Научно-исследовательская работа
на тему – «Физическая подготовка яхтсменов в процессе спортивной тренировки».
Исполнитель: тренер-преподаватель Голубев Владислав.
Актуальность. В современном парусном спорте требования к физической подготовке экипажей резко возросли. Это связано с общим развитием профессионализма в большом парусном спорте, олимпийских регат новых классов яхт, требующих отменной атлетической подготовки, а также с интенсификацией самой технологии крупных регат из-за увеличения общего количества гонок в регате, когда в один день приходится стартовать и финишировать до трех раз.
В деятельности яхтсмена при управлении судном немало особенностей:
сложная координация движений при постоянно качающейся опоре;
преобладание статистических усилий большого количества мышц, периодические усилия циклического характера;
при поворотах, перенастройке судна и т.д.
В таких условиях от спортсмена требуется особое развитие специальных физических качеств, позволяющих совершать двигательные действия, в которых наряду со значительной силой требуется и значительная быстрота, и координация движения.
Объект исследования: процесс развития физических качеств яхтсмена.
Предмет исследования: средства и методы физической подготовки яхтсмена.
Цель исследования: практическое изучение процесса физической подготовки для развития физических качеств яхтсмена.
Задачи исследования:
Подобрать и ознакомиться с литературой по данной теме.
Изучить методику определения уровня развития физических качеств яхтсмена.
Подобрать тесты для определения уровня развития физических качеств яхтсмена.
Подготовить комплекс специальных упражнений для развития физических качеств яхтсмена.
Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ научно-методических источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретические аспекты развития физических качеств яхтсменов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что достижение результатов в яхтенном спорте без высокого уровня развития физических качеств невозможен. Работа по развитию физических качеств должна вестись постоянно и с учетом уже достигнутого уровня, который нужно постоянно контролировать.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития физических качеств яхтсмена» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо использование контрольных нормативов (тестов). Термин тест в переводе с английского языка означает «проба, испытание». Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае - двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).
На втором этапе исследовательской деятельности для проведения тестирования прыгучести были подготовлены тесты, которые дадут возможность определить уровень развития физических качеств занимающихся, на текущий момент:
Тесты 1. Показатели уровня развития силы:
Подтягивание на перекладине, кол-во раз;
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз.
Тесты 2. Показатели уровня развития выносливости:
«Стульчик» вис сидя, откинувшись назад – поза откренивания.
Тесты 3. Для оценки координационных способностей:
три кувырка вперёд на время;
равновесие, стоя на тренажере босу.
Тесты 4. Для оценки уровня развития гибкости:
выполнить наклон туловища вперед, стоя на скамье.
На третьем этапе исследовательской деятельности изучение опыта специалистов, тренеров, действующих яхтсменов помогли составить комплексы упражнений методом круговой тренировки для повышения уровня развития физических качеств яхтсмена.
Для основной части учебно-тренировочного занятия рекомендуется использовать такой комплекс. Упражнения этого комплекса способствуют развитию необходимых яхтсмену физических качеств.
Круговая тренировка для развития физических качеств яхтсмена
высоко поднимать колени, стоя на месте;
попеременно натягивать веревку с грузом, сидя в положении откренивания (вес 10 кг);
попеременно касаться локтями пола, а затем противоположного колена, сидя в положении откренивания;
упражнения для рук, сидя в обычном положении (вес 10 кг);
стойка—руки вверх, присед – руки на пол, в упоре на руки —ноги назад принять исходное положение;
откренивание с отягощением на тренажере;
то же, что и упр. 4
то же, что и упр. 2
Время выполнения заданий на каждой станции 1,5 минуты, количество круговой зависит от возраста занимающихся.
Заключение
В современном парусном спорте требования к физической подготовке яхтсменов резко возросли. Это связано с общим развитием профессионализма в парусном спорте, требующих отменной атлетической подготовки, а также с постоянно возрастающим соперничеством.
Управляя современным парусным гоночным судном спортсмен должен быть подготовлен физически, теоретически и психологически. Анализ проведенной работы показал, что спортсмен должен точно воспринимать и тонко дозировать свои действия по пространственным, временным и силовым характеристикам. Среди исследуемых базовых физических качеств ведущие позиции имеют: силовая выносливость (1-е ранговое место), общая аэробная выносливость (2-е ранговое место), двигательно-координационные способности (3-е ранговое место).
Соотношение средств обшей и специальной физической подготовки в спортивной тренировки яхтсменов варьирует и взаимосвязана с характером нагрузок нервно-психических напряжений, имеющих место в ходе технической, тактической, психологической подготовки и работы.
В своей работе тренер-преподаватель должен использовать все богатство средств и методов воздействия на организм и способности молодого яхтсмена. Грамотное планирование, сочетание разнообразных тренировочных методов, умелое педагогическое взаимодействие со спортсменом, использование современных технических средств, индивидуализированный подход к личности спортсмена - все это должно работать на общую цель - постоянный рост уровня подготовленности яхтсмена.
3