СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Финикия" (урок-путешествие с элементами театрализованной постановки для обучающихся 5 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Финикия" (урок-путешествие с элементами театрализованной постановки для обучающихся 5 класса)»

Тема урока: «Финикия».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями месторасположения и природными условиями Древней Финикии; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев в области хозяйства и культуры; продолжить формирование умений работы с текстом учебника, исторической картой, историческим источником, дополнительным информационным материалом; вырабатывать навык анализа получаемой на уроке информации; расширить кругозор учащихся, прийти к осознанию, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.

Задачи урока: усвоение исторических фактов по теме с помощью дополнительного информационного и иллюстративного материала; изучение новых понятий по теме; организация деятельности учащихся по применению новых знаний.


Технологии обучения: элементы технологии «обучения в сотрудничестве».


Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.


Форма урока: урок-путешествие с элементами театрализованной постановки.

Основные понятия: пурпур, финикийский алфавит, метрополия, колония.

Оборудование: учебник «История Древнего мира», 5 класс (под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.), мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал к уроку, историческая карта

Ход урока.

I этап. Вводно-мотивационная часть.

- С какими государствами Древнего Востока вы уже знакомы? Назовите алгоритм изучения государств.

Работа с историческим источником. Слайд 1. 

Документ:

Отрывок из книги Геродота “История в девяти книгах”

… Ливия же, (Геродот имеет ввиду Африку) по видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы ( Гибралтарский пролив), пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет) во время плавания вокруг Ливии Солнце оказалось у них на правой стороне….[1] Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем

Эвристическая беседа: - Кто совершил путешествие вокруг Африки?

- Какое открытие сделали финикийские мореплаватели?

- О каком государстве сегодня пойдет речь на уроке?

- О каком основном занятии финикийцев идет речь в историческом источнике?

Записывается тема урока «Финикия». Слайд 2.

Финикия – небольшая страна древности. Финикийцы были замечательными мастерами, отличными мореплаватели, бороздили просторы морей и океанов. Даже Геродот не поверил, что жители Финикии смогли обогнуть Африку. Интересен тот факт, что они первыми отправлялись в далекие плавания.

Проблемное задание урока: В ходе изучения нового материала закончить фразу «Финикийцы не только прекрасные мореплаватели, но и…» Слайд 3

- Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить проблемное задание?

План. Слайд 4.

  1. Каковы природные особенности Финикии?

  2. Что позволило финикийским мореплавателям отправиться в далекие путешествия?

  3. Зачем финикийцам нужны были изобретения?

II этап. Организация учебной деятельности учащихся.

1. Месторасположение и природа Финикии.

На нашем уроке присутствует необычный гость - житель Финикии, который познакомит вас со своей страной. Слайд 5.

Рассказ «финикийца». Работа с исторической картой.

Финикиец: Дорогие мои, друзья. Мы отправимся в мою страну из устья реки Нил в Средиземное море. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. (Карта.) Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Найдите их на карте. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.

Эвристическая беседа по рассказу финикийца.

  1. В какой части Средиземного моря расположена Финикия?

  2. Чем природа Финикии отличалась от природы Египта, Двуречья.

  3. В чем природные особенности Финикии?

  4. Подумайте, какие занятия могли стать основными для жителей Финикии? Слайд 6.

Промежуточный вывод: Скудная природа, недостаток хлеба, расположение страны на пересечении важных путей заставлял финикийцев заниматься мореплаванием, ремеслом и торговлей.

2. Лучшие мореплаватели Востока.

- Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей?

Финикийцы обладали хорошими морскими судами. Рассказ о судах финикийцев. Слайд 7.

- Почему финикийцы постоянно находились в плавании?

Ни один народ не объехал столько стран сколько финикийцы.

Работа с исторической картой. Работа с новыми понятиями. Слайд 8.

- Что обозначает на карте кружок?

Колония – поселение, основанное на чужой территории.

Метрополия – страна (город), основывающая колонии.

- Где основывали свои колонии финикийцы?

Большая часть населения финикийцев жила за пределами своей страны.

Финикийские города, расположены в трех частях света, они не составляли единого государства. Но между Финикией и колониями сохранялись дружеские отношения. Везде чтили солнечного бога Мелькарта, который странствует, показывает путь. Изображения бога ставили в гаванях, а перед отплытием и по окончании путешествия ему приносили жертву.

Хоть финикийцы и были торговцами, но многие люди их боялись. Давайте заглянем в порт одного из городов Древнего мира. Слайд 9.

Театрализованная постановка «Случай в порту».

Купец: Ах, кого я вижу, какие славные мальчишки. Угощайтесь лепешкой с медом. Вы так сильны, ловки. Давайте я подарю вам свой пояс и кинжал. (Купец делает вид, что снимает с себя пояс.) Впрочем, нет, на корабле у меня есть кое-что поинтересней. Хотите получить оружие?

Мальчики: Очень.

Купец: Давайте поднимемся ко мне на корабль. Соглашайтесь.

Мальчики: Согласны (уходят).

Появляется мать мальчиков.

Мать: Вы не видели здесь двух мальчиков. Их нет дома уже очень долго.

Прохожий: Какие-то ребята сели на корабль с купцом и корабль отчалил из страны. Вон, он вдали в море, наверно повезли ваших детей в рабство.

Мать: Горе мне, горе. Не увижу больше своих сыновей.

Эвристическая беседа.

- Почему финикийцев в городах боялись?

- Почему они так поступали. Как данные деяния их характеризуют? Какая слава могла распространиться о финикийцах?

Промежуточный вывод: Стремление к прибыли и скудные природные условия Финикии заставляли жителей заниматься не только мореплаванием и совершать далекие путешествия, но даже не гнушаться работорговлей.

3. Вклад финикийцев в мировую культуру.

Однако финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были успешными изобретателями. Что же изобрели финикийцы?

Работа с текстом-загадкой № 1. Стекло.

Догадайтесь, что изобрели финикийцы? Слайд 10

Работа с текстом-загадкой № 2. Пурпурная краска.

Догадайтесь, что изобрели финикийцы? Слайд 11

Работа с текстом-загадкой № 3. Алфавит.

Догадайтесь, что изобрели финикийцы? Слайд 12

Физкультминутка.

В финикийском алфавите не было гласных и это затрудняло чтение.

Задание классу (на скорость): Написать на доске свое имя, фамилию и отчество, не используя гласные.

III этап. Контроль и коррекция знаний. Рефлексия. Самооценка.

Вспомните проблемное задание урока: Слайд 13.

«Финикийцы не только прекрасные мореплаватели, но и…

  1. …прекрасные торговцы (работорговцы);

  2. …прекрасные ремесленники;

  3. …прекрасные кораблестроители;

  4. …изобретатели стекла;

  5. …изобретатели пурпурной краски;

  6. …изобретатели алфавита.

Проверка задания, коррекция ответов. Слайд 14.

А теперь обратимся к теме нашего урока. Как бы вы озаглавили наш урок, если бы мы начали его сначала? Проведение самооценки. Слайд 15.

IV этап. Домашнее задание

1. Выучить параграф 15;

2. Выполнить вопросы 2, 3, 4 (устно);

3. Задания на выбор: Составить кроссворд по данной теме или написать сочинение: “Я – финикиец”.