СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическая культура как средство социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Просмотр содержимого документа
«Физическая культура как средство социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.»

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа – интернат №7». Учитель физической культуры Козлякова З. В.

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №7».

Учитель физической культуры

Козлякова З. В.

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Уроки физической культуры, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативные, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ могу вызвать интерес к выполнению упражнений, чередую различные упражнения с играми. Практикую выполнение упражнений в виде соревнований: «Кто лучше», «Кто точнее».

Уроки физической культуры, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативные, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ могу вызвать интерес к выполнению упражнений, чередую различные упражнения с играми. Практикую выполнение упражнений в виде соревнований: «Кто лучше», «Кто точнее».

При планировании уроков учитываю следующее :        •    где будет проводиться урок: в зале или на улице    в каком состоянии находиться предполагаемое место занятий    как обеспечен урок оборудованием и спортивным инвентарем    какое место в учебном расписании занимает данный урок   какова готовность учащихся к предложенным нагрузкам на уроке    проявляют ли дети интерес к занятиям на уроке.

При планировании уроков учитываю следующее :       • 

  где будет проводиться урок: в зале или на улице

   в каком состоянии находиться предполагаемое место занятий

   как обеспечен урок оборудованием и спортивным инвентарем

   какое место в учебном расписании занимает данный урок

  какова готовность учащихся к предложенным нагрузкам на уроке

   проявляют ли дети интерес к занятиям на уроке.

На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, больше внимания уделяю учащимся с более слабой двигательной подготовкой.

На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, больше внимания уделяю учащимся с более слабой двигательной подготовкой.

Овладение детьми с нарушениями интеллекта указанными в программе упражнениями обогащает их двигательный опыт, способствует успешному применению этих в быту. Обучение основным видам движений строю с учетом ведущих дидактических и специальных коррекционных принципов и методов. При подборе упражнений учитываю уровень уже сформированных двигательных умений и навыков. Например, у учащихся 2 класса уже сформирован навык выполнения прыжка в длину с места. Поэтому можно приступать к обучению прыжку, согнув ноги с разбега. Обучение провожу в замедленном темпе, так как дети очень слабо овладевают движениями, сходными по своей структуре (прыжок в длину с места и опорный прыжок; метание в цель и на дальность).

Овладение детьми с нарушениями интеллекта указанными в программе упражнениями обогащает их двигательный опыт, способствует успешному применению этих в быту.

Обучение основным видам движений строю с учетом ведущих дидактических и специальных коррекционных принципов и методов. При подборе упражнений учитываю уровень уже сформированных двигательных умений и навыков. Например, у учащихся 2 класса уже сформирован навык выполнения прыжка в длину с места. Поэтому можно приступать к обучению прыжку, согнув ноги с разбега.

Обучение провожу в замедленном темпе, так как дети очень слабо овладевают движениями, сходными по своей структуре (прыжок в длину с места и опорный прыжок; метание в цель и на дальность).

Перед выполнением упражнений разъясняю технику выполнения с применением карточек и плакатов. Показываю как правильно выполнить упражнение. Что позволяет детям лучше усвоить изучаемый материал и выполнить его.

Перед выполнением упражнений разъясняю технику выполнения с применением карточек и плакатов. Показываю как правильно выполнить упражнение. Что позволяет детям лучше усвоить изучаемый материал и выполнить его.

Главным требованием при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение: •   как ученик овладел основами двигательных навыков; •   как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;         •  как понимает и объясняет разучиваемое упражнение; •   как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;         •  как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию; •   как относится к урокам; •   каков его внешний вид, соблюдает ли дисциплину;

Главным требованием при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:

•   как ученик овладел основами двигательных навыков;

•   как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;        •  как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;

•   как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;        •  как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;

•   как относится к урокам;

•   каков его внешний вид, соблюдает ли дисциплину;

В учебной программе коррекционные общеразвивающие упражнения направлены на:   развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений;     формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;    развитие и совершенствование сенсорики;    интеллектуально-познавательное развитие.  Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика.

В учебной программе коррекционные общеразвивающие упражнения направлены на:

  •   развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений;
  •     формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;
  •    развитие и совершенствование сенсорики;
  •    интеллектуально-познавательное развитие.

Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Большое значение имеют игровые упражнения. Именно они создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному развитию учеников. В этих упражнениях, в отличие от других, нет правил, регламентирующих темп, время, смену движений, но они позволяют учащимся выполнить задание самостоятельно. Например, в игровом упражнении «Перепрыгни через скакалку» ученики переступают через лежащую на полу скакалку; перепрыгивают по нескольку раз только вперед; перепрыгивают вперед-назад; сильные ученики перепрыгивают через вращающуюся скакалку. Игровые упражнения, как и коррекционные, не требуют согласований движений каждого ребенка с движениями других детей, они являются последовательным переходом от индивидуальных действий к совместным.

Большое значение имеют игровые упражнения. Именно они создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному развитию учеников. В этих упражнениях, в отличие от других, нет правил, регламентирующих темп, время, смену движений, но они позволяют учащимся выполнить задание самостоятельно. Например, в игровом упражнении «Перепрыгни через скакалку» ученики переступают через лежащую на полу скакалку; перепрыгивают по нескольку раз только вперед; перепрыгивают вперед-назад; сильные ученики перепрыгивают через вращающуюся скакалку.

Игровые упражнения, как и коррекционные, не требуют согласований движений каждого ребенка с движениями других детей, они являются последовательным переходом от индивидуальных действий к совместным.

Наряду с традиционными уроками провожу нестандартные занятия, урок-путешествие, урок-сказка, урок-соревнование. Использую фитотерапию, релаксационные упражнения, функциональную музыку. Это поднимает настроение учащихся, развивает двигательный аппарат.

Наряду с традиционными уроками провожу нестандартные занятия, урок-путешествие, урок-сказка, урок-соревнование. Использую фитотерапию, релаксационные упражнения, функциональную музыку. Это поднимает настроение учащихся, развивает двигательный аппарат.

Сравнительная таблица заболеваемости за 3 года № п / п Наименование болезней 1. 2012-2013  учебный год Сколиоз 2. 3. 20013-2014 учебный год 3 ОРВИ, грипп 2014-2015  учебный год 2 32 Часто болеющие дети 12 1 30 25 10 6

Сравнительная таблица заболеваемости за 3 года

№ п / п

Наименование

болезней

1.

2012-2013

учебный год

Сколиоз

2.

3.

20013-2014

учебный год

3

ОРВИ, грипп

2014-2015

учебный год

2

32

Часто болеющие

дети

12

1

30

25

10

6

Мои учащиеся ежегодно принимают участие в краевых спортивных соревнованиях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мои учащиеся ежегодно принимают участие в краевых спортивных соревнованиях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Школьные соревнования

Школьные соревнования

Методика проведения, подбор и чередование упражнений и игр направлены на коррекцию нарушений умственного и физического развития, укрепление здоровья, повышение двигательной подготовленности и расширение функциональных возможностей организма учащихся. Обучение физическим упражнениям помогает учащимся стать более сильными и выносливыми. Роль учителя физической культуры в коррекционной школе заключается в том, что он не только контролирует развитие двигательной деятельности, но и помогает выполнять основную гражданскую задачу — социализацию учащихся.

Методика проведения, подбор и чередование упражнений и игр направлены на коррекцию нарушений умственного и физического развития, укрепление здоровья, повышение двигательной подготовленности и расширение функциональных возможностей организма учащихся.

Обучение физическим упражнениям помогает учащимся стать более сильными и выносливыми. Роль учителя физической культуры в коррекционной школе заключается в том, что он не только контролирует развитие двигательной деятельности, но и помогает выполнять основную гражданскую задачу — социализацию учащихся.