СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философские итоги романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проанализировать философские итоги романа; способствовать переносу теоретических знаний в практическую жизнь учащихся.

Задачи:  Личностная: активное применение полученных знаний для решения личностно значимых проблем; формирование компетентности личностного самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; формирование целостного представления о мире.

                Метапредметная: обучение переносу теоретических знаний в практическую деятельность учащихся; подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно значимые проблемы; формирование УУД с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

                Предметная: формирование собственного отношения к произведению литературы; собственная интерпретация изученного произведения; постижение непреходящих жизненных ценностей и их современного звучания.

Тип урока: урок построения системы знаний.

Ресурсы урока: трейлер к к/ф «Отцы и дети»2008 г., презентация, макет Древа Жизни, символические «плоды» жизни Евгения Базарова

Просмотр содержимого документа
«Философские итоги романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"»

Философские итоги романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Цель: проанализировать философские итоги романа; способствовать переносу теоретических знаний в практическую жизнь учащихся.

Задачи: Личностная: активное применение полученных знаний для решения личностно значимых проблем; формирование компетентности личностного самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; формирование целостного представления о мире.

Метапредметная: обучение переносу теоретических знаний в практическую деятельность учащихся; подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно значимые проблемы; формирование УУД с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

Предметная: формирование собственного отношения к произведению литературы; собственная интерпретация изученного произведения; постижение непреходящих жизненных ценностей и их современного звучания.

Тип урока: урок построения системы знаний.

Ресурсы урока: трейлер к к/ф «Отцы и дети»2008 г., презентация, макет Древа Жизни, символические «плоды» жизни Евгения Базарова


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент

Проверяет готовность к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

2.

Погружение в ситуацию, создание эмоционального настроя


Просмотр трейлера к к/ф «Отцы и дети»2008 г.

Подготовленное чтение наизусть стихотворения

Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»

3.

Слово учителя. Постановка проблемного вопроса

Роман прочитан… Закрыта последняя страница. Но мысли… Мысли не покидают нас. Мы снова и снова прокручиваем в памяти сцены: Одинцова и Базаров, Фенечка и Павел Петрович…

Каким общим словом можно назвать наши размышления о законах развития природы и общества?

Формулируют тему урока, выделяют ключевое слово «итоги»

4.

Формулирование учащимися целей урока

В чем ценность литературы? Что она дает каждому из вас?

Что роман «Отцы и дети» дал лично мне?

-помощь в решении личных проблем

- способствует самосовершенствованию

-способствует формированию знаний о мире

Формулируют цели урока

5.

Моделирование

На доске (и на проекторе) модель Мирового Древа.

Существует в разных традициях и культурах. Это и модель Космоса, и модель человека, и Метафора.

Иногда о человеческой жизни говорят, что она была бесплодной. Давайте поговорим об итогах жизни главного героя романа – Евгения Базарова, ведь довольно часто размышления над жизнью литературного героя – повод задуматься о собственной.

Выступление подготовленных групп, предполагающее изображение метафоры по теме:

  1. Родители Базарова

  2. Мировоззрение

  3. Деятельность

  4. Дружба

  5. Любовь

(по ходу выступлений изображения оказываются на доске как «плоды» жизни человека)

Класс: создают кластер, выписывают из презентации понравившиеся афоризмы, комментируют их.


6.

Саморефлексия

Ранжируйте составляющие человеческой жизни (родители, мировоззрение, деятельность, дружба, любовь) по степени значимости для себя.


А с философской точки зрения, что является причиной, как жизненных взлетов, так и неудач? Что первично?


Записывают в тетради.

Защищают собственную точку зрения

7.

Обращение к личному жизненному опыту

То, что записано в первую очередь, говорят психологи, и является Вашей личной ПРОБЛЕМОЙ.

Однако есть одна поучительная жизненная история. Отец вашего одноклассника в разговоре с сыном сказал фразу, которая стала для того руководством к действию: «У тебя есть проблемы? А ты представь, что это не проблемы, а жизненные задачи!»

Итак, у нас нет проблем – есть жизненные задачи!

Сформулируйте свою жизненную задачу в виде сенкана.

Создают сенкан

8.

Подведение итогов урока

Коррекция

Делают вывод о достижении цели урока

9.

Написать домашнее сочинение о себе и своих проблемах, опираясь на текст романа

И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Тему можно сформулировать самостоятельно.

Примерные темы::


«Какую роль в жизни каждого из нас играют родители?»

«Главные ценности человеческой жизни»

«Как распознать настоящую любовь?»

Получают в помощь вспомогательную схему - каркас сочинения (см. Приложение к уроку)





Приложение Как написать сочинение?

ТЕМА_________________________________________НА КАКОЙ ВОПРОС НУЖНО ОТВЕТИТЬ В СОЧИНЕНИИ?________________________________________

1.Вступление. ДАЙТЕ ТОЛКОВАНИЕ КЛЮЧЕВОГО СЛОВА /// НАЧНИТЕ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ОТВЛЕЧЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ,СВЯЗАННЫХ С ТЕМОЙ ///ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС(НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ), НА КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ///ПРИВЕДИТЕ ЦИТАТУ, НАД КОТОРОЙ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОРАЗМЫШЛЯТЬ\\\РАССАЖИТЕ О ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ.

2. Главная часть

Мысль, которую хочу доказать (тезис)

С помощью каких примеров я могу это сделать? (аргумент)

1






ТАК, НАПРИМЕР, КОГДА…


2.








ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,


3.








ЛЮБОПЫТНО НАБЛЮДАТЬ ЗА ТЕМ, КАК…

3. Заключение. Я РАЗДЕЛЯЮ МНЕНИЕ АВТОРА…, ОБОБЩАЯ СКАЗАННОЕ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД,… , ИТАК, ПОДВОДЯ ИТОГИ, ЕЩЕ РАЗ ПОДЧЕРКНЕМ…, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХОЧЕТСЯ ЗАМЕТИТЬ…, ТАКИМ ОБРАЗОМ, НЕЛЬЗЯ ОДНОЗНАЧНО ОТВЕТИТЬ….НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖНО ОДНОЗНАЧНО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО….,