Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста
1 ФВ детей дошкольного возраста: значение, цель и задачи
2 Структура программы «Физкульт-Ура!»
3 Содержание общего физкультурного образования детей дошкольного возраста
4 Методика физического воспитания ребенка в семье
5 Формы организации занятий ФВ в ДУ
- 1 ФВ детей дошкольного возраста: значение, цель и задачи
- Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 6-7 лет. По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на ступени. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как отражает ступени биологического развития и облегчает построение системы физического воспитания – определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов.
Таблица 1 Возрастная периодизация детей дошкольного возраста
Годы жизни
Периоды
по биологическим признакам
1-10 дней
1 год
Новорожденный
2 года
Грудной возраст
ДОШКОЛЬНЫЙВОЗРАСТ
по педагогическим соображениям
Группы
Ранний дошкольный возраст
3 года
Раннее детство
Первая
4 года
5 лет-6 лет
Первое детство
Вторая
Младший дошкольный возраст
Первая младшая
Вторая младшая
Средний возраст
Средняя
Старший возраст
Старшая
- Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.
- Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность.
- Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
- Целью физического воспитания является формирование у детей основ физической культуры личности и здорового образа жизни. Данная цель конкретизируется следующими задачами.
Оздоровительные задачи
1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).
- 2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.
- Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) – являются физические упражнения.
- 3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.
Образовательные задачи
1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
- Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий
- Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.
- В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.
Воспитательные задачи
- 1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
- 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
- Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.
2 Содержание общего физкультурного образования детей дошкольного возраста
- Образовательно-воспитательный процесс в ДУ осуществляет руководитель физического воспитания на основе программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста «Физкульт – Ура!».
- Общее физкультурное образование детей дошкольного возраста включает в себя следующее содержание (на основе программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста «Физкульт – Ура!»)
- 1 Ранний возраст (2 – 3 года):
- – основы физкультурных знаний (знания о здоровье, здоровом образе жизни; знания о строении собственного тела; знания о физических упражнениях);
- – двигательные умения и навыки (построения и перестроения);
- – общеразвивающие упражнения (для рук и плечевого пояса; для ног; для туловища);
- – упражнения в основных движениях (ходьба; бег; прыжки; катание, бросание, ловля; ползание, подлезание, лазание; упражнения в равновесии);
- – подвижные игры и игровые упражнения (с ходьбой и бегом; с ползанием; с прыжками; Белорусские народные игры);
- – гигиенические умения
2 Младший дошкольный возраст (3 – 4 года):
- – основы физкультурных знаний (знания о здоровье, здоровом образе жизни; знания о строении собственного тела; знания о физических упражнениях);
- – двигательные умения и навыки (построения и перестроения);
- – общеразвивающие упражнения (для рук и плечевого пояса; для ног; для туловища);
- – упражнения в основных движениях (ходьба; бег; прыжки; катание, бросание, ловля; ползание, подлезание, лазание; упражнения в равновесии);
- – спортивные упражнения: (катание на велосипеде; катание на санках; ходьба на лыжах; плавание);
- – подвижные игры и игровые упражнения (с ходьбой и бегом; с ползанием; с прыжками; с бросанием и ловлей мяча; Белорусские народные игры);
- – развитие физических качеств (упражнения для развития ловкости; упражнения для развития скоростно-силовых способностей);
- – гигиенические умения.
3 Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- – основы физкультурных знаний (знания о здоровье, здоровом образе жизни; знания о строении собственного тела; знания о физических упражнениях);
- – двигательные умения и навыки (построения и перестроения);
- – общеразвивающие упражнения (для рук и плечевого пояса; для ног; для туловища);
- – упражнения в основных движениях (ходьба; бег; прыжки; катание, метание, бросание; лазанье; упражнения в равновесии);
- – спортивные упражнения: (катание на велосипеде; катание на санках; ходьба на лыжах; плавание);
- – подвижные игры (игры с мячом; с подлезанием и лазанием; с бросанием и ловлей мяча; с прыжками; Белорусские народные игры);
- – развитие физических качеств (упражнения для развития ловкости; упражнения для развития скоростно-силовых способностей; упражнения для развития выносливости);
- – гигиенические умения.
4 Старший дошкольный возраст (5-6,7 лет):
- основы физкультурных знаний (знания о здоровье, здоровом образе жизни; знания о строении собственного тела; знания о физических упражнениях);
- – двигательные умения и навыки (построения и перестроения);
- – общеразвивающие упражнения (для рук и плечевого пояса; для ног; для туловища);
- – упражнения в основных движениях (ходьба; бег; прыжки; бросание, ловля, метание; ползанье, лазанье; упражнения в равновесии);
- – спортивные упражнения (катание на велосипеде; катание на роликовых коньках; ходьба на лыжах, катание на санках; скольжение; плавание);
- – спортивные игры (бадминтон; «Городки»; баскетбол; футбол; хоккей; настольный теннис);
- – подвижные игры (игры с бегом; с лазанием; с бросанием и ловлей; с прыжками; Белорусские народные игры);
- – развитие физических качеств (упражнения для развития быстроты; упражнения для развития ловкости; упражнения для развития силовых способностей; упражнения для развития выносливости);
- – гигиенические умения;
- – приемы элементарной помощи при травмах.
3 Cистема организации эколого-оздоровительной работы с детьми
- Ознакомление с дыханием и выработка навыка правильного дыхания , дыхательной гимнастики
Ознакомление детей с массажем, обучение самомассажу и точечному массажу.
Проведение коррекционно-оздоровительной работы по профилактике плоскостопия и сколиоза.
Подготовка руки к письму в школе, ручному труду – через гимнастику для пальцев и рук.
Организация походов и экскурсий на природу.
Проведение целенаправленной работы во всех возрастных группах по воспитанию человека, который проявляет заботу о своем здоровье и окружающей среде.
- Дети старших групп уже знают, что их здоровье находится в руках каждого из них.
- Под окуржающей средой, понятие которой используется в эколого-оздоровительной работе, мы понимаем не только естественную природную среду (лес, речка, луг) и погодно-климатические факторы (солнце, ветер, жара), но и специально созданную спортивно-развивающую предметную среду физкультурного зала, сортивной площадки, физкультурных уголков в каждой возрастной группе.
- Эколого – оздоровительная работа с детьми всех возрастов строится на системе занятий в физкультурном зале. Главное требование к занятию, помимо соответствия его методическим правилам, проведение его эмоционально, насыщенно, с посильными заданиями.
- В занятия с младшими дошкольниками включаются упражнения для профилактики плоскостопия, массаж стоп, дыхательная гимнастика и гимнатика для пальцев.
- В занятия с детьми среднего возраста в доступной форме вводится понятие сердце («Это наш мотор, его надо беречь и делать сильным»), рассказ о красивой осанке, совершенствуем пальцевую гимнастику, развиваем физические качества детей и вводим основы правильного питания.
- Занятия с детьми старшего дошкольного возраста – игровые и обучающие. Дети «путешесттвуют», участся, решают физкультурно – оздоровительные задачи, совершенствуют свои умения и навыки.
- На занятиях обязательно присутствует сказочный герой, который оживает и приглашает детей в мир игр, что создает игровую ситуацию. Игровая ситуация воспитывает детей, увлекает их, а стихи, загадки, песенки, которые используются в подвижных играх, требуют от детей умственной деятельности. Их предполагается повторить и запомнить. Особую радость детям доставляют маски, мягкие игрушки, которые также используются в процессе занятия.
- Система оздоровительного-экологической работы с детьми в физкультурном зале дополняется экскурсиями и выездами за город на природу.
Это комплексное мероприятие, в котором дети расширяют свое представление о природе, учатся видеть красоту, устраивают азы туристической культуры и получают эмоционально-оздоровительный эффект.
- Поход включает многообразие средств, для восстановления и развития физических и духовных сил человека. Во время походов нужно играть с детьми в экологические и народные игры, которые даже являются часть интернационального воспитания. У детей формируется устойчивое уважительное отношение к культуре разных народов, создается основа для патриотических чувств. В этих подвижных играх отражается образ жизни людей их быт национальные устои. В подвижных играх дети проявляют смекалку, выдержку, воспитывают волю и стремление к победе.
- Игры сопровождаются веселыми моментами и положительными эмоциями.
- Можно играть в такие игры, как «Назови дерево», «Липкие пеньки», «Репка», «Огородники». Соревновательный характер этих игр доставит детям много радости и веселья, а поездка за город запомнится надолго.
- Выезд на природу включает многообразие средств для восстановления и развития физических и духовных сил ребенка.
- Одной из главных задач похода является определение эколого-оздоровительного содержания:
Показать детям состояние природы в какой-то временной период (весна, осень).
Научить понимать зависимость состояния растений от внешних условий, видеть красоту леса, луга, рассказывать о прспособленности животных и растений к внешней среде.
Во время походов укреплять здоровье детей, развивать у них выносливость, двигательные навыки, а самое главное – научить детей правилам поведения на природе.
4 Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
- Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Его основу составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми в различных формах под руководством руководителя физического воспитания и в процессе самостоятельной двигательной деятельности детей.
- Основными формами занятий физическими упражнениями являются:
– специально организованные физкультурные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, физкультминутка, гимнастика после дневного сна, игры и упражнения на прогулках, физкультурные развлечения, кружковая работа, домашние задания по физической культуре).
– совместная деятельность детей и взрослых (индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, разный уровень физического развития и физической подготовленности, закаливание, ознакомление с дидактическим и настольными играми физкультурной тематики)
– самостоятельная двигательная деятельность детей (утром, перед занятием, на прогулках, после дневного сна, в бытовой и игровой деятельности). утренняя гимнастика, занятия урочного типа подвижные игры, физкульпаузы и физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
- Утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки. Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3–4 упражнения игрового и подражательного характера), 6–8 мин – для детей 4–5 лет, 8–10 мин – для детей б лет.
- Структура утренней гимнастики может быть следующей: ходьба, бег – упражнения для мышц рук и плечевого пояса – упражнения для туловища (спины и живота) – упражнения для ног – кратковременный бег и ходьба с целью восстановления. Чтобы комплекс упражнений утренней гимнастики не наскучил ребенку, периодически, приблизительно через 7—10 дней, необходимо заменять 1—2 упражнения.
- Физкультурные занятия являются основной формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду.
- Цель занятий – обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся ежедневно руководителем физического воспитания. Продолжительность занятий для детей 3–4 лет 15–20 мин, 4–5 лет – 20—25 мин, 5–6 лет — 25—30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной.
- Задачи вводной части – организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части. В содержание вводной части входят упражнения в основных движениях: ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках, ходьба и бег со сменой направления, ходьба змейкой, ходьба между предметами и т.п.
- В основной части занятия решаются задачи обучения детей новым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. Первыми в основной части выполняются общеразвивающие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног). После общеразвивающих упражнений следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание или упражнения в равновесии). В основную часть занятия обязательно входит и подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие на детей.
- В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба, задания на внимание, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы.
- Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть – 2–6 мин, основная – 15–25 мин и заключительная – 2–3 мин. Продолжительность каждой части зависит от поставленных задач, возраста и подготовленности детей.
Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. В подвижных играх часто используют ходьбу, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения. Большая двигательная активность способствует развитию физических качеств, совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка.
- Физкультпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Проводятся обычно на различных занятиях по счету, лепке, рисованию и включают несколько хорошо освоенных физических упражнений динамического характера продолжительностью 2–3 мин.
- Физкультурные праздники. Их назначение – демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся не реже 2–3 раз в год.
- Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т.д.). Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.