СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философия любви И. А. Ильина. Презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для защиты доклада Ким А. на Ильинских образовательных чтениях.

Просмотр содержимого документа
«Философия любви И. А. Ильина. Презентация.»

Философия любви

Ивана Ильина

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Ким. Свое сегодняшнее выступление я хочу начать с тех самых слов, которыми я начала свою работу. Итак. Мне шестнадцать. Вокруг меня — огромный и сложный мир, в котором так легко потеряться. Шестнадцать лет, это время, когда перед человеком впервые со всей серьёзностью встает вопрос: «А что в моей жизни — главное?». Шестнадцать лет — это время, когда ответить на него — и трудно, и страшно, ведь ошибка может иметь слишком высокую цену. И ты начинаешь искать советчиков, чей авторитет для тебя окажется непререкаемым. Но и их подсказки ничего не проясняют, ведь они так противоречивы: «Нет ничего важнее самореализации, творчества,» - говорит один; «На первом месте должны быть карьера и успех,» - вещает другой; «Достаток, материальное благополучие — вот что главное,» - твердит третий… А где-то в глубине юного сердца робко звучит голос собственной души: «Смысл жизни в ЛЮБВИ»… «Это несерьёзно!» – в один голос заявляют советчики!

Ким Анастасия,

учащаяся 10 класса

МБОУ Исадская СОШ

Спасского района

Рязанской области

Иван  Александрович Ильин  (1883 – 1954 г.г.) русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России Каково же было мое удивление, когда я вдруг обнаружила, что именно любовь стала одним из предметов философских исканий Ивана Александровича Ильина, русского философа, писателя, публициста, человека, которого трудно заподозрить в легкомыслии.

Иван Александрович Ильин (1883 – 1954 г.г.)

русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России

Каково же было мое удивление, когда я вдруг обнаружила, что именно любовь стала одним из предметов философских исканий Ивана Александровича Ильина, русского философа, писателя, публициста, человека, которого трудно заподозрить в легкомыслии.

Поющее сердце. Книга тихих созерцаний 

  • Великий русский мыслитель И.А.Ильин посвятил свою книгу философскому осмыслению жизни. "Поющее сердце" - это размышление проницательного, тонкого, мудрого человека, открывающего читателю самые сокровенные уголки своей души... "Книга, для которой я пишу это предисловие, выношена в сердце, написана от сердца и говорит о сердечном пении. Поэтому ее нельзя понять в бессердечном чтении. Но я верю, что она найдет своих читателей, которые верно поймут ее и увидят, что она написана для русских о России."

Моё знакомство с Ильиным можно назвать случайным. Просто, как всякий человек моего возраста, я ищу себя. И мне интересно пробовать себя в различных делах и проектах. Поэтому, когда мой классный руководитель, Устименко Татьяна Николаевна, предложила мне список тем, указанных в положении о сегодняшней конференции, меня смущало только то, что я еще ничего не читала из трудов этого мыслителя. И, конечно, пугало само слово «философия», которое у многих ассоциируется с чем-то мудрёным и непонятным. Но Татьяна Николаевна посоветовала: «Посмотри его «Поющее сердце».

В тот же вечер я нашла в Интернете это произведение. Само его название не очень-то согласовывалось с моими прежними представлениями о философии, но удивительный подзаголовок – «Книга тихих созерцаний» - еще больше убеждал в том, что я стою на пороге личного открытия. С первых строк я поняла, что у меня не получится никакого научного доклада . Для того, чтобы его написать, нужно именно изучать что-то.

Но изучением то, что происходило, назвать было нельзя. Это было другое. Тихо, проникновенно и, в то же время, горячо со мной говорил мудрый и доброжелательный человек. Делился выстраданными ответами на те вопросы, которые я только-только начала ставить перед собой. Именно делился, не поучая, не навязывая, без пафоса и высокомерия…

И прямо в самом начале нашей беседы я услышала: «Нельзя человеку без любви!!!». И этому заявлению невозможно было не поверить. Ведь автор очень убедительно аргументирует его…

И прямо в самом начале нашей беседы я услышала: «Нельзя человеку без любви!!!». И этому заявлению невозможно было не поверить. Ведь автор очень убедительно аргументирует его…

Она «…даётся нам от Бога и от природы» Человеку нельзя без любви, потому что во-первых, она «…даётся нам от Бога и от природы»; (это любовь ребенка к матери, которая определяет его личную судьбу;

Она «…даётся нам от Бога и от природы»

Человеку нельзя без любви, потому что

во-первых, она «…даётся нам от Бога и от природы»; (это любовь ребенка к матери, которая определяет его личную судьбу;

Она «…даётся нам от Бога и от природы» его привязанность к отцу, формирующая связь с родом и Родиной;

Она «…даётся нам от Бога и от природы»

его привязанность к отцу, формирующая связь с родом и Родиной;

Она «…даётся нам от Бога и от природы» любовь мужчины и женщины, которая, будучи освященной Богом, составляет счастье человека

Она «…даётся нам от Бога и от природы»

любовь мужчины и женщины, которая, будучи освященной Богом, составляет счастье человека

Она «…даётся нам от Бога и от природы» родительская любовь, замыкающая этот круг

Она «…даётся нам от Бога и от природы»

родительская любовь, замыкающая этот круг

«Выбирающая сила любви…» во-вторых, любовь является «выбирающей силой, помогающей нам отличать доброе от злого;

«Выбирающая сила любви…»

во-вторых, любовь является «выбирающей силой, помогающей нам отличать доброе от злого;

Творческая сила любви в- третьих, любовь имеет творческую силу, и только любящее сердце способно к созиданию;

Творческая сила любви

в- третьих, любовь имеет творческую силу, и только любящее сердце способно к созиданию;

Только любящему сердцу открывается красота мира в – третьих, только любящему сердцу открыта красота мира.

Только любящему сердцу открывается красота мира

в – третьих, только любящему сердцу открыта красота мира.

Путь духовного обновления 

«Любящая душа заливается глубокой и тайной радостью, как бы неким блаженным светом. Оказывается, что любовь, сама по себе, даже в отрыве от любимого предмета, есть уже счастье, в котором душа перестает каменеть, размягчается, становится как бы подвижной и легкой, гибкой и текучей; она нежно чувствует, поет и обращается ко всему миру с сочувствием и добротой».

Прочитав «Поющее сердце», я поняла, что не хочу расставаться со своим собеседником. Можно сказать, что с этого момента определилась цель моей работы: Выяснить взгляды Ивана Александровича Ильина на любовь.

Я не выдвигала такой задачи, как знакомство с работами ученых рассматривавших эту проблематику в наследии философа. Мне хотелось познакомиться с трудами именно Ивана Александровича. Поскольку печатных изданий его произведений под рукой не оказалось, ресурсной базой я избрала Интернет. Мне необходимо было выяснить, в каких еще книгах и статьях Ильин раскрывал интересующую меня тему.

Хочу отметить, что здесь возникли неожиданные сложности. Поисковик выдавал страницу, на которой размещался какой-либо отрывок, который я по незнанию, принимала за самостоятельную статью. Далеко не сразу удавалось выйти на полный текст книги. Так, далеко не сразу, я приступила к знакомству с работой «Путь духовного обновления», где проблеме любви уделена целая глава.

«… по милу хорош», или любовь инстинкта. В ней Ильи выделяет два вида, два уровня любви: любовь инстинкта, субъективную и приземленную,

«… по милу хорош», или любовь инстинкта.

В ней Ильи выделяет два вида, два уровня любви: любовь инстинкта, субъективную и приземленную,

Любовь духа и любовь духа, устремленную к истинной добродетели, к божественному идеалу.

Любовь духа

и любовь духа, устремленную к истинной добродетели, к божественному идеалу.

«Духовная любовь есть как бы некий голод души по Божественному, в каком бы обличий это Божественное ни появилось», - говорит по этому поводу философ.

«Духовная любовь есть как бы некий голод души по Божественному, в каком бы обличий это Божественное ни появилось», - говорит по этому поводу философ.

Источник любви Источником и, в то же время, главным предметом такой любви является Бог. Соединение двух этих ипостасей любви дает человеку истинное счастье.

Источник любви

Источником и, в то же время, главным предметом такой любви является Бог. Соединение двух этих ипостасей любви дает человеку истинное счастье.

Счастливое сочетание любви духовной и любви инстинктивной создает в отношениях двух людей чувство « взаимной духовной сопринадлежности».  Только при этом условии семья становится именно духовным очагом, способным дать истинное счастье тем, кого она объединяет.

Счастливое сочетание любви духовной и любви инстинктивной создает в отношениях двух людей чувство « взаимной духовной сопринадлежности». Только при этом условии семья становится именно духовным очагом, способным дать истинное счастье тем, кого она объединяет.

Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Меня потрясла злободневность этих рассуждений философа. Сотню лет назад он разглядел кризис семьи, который мы наблюдаем, и раскрыл его причины.

Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить.

Меня потрясла злободневность этих рассуждений философа. Сотню лет назад он разглядел кризис семьи, который мы наблюдаем, и раскрыл его причины.

О сопротивлении злу силой

«Из этих двух заповедей (любви) первая направляет "все сердце", и "всю душу", и "все разумение", и "всю крепость" человеческого существа и его любви - к Богу; вторая учит "любить ближнего как самого себя» Тот, кто исполняет первую заповедь и обращается к Богу всеми чувствами, всем воображением, всею мыслью и всею волею, и притом так, что все эти силы личной души становятся несомыми, насыщенными любовью, - тот обновляется в этом духовном единении всем своим существом и всем видением, и созидает в себе сына Божия, и затем, обращаясь к миру и людям, он неизбежно видит их по-новому и вступает с ними в новые отношения» .

Мой дальнейший поиск привел меня к книге Ивана Александровича Ильина «О сопротивлении злу силой». Она посвящена полемике с Л.Н. Толстым. Здесь Ильин напоминает о заповедях любви и снова утверждает: и источником и главным предметом любви является сам Господь. Любовь к Богу обновляет человека, насыщает его способностью любить ближних. Если в нескольких словах высказать то, что я вынесла из работы над данной темой, то это может выглядеть так:

Человек не может полноценно и счастливо жить без любви. Но настоящая, одухотворенная любовь невозможна вдали от Бога, вне Его присутствия

«…в мире раздалась открытая и безумная пропаганда ненависти; в мире поднялось упорное и жестокое гонение на любовь — поход на семью, отрицание родины, подавление веры и религии. Практическая бессердечность одних увенчалась прямою проповедью ненависти у других. Черствость нашла своих апологетов. Злоба стала доктриною. А это означает, что пришел час заговорить о любви и встать на ее защиту». В завершение хочу вернуться к главе «Без любви» из книги «Поющее сердце». Обращаясь к сыну, Ильин писал: «…в мире раздалась открытая и безумная пропаганда ненависти; в мире поднялось упорное и жестокое гонение на любовь — поход на семью, отрицание родины, подавление веры и религии. Практическая бессердечность одних увенчалась прямою проповедью ненависти у других. Черствость нашла своих апологетов. Злоба стала доктриною. А это означает, что пришел час заговорить о любви и встать на ее защиту». Мне кажется, это завещание философ и нам, людям, живущим в 21 веке. Во всяком случае, актуальность этого призыва, на мой взгляд, только возрастает с течением времени.

«…в мире раздалась открытая и безумная пропаганда ненависти; в мире поднялось упорное и жестокое гонение на любовь — поход на семью, отрицание родины, подавление веры и религии. Практическая бессердечность одних увенчалась прямою проповедью ненависти у других. Черствость нашла своих апологетов. Злоба стала доктриною. А это означает, что пришел час заговорить о любви и встать на ее защиту».

В завершение хочу вернуться к главе «Без любви» из книги «Поющее сердце». Обращаясь к сыну, Ильин писал: «…в мире раздалась открытая и безумная пропаганда ненависти; в мире поднялось упорное и жестокое гонение на любовь — поход на семью, отрицание родины, подавление веры и религии. Практическая бессердечность одних увенчалась прямою проповедью ненависти у других. Черствость нашла своих апологетов. Злоба стала доктриною. А это означает, что пришел час заговорить о любви и встать на ее защиту». Мне кажется, это завещание философ и нам, людям, живущим в 21 веке. Во всяком случае, актуальность этого призыва, на мой взгляд, только возрастает с течением времени.

Автор шаблона презентации: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21  г. Иваново  Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Автор шаблона презентации:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/