СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финал романа "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Финал романа "Отцы и дети"»

Финал романа «Отцы и дети» «Умереть так, как умер Базаров – это все равно что совершить великий подвиг» Д. И. Писарев

Финал романа «Отцы и дети»

«Умереть так, как умер Базаров – это все равно что совершить великий подвиг» Д. И. Писарев

Второй круг жизненных странствий Базарова сопровождают последние разрывы: с Одинцовой, семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Аркадием и Катей, и, наконец, роковой для Базарова разрыв с русским мужиком.
  • Второй круг жизненных странствий Базарова сопровождают последние разрывы: с Одинцовой, семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Аркадием и Катей, и, наконец, роковой для Базарова разрыв с русским мужиком.
Базаров и Аркадий

Базаров и Аркадий

Базаров и Аркадий “ Прежде он бы только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым” Аркадий уезжает в Марьино, чтобы испытать свои силы в одиночку, без покровительства Он не чувствует себя равным в дружбе, подчиняется влиянию Базарова Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма (недаром Катя называет его “ручным”)

Базаров и Аркадий

  • Прежде он бы только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым”
  • Аркадий уезжает в Марьино, чтобы испытать свои силы в одиночку, без покровительства
  • Он не чувствует себя равным в дружбе, подчиняется влиянию Базарова
  • Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма (недаром Катя называет его “ручным”)
Ещё раньше Базаров чувствовал разницу во взглядах с Аркадием. Они начинают ссориться; увидев Аркадия по приезде в Никольское, Базаров понимает, что их пути разошлись окончательно. Прощай, брат! - сказал он Аркадию, уже взобравшись на телегу, и, указав на пару галок, сидевших рядышком на крыше конюшни, прибавил: - Вот тебе! изучай!   - Это что значит? - спросил Аркадий.   - Как? Разве ты так плох в естественной истории или забыл, что галка самая почтенная, семейная птица? Тебе пример!.. Прощайте, синьор!
  • Ещё раньше Базаров чувствовал разницу во взглядах с Аркадием. Они начинают ссориться; увидев Аркадия по приезде в Никольское, Базаров понимает, что их пути разошлись окончательно.
  • Прощай, брат! - сказал он Аркадию, уже взобравшись на телегу, и, указав на пару галок, сидевших рядышком на крыше конюшни, прибавил: - Вот тебе! изучай!   - Это что значит? - спросил Аркадий.   - Как? Разве ты так плох в естественной истории или забыл, что галка самая почтенная, семейная птица? Тебе пример!.. Прощайте, синьор!
Одиночество Базарова в среде образованных отцов и детей осложняется его одиночеством среди народной крестьянской России Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком.
  • Одиночество Базарова в среде образованных отцов и детей осложняется его одиночеством среди народной крестьянской России
  • Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. "Ну, - говорил он ему, - излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, - вы нам дадите и язык настоящий, и законы". Мужик либо не отвечал ничего, либо произносил слова вроде следующих: "А мы могим... тоже, потому, значит... какой положен у нас, примерно, придел"
Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...
  • Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...
Смерть Базарова “ Боже мой, что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это чёрт знает как сделано.” А.П. Чехов

Смерть Базарова

  • Боже мой, что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это чёрт знает как сделано.” А.П. Чехов
В этот момент проявилась сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения
  • В этот момент проявилась сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения
В нём ярко раскрылся романтик, он произнёс наконец слова, которые раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
  • В нём ярко раскрылся романтик, он произнёс наконец слова, которые раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обречённую на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.
  • Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обречённую на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.
История героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил, стихийных сил – страсти и смерти
  • История героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил, стихийных сил – страсти и смерти