Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Ресурсы |
Этап 1. Организационный |
Психологический настрой - Добрый день, друзья! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Поднимите руки вверх, возьмитесь за руки и почувствуйте свою уникальность, необычность и талантливость. | Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок. | Личностные (доброжелательность) | |
Этап 2. Проверка домашнего задания |
Предлагает экспресс-тест по теме «Смеси. Разделение смесей» (приложение 1) Учитель выборочно проверяет тетради (2-3 работы). | Выполняют два варианта теста, обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку (на слайде презентации ответы и шкала оценивания). | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) Коммуникативные (взаимоконтроль по ходу выполнения заданий) | Раздаточный материал (тесты) |
Этап 3. Актуализация субъектного опыта |
Создание проблемной ситуации. Вы хорошо усвоили способы разделения смесей, научились отличать смеси от чистых веществ. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Мы часто сталкивались с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово? Что вам известно о явлениях из курсов природоведения и физики? Какие явления вы видите на слайде? В чём сущность этих явлений? По каким признакам можно отличить одни явления от других? (показ музыкальных видеофайлов «Листья жёлтые», «Журчат ручьи»). | Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт. (испытывают затруднения при объяснении сущности физических и химических явлений, выявлении признаков химических реакций, условий их протекания) | Познавательные ( анализ объектов с целью выделения признаков) | Видеосюжеты http://festival. 1september.ru/articles/ 584846/pril7.wmv |
Этап 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности |
Ребята! Как вы думаете, а какова тема нашего сегодняшнего урока? Запишите тему урока «Физические и химические явления» в тетрадь. Подумайте, чему мы должны сегодня научиться, что нового узнать? А также мы выявим признаки химических явлений и выясним при каких условиях могут идти химические реакции. Затем класс на некоторое время превращается в несколько исследовательских лабораторий, группы(4 человека) работают по вариантам. В группе у каждого ребёнка своя роль: экспериментатор (проводит эксперимент), наблюдатель (ведёт лабораторный журнал), аналитик (анализирует и фиксирует вывод), теоретик (делит все увиденные явления на физические и химические) Акцентирует внимание учащихся на значении физических и химических явлений в природе и в повседневной жизни. Показывает видеофрагмент о значении физических и химических явлений (Кот Матроскин и другие герои мультфильма «Простоквашино»). Приведите свои примеры физических и химических явлений. | Вариант ответа: «Думаю, что тема нашего сегодняшнего урока – физические и химические явления». Записывают тему урока в тетрадь. Должны узнать, чем физические явления отличаются от химических явлений. По инструктивным картам по группам выполняют ЛО– ( приложение № 2) Представитель группы знакомит с результатами исследований, выводами, оценивает работу членов команды Приводят свои примеры физических и химических явлений, с которыми сталкиваются в повседневной жизни. | Личностные (работа над смысло- образованием, установление связей между учебной деятельностью и мотивом) Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Коммуникативные (сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные (формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве) | Инструктивные карты, учебник, лабораторное оборудование и реактивы Видеосюжет |
Этап 5.Первичная проверка понимания изученного материала |
После краткой беседы о сущности явлений учитель предлагает заполнить кластер с классификацией явлений, а также с признаками и условиями протекания химических реакций. Физкульминутка | Заполняют кластер (приложение №3) На интерактивной доске на слайде с фотографиями химических явлений по цепочке вписывают признаки химических реакций. | Познавательные (поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков) | Раздаточный материал (кластеры) http://pedsovet.su/load/244-1-0-2615 |
Этап 6. Закрепление изученного материала |
Учитель предлагает разнообразные задания: 1)Работа с интерактивной доской а)Задание1.Распределите предложенные явления на физические и химические. На слайдах следующие фотографии: река Нева с клубящимися над ней облаками; скульптура, на которой видны результаты окисления медного сплава; горящий лес; ржавчина на ограде; иней на кустарнике, накипь на кипятильнике и т.д. б) Выберете из списка химические явления (электронное приложение задание 2) в) Отметьте цифрой 1 физическое явление, цифрой 2 химическое явление, нажав на синюю стрелку проверьте ответ (электронное приложение задание 3) 2)Моделирование. Из предложенного материала самостоятельно смоделируйте физические и химические явления 3) Задание по карточкам на установление соответствия 4) Игра мини-лото «Физические и химические явления» | Двое учащихся распределяют (перетаскивают) картинки на физические и химические явления. Приводят аргументы. Отмечают галочкой химические явления, указывают признак явления Отмечают цифрами представленные явления За отдельным столом 4 ученика моделируют физические и химические явления, отмечают признаки явлений. 2 ученика выполняют задание по карточкам (приложение №4) Остальные обучающиеся работают в парах. Описание игры (приложение №5) | Познавательные ( анализ объектов с целью выделения признаков) Регулятивные ( формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия) | Ресурсы программы Notebook для интерактивной доски SMART board ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов № 131669 «Физические и химические явления» http://school-collection.edu.ru http://mirhim.ucoz.ru Материал для моделирования: стакан, лёд, тёплая вода, спиртовка, спички, уксус, сода, бенгальская свеча, медная проволока, картофель, раствор йода, кусочек белого хлеба, парафин Игровые поля |
Этап 7. Информация о домашнем задании |
Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания: 1 уровень: §3,упр.10,11,13 стр.13. 2 уровень: §3,составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. 3 уровень: §3,мини-проект «Физические и химические явления в повседневной жизни»» | Ученики по желанию выбирают задания | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) | |
Этап 8. Подведение итогов учебного занятия |
Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку о необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, о тесной связи происходящих явлений и возможности познания тайн природы для сохранения её и практического применения человеком. Выставляет оценки. | По цепочке ученики продолжают материал «серия выводов на уроке». | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) | |
Этап 9. Рефлексия |
Учитель инициирует рефлексию (метод пяти пальцев) Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие Учитель благодарит за урок. | На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции | Регулятивные (оценка, саморегуляция) | |