СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

________________________________________________________________









РЕФЕРАТ


по дисциплине

Физическая культура


на тему:

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов





Выполнила студентка

учебной группы 6-Т

Лозовая Д.А.


Проверил: преподаватель

Морозова Т.Л.







Проблему здорового образа жизни в разные времена существования общества рассматривали ученые в различных аспектах: связывая формирование здорового образа жизни со снижением количества студенческой молодежи курящей и употребляющей наркотики; показывая роль развития познавательного интереса в повышении физкультурно-оздоровительной грамотности; изучая ценностные аспекты формирования здорового образа жизни; определяя приоритетные позиции мотивации в формировании здорового образа жизни (В.И. Глухов, Н.Н. Визитей, В.П. Моченов, В.Н. Бальсевич, П.А.Виноградов, Г.И. Мызан, А.П. Матвееев, Г.И. Морозов и др.). Их опыт представляет большую ценность для создания нового образа физической культуры, ориентированного на здоровый образ жизни, в результате ведения которого уменьшится численность студенческой молодежи употребляющих наркотические вещества.

формирование здорового образа жизни – сложно-системный процесс, включающий основные направления жизнедеятельности молодежи и охватывающий множество компонентов образа жизни нынешнего общества.

Всемирной организацией здоровья понятие «Здоровье» определяется как состояние полного духовного, физического и социального благополучия. Здоровье человека связано с большими колебаниями важнейших показателей жизнедеятельности и если выпадает хоть один компонент, то страдает здоровье в целом.

Возможность вести здоровый образ жизни зависит:

  • условий обитания (климат, жилище);

  • от пола, возраста и состояния здоровья;

  • отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, малоподвижный образ жизни и т.д.);

  • наличия полезных привычек (гигиена, закаливание);

  • экономических условий (питание, одежда, работа, отдых).

Здоровье человека и все его компоненты зависят от здорового образа жизни: уклад, уровень и качество жизни. Образ жизни человека – это характеристика реального бытия личности, того, чем заполнено его свободное время.

К составляющим здорового образа жизни можно отнести:

  1. Питание.

  2. Вредные привычки.

  3. Закаливание.

  4. Культура движений.

  5. Приемлемый режим труда и отдыха.

Ведущая роль в плане получения эффекта ЗОЖ принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности, где физические упражнения выступают в качестве средств укрепления основ здорового образа жизни.

Называемые во многих странах «спортом для всех» массовый спорт и физическая культура выступают одним из главных социальных факторов формирования здорового образа жизни.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания. Студент сам должен совершать какие-то действия. Для каждого действия нужен мотив. Совокупность мотивов – мотивация, в большей степени определяющая modusvivendi – образ жизни. Поэтому, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

Следовательно, под здоровым образом жизни понимается такое поведение человека, которое позволяет ему вести активную, творческую деятельность, иметь адекватную самооценку, поддерживать в норме физическое состояние, умело управлять эмоциями и психическими реакциями.

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых средним специальным заведением, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется про­цесс ее самосовершенствования

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий — занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой — они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценоч­ное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта, возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности – ее самосознания.

Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, обществен­ная активность.

Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное сниже­ние влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в техникуме, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, нега­тивным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.

Студенты выделяют среди факторов риска здоровью, прежде всего злоупотребление алкоголем, курение, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости. Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Забота о своем физическом состоянии отличается у женщин и мужчин. У женщин это проявляется в поддержании «внешних» форм состояния (пропорции телосложения, соотношение роста и массы тела, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о разви­тии мускулатуры, пропорций телосложения, физических качеств. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического вос­питания для лиц разного пола.

Про­стые и доступные средства — самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельству­ет о существенных изъянах в их образовательной подготовке. А нали­чие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограни­ченный выбор средств, с другой — говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

Путь к общекультурному развитию, а следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указы­вают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле.

Основной источник информации для студентов — занятия по физическому воспитанию — теоретические и практические. Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей. Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ. В качестве значимой студенты выделяют информацию о рацио­нальном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, мето­дике использования гимнастических и дыхательных упражнений, за­каливании, о вопросах регулирования половой жизни. Повышенный интерес студентов к вопросам регулирования половой жизни отражает актуализацию одной из важных социально-биологи­ческих функций молодежи — репродуктивную.

Имеющиеся знания не обладают необходимым функци­ональным характером для использования в повседневной жизнедея­тельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активнос­ти для их пополнения и расширения.

Влияние неблагоприятных факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни студентов, и как следствие влияющих на их здоровье, настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними.

Одним из этих неблагоприятных факторов является – "экологический стресс", объединяющий в себя разнообразные факторы окружающей среды, которые негативно влияют на здоровье студента.

Самый распространённый и известный из них – химическое загрязнение – увы, не единственный. Существуют еще и другие, не менее важные факторы, такие как шумовое загрязнение окружающей среды, электромагнитное и даже... "загрязнение" информационное.

Факторы экологического стресса можно представить очень просто: это все то, что не соответствует природному, естественному образу жизни человека. Мы искусственно удлиняем продолжительность светлого периода суток с помощью электрического освещения – это неестественно. Мы находимся в среде, которая как бы пронизана электромагнитными полями: телевидение, радио, мобильные телефоны, СВЧ-печи, компьютерные мониторы и др..

Использование технических средств, которые движутся быстрее, чем человек мог бы передвигаться "своим ходом" или с помощью прирученных им животных, уже не совсем естественно. Главным фактором, разрушающим студентов физически, являются факторы, связанные с неудовлетворением потребности в физических нагрузках, вследствие чего развивается гиподинамия. Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Длительные же перелеты или поездки, связанные со сменой часового пояса, особенно вредны для организма, так как вызывают сбой его биологических ритмов.

Характер питания – опять-таки экологически стрессовая нагрузка для студента. Это использование консервированных продуктов и полуфабрикатов, напичканных искусственными красителями вместо естественных, и продуктов рафинированных, лишенных живительной природной силы и внутреннего разнообразия.

Наконец, избыток информации – тоже стресс, называемый информационным. Мы вынуждены потреблять слишком много информации за слишком короткое время и перегружать тем самым нервную систему.

Химический, техногенный, информационный, пищевой стрессы – все это разновидности экологического. Наконец, вносит в него свой вклад еще и нарушение психологической экологии – так называемый культурный стресс, то есть культурные стереотипы и правила поведения, препятствующие свободному проявлению эмоций, эмоциональному самовыражению студента.

Современный студент постоянно живет на грани стресса. В процессе учёбы студенты ежедневно сталкиваются с напряжением и утомлением, вызванными как повседневными нагрузками, так и часто возникающими острыми ситуациями в процессе учёбы. Причиной тому становится множество факторов. Это может быть и стресс в период сессии, конфликт с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе. 

Основной фактор развития стрессового состояния у студента, как и у всех людей, кроется во внутреннем мире человека: в его мировоззрении, системе ценностей, ощущении своего внутреннего «Я».

Стресс негативно отражается на состоянии здоровья студента. Падает производительность труда, появляется напряжение и утомление, а помимо этого ещё и раздражительность. Обостряются многие хронические заболевания и развиваются новые болезни. Многие студенты начинают интенсивно курить, употреблять алкогольные напитки. Самым страшным последствием является начало использования различного вида наркотиков для якобы «снятия напряжения». По статистике, на старших курсах число курящих в 2 раза превышает аналогичный показатель на первом курсе.

Стресс может оказывать на здоровье прямое и  косвенное воздействие. Он является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью студента, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой  деятельности. Воздействие стресса может привести к болезненным эмоциям, например тревожности или депрессии.

Стресс может влиять на здоровье, вовлекая нас в поведение, подрывающее способность организма бороться с болезнями. Некоторые нездоровые формы поведения могут  значительно повысить подверженность заболеваниям. Курение является одной из основных причин сердечно-сосудистых заболеваний и эмфиземы. Продукты с повышенным жиросодержанием способствуют развитию различных форм рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Люди, не выполняющие регулярно средней по нагрузкам программы упражнений, испытывают повышенный риск сердечных заболеваний и ранней смерти. Хроническое недосыпание связано с высоким уровнем смертности, как вследствие болезней, так и несчастных случаев. Употребление алкоголя в больших дозах приводит к заболеваниям печени и сердечно-сосудистым заболеваниям, а также способствует развитию некоторых форм рака. Отказ от использования презервативов значительно повышает риск заражения вирусом СПИДа. Таким образом, по подсчетам ученых, большинство болезней, от которых умирают жители промышленно-развитых стран, в значительной степени вызываются нездоровыми формами поведения.

 Переживая стресс, мы часто недостаточно заботимся  о себе. Студенты во время сдачи экзаменов не спят ночами, часто несколько ночей подряд. Они могут питаться нерегулярно, перехватывая на ходу что попадется. При стрессе студенты прекращают обычные физические упражнения и ведут сидячий образ жизни. Все такие образы жизни влияют на способность организма бороться  с заболеваниями и на его работу в целом. 

 Стресс  косвенно может влиять на здоровье, сокращая долю положительных факторов в образе жизни и увеличивая долю отрицательных.
Нездоровый  образ жизни также способствует повышению субъективного ощущения стресса. Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к нарушениям когнитивного функционирования. Человек, злоупотребляющий алкоголем, неспособен мыслить столь же ясно и быстро, как люди, не страдающие от привычки к спиртному. Чрезмерное употребление алкоголя является причиной вялости, утомления, а также депрессии легкой или средней степени, негативно влияющих на способность справляться со стрессовыми ситуациями или даже просто с требованиями повседневной
жизни.
      Аналогично, студенты, не получающие достаточного количества сна, страдают от проблем с памятью и обучаемостью, нарушениями логического и математического мышления, сложных вербальных навыков и процессов принятия решений. Пятичасовой сон в течение всего двух суток приводит к значительному снижению результатов при выполнении математических задач и задач на творческое мышление. Таким образом, бессонная ночь перед экзаменом может фактически повлечь за собой получение более низкой оценки. 
      С другой стороны, студенты, ведущие здоровый образ жизни — питающиеся обезжиренными продуктами, употребляющие алкоголь в умеренных количествах, не страдающие от недосыпания и регулярно выполняющие физические упражнения, — часто сообщают, что стрессовые события кажутся им более контролируемыми и что им лучше удается управлять своей жизнью. 
      Таким образом, здоровые формы поведения помогают справиться с жизненными стрессами, а также снизить риск многих серьезных заболеваний.  

 Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам, оказываются регулярные занятия физической культурой, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья молодежи, адаптации их организма к природно-климатическим условиям, экологическому воздействию, физическим нагрузкам. В связи с этим, очевидна зависимость развития человечества от физической культуры.

Нельзя рассматривать физическую культуру в учебном заведении в отрыве от внешних условий сегодняшней действительности.

Следовательно, в современной социокультурной ситуации становится всё более очевидным, что научно-технический прогресс и здоровья человека находится в прямой зависимости, и взаимно обусловливаются.

Исследуя факторы, влияющие на здоровье студентов, формирование здорового образа жизни, мы можем констатировать, что более 50% болезней данной категории студенчества возникают по причинам, обусловленными ухудшением экологической ситуации, 25% болезней – климатическими условиями, 15% – адаптацией организма к внешней среде, 10% – нервными и физическими перегрузками, связанными с овладением сложной современной техникой.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что проблемы сохранения здоровья, внедрения здорового образ жизни не могут решаться изолированно от других, экологических, географо-климатических, технологических, социокультурных проблем, стоящих перед современным обществом.

Актуальность и значимость проблемы формирования ЗОЖ студенческой молодежи подтверждается тем фактом, что за годы обучения в вузе возрастает значительно число обучающихся с нарушением осанки, психического здоровья, зрения, органов пищеварения. Растет число курящих и употребляющих наркотики.

За последние годы в нашей стране принимались законы, направленные на оздоровление общества, в частности появилась президентская программа о развитии здоровой личности.

Понимая значимость и актуальность данной проблемы, все учебные заведения страны должны разработать и провести ряд мероприятий в сфере формирования здорового образа жизни студенческой молодежи (табл. №1).

Таблица 1

Мероприятия для ведения здорового образа жизни

мероприятия

приемы, методы

авторы

Профилактические беседы о вреде наркомании и алкоголизма

Данные беседы проводились индивидуально и в группах обучения

коллектив кафедры физического воспитания и спорта; представитель физкультурного диспансера

Областной конкурс студенческих научных работ «Охрана здоровья, физическая культура и спорт»

работа студентов

студенты


Городской конкурс «Охрана здоровья, формирование здорового образа жизни молодежи»

научно-практическая конференция

студенты


Медицинские осмотры


Врач

Публикации студентов в сборниках по проблемам здорового образа жизни

Тезисы-доклады в сборниках

студенты


Физическая культура как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи

Методические указания

преподаватели кафедры ФВиС.

Лот-марафон

Оздоровительные мероприятия на лыжах

студенты 1-4 курсов

Что вы знаете о здоровом образе жизни?

анкетирование

студенты 1-4 курсов

День здоровья

Физкультурно-оздоровительные мероприятия на природе

студенты

Веселые старты «Азарт, здоровье, отдых»

Оздоровительные мероприятия в спортивном зале

студенты

День здоровья

Физкультурно-оздоровительные мероприятия на природе

студенты

День бегуна


студенты

Туристические походы

в летнее время

студенты

Отряд волонтеров

Организация и помощь в проведении оздоровительных мероприятий

студенты 3-4 курсов (на добровольной основе)

«Ай-да, гонка!»

Оздоровительные мероприятия на лыжах


студенты 1 курса

Отношения студентов к дисциплине здоровый образ жизни


анкетирование

студенты 1-3 курсов

Теоретический курс

Лекции для студентов с нарушением здоровья, направленные на формирование здорового образа жизни, знаний о своем здоровье, о мерах предупреждения наркомании

Коллектив кафедры ФВиС

Программы

Программа и методические указания для студентов с нарушением здоровья

преподаватели кафедры ФВиС

«Кто сильнее?»

Борьба на руках, развлекательный праздник

студенты

Изучение отношения к здоровому образу жизни у педагогов


анкетирование

преподаватели

Легкоатлетический кросс

сентябрь, стадион университета

студенты 1 курса

Веселые старты

оздоровительные мероприятия по разным направлениям спортивной деятельности, в течение года

студенты факультетов, общежитий

Конкурс стенгазет

Борьба с наркоманией и основы здорового образа жизни, ноябрь

студенты 1-4 курсов


Об эффективности проделанной работы в техникуме можно судить по количеству студентов, принимающих участие в различных направлениях проведенных мероприятий.

Проведение профилактических бесед о вреде наркомании и алкоголизма считается необходимой и поэтому проводить эти беседы необходимо индивидуально и в группах, с привлечением специалистов работающих в данной области (на беседах присутствуют до 200 человек).

Проведение медицинских осмотров в техникуме, проводимых врачом с привлечением специалистов поликлиник, позволяет выявить число студентов с различными заболеваниями.

Увеличение числа студентов с нарушением здоровья позволит кафедре физического воспитания разработать и внедрить в учебный процесс теоретический курс по программе «Здоровый образ жизни», который является продолжением учебной дисциплины «Физическая культура». Осваивая предусмотренные программой знания и умения, студенты, научатся планировать и проводить оздоровительную работу, осваивать практику проведения массажа и лечебной физкультуры. Специальные факультативные занятия по психодиагностике личности и психологические тренинги позволят сформировать положительное отношение к себе, узнать возможности своего организма, формировать адекватную самооценку. Содержательная часть программы будет разработана с учетом пожеланий студентов, особенностями их возраста.

В помощь студентам для и самостоятельной работы по проблеме формирования здорового образа жизни необходимо опубликовать: учебные пособия, методические указания, разработать программы. Особое внимание в этих работах уделить проблемам здоровья, формированию здорового образа жизни студентов как социально-педагогической проблемы образования, проживающих в условиях Калининградской области.

Эффективность праздников, дней здоровья, веселых стартов в учебном процессе техникума в содействии гармоничному развитию личности объясняется глубоким разносторонним воздействием на организм студентов развитием физических качеств и освоением жизненно-важных двигательных навыков.

Праздники и дни здоровья, проводимые в техникуме, способствуют межличностному общению, улучшению настроения и здоровья студентов, поэтому участие студентов в этих мероприятиях может достичь наибольшего числа. Показательные выступления ведущих спортсменов техникума на этих праздниках привлекут абитуриентов и ранее не занимавшихся спортсменов своим уникальным зрелищем и эмоциональным зарядом.

Из числа студентов на добровольных началах создать отряд волонтеров, активно участвующий в организации и проведении оздоровительных мероприятий в зимний и летний период.

Участие студентов в конференциях, конкурсах по вопросам здорового образа жизни, о вреде наркомании позволит сделать заключение о заинтересованности студентами данной тематикой, сформировать индивидуальный стиль независимых суждений, инициативность, самостоятельность.

Результаты научных трудов студенты опубликуют в сборниках: региональных, всероссийских, вузовских.

Для того чтобы правильно организовать учебный процесс со студентами мы должны определить причины, мешающие им участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, способствующих формированию здорового образа жизни.

Наиболее значимыми причинами, мешающими студентам участвовать в этих мероприятиях, являются отсутствие интереса и усталость после учебы.

Таким образом, участие студентов в мероприятиях, проводимых в техникуме по формированию здорового образа жизни, покажут их заинтересованность в решении этих проблем.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов­ленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство от­ражает такую степень физических возможное гей личности, ее пласти­ческой свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель­ности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершен­ное качество.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как ди­намическое состояние, характеризующее стремление личности к це­лостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не­обходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмов слияния общественно­го и личного интересов, формирования общественно необходимых ин­дивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются от­ношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обо­гащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личнос­ти и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целост­ный характер такой деятельности делает ее мощным средством по­вышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных на­правлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отра­жает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социаль­ным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физичес­кая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыраже­ния будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личнос­ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельнос­ти, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Профессиональная направленность физической культуры — это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.

Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

♦ степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

♦ интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос­ти (затрачиваемое время, регулярность);

♦ характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

♦ выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле­ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (само­стоятельность, настойчивость, целеустремленность, самооблада­ние, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

♦ степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятель­ности;

♦ проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразова­ния, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

♦ уровень физического совершенства и отношение к нему;

♦ владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо­димыми для физического совершенствования;

♦ системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

♦ широта диапазона и регулярность использования знаний, уме­ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональ­ной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры лич­ности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме прояв­ляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера твор­ческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв­ления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле­творенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием за­нятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа­гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной актив­ности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным матери­алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под­готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индиф­ферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отноше­нием студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элемента­ми — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педа­гога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студен­тов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не про­являют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня — положительно осознанное отно­шение студентов к физической культуре в целях самосовершенствова­ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые зна­ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот­но выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортив­ных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоцио­нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу­ют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной де­ятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортив­ную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен­ностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физичес­кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семей­ную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодея­тельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответст­вие между современными требованиями к профессионально-личност­ному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.