СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фильм "Офицеры" - средство патриотического воспитания молодежи

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана в соавторстве с Никулиной Алевтиной Владимировной для внеурочного мероприятия, направленного на патриотическое воспитание молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Фильм "Офицеры" - средство патриотического воспитания молодежи»

История создания фильма

История создания фильма

В фильме снимались: Алина Покровская, Георгий Юматов, Василий Лановой,   Андрей Анисимов, Александр Воеводин, Наталья Рычагова, Андрей Громов, Юрий Сорокин, Владимир Дружников.   Режиссеры:  Владимир Роговой, Владимир Златоустовский

В фильме снимались: Алина Покровская, Георгий Юматов, Василий Лановой,   Андрей Анисимов, Александр Воеводин, Наталья Рычагова, Андрей Громов, Юрий Сорокин, Владимир Дружников.  Режиссеры:  Владимир Роговой, Владимир Златоустовский

8 мая 1970 г. началась работа над «Офицерами», картиной, ставшей классикой отечественного кинематографа.

Действие этого фильма охватывает довольно большой период — с двадцатых по 70-е годы. В центре внимания авторов жизнь всего одной семьи — Алексея

Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце — убеленного сединами генерала, жены его Любаши, их сына Георгия и, наконец, внука Ивана.

Но фильм нельзя назвать просто семейной хроникой. Помимо принадлежности к одной семье, у героев есть еще одна особенность, роднящая их друг с другом.

Все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое,

как эстафету, передают своим детям и внукам.

Именно профессия героев и является, по замыслу авторов, драматургическим стержнем фильма. Она, эта профессия, формирует характеры, взгляды, мировоззрение,

определяет логику движения сюжета, сосредотачивая внимание авторов на тех узловых моментах жизни героев, когда особенно ярко и очевидно проявляется их

призвание, их еще с детских лет усвоенная привычка считать себя воинами Советской Армии, их гордость за свою профессию — профессию защитников Родины.

На съёмках фильма «Офицеры»

На съёмках фильма «Офицеры»

Труднее всего в подготовительный период было найти актеров на главные мужские роли — Ивана Варравы и Алексея Трофимова. На роль Трофимова претендовало ни много ни мало 42 кандидата. В их числе были Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Михаил Ножкин… Однако на пробах всех превзошел Георгий Юматов, кумир 50-х («Молодая гвардия», «Разные судьбы»), у которого в то время открылось второе дыхание (в 1965–1969 гг. ежегодно выходило по фильму с ним в главной роли). Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, оно (ранение) настоящее — Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.

Труднее всего в подготовительный период было найти актеров на главные мужские роли — Ивана Варравы и Алексея Трофимова. На роль Трофимова претендовало ни много ни мало 42 кандидата. В их числе были Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Михаил Ножкин…

Однако на пробах всех превзошел Георгий Юматов, кумир 50-х («Молодая гвардия», «Разные судьбы»), у которого в то время открылось второе дыхание (в 1965–1969 гг. ежегодно выходило по фильму с ним в главной роли).

Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, оно (ранение) настоящее — Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.

Ивана Варраву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров, среди которых —   Олег Ефремов, Александр Лазарев, Александр Белявский, Валентин Гафт. Режиссеру больше всех понравился Ефремов, его утвердили на худсовете, но он сниматься не смог — был занят в другой картине. Тогда выбор пал на Василия Ланового, «сослуживца» Елены Добронравовой. Сегодня кажется, что иного Варравы и быть не могло. Между тем Лановой долго колебался: «Я не мог понять своего героя, — рассказывал Василий Семенович. — Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: «Варрава — романтик, играй романтика!» И я согласился».

Ивана Варраву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров, среди которых —   Олег Ефремов, Александр Лазарев, Александр Белявский, Валентин Гафт. Режиссеру

больше всех понравился Ефремов, его утвердили на худсовете, но он сниматься не смог — был занят в другой картине. Тогда выбор пал на Василия Ланового, «сослуживца» Елены Добронравовой. Сегодня кажется, что иного Варравы и быть не могло. Между тем Лановой долго колебался: «Я не мог понять своего героя, — рассказывал Василий Семенович. — Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: «Варрава — романтик, играй романтика!» И я согласился».

На бессловесную, но важную роль Ванечки, внука Трофимовых, в нескольких эпизодах требовался очень юный артист — годовалый ребенок. Здесь уместно вспомнить бессмертные стихи Корнея Чуковского: «Но какая же мать согласится отдать своего дорогого ребенка?..» В конце концов было решено искать его в домах малютки, где воспитывались дети-отказники. Нашли 11-месячного малыша Володю Селиванова, мальчика с судьбой, позаимствованной как будто из романа Дюма. Отец поставил вопрос ребром: или я, или ребенок, и она выбрала мужа. Это не помогло — молодая «семья» вскоре распалась. Впрочем, мать все равно не спешила за сыном в детдом, но вмешался случай. Она попала на сеанс «Офицеров» и узнала сына в юном актере. Лишь тогда сердце непутевой родительницы дрогнуло, и после полутора лет в детском доме Володя обрел настоящую семью. Володя Селиванов в фильме «Офицеры»

На бессловесную, но важную роль Ванечки, внука Трофимовых, в нескольких эпизодах требовался очень юный артист — годовалый ребенок. Здесь уместно вспомнить бессмертные стихи Корнея Чуковского: «Но какая же мать согласится отдать своего дорогого ребенка?..»

В конце концов было решено искать его в домах малютки, где воспитывались дети-отказники. Нашли 11-месячного малыша Володю Селиванова, мальчика с судьбой, позаимствованной как будто из романа Дюма. Отец поставил вопрос ребром: или я, или ребенок, и она выбрала мужа. Это не помогло — молодая «семья» вскоре распалась. Впрочем, мать все равно не спешила за сыном в детдом, но вмешался случай. Она попала на сеанс «Офицеров» и узнала сына в юном актере. Лишь тогда сердце непутевой родительницы дрогнуло, и после полутора лет в детском доме Володя обрел настоящую семью.

Володя Селиванов в фильме «Офицеры»

9 апреля 1971 г. картина была представлена худсовету киностудии и принята практически без поправок. Однако у чиновников из Госкино сложилось иное мнение. Они заставили вырезать из фильма несколько эпизодов.

Под давлением военспецов из Главного политуправления армии картине присвоили лишь третью прокатную категорию. Не повезло фильму и с датой премьеры — на широкий экран «Офицеры» попали 26 июля, в разгар летних отпусков. И хотя дебют проходил в самом престижном столичном кинотеатре «Россия», половина мест в огромном зале пустовала. К счастью, на просмотре оказалась супруга тогдашнего министра обороны Андрея Антоновича Гречко. Она была потрясена увиденным — в Любе Трофимовой она узнала себя. Она немедленно поделилась впечатлениями с мужем, он запросил копию фильма и отправился смотреть ее на дачу к главному кинокритику страны, Леониду Ильичу Брежневу. «Офицеры» привели их в восторг, и в сентябре, когда в столицу подтянулся отпускной народ, состоялась повторная премьера. Она прошла при аншлаге. Он, как выяснилось, не был специально организован: в прокате «Офицеры» собрали 53,4 млн. зрителей и заняли место в первой десятке самых кассовых советских фильмов.

Василий Лановой:  «Эта картина странной судьбы. Вначале мы относились к ней как к рядовой работе. И ошиблись. Режиссер и оператор сумели найти ассоциативный ряд, не оставляющий равнодушным ни одно поколение зрителей. Прошло 35 лет, а картина не сходит с телеэкранов, ее смотрят снова и снова, не переставая восхищаться. Я думаю, секрет в том, что каждый находит в ней что-то для себя лично. И юные, и пожилые, и романтики, и реалисты. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то. У меня бывали гораздо более сложные роли, но они проходили, а Иван Варрава остался. В нем соединились честь, мужество, доблесть, отвага и рыцарское благородство. Однажды на некоем «светском» приеме, которые нынче метко окрестили тусовками, ко мне подошел один из «новых русских» и говорит, позвякивая цепями: «Что, Лановой, есть такая профессия — родину расхищать?» Так захотелось хоть немного побыть Варравой — вскочить на коня и вытащить шашку».

Василий Лановой: «Эта картина странной судьбы. Вначале мы относились к ней как к рядовой работе. И ошиблись. Режиссер и оператор сумели найти ассоциативный ряд, не оставляющий равнодушным ни одно поколение зрителей. Прошло 35 лет, а картина не сходит с телеэкранов, ее смотрят снова и снова, не переставая восхищаться. Я думаю, секрет в том, что каждый находит в ней что-то для себя лично. И юные, и пожилые, и романтики, и реалисты. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то. У меня бывали гораздо более сложные роли, но они проходили, а Иван Варрава остался. В нем соединились честь, мужество, доблесть, отвага и рыцарское благородство. Однажды на некоем «светском» приеме, которые нынче метко окрестили тусовками, ко мне подошел один из «новых русских» и говорит, позвякивая цепями: «Что, Лановой, есть такая профессия — родину расхищать?» Так захотелось хоть немного побыть Варравой — вскочить на коня и вытащить шашку».