СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Филологическая игра "Знатоки русского языка"6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Филологическая игра"Знатоки русского языка" предназначена для учащихся 6 класов.Данная разработка поможет вам активизировать знание и умение учащихся по теме, развивать речь и логическое мышление, повышать эрудицию в области руского языка,прививать интерес к изучению предмета.

Просмотр содержимого документа
«Филологическая игра "Знатоки русского языка"6 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №101 города Донецка»












Филологическая игра

« Знатоки русского языка»

6 класс









Подготовил учитель

Сигинова Н.Ф.








Донецк,2018

Цели:

. активизировать знания и умения по теме;

- развивать мышление, речь, логику, воображение, повышать эрудицию в области русского языка, прививать интерес к изучению предмета;

- воспитывать стремление к приобретению знаний, культуру речи, любовь к языку.

- развивать слуховое и зрительное внимание, связную речь, воспитывать чувства коллективизма.




 Оборудование: высказывания писателей о русском языке, карточки, интерактивная доска, грамоты.

Ход мероприятия


Организационный этап.


- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка,наше мероприятие обещает быть познавательным и увлекательным, мы узнаем ещё больше о богатстве и великолепии русского языка. А вы должны показать все свои знания и умения, чтобы мы смогли выявить Знатоков русского языка среди участников нашей встречи.



Ученики:

1. Русский язык - один из самых богатых языков мира - это национальный язык русского народа.

2. Он помогает людям понимать друг друга, общаться, учить и передавать свои знания в устной и письменной речи.

3. К. Паустовский так сказал о русском языке : "Нам дан  во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

 

• Знать свой язык обязан каждый человек!

 

Учитель. Наш язык – это история нашего народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не занятием от нечего делать, а необходимостью.

1 ученик. Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык – не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края, 
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море…

2 ученик. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живёт на страницах
Мир окрыляющих детских книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!

Учитель. Вы можете сказать, что знаете свой язык с рождения и хорошо им владеете, зачем же его изучать? А на самом деле, хорошо ли мы знаем русский язык? Давайте проверим.

Ребята, нам предстоит нелёгкое, но очень интересное и познавательное путешествие. На нашем пути будут встречаться различные препятствия, которые мы должны будем с лёгкостью преодолеть, чтобы достичь своей цели.

- А теперь давайте познакомимся с жюри и командами 6а и 6б классов.

 Ну а теперь начинаем наше путешествие в страну Языкознания. Это очень красивая и богатая страна. Чтобы попасть в эту страну мы должны пройти долгий путь и показать свои знания, логику и эрудицию, а так же сплочённость и умение работать в коллективе. В добрый путь, ребята!


Турнир знатоков русского языка объявляю открытым.


1 Игра "Фотоаппарат"

 

1.   Посмотрите на картинку (30 с) и запомните все предметы нарисованные на ней.

2. В течении 2х минут записать, как можно больше предметов увиденных вами.

     /У кого большее кол-во предметов, тот выиграл/.

 

2 Кто быстрее даст правильный ответ?

- Каким бывает всегда звук ч?

- В каких словах пишется ы после ц?

- Как определить букву в корнях -лаг, -лож-?

- Как определить букву в корнях -кас-, -кос-?

- Какие чередующиеся корни в глаголах вы знаете?

- Как называются звуки, состоящие только из голоса?

- Есть ли буква “фэ” в русском алфавите?

- Что ставится перед союзом А?

- Как каплю превратить в цаплю?

- Как называется часть слова между корнем и окончанием?

- Назовите главные члены предложения.

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- На какие вопросы отвечает сказуемое?

- Какие знаки препинания употребляются в предложении с обобщающим словом?

- Найди и объясни орфограмму в слове: поздний, опасный, блестит, растение, лекция, воробьи, подъезд, много рощ, рожь, шалаш.



3 Собери пословицу 

 Участникам необходимо за 1 минуту  собрать пословицы.

 

•семь раз отмерь-        а речь короткая.

•без грамоты хоть плачь  -   а корень свеж.

•веревка хороша длинная –  а один раз отрежь.

•старый дуб –     а с грамотой хоть вскачь.

•бояться несчастья –  в лес не ходить.

 

4 Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Найди ошибки в тексте, напиши его безошибочно.

 

Я шол полестной дарошке в диревну. Месносьть была мене знакома В чяше леса слышался галасок малинофки.

У апушки милкали голубые колоколчики и белые рамашки на высокой ношке. Ат апушки к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька Около речьки паслос стадо.


 5 Что такое омонимы? Чем они отличаются от слов с переносным значением?

«Загадки – омонимки»

- Короткая мужская стрижка,

И зверь колючий, даже слишком.

-Растёт на дереве она,

Или на лбу у пацана.

-Ею травы косят,

В ней и бантик носят.

-Этим словом день недели назовём

И окружение, в котором мы живём.

-Его имеют пиджаки,

Бывает он и у реки.





6 Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:

 спустя манжеты, он в математике кошку съел, делать из букашки слона, бежал сломя нос, сапоги супа просят.

7 Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.



Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

                                     Бока.  Сахар

8 Необходимо исправить речевые ошибки, помня правила грамматики и выразительно прочитать текст в исправленном виде.

Команде 6 а:

И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь.

Команде 6б:

Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно.

9 Составить рассказ на одну букву 

В течение 5 минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. (напр., Машины мчались мимо метро. Мама медлила. Малолетний миша мимоходом мял мамино манто…)
Побеждает та из команд, в чьём рассказе больше слов. 

А теперь жюри подведёт итоги. Награждение победителей.

 Учитель. Вот какой удивительный русский язык! Знание русского языка необходимо нам в жизни. Чтобы стать культурными и образованными, мы должны пользоваться всеми богатствами языка. Но незнание его приводит к тому, что речь некоторых людей очень бедна, а употребление ненормативной лексики делает речь некрасивой, грубой, неприятной.

От слова грязного, гнилого

Освободим нашу гордую речь!

Русское, светлое, красивое слово

От чёрного слова будем беречь!