СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.  

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности»

Финансовая грамотность как

компонент функциональной грамотности в начальной школе.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Изучение вопросов финансовой грамотности в начальной школе рассчитан в целую группу предметов: окружающий мир, математика, литературное чтение.

Окружающий мир, включение элементов финансовой грамотности в содержание этого предмета, возможно, к примеру, по программе «Школа России» в следующие темы: «Моя семья» (Что нужно семье), «Экономика» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), «Основной закон России» (Когда берешь в долг).

 Изучать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики. При решении задач с деньгами, задач, которые включают в себя величины: цена, количество, стоимость младшие школьники теоретически учатся решать финансовые проблемы. Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. К примеру, с детства мы наблюдаем за товарно-денежными отношениями. В младшем возрасте родители объясняют нам, что для того, чтобы получить любимую шоколадку в магазине, нам необходимо отдать за нее деньги. По моему мнению, товарно-денежные отношения удачно показаны в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко».

«Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился».

Бегала Курочка, чтобы спасти своего Петушка, да за все товары каждый что-то взамен требовал. В итоге, «Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел: «Ку-ка-реку!»

Я считаю, это наглядный пример того, что для получения какой-либо вещи необходимо заплатить какую-либо другую вещь. Очень актуальная сказка для сегодняшнего времени, поскольку все мы знаем, что для получения желаемых товаров необходимо отдать деньги.

Многие произведения учат нас обращаться с финансами, управлять ими. А вот в моей любимой книге Э. Успенского «Трое из Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно относиться бережливо и расчетливо, то есть необходимо экономить. Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета.

«- Я почтальон тутошний, Печкин. Поэтому я все должен знать, чтобы почту разносить. Вы, например, что будете выписывать?

- Я буду «Мурзилку» выписывать.

- А я про охоту что-нибудь. - А я ничего не буду. Я экономить буду».

В начальной школе внеурочные занятия также должны включать в себя темы, связанные с изучением финансовой грамотности.

Результативным средством формирования финансовой грамотности у детей во внеурочной деятельности является ролевая игра, к примеру, игра «магазин», которая способствует имитированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений.

В настоящее время разработано достаточное количество онлайн- ресурсов, с помощью которых можно научить распоряжаться ребенка финансами. К примеру, «Монеткины» – это бесплатный онлайн-сервис, обучающий основам ведения бюджета. 

Интерактивный мультсериал «Богатый бобренок», в полном цикле – 12 серий, и каждая серия посвящена одному из ключевых вопросов финансовой грамотности, включает в себя интересные задания после просмотра. К данным сайтам прикреплены ссылки, по ним можно ознакомиться с данными ресурсами.

Огромную роль в формировании навыков в решении социальных и финансовых задач является создание большого массового проекта, в котором принимает участие вся школа.

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию успешной личности каждого ученика.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

1