Тема: Физическая культура как неотъемлемый элемент системы школьного образования
Магистрант ОшГУ: Зияйдинов Усманали Юсупович
Научный руководитель: доцент, Жээналиев Курманбек
В целях оценки состояния здоровья и физического развития школьников ежегодно проводится медицинский осмотр перед началом учебного года, по результатам которого устанавливают медицинские группы физического воспитания:
основная группа;
подготовительная группа;
специальная группа.
ОСНОВНАЯ ГРУППА
школьники без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
– школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки;
СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физической культурой. Некоторые из них временно, до улучшения состояния здоровья, освобождаются от участия в учебных занятиях физической культурой.
Значение физической культуры для школьников переоценить достаточно сложно, так идет постоянный процесс физического воспитания направленный на:
• совершенствования терморегуляции;
• повышение неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды;
• стимуляцию роста и физического развития;
• коррекцию врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
• повышение умственной работоспособности;
повышение физической выносливости
Комплексный процесс физического развития и воспитания школьников включает в себя:
• обязательные уроки физической культуры, согласно утвержденного расписания и объема часов, установленных нормативно правовыми актами;
• сдачу различных нормативов (бег, прыжки в длину, прыжки в высоту, подтягивание, отжимание и т.д.);
• микроформы физического воспитания (утренняя гимнастика перед началом уроков, динамические паузы – физкультминутки, подвижно-динамические перемены и т.д.);
• макроформы физического воспитания (выполнение домашних заданий, спортивные секции, спортивные праздники, дни здоровья и т.п.);
• соревновательные формы (соревнования, спартакиады).
Физическая культура в жизни школьников выполняет ряд важнейших функций:
развивающая функция
воспитательная функция
оздоровительно-гигиеническая функция
образовательная функция
общекультурная функция
Развивающая функция:
состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил обучающегося, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям
воспитательная функция
направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа обучающегося. Занятия физической культурой должны быть органично синтезированы с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат формированию положительного внешнего эффекта для общества: борьбе с распущенностью, алкоголизмом, наркоманией и т.п.
образовательная функция
заключается в том, чтобы ознакомить школьников с теорией и историческим процессом развития физической культуры, ее значением в жизни отдельного человека; с разнообразными видами физкультуры, созерцание спортивной борьбы, проявления мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение;
оздоровительно-гигиеническая функция
обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих школьников, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз в перерывах между уроками и т.д.;
общекультурная функция
заключается в том, что физкультура организует и заполняет свободное время полезным и увлекательным занятием. Выполняя общие задачи всестороннего развития школьника, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны: укрепление здоровья и закаливания организма, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности
Задачи физическое воспитание
укрепление здоровья
повышению работоспособности
закаливания организма
содействие их правильному физическому развитию
Исходя из разнообразия приемов и методов, применяемых в физическом воспитании школьников, уроки физической культуры должны иметь различную направленность:
образовательно-познавательную
образовательно-обучающую
образовательно-тренировочную
В процессе организации и проведения занятий по физической культуре со школьниками объективно необходимо учитывать следующие моменты:
наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста и его функциональных возможностей, а также особенностей;
систематичность занятий, их комплексность;
использование различных форм физической культуры с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности и физического развития обучающихся;
создание благоприятных условий внешней среды во время занятий и психологического настроя.
Физическая культура – это учебный предмет, которого направлено
на формирование физически
психически здоровой личности
социально активной
способной к дальнейшему саморазвитию
Целевая установка всестороннего развитие личности в школе предполагает овладение основами физической культуры, успехами которой являются:
крепкое здоровье;
- хорошее физическое развитие;
- хорошее физическое развитие;
оптимальный уровень двигательных способностей;
- знания и навыки в области физической культуры;
- знания и навыки в области физической культуры;
мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность
В структуре школьного образования по физической культуре используется большой арсенал средств физического воспитания (физических упражнений), который структурируется по видовым признакам спорта: упражнения на материале легкой и тяжелой атлетики, гимнастики с основами акробатики, спортивных игр (волейбол, футбол, баскетбол и т.д.), плавания, лыжного спорта и т.д. При этом на каждом этапе возрастного развития существуют свои специфические особенности:
- 1) в начальных классах необходимо концентрировать внимание на формировании основных движений, в том числе и их разновидностей: ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. Ведь в младших классах закладывается базис физических упражнений, без которого невозможно дальнейшее физическое воспитание;
- 2) в средних классах продолжается формирование техники основных движений, на базе которых школьники овладевают первоначальными навыками спортивных упражнений, которые постепенно усложняются;
- 3) в старших классах усложняются требования к технике изученных упражнений, обучающиеся изучают новые упражнения, решают достаточно сложные технико-тактические задачи, выполняют упражнения для направленного развития функциональных систем. Кроме того, необходимо вводить специфические упражнения, формирующие у них интерес к будущей профессиональной деятельности, подбор которых является важнейшей задачей для учителя физической культуры.
- 4) Таким образом, на уроках физической культуры используется большой арсенал приемов и методов физического воспитания, которые проходят эволюционный путь от простого к сложному.
К задачам, решаемым в процессе физического воспитания в школе, относятся:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей; формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей; овладение основами разнообразных жизненно важных движений; выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
- развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей; формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- овладение основами разнообразных жизненно важных движений; выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
- выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Сегодня следует организовать эффективно-структурированный процесс физического воспитания школьников и сформировать новое педагогическое мышление учителя физической культуры. В формировании данной концепции прослеживается два тренда:
первый – это преимущественная социализация личности школьника, учитывающая максимальную адаптацию ребёнка в коллективе;
второй – ориентирован на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков школьника, учитывает его индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей.
Спасибо,
за внимание!