СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физические и химические явления

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Физические и химические явления»

Тема урока: «Физические и химические явления»

Дидактическая цель: создание условий для усвоения знаний учащихся о физических и химических явлениях.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Задачи урока:

  1. Способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», выделения признаков химических реакций и условий их протекания (предметный результат).

  2. Продолжить развивать умения наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде (метапредметный результат).

  3. Содействовать развитию мотивации к обучению, умений управлять своей учебной деятельностью, формированию культуры диалоговой и монологической речи (химического языка); представлению результатов работы в команде (личностный результат).

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства: учебник, компьютер, интерактивная доска SMART Вoard, презентация, лабораторное оборудование (стакан, штатив с пробирками, спиртовка), реактивы и материалы (картофель, бенгальская свеча, сода, уксус, лёд, тёплая вода, спиртовка, медная проволока, раствор йода, кусочек белого хлеба, парафин, цинк, раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, хлорид натрия), видеосюжеты, игра мини-лото, ЦОР «Химические и физические явления».


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Ресурсы

Этап 1. Организационный

Психологический настрой

- Добрый день, друзья! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Поднимите руки вверх, возьмитесь за руки и почувствуйте свою уникальность, необычность и талантливость.

Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок.


Личностные

(доброжелательность)





Этап 2. Проверка домашнего задания

Предлагает экспресс-тест по теме «Смеси. Разделение смесей» (приложение 1)

Учитель выборочно проверяет тетради (2-3 работы).


Выполняют два варианта теста, обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку (на слайде презентации ответы и шкала оценивания).

Личностные (самоопределение)

Регулятивные

(оценка, саморегуляция)

Коммуникативные (взаимоконтроль по ходу выполнения заданий)

Раздаточный материал (тесты)

Этап 3. Актуализация субъектного опыта

Создание проблемной ситуации.

Вы хорошо усвоили способы разделения смесей, научились отличать смеси от чистых веществ. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

Мы часто сталкивались с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово? Что вам известно о явлениях из курсов природоведения и физики?

Какие явления вы видите на слайде? В чём сущность этих явлений? По каким признакам можно отличить одни явления от других? (показ музыкальных видеофайлов «Листья жёлтые», «Журчат ручьи»).








Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт.

(испытывают затруднения при объяснении сущности физических и химических явлений, выявлении признаков химических реакций, условий их протекания)














Познавательные

( анализ объектов с целью выделения признаков)















Видеосюжеты

http://festival.

1september.ru/articles/

584846/pril7.wmv

Этап 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Ребята! Как вы думаете, а какова тема нашего сегодняшнего урока?



Запишите тему урока «Физические и химические явления» в тетрадь.

Подумайте, чему мы должны сегодня научиться, что нового узнать?

А также мы выявим признаки химических явлений и выясним

при каких условиях могут идти химические реакции.


Затем класс на некоторое время превращается в несколько исследовательских лабораторий, группы(4 человека) работают по вариантам. В группе у каждого ребёнка своя роль: экспериментатор (проводит эксперимент), наблюдатель (ведёт лабораторный журнал), аналитик (анализирует и фиксирует вывод), теоретик (делит все увиденные явления на физические и химические)


Акцентирует внимание учащихся на значении физических и химических явлений в природе и в повседневной жизни.

Показывает видеофрагмент о значении физических и химических явлений (Кот Матроскин и другие герои мультфильма «Простоквашино»).

Приведите свои примеры физических и химических явлений.



Вариант ответа: «Думаю, что тема нашего сегодняшнего урока – физические и химические явления».

Записывают тему урока в тетрадь.

Должны узнать, чем физические явления отличаются от химических явлений.






По инструктивным картам по группам выполняют ЛО–

( приложение № 2)

Представитель группы знакомит с результатами исследований, выводами, оценивает работу членов команды















Приводят свои примеры физических и химических явлений, с которыми сталкиваются в повседневной жизни.

Личностные

(работа над смысло-

образованием, установление связей между учебной деятельностью и мотивом)







Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)

Коммуникативные

(сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные

(формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)















Инструктивные карты, учебник, лабораторное оборудование и реактивы















Видеосюжет

Этап 5.Первичная проверка понимания изученного материала

После краткой беседы о сущности явлений учитель предлагает заполнить кластер с классификацией явлений, а также с признаками и условиями протекания химических реакций.

Физкульминутка

Заполняют кластер

(приложение №3)


На интерактивной доске

на слайде с фотографиями химических явлений по цепочке вписывают признаки химических реакций.

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков)

Раздаточный материал (кластеры)






http://pedsovet.su/load/244-1-0-2615

Этап 6. Закрепление изученного материала

Учитель предлагает разнообразные задания:

1)Работа с интерактивной доской

а)Задание1.Распределите предложенные явления на физические и химические. На слайдах следующие фотографии: река Нева с клубящимися над ней облаками; скульптура, на которой видны результаты окисления медного сплава; горящий лес; ржавчина на ограде; иней на кустарнике, накипь на кипятильнике и т.д.

б) Выберете из списка химические явления (электронное приложение задание 2)

в) Отметьте цифрой 1 физическое явление, цифрой 2 химическое явление, нажав на синюю стрелку проверьте ответ (электронное приложение задание 3)

2)Моделирование.

Из предложенного материала самостоятельно смоделируйте физические и химические явления

3) Задание по карточкам на установление соответствия


4) Игра мини-лото «Физические и химические явления»




Двое учащихся распределяют (перетаскивают) картинки на физические и химические явления. Приводят аргументы.








Отмечают галочкой химические явления, указывают признак явления

Отмечают цифрами представленные явления




За отдельным столом 4 ученика моделируют физические и химические явления, отмечают признаки явлений.

2 ученика выполняют задание по карточкам (приложение №4)


Остальные обучающиеся работают в парах.

Описание игры (приложение №5)



Познавательные

( анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные

( формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи)










Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия)




Ресурсы программы

Notebook для интерактивной доски

SMART board




ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов № 131669 «Физические и химические явления» http://school-collection.edu.ru


http://mirhim.ucoz.ru


Материал для моделирования: стакан, лёд, тёплая вода, спиртовка, спички, уксус, сода, бенгальская свеча, медная проволока, картофель, раствор йода, кусочек белого хлеба, парафин


Игровые поля

Этап 7. Информация о домашнем задании

Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:

1 уровень: §3,упр.10,11,13 стр.13.

2 уровень: §3,составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

3 уровень: §3,мини-проект «Физические и химические явления в повседневной жизни»»

Ученики по желанию выбирают задания

Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Этап 8. Подведение итогов учебного занятия

Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку о необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, о тесной связи происходящих явлений и возможности познания тайн природы для сохранения её и практического применения человеком. Выставляет оценки.

По цепочке ученики продолжают материал «серия выводов на уроке».

Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)



Этап 9. Рефлексия

Учитель инициирует рефлексию (метод пяти пальцев)

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал

Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие

Учитель благодарит за урок.

На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции

Регулятивные (оценка, саморегуляция)