Биофизическая викторина
Какую способность своего организма используют змеи при охоте или обороне?
Кому яркие звезды кажутся крупнее: человеку с нормальным зрением или близорукому?
Как в полной темноте можно написать слово, которое видели бы присутствующие. Объясните свое предложение.
Почему погибает кит, попавший на мель?
Назовите животное, использующее для перемещения принцип реактивного движения
Почему в конце прыжка спортсмен опускается на согнутые ноги?
Где в организме человека находятся молоточек, наковальня и стремечко? Для чего они служат? На каком принципе?
Какие живые существа используют свои ноги для создания звуков?
У какого животного скопирован принцип передвижения, использованный при создании прыгающего автомобиля?
Физический бой (9 - 11 кл.)
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ «БОЯ»
Набор команд по итогам биофизической викторины: учащиеся, набравшие большее число баллов являются капитанами, которые поочередно набирают членов команд.
Выбор названия команд, представление жюри
«Пристрелка» - команды по очереди отвечают на вопросы жюри. По 2б. за полный ответ и 1б. за неполный ответ
«Секретное оружие» - 5б.
«Информационная цепочка» - 3б.
«Обучение новобранцев» - 3б
«Спецы» - 10б.
«Черный ящик» - 3б
Конкурс капитанов – 5б.
«Пристрелка» – командам поочередно задают по три вопроса. За полный ответ получают 2 балла, за неполный – 1 балл. Если команда не отвечает, то на вопрос может ответить другая команда
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? ( Нельзя, т.к. через 72 часа будет полночь)
В автомобиле от аккумуляторов к лампочкам проведено только по одному проводу. Значит ли это, что лампочки могут гореть при незамкнутой электрической цепи? (Нет, не значит. Вторым проводом служит корпус автомобиля.)
Если на Земле наблюдается полное лунное затмение, то какое явление может наблюдать космонавт, оказавшийся в этот момент на Луне? (Солнечное затмение)
Можно ли с искусственного спутника Луны, движущегося на небольшой высоте над её поверхностью, провести ультразвуковую локацию Луны? (Нет, т.к. на Луне нет атмосферы, а звук может распространяться только в упругой среде.)
Задачи от «Шерлока Холмса»
Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замершие окна виднелся лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал сыщик. Почему Ш.Холмс сделал такой вывод? (окна были замершие. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый воздух. Соприкасаясь с холодным стеклом, водяной пар, содержащийся в воздухе, конденсировался и замерзал; из этого сделан вывод: щели в рамах окон были плохо заклеены.)
На обед Холмсу и Ватсону миссис Хадсон подала аппетитные пельмени. Шерлок Холмс посмотрел на них и спросил:
- Как Вы думаете, Ватсон, какие пельмени легче: только сделанные, сухие или вареные?
- Наверное, вареные, т.к. они плавают, - ответил Ватсон. Вопрос: «Прав ли Ватсон? (Ватсон не прав. Вареные пельмени тяжелее, т.к. они напитаны водой. Но при варке тесто и пельмени увеличиваются в объеме за счет расширения содержащегося в них воздуха; поэтому на вареные пельмени действует большая выталкивающая сила и они всплывают.)
«Секретное оружие» - по данному графику зависимости скорости от времени придумать рассказ или сказку. (5 баллов)
Каждой команде три набора карточек и портреты ученых. Необходимо под каждым портретом расположить 3 карточки в «цепочку» (по 3 балла за каждую правильную «цепочку»)
И.Ньютон – закон всемирного тяготения – Англия;
Э.Х.Ленц – закон, определяющий тепловое действие электрического тока – Россия;
А.-М.Ампер – закон взаимодействия электрического тока с магнитным полем – Франция;
Г.С. Ом – основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление проводника – Германия;
М.Фарадей – закон электромагнитной индукции – Англия;
«Обучение новобранцев» - объяснить поочередно представителям каждой команды причину наблюдаемого явления. (3 балла)
Почему сразу не всплывает кубик? В широкий стеклянный сосуд с плоским дном поставили пластмассовый кубик, налили в сосуд воды. Кубик некоторое время остается неподвижным, затем резко всплывает. (Если первоначально поверхности кубика и дна сосуда были сухими, то после наливания воды она не сразу может проникнуть под нижнюю грань, поэтому сила давления воды прижимает кубик ко дну. С того момента, когда вода попала под кубик, на него уже действует выталкивающая сила.)
Оборудование: стакан с водой, воронка, нитка, проволока, флакон.
(опустить проволоку во флакон, другим концом приложить к краю стакана, до краев наполненного водой. Постепенно вода будет стекать по проволоке во флакон за счет силы взаимодействия молекул воды с молекулами проволоки.)
«Чёрный ящик» - каждой команде предлагается загадка, отгадкой которой служит название предмета, находящегося в ящике. Требуется загадку отгадать и рассказать о «физике» этого предмета ( например, для чего этот физический объект служит; процесс в котором участвует этот объект; какую роль выполняет в объекте какое то физическое явление). (3 балла)
Загадки:
На поле родился, на заводе варился, на столе растворился. ( сахар; нагревание и выпаривание в процессе производства, процесс растворения в воде при использовании, диффузия)
От воды родится, воды боится. (соль; получают в частности путем выпаривания насыщенных растворов, добытых из соляных озер. При применении происходит растворение кристалликов вещества в жидкости и диффузия)
Представьте, что вы учитель физики. Необходимо, чтобы все ваши ученики полюбили физику. Как вы будете этого добиваться?
И.Ньютон – Э.Х.Ленц – А.-М.Ампер – Г.С. Ом –
М.Фарадей –
закон всемирного тяготения –
закон, определяющий тепловое действие электрического тока –
закон взаимодействия электрического тока с магнитным полем –
основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление проводника –
закон электромагнитной индукции –
Франция; Англия; Россия; Германия; Англия;
И.Ньютон – Э.Х.Ленц – А.-М.Ампер – Г.С. Ом –
М.Фарадей –
закон всемирного тяготения –
закон, определяющий тепловое действие электрического тока –
закон взаимодействия электрического тока с магнитным полем –
основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление проводника –
закон электромагнитной индукции –
Франция; Англия; Россия; Германия; Англия;