поверхности прикрепления.
Пластинчатое слоевище приподнято над поверхностью прикрепления, похоже на лист.
2. Вставьте в текст пропущенные слова.
1. Лишайники образованы _______________ и _________________.
2. ____________ обеспечивают подачу воды и минеральных веществ, ______________. Создаёт органические вещества.
3.Лишайники – это ____________. Организмы.