СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философская и нравственная проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Критика о романе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Философская и нравственная проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Критика о романе.»

Философская и нравственная проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Критика о романе.


Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1941) был выдающимся прозаиком, драматургом, переводчиком, сатириком, новеллистом. М.А. Булгаков, умерший полвека назад почти безвестным, ныне - один из наиболее знаменитых и читаемых русских писателей. Его возрождение началось с середины 1960-х годов, когда был наконец-то опубликован роман «Мастер и Маргарита».

С 1928 года начинает работу над «Мастером и Маргаритой» - главной своей книгой. Здесь в едином хронотопе соединены древний Иерусалим и современная Москва, вечная общечеловеческая драма и индивидуальная трагедии художника. Роман затрагивает такие вечные проблемы, как проблема нравственного выбора человека, проблема борьбы добра и зла.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков выступил как новатор, использующий множество новых и необычных художественных приемов. В первую очередь это «роман в романе». Повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. Романы противопоставлены уже потому, что написаны как бы разными людьми, следовательно, они противопоставлены и по манере повествования. Роман мастера безличен, в нем нет образа автора и образа читателя, нет открыто заявленных авторских рассуждений, комментариев к репликам героев, исторических сравнений. При описании событий автор не позволяет себе ни тени комизма, гротеска, сатиры, фарса.

Совсем иначе написан роман о мастере, Воланде, москвичах. Он отмечен персонифицированной личностью автора, который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование. Несмотря на очевидную противоположность, две сюжетные линии – современная и мифологическая – явно или неявно перекликаются друг с другом, и заканчиваются в одной точке пространства и времени, где получают освобождение Мастер и Пилат.

Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают у Булгакова как конкретные события. В сюжете соединяются два временных пласта. Действие происходит и в современной автору Москве 20-х гг., и в древнем Ершалаиме. Сопоставляя события, которые разделяют почти два тысячелетия, читатель приходит к выводу, что человеческая природа за это время не изменилась. Об этом говорит Воланд на представлении в Варьете. Особенно ясно мы понимаем это, сопоставляя поведение зрителей Варьете и толпы, собравшейся в Ершалаиме, чтобы посмотреть на казнь. В Ершалаиме толпа требует отпустить разбойника Вар-равана, в Москве — вернуть Бенгальскому голову.

Москва 20-х изображена сатирически. Особое внимание писатель обращает на творческую интеллигенцию. Они озабочены только своим материальным благололучием. «Жить по-человечески» для них — это значит обедать в недорогом хорошем ресторане, иметь квартиру, дачу в Перелыгине. О творчестве здесь речи не идет. Никто из них не верит в то, о чем пишет. Слово «писатель» утратило свой высокий смысл, и поэтому Мастер говорит Ивану Бездомному: «Я не писатель, я мастер».

Судьба Мастера — это судьба художника, который не принял общих правил, который остался верен своим нравственным принципам. Его травят критики, арестовывают, лишают желания писать и жить. В его душе поселяется страх. И все же Булгаков уверен, что «рукописи не горят»: настоящее искусство обязательно придет к людям.

Параллельно с московским сюжетом развивается действие романа Мастера о Понтии Пилате и Иешуа. В этой истории, несомненно, много общего с библейской историей жизни и смерти Иисуса Христа. Однако Булгаков настойчиво подчеркивает различия. Для писателя важно было показать не Бога, а обычного человека, воплощающего в себе некий нравственный идеал. Таким человеком у Булгакова является Иешуа, бродячий философ, проповедующий истину и любовь.

На протяжении всего романа Булгаков предоставляет своим героям возможность нравственного выбора в пользу добра или зла. По Булгакову, жизнью человека управляет некая высшая сила, но свой путь он волен выбирать сам. Каждый получает по своей вере. Так, Берлиоз, не верящий в существование иной жизни, уходит в небытие. Мастер и Маргарита переходят в вечность, обретая покой и счастье, но не свет. Чтобы заслужить свет, нужно испить чашу страданий до дна и продолжать нести людям веру в добро, как это сделал Иешуа.

Проблема нравственного выбора поставлена перед многими героями романа. Иешуа не может солгать даже ради спасения своей жизни. Он верит в то, что обязательно наступит царство истины, он верит в вечную жизнь души, он считает всех людей добрыми по своей сути, нет плохих — есть несчастные. И он не может отступить от своих нравственных принципов.

Понтий Пилат, испытывая расположение к Иешуа и в душе желая ему помочь, проявляет трусость, испугавшись, что может погибнуть его карьера, а он сам окажется на месте арестанта. Он отправляет на казнь ни в чем не виноватого философа. После казни он испытывает жгучее раскаяние. Его нравственные страдания длятся почти два тысячелетия. Но своими муками и раскаянием он искупает вину и заслуживает прощение, чтобы пойти по лунной дороге вместе с философом.

Иван Бездомный после пережитых событий пересматривает свою жизнь, отказывается от сочинения бездарных стихов и становится историком.

Маргарите не нужно материальное благополучие, ей нужна любовь, ей нужен Мастер. Ради него она готова на все. Но интересно то, что после бала у Сатаны она просит в награду не возвращения Мастера, а чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она задушила своего ребенка. Она объясняет свой поступок тем, что подала Фриде надежду на балу, и если та будет обманута, Маргарита не сможет быть спокойна всю жизнь. Она не может жить в разладе со своей совестью, не может обмануть чьих-то ожиданий.

Под влиянием событий, произошедших в Москве, многие герои не только сделали свой нравственный выбор, но и просто пересмотрели свое поведение, и это тоже перемена к лучшему. Так, например, Варенуха перестал грубить по телефону, Степа Лиходеев перестал пить и стал сторониться женщин. В душах людей, как и целом мире, сосуществуют добро и зло, как свет и тени. Зло в романе выступает носителем справедливости. Невозможно наслаждаться «голым светом», лишив мир теней.

Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя основные мотивы творчества Булгакова. Роман вобрал в себя бесконечность времени – от античных времен до двадцатых годов двадцатого столетия. Действие разворачивается на безмерном пространстве – от древней Иудеи до Москвы. Одна из особенностей романа – его театрализованность. Все произведение становится сплошным представлением. И все же можно выделить три «сегмента»: реальный, фантастический и мир библейской легенды. Они рядом, примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами. В сюжете романа нечистая сила (Воланд и его свита) помогают вскрыть сущность, высмеять и взорвать обывательский мир (но не уничтожить его). Главные герои - Мастер и Маргарита - свободно перемещаются «по ходу событий» из мира реального в мир фантастический. Библейский «пласт» является связующим звеном между реальным и фантастическим миром. Легенда о Понтии Пилате, осудившем на смерть Христа, интерпретируется Булгаковым и как содержание романа Мастера, и как своего рода реальность, оживающая в памяти Воланда и завершающаяся при непосредственном участии главных героев произведения - в финале романа. Мастер разрешает Пилату уйти по лунной дороге к ожидающему его (и простившему его) Иешуа и тем самым как бы дописывает свой роман до конца.

Рассказывая о том, что произошло две тысячи лет назад, разворачивая действие среди пейзажей древней Иудеи, автор заставляет нас присутствовать при сценах, где творится сама История, где решаются те же проблемы борьбы добра и зла, что волновали людей в двадцатые годы двадцатого века, волнуют и сейчас.

М. Озеров. Роман «Мастер и Маргарита» является не только великим литературным явлением начала ХХ века, но и историческим источником жизни в СССР в 20-30-е годы. Сами Мастер и Марго не являются по большему счёту главными героями. Произведение о демоне, о Воланде, и только, о нём. Наблюдая за Мастером и его автором, мы находим много общего, так, например, Мастер сжигал свой роман о Понтии Пилате. У Булгакова была также и своя Маргарита, Елена Сергеевна Шиловская.

И. Виноградов (Из статьи «Завещание мастера»). М. Булгаков – прямой наследник великой традиции русского философского романа XIX века – романа Толстого и Достоевского. Это сатира – настоящая сатира, веселая, дерзкая, забавная, но и куда более глубокая, куда более внутренне серьезная, чем это может показаться на первый взгляд. Это сатира особого рода, не так уж часто встречающаяся, – сатира нравственно-философская… М. Булгаков судит своих героев по самому строгому счету – по счету человеческой нравственности…

Б. Соколов. С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия… У Булгакова милосердие проявляет Маргарита, а не сам Воланд. Любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом деле судьба гениального Мастера предопределена Воландом заранее. Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить Мастера Иешуа, и Маргарита здесь – часть этой награды.