ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
АННОТАЦИЯ
Целью данной лекции является знакомство студентов с понятием, сущностью и структурой сознания.
Данная статья может быть использована преподавателями философии ГПОУ в качестве лекции для студентов.
1. Понятие сознания.
Сознание подразумевает способность индивида выделять себя из природы, сопоставить себя и внешний мир.
Сознание, прежде всего, связано с процессом мышления, с мыслью.
С позиций физиологии высшей нервной деятельности мышление связано с деятельностью мозга. Мозг представляет собой тончайший нервный аппарат. Кора головного мозга человека содержит примерно 100 млрд. нейронов и квадриллион синаптических связей (Т.Черниговская)
Органы чувств посредством нервных окончаний воспринимают сигналы из внешней среды и передают в мозг. Сигналы, поступающие в кору головного мозга, преобразовываются в образы. Таким образом, материальное превращается в идеальное.
На уровне простейших восприятий у животных вырабатываются определенные условные рефлексы. У человека – формируется сознание.
Сознание – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность в виде идеальных образов.
Из психологии вы знаете, что отражение – это всеобщее свойство материи связанное с взаимодействием двух или более тел: действующее и испытывающее действие.
В зависимости от природы и уровня развития объекта воздействия различают три уровня отражения: пассивное, бессознательное и сознательное.
1. Пассивное отражение присуще неживой природе (зеркальное отражение, след на песке, изменение формы природного материала под воздействием рук человека и т.п.).
2. Бессознательное отражение присуще живым организмам: растениям и животным (способность приспосабливаться к определенным условиям жизни, условные и безусловные рефлексы).
3. Сознательное отражение присуще человеку.
Сознание – это свойство материи, возникшее в процессе эволюционного ее развития. Чем выше организация материи, тем сложнее процесс отражения. Потребовался колоссально длительный путь развития природы, чтобы достичь формы организации материи способной обладать сознанием.
Сознание имеет биологические предпосылки, но между психикой животных и сознанием человека существует качественное различие.
Животное не выделяет себя из природы, не противопоставляет себя природе, а лишь приспосабливается к ней. Оно не осознает своего места в мире, как это делает человек. Вследствие способности животных приспосабливаться к определенной среде обитания у них вырабатывается соответствующий характер действий, который передается по наследству –безусловные рефлексы. (Примеры с бобрами, кукушонком, пчелами).
2. Сущность сознания и его структура.
Человек, сталкиваясь с каким-либо явлением природы, личной или общественной деятельности, стремится понять его, вникнуть в его суть. Маленький ребенок, в процессе познания мира задает массу вопросов взрослым людям, пытаясь осмыслить их суть и предназначение. Именно осмысленное знание является одним из фундаментальных признаков сознания.
Другой существенный признак сознания – активность, творческий характер сознания. Активность сознания заключается в способности человека преобразовывать, изменять мир в процессе практической деятельности, создавать нечто новое (орудия труда, произведения искусства ).
Третьим признаком сознания является его относительная самостоятельность. Относительная самостоятельность сознания выражается в способности человека, в процессе познания существующего мира, познать основные закономерности его развития и на основании этого предвидеть будущее, а также творить его.
Таким образом, сознание представляет собой не просто отражение и осознание объективного мира. Именно благодаря сознанию человек в процессе практической деятельности создаёт свой мир. Силы природы он использует для реализации своих целей. Человек создает то, что природа никогда до него не производила. Ведь природа не строит машин, железных дорог и т.п. Все это овеществленные замыслы человека.
А какое место в этом смысле занимает искусство, в частности музыкальное искусство?
Разум человеческий, по словам Гегеля, не только могуществен, но и хитер. Его хитрость состоит в том, что человек с помощью технических изобретений заставляет предметы природы взаимодействовать, осуществляя при этом свою собственную цель. Именно в творческой деятельности, направленной на преобразование мира, общества и самого человека состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения и развития сознания здесь, на Земле.
Таким образом, способность к творческой деятельности является главным отличительным качеством человека от животного.
Сознание по своей природе идеально. Оно проявляется как феномен, который не фиксируется органами чувств человека и выступает как возможное проявление реального. Это означает, что предмета еще нет на физическом плане, но образ его уже сформирован в виде возможности. (Как в сказке «Пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что» - неизвестно откуда появляются скатерть самобранка, дворец).
Идеальное, как противоположность материального, отражает весь спектр возможных проявлений реальности. Т.е. идеальное (образ какого-либо предмета, произведения искусства или явления) имеет различные варианты осуществления в материальном мире и может проявиться по разному. (Например, образ социальной группы, которую вы планируете создать, может иметь различные варианты проявления). Идеальное характеризует назначение, смысл, идею данной вещи, но вне этой вещи и реализуется в процессе её создания. Таким образом, через деятельность человека происходит превращение идеи (образа) в форму предмета, т.е. опредмечивание. Любая вещь произведенная человеком представляет собой материализованную идею, т.е. является опредмеченной. С другой стороны, использование данной вещи созданной человеком по назначению является распредмечиванием её.
Идеальное существует в постоянной смене процессов опредмечивания и распредмечивания. Поэтому индивид обретает свою человеческую сущность в ходе приобщения к культурно-историческому опыту человечества, т.е. распредмечивая данный опыт.
3. Структура сознания
Сознание включает различные элементы и уровни своего развития. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся чувства (ощущения, восприятия, представления), мышление (понятийные формы), эмоции, воля, память, внимание, интуиция.
Из психологии вам известно, что Мышление – это познавательный психический процесс творческого отражения действительности, в виде понятий и образов. В философии различают два основных типа мышления: рассудок и разум. Рассудок (или здравый смысл) определяется как первая, низшая ступень логического мышления. Она основана на представлениях и понятиях повседневной жизни. Рассудок определяется как житейское расчётливое мышление, ориентированное на практическую пользу.
Разум – это высшая ступень мышления, это теоретическое, философски мыслящее проявление сознания. Разум опирается на широкие обобщения, он ориентирован на наиболее глубокие научные знания. Разум и рассудок тесно связаны, но в отличие от рассудка разум способен выходить за пределы уже имеющегося знания. Разум способен порождать новые понятия, формулировать принципы (законы), объединяющие правила рассудка, выдвигать новые функциональные идеи и ценности. Разум схватывает сущность вещей, законы их развития, диалектическое единство противоположностей. С его помощью субъект формулирует цели познания, выявляет реальное значение предметов в составе комплекса явлений, придает смысловое содержание понятиям. Важную творческую роль разум играет в сфере духовно-нравственного познания.
Из психологии вам известно, что внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание связано с направленностью и сосредоточенностью.
Направленность внимания - это способность человека выделять из окружающих его объектов наиболее значимые и сосредотачиваться на них. Поэтому внимание можно определить как избирательную направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
Сосредоточенность (концентрация) внимания – это способность индивида удерживать внимание на объекте исследования с целью получения наиболее полной информации о нем и отвлечение от всех других воздействий. Благодаря сосредоточенности внимания интересующие людей объекты находятся в фокусе их сознания.
Сознание – это субъективные образы объективного мира.
Субъективность здесь заключается в том, что сознание принадлежит отдельным людям, субъектам. Поэтому образы, возникающие в сознании индивида зависят от условий восприятия, от его эмоционального состояния. Из курса психологии вы знаете, что эмоции - это субъективные реакции на воздействие внешних и внутренних раздражителей, которые проявляются у человека в форме переживаний. Эмоции имеют подсознательный характер и определяют оценочное отношение к миру, к людям, событиям, явлениям природы, суждениям; к действиям своим и других людей. Поэтому, отражая какое-либо воздействие человек испытывает определённые эмоциональные переживания. Эти переживания могут быть положительными (радость, удовлетворение) или отрицательными (печаль, тревога)
Поведение человека регулируется волей. Воля - уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Воля – это осознанное регулирование человеком своих действий, своих поступков. Волевые процессы всегда связаны с приложением усилий, с принятием решений и борьбой мотивов. Человек посредством воли совершает выбор, сдерживает желания и увлечения, сознательно подчиняет мотивы своей деятельности поставленной цели.
Память также является элементов в структуре сознания. Память - это способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Память тем самым придаёт связность и устойчивость жизненному опыту человека, как и воля она является необходимой предпосылкой формирования личности.
Особое место в структуре сознания принадлежит проявлениям интуиции. Интуиция – это способность непосредственного постижения истины путём прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки. Интуитивное сознание („озарение”, „вспышка” сознания) проявляется в неожиданности, эвристичности решения. Интуиция выступает как прямое усмотрение истинного знания. Это сфера сознания, где представлены идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения и т.п.
Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего поведения в обществе.
Самосознание связано с познанием самого себя, то есть с самопознанием. Самопознание возможно осуществить через осознание отношения нашего внутреннего мира к внешнему миру как его основы и источника. Человек познает себя посредством других, выявляя в поступках свое отношение к другим, а последних - к нему. Так как человек, по словам Маркса, родился без зеркала в руках, то он сначала смотрелся как в зеркало только в другого человека. Лишь относясь к другому как к себе подобному, человек начинает относиться и к самому себе как к человеку. Он начинает понимать себя, только испытавши на других понятность своих слов. Кроме того, человек живет в обществе, где действуют определенные этические правила и нормы поведения, которые должны выполняться. Поэтому человеку постоянно приходится оценивать свои поступки и мысли с точки зрения этих правил и норм. Регулируя таким образом свои действия и предусматривая результаты этих действий, человек берет на себя полную ответственность за них.
Таким образом, человек осознает себя посредством других, а так же через созданную им материальную и духовную культуру.
Отражение действительности в сознании представляет собой сложный процесс, в ходе которого возникающие образы взаимодействуют с уже имеющимися у человека знаниями, затем перерабатываются и осмысливаются. Поэтому на основе полученной информации в сознании человека могут возникать самые разнообразные представления и понятия, а также фантастические образы.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы считаете, сознание присуще человеку от рождения или формируется в процессе его жизнедеятельности? (Обоснуйте своё понимание)
2. Согласны ли вы с утверждением, что "сознание – это свойство материи, возникшее в процессе её эволюционного развития?" (Обоснуйте свой ответ).
3. Приведите примеры подтверждающие третий признак сознания.
4.Объясните, как вы понимаете следующее высказывание: "Любая вещь произведенная человеком представляет собой материализованную идею".
5. Как вы думаете, чем самосознание отличается от сознания человека?
Литература
1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл
лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – С. 61-83.
2. Горелов A.A.Основы философии: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В.Основы философии: учебник для средних специальных учебных заведений. – 15-е изд., стер. — М .: КНОРУС, 2015.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: ЮРАЙТ,2011.
5. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: Кнорус,2011.
3