СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в данной статье представлены результаты исследования по определению уровня знаний учащихся в области финансовой грамотности.

Ключевые слова: исследование, учащиеся школы, образование, финансовая грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование»

УДК 316

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Калиниченко Ангелина Сергеевна

Ситавичус Екатерина Александровна

Учащиеся 5 класса

Научный руководитель:

Селиванова Анна Михайловна

Учитель обществознания МБОУ СОШ № 9 с. Светлогорское


Аннотация: в данной статье представлены результаты исследования по определению уровня знаний учащихся в области финансовой грамотности.

Ключевые слова: исследование, учащиеся школы, образование, финансовая грамотность.


FINANCIAL LITERACY: THEORETICAL UNDERSTANDING AND PRACTICAL RESEARCH


Kalinichenko Angelina Sergeevna

Citavichus Ekaterina Aleksandrovna

Selivanova Anna Mikhailovna


Abstract: this article presents the results of a study to determine the level of knowledge of students in the field of financial literacy.

Key words: research, school students, education, financial literacy.


Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений, ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить важные финансовые цели. Понимая актуальность изучения финансовой грамотности, нами было проведено исследование уровня знаний учащихся МБОУ СОШ 9 с. Светлогорское Абинского района Краснодарского края в этой области.

Цель исследования – определить уровень знаний учащихся 4-8 классов МБОУ СОШ № 9 с. Светлогорское в области финансовой грамотности, а также выявить отношение учащихся к формированию и учету доходов и расходов собственного бюджета.

В анкетировании приняои участие учащиеся 4-8 классов в возрасте от 10 до 15 лет. Опрос прошли 18 девочек (72%) и 7 мальчиков (28%). Выборка составила 1:3, соответственно, наиболеьшее число учащихся. Принявших участие в исследовании, обучаются в 4 и 6 классах. Большинство участников опроса (68%) – учащиеся младшего подросткового возраста (10-12 лет).

Первые пять вопросов анкеты являлись теоретическими и были направлены на выявоение знаний учащихся в области финансовой грамотности. 96% учащихся верно ответили на вопрос, в котором нужно было выбрать правильное определение понятия «Финансовая грамотность».

Так как цель исследования включала с себя выявление отношения учащихся к формированию и учету доходов и расходов собственного бюджета, в структуру анкеты был включен вопрос на знание того, что такое бюджет семьи. С этим вопросом успешно справились 80% учащихся. В третьем вопросе учащиеся должны были из предложенного списка выбрать тот пункт, в котором был указан возможный доход семьи. Так. Выбирая между коммунальными услугами, заработной платой, покупкой продуктов и поездкой на море 84% ребят верно нашли доход семьи (заработная плата).

В четвертом вопросе анкеты учащиеся искали товар длительного потребления. 72% выполнили это задание верно и указали, что к товарам длительного пользования относится телевизор, а не конфета или карандаш. Также 88% учащихся в пятом вопросе верно указали способ, которым возможно приумножить свои деньги (вложить в банк под процент).

Вопрос № 6 также относился к теоретической части анкеты, направленной на выявление знаний учащихся в области финансовой грамотности. Однако носил прикладной характер, так как для его выполнения от учащихся требовалось знание элементарных основ математических расчетов. В задании учащимся предлагалось решить задачу на расчет семейного бюджета на основании данных о размерах доходов и расходов семьи. Ребята рассчитывали, сколько денег можно попросить у родителей на покупку заветного предмета, если были известны данные о доходах родителей и бабушки, а также данные о расходах семьи за месяц. С этим заданием успешно справились 92% учащихся, и только двоим ученикам не удалось верно решить задачу.

Таким образом, анализ результатов выполнения теоретической части анкеты показал достаточно высокий уровень знаний учащихся в области финансовой грамотности. Учащиеся успешно справились не только с теоретическими вопросами, но и на высоком уровне показали умение решать практические задачи. Успешность выполнения заданий этой части анкеты 80% школьников объясняется достаточно высоким уровнем знаний ребят, которые они получают в школе на уроках «Обществознание» и в рамках внеурочной деятельности.

Так, учащиеся 5 и 6 класса посещают курс «Основы финансовой грамотности», на котором получают необходимые теоретические знания по вопросам финансов, бюджета, денежных отношений, соотношения и структуры доходов и расходов. Учащиеся 7 и 8 классов изучают блок «Экономика» в рамках учебного курса «Обществознание». На уроках по этому предмету ребята получают не только общие знания из сферы экономики, но и подробно рассматривают темы, которые помогают им становиться финансово грамотными. Учащиеся 4 класса имеют возможность делать первые шаги в мире финансовых знаний посредством изучения курсов внеурочной деятельности «Путешествие в мир знаков и символов» и «Мир на ладошке». На этих занятиях учащиеся в игровой форме и в процессе выполнения проектов знакомятся с базовыми финансовыми понятиями и учатся применять их на практике.

Структура второй части анкеты включала в себя вопросы, которые должны были раскрыть информацию о личных финансах учащихся и умении ими распоряжаться. На вопрос «Бывают ли у тебя деньги, которые ты можешь потратить на свое усмотрение?» 96% учащихся ответили, что имеют. При этом 27,8% указали, что деньги им дают родители, и такое же количество ребят получают свои личные финансы в подарок на праздники. Следует отметить, что каждый пятый опрошенный зарабатывает деньги собственным трудом (например, помогает по дому родителям).

Каждый четвертый учащийся отметил, что личными деньгами имеет возможность распоряжаться каждый день, а половина опрошенных (45,9%) имеют в распоряжении личные финансы несколько дней в неделю. При этом тратят свои финансы ребята преимущественно на мелкие ненужные покупки (22,2%), еду (15,6%) и одежду (13,3%). Каждый пятый (26,7%) откладывает на покупку дорогой вещи, а 11,1% учащихся указали, что свои финансы тратят на покупку подарков для родителей и родственников. К сожалению, ни один из опрошенных не тратит деньги на покупку книг. И этот факт очень огорчает, так как показывает отсутствие у детей стремления к чтению, расширению своих знаний через занятия с книгой. Ребенку интереснее потратить деньги на ненужные вещи, которые они сами называют «ерундой», понимая их бесполезность, чем купить новую интересную книгу.

Анализ результатов опроса показал, что в среднем в распоряжении детей в день находится сумма от 100 до 500 рублей. Так как многие из опрошенных ребят откладывают деньги на приобретение заветного товара, мы решили выяснить, за какое время учащийся сможет накопить на телефон стоимостью 5000 рублей. Результаты нас удивили, так как половина ребят (48%) утверждали, что смогут сделать это за месяц. Это что говорит о том, что ради выполнения мечты ребенок готов весь месяц откладывать свои карманные деньги, не тратя их на ненужные товары. 28% учащихся отметили, что накопят на телефон за год, а 8% отметили, что дорогой телефон для них только лишь мечта.

Седьмой вопрос показался учащимся самым интересным и захватывающим. Задание предполагало выбор варианта решения жизненной ситуации «У тебя есть 1000 рублей. Какой вариант распределения своих финансов ты выберешь?» ребята с интересом рассматривали 4 варианта (табл. 1), выбирая самый подходящий для себя. Выбранные варианты показали реальное отношение школьников к распределению финансов на практике, в частности, их способности к целесообразному эффективному планированию личного бюджета. В итоге 68% учащихся выбрали вариант 3, 24% - вариант 2, 8% - вариант 4. Вариант распределения имеющегося бюджета под номером 1 не был выбран ни одним школьником.


Таблица 1

Варианты распределения расходов школьников (к вопросу № 7)

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

700 – еда

200 – кино

100 – мелкие покупки

600 – отложу на покупки

200 – еда

200 – куплю, что захочется

300 – отложу на покупки

100 – подарок маме

200 – кино

200 – еда

200 – куплю то, что захочу сейчас

500 – куплю то, что захочу сейчас

200 – еда

300 – прогулка с друзьями


Таким образом, проведенное исследование выявило достаточно высокий уровень знаний школьников в области финансовой грамотности. Для закрепления положительного результата в нашем учебном заведении будет продолжена работа по развития ведущих компетенций учащихся в области финансовой грамотности.


© А.М. Селиванова, А.С. Калиниченко, Е.А. Ситавичус, 2020