ФГОС для детей с ОВЗ и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. С 1 сентября 2016 года вступает в действие ФГОС для детей с ОВЗ. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Одна из важных целей Стандарта: гарантия получения образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Разработанный Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей ОВЗ включает в себя и такую группу детей как дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) рассматривается, как неотъемлемая часть действующего ФГОС общего образования, основывается на сходных принципах и подходах.
СФГОС не регламентирует образовательные технологии, методы и приёмы, средства обучения, формы и способы получения образования. СФГОС определяет структурно - функциональную, содержательную и технологическую составляющие начального образования, позволяющие детям реализовать своё право на обучение вне зависимости от региона проживания, тяжести и особенностей нарушения физического и психического развития.
Для каждой категории обучающихся с НОДА разрабатывается набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям, диапазону возможных различий в уровне развития поступающего в школу ребёнка.
Уровень знаний | Дети с нарушением слуха | Дети с нарушением зрения | ТМНР | НОДА | Умственная отсталость | Расстройство аутичного спектра (РАС) | СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ | Время обучения |
I | + | + | + | + | | + | 4 года |
II | + | + | + | + | | + | 4+1 год |
III | + | + | | + | + | + | 1+9 лет |
IV | | | | + | + | + |
АОП – адаптированная образовательная программа (внесение изменений в основную образовательную программу)
АООП - адаптированная основная образовательная программа (разрабатывается для отдельных групп детей с ОВЗ)
СИПР – специальная индивидуальная программа(разрабатывается в соответствии с требованиями ПМПК)
ТМНР –тяжелые(множественные) расстройства
НОДА –нарушение опорно-двигательного аппарата
А- академические компетенции
Ж – жизненные компетенции
Варианты ФГОС для обучающихся с НОДА
Вариант A (инклюзивное образование) (цензовый)
Этот вариант адресован обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Это могут быть как дети с легкой степенью нарушения ОДА, так и дети с достаточно выраженными нарушения ОДА, пользующиеся специальными средствами передвижения. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Ребенок полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.
Требования к структуре основной образовательной программы представлены в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием усвоения первого варианта 1 стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями.
При составлении программы коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы, необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями Медико-Социальной Экспертизы.
Вариант B (цензовый)
Этот вариант адресован обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее – с НОДА), которые получают начальное образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и сходными образовательными потребностями. Как правило, это дети с потенциально сохранным интеллектом или задержкой психического развития, имеющие сложную структуру дефекта (нарушения зрения, речи, НОДА средней и тяжелой степени тяжести). Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, использование адаптированной образовательной Программы. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями ограничений двигательного развития и особыми образовательными потребностями категории обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.
Вариант C (нецензовый)
В этом варианте требования к итоговым достижениям обучающихся не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образования.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для детей с НОДА для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, обязательно использование адаптированной образовательной Программы, которая при необходимости индивидуализируется. В структуре адаптированной образовательной Программы «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции.
Вариант D (нецензовый)
Обучающийся с НОДА получает образование, итоговые достижения которого определяются его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.
В четвертом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная специальная образовательная Программа. Обучающийся с ТМНР находится в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. Обязательным является специальная организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и дома
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- Формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- Обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
- Побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- Установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- Использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- Разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:
принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.
принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит ребенка на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния учителя на личность обучаемых. Все эти три цели обучения должны осуществляться одновременно.