СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ФГОС: формирование ключевых компетенций на занятиях по шахматам в группах начальной подготовки

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ФГОС: формирование ключевых компетенций    на  занятиях по шахматам в начальной школе»

 

Просмотр содержимого документа
««ФГОС: формирование ключевых компетенций на занятиях по шахматам в группах начальной подготовки»



2. Отсутствие образовательной программы (если ты не написал её сам)



По разделу «Темы» в журнале занятий можно оценить полёт фантазии преподавателя. «Путешествие короля по доске» и «Плетение косички» (а это вообще-то техника постановки мата двумя слонами) вряд ли даёт возможность классному руководителю, завучу или родителю понять, что вообще происходит. Каждый преподаватель набирает свою собственную сборку учебников и заданий, к которым естественно не предлагается никаких методических материалов.



Почему так? Потому что репетиторство, тренерство, спортивная школа этого не требует. Там либо есть результат, либо его нет. Если ты не разобрался — меняй тренера или заканчивай. В школе такая модель не работает.



На выходе мы получаем бессистемный предмет, уровень освоения которого полностью определяется «честным словом» учителя и мнением дедушки, решившим сыграть с ребёнком дома.



В этом году издательство «Просвещение» выпустило целую линейку учебников с 1 по 4 класс, по которым и планируется обучение. Мнение об их качестве я оставлю при себе, но это хотя бы попытка решить проблему. Хорошо, что появились на это средства.



3. Отсутствие персонализации обучения



Инклюзивное образование — это здорово. Правда, каждый первый предметник вам скажет что именно его предмет давать таким путём невозможно.



Так и здесь. Шахматы — индивидуальный вид деятельности, как только у ребёнка появляется мотивация победить. Большая часть обучения строится на игровом процессе, где за 25 минут едва получится обратить внимание каждого хотя бы на одну его ошибку. А поскольку времени на отработку и домашнее задание нет, получается кто во что горазд.





4. Как и уроки физкультуры, шахматы подразумевают постоянную конкуренцию



Это очень хорошо для системного выявления талантов. В конце концов, благодаря школьным занятиям шахматам, в Баку появился Гарри Каспаров.



Однако шахматы в школе (для всех) активно будут влиять на самооценку неуспевающих (напомню, в первом-втором классе). Вспомните себя на скамейке в спортзале, когда другие подтягиваются 20 раз. Конкуренция — это здорово, но не в начальной школе. Уж слишком велики риски.



Обучать детей шахматам — это здорово и полезно. Спортивные школы, секции, кружки и платные тренеры отлично с этой функцией справляются и сейчас. Очевидно, что если государство хочет поддержать эту деятельность, есть много перспективных способов.



Но если мы говорим именно о шахматах в школе, сделать этот предмет повсеместно качественным — идея очень долгосрочная и дорогостоящая.

А главное, не очень понятно, зачем это надо. Если убрать весь популизм.



Фото: Wikimedia Commons (Kadel & Herbert)

Читайте также:

«Из-за ЕГЭ вузы оказались в положении бань или парикмахерских, которые обязаны обслужить любого клиента»

Кружки и студии для творческих детей

«Если вы считаете, что разговоры об оценках и критика успеваемости и есть воспитание, знайте — это не так»

К комментариям(12)

Вадим Пищиков

Подписаться

1665

Лучшие авторыЕщё авторы

Окончила журфак МГУ, работала редактором мужского глянца FHM. Мама двух детей, интересуюсь вопросами воспитания и образования

Инна Прибора

Окончила журфак МГУ, работала редактором мужского глянца FHM. Мама двух детей, интересуюсь вопросами воспитания и образования

Подписаться

Автор нескольких книг прозы, биографии Малевича и стихов. Переводчик, копирайтер, журналист, мама троих детей - двух кровных и приемной дочери

Ксения Букша

Автор нескольких книг прозы, биографии Малевича и стихов. Переводчик, копирайтер, журналист, мама троих детей - двух кровных и приемной дочери

Подписаться

Многодетная мать, учитель с четвертьвековым стажем. Детский и семейный психолог.

Катерина Дёмина

Многодетная мать, учитель с четвертьвековым стажем. Детский и семейный психолог.

Подписаться

Подпишитесь

на наш Твиттер

Интересное на «Меле»:

Почему не знать столицу Эстонии и не читать «Улисса» — не стыдно

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Почему не знать столицу Эстонии и не читать «Улисса» — не стыдно

Ярослав Свиридов — о том, почему не нужно стесняться, если не помнишь какие-то даты и факты

Детские спортивные секции в Москве

КУРСЫ МЕЛА

Детские спортивные секции в Москве

От акробатики и танцев до детской йоги и боевых искусств