№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Виды учебной деятель- ности | Планируемые результаты | Педаго- гичес- кие средст- ва | Форма контроля | Дата проведения | Домашнее задание |
Предметные | Личностные | Метапредмет ные | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Введение (5 час) |
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. № .Что изучает физика. Физические явления. | Физика- одна из наук о природе. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя. Физические свойства тел. | Фронтальная: эвристическая беседа Индивидуальная: фронтальный эксперимент | Знать/понимать смысл понятий «физическое явление», «физическое тело» | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала Научиться оценивать реальность полученного значения физической величины | Уметь делать выводы на основе проведённых экспериментов и наблюдений Уметь производить простейшие измерения, Уметь планировать и осуществлять свою деятельность | Учебник, оборудование для демонстрационного и фронтального эксперимента Слайд-шоу "Механические, гравитационные, тепловые, электромагнитные явления" презентация «Что изучает физика» | Ответы на вопросы; развёрнутый ответ на поставленный вопрос | | | §1-2 Пересказать, ответить на вопросы после параграфа 1,2, задание стр.5 |
2/2 | Наблюдения и опыты | Наблюдения и опыты – основные источники физических знаний. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент. Физические методы изучения природы | Фронтальная: эвристическая беседа Индивидуальная: фронтальный эксперимент Коллективная фронтальный эксперимент | Уметь наблюдать и описывать явления, высказывать предположения – гипотезы | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного и фронтального эксперимента | Ответы на вопросы после §1,2, № 7- 15 (А.В. Пёрышкин) (устно) | | | §3, пронаблюдать за изменением температуры окружающего воздуха в течение дня, выдвинуть гипотезу, провести эксперимент, сделать вывод. (гипотезу, результаты измерений и вывод записать в тетрадь) |
3/3 | .Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | Определение физической величины. Примеры физических вели-чин и единицы их измерения. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора. Международная система единиц СИ | Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду аульная: опрос у доски: перевод единиц измерения длины, площади в международную систему единиц. Измерение размеров предметов с помощью линейки | Знать/понимать смысл понятия «физическая величина», уметь определять цену деления измерительного прибора. Выражать результаты в СИ. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного и фронтального эксперимента | Ответы на вопросы после §3, фронтальный опрос, работа у доски | | | §4,5, подготовка к лабораторной работ № 1, стр.202 (Прочитать содержание работы, продумать план её выполнения), № 26,28 (А.В. Пёрышкин) (устно) |
4/4 | .Первичный инструктаж по ТБ Инструкция № 34 Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора | Определение цены деления мензурки Алгоритм нахождения погрешности измерений. Запись результатов измерений с учётом погрешности | Коллективная: работа в парах Фронтальная: фронтальный опрос | Уметь использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин | Лабораторное оборудование, учебник | Письменное оформление результатов лабораторной работы | | | Задание стр.19(одно из 1,2,3, (по выбору), №34(А.В. Пёрышкин) (письменно), подготовить на листе формата А4 сообщение (статью) об учёном, научном открытии в области физики, значении физики в познании природы, роли физики в жизни человека. |
5/5 | Физика и техника | Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира. Наука и техника. Физика и техника. | Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду альная: защита статьи | Знать/понимать роль физики в познании мира и её значение в жизни человека. Знать, что такое физическая модель, закон, значение физики в познании природы, роли физики в жизни человека. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента, презентация «Физика и техника» | Создание газеты «Новости «классной науки»», конкурс статей в газету. (устная защита статей), фронтальный опрос | | | §6, выписать в тетрадь физические термины из §1-6 |
Первоначальные сведения о строении вещества (8 час) |
6/1 | Строение вещества. Молекулы | Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекулы. Представление о размерах молекул. Атомное строение вещества. | Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду альная: работа по карточкам | Знать/ понимать смысл понятий: «вещество», « атом», «молекула» | Научатся приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез на основе эмпирических фактов Научатся приёмам самоконтроля Уметь приводить примеры практического использования диффузии Использование знаний о взаимодействии молекул на практике. Самостоятельность в приобретении знаний | Понимать различие между исходными фактами и гипотезами для их объяснения Управляют своей учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции результатов Анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы Понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, Приобретает опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для составления таблицы | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента | Решение качественных задач№ 46,49(А.В. Пёрышкин) (устно), | | | §7,8, подготовка к лабораторной работе. |
7/2 | .Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | Измерение размеров малых тел способом рядов | Коллективная: работа в парах | Уметь измерять размеры малых тел способом рядов и представлять результаты в виде таблицы. | Лабораторное оборудование, учебник | Письменное оформление результатов лабораторной работы Ответы на вопросы после§7,8, | | | Решение качественных задач № 50,52 – 53 (А.В. Пёрышкин) (устно), |
8/3 | Броуновское движение | Броуновское движение – доказательство движения молекул | Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду альная: физический диктант | | Учебник, сборник задач, механическая модель броуновского движения, Анимация "Броуновское движение | Физический диктант, (физические термины) | | | §9 |
9/4 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Скорость движения молекул и температура тела. Примеры практического применения диффузии | Фронтальная: эвристическая беседа. Индивиду альная: Ответы на вопросы, работа по карточкам, работа у доски. | Знать смысл понятия «диффузия». Уметь описывать и объяснять явление диффузии. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы к §9, решение качественных задач № 59-65(А.В. Пёрышкин), индивидуальная работа по карточкам | | | §10, № 66,67(А.В. Пёрышкин) (устно), задание стр.29 (1-3) |
10/5 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Опытное доказательство существования между молекулами сил притяжения и отталкивания. Примеры проявления этих сил в природе и технике | Фронтальная: эвристическая беседа, фронтальный опрос Индивиду альная: работа по карточкам | Знать/ понимать смысл понятия «взаимодействие» | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы к §10, решение качественных задач № 68-72 (А.В. Пёрышкин), фронтальный опрос | | | §11, задание стр.33(1,2), |
11/6 | Агрегатные состояния вещества | Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. | Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду альная: тест Коллективная работа в группах | Знать основные свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Исследовать Зависимость объёма газа от давления при постоянной температуре. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента, презентация «Три состояния вещества» | Ответы на вопросы к §11, решение качественных задач № 74 -78 (А.В. Пёрышкин), тест | | | §12,№ 79-81(А.В. Пёрышкин), задание стр.38 |
12/7 | Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и | Объяснение физических свойств веществ в различных агрегатных состояниях на основе физических моделей этих веществ. | Фронтальная: эвристическая беседа, фронтальный опрос Индивиду альная: составление таблицы. | Знать/понимать взаимосвязь между молекулярным строением веществ в различных агрегатных состояниях и их физическими свойствами | Учебник, сборник задач, презентация «Три состояния вещества» | Ответы на вопросы к §12, фронтальный опрос | | | §13, завершение таблицы |
13/8 | Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». Самостоятельная работа. (25 мин) по теме «Первоначальные сведения о строении | Повторение основ МКТ, броуновского движения, диффузии, свойств веществ в различных агрегатных состояниях. | Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду альная: самостоятельная работа по карточкам | Применять полученные знания для объяснения таких явлений как броуновское движение диффузия, смачивание и не смачивание, различия физических свойств вещества. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента, презентация «Первоначальные сведения о строении вещества», дидактический материал | Фронтальный опрос, самостоятельная работа, таблица | | | Используя различные источники найти информацию о необходимости использования знаний о молекулярном строении вещества. |
Взаимодействие тел (21 час) |
14/1 | Механическое движение. Понятие материальной точки. | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь. Траектория. Единицы пути. | Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду альная: решение задач, выступление обучающихся с найденной ими информацией | Знать/понимать смысл понятий «механическое движение», «путь», «траектория», «перемещение», «равномерное», «неравномерное движение», уметь переводить различные единицы пути в международную систему единиц | Формирование мотивации к использованию вычислительных методов для изучения физических явлений задачи Уметь соотносить что известно в данной задаче и что надо определить Использовать для решения познавательных задач различные источники информации. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, формирование ценностного отношения друг к другу Уметь применять полученные знания для решения расчётных и качественных задач е Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных Структурировать знания. Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов Составлять план, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Осознать качество и уровень усвоения знаний | Уметь выделять главные признаки для характеристики движения Умеет предъявлять информацию в словесной и символической формах, Сравнивают свой способ действий с эталоном Умеет делать выводы и обобщения на основе эмпирических фактов Организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности Понимать различие между физическими моделями и реальными объектами Умеет устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы Уметь применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Учебник, сборник задач, презентация «Механическое движение», видеофильмы «Понятие равномерного движения», Видеоролик - анимация "Траектория, путь и перемещение" «Относительность траектории» | Тест стр. 38, устное представление информации о необходимости использования знаний о молекулярном строении вещества | | | §14,15,задание стр.44 |
15/2 | Скорость. Единицы скорости | Скорость тела при равномерном движении. V=s/t Векторная и скалярная величины. Скорость – векторная величина. Средняя скорость. Vср=s/t Перевод единиц скорости в систему СИ | Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду альная: Ответы на вопросы | Знать/понимать смысл физических величин «скорость», «средняя скорость» | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента, видеофильмы «Понятие скорости», «Понятие средней скорости движения» | Ответы на вопросы к §14,15 ,решение задач № 106 -108 (А.В. Пёрышкин) (устно). № 110 ( письменно) | | | §16,упр3 (1-3) (письменно) |
16/3 | Расчёт пути и времени движения | Определение пути, пройденного телом при равномерном движении по формуле S=v t; нахождение времени движения тела t=S/v; S=vсрt; t=S/vср | Фронтальная: эвристическая беседа, фронтальный опрос Индивиду альная: решение расчётных задач | Знать/ понимать смысл понятий «время», «пространство», уметь решать физические задачи на применение изученных формул | Учебник, сборник задач | Ответы на вопросы к §16, решение задач № 106 -108 (А.В. Пёрышкин) № 115-118 (письменно), фронтальный опрос | | | §17, упр. 4 (1,2) |
17/4 | Расчёт пути и времени движения | Графики зависимости пути и скорости движения при равномерном движении | Коллективная: работа в парах, взаимоконтроль при решении задач Индивиду альная: Ответы на вопросы, решение расчётных задач | Уметь определять путь пройденный телом за определённый промежуток времени и скорость по графику зависимости пути равномерного движения по графику. | Учебник, сборник задач, дидактический материал | Ответы на вопросы, решение расчётных задач. Самостоятельная работа (20 мин.) | | | §17, упр4 (3,4,5) |
18/5 | Решение задач на расчёт скорости, пути и времени движения. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. | Решение расчётных и графических задач на определение скорости, пути и времени движения, экспериментальная задача | Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду альная: решение расчётных задач, самостоятельная работа Коллективная: работа в группах | Уметь применять теоретические знания для решения задач на расчёт скорости пути и времени движения | Сборник задач, дидактический материал | Фронтальный опрос. Устный отчёт групп о результатах выполнения экспериментальной задачи | | | ,№ 116-117 (А.В. Пёрышкин) (письменно) |
19/6 | Инерция | Условие сохранения скорости телом. | Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду альная: решение графических и качественных задач | Знать/ понимать смысл понятия «инерция» | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента | Фронтальный опрос, решение качественных задач № 169 -176 (А.В. Пёрышкин) | | | §18, упр.5 (устно) |
20/7 | Взаимодействие тел. | Взаимодействие тел. Изменение скорости как результат взаимодействия тел. | Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду альная: решение качественных задач | Знать/ понимать смысл понятия «взаимодействие», | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы к §18, решение задач № 177 -180 (А.В. Пёрышкин) (устно) | | | §19, решение задач № 187 -189 (А.В. Пёрышкин) (устно) |
21/8 | Масса тела. Единицы массы | Масса тела – мера инертности. единицы массы Измерение массы тела на рычажных весах | Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Знать/ понимать смысл физической величины «масса» | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента, видеофильм «Масса- мера инертности тела» | Ответы на вопросы к §19, решение задач № 183 -186 (А.В. Пёрышкин) (устно) | | | §20, упр.6 стр.58, подготовиться к лабораторной работе №3,стр.204 |
22/9 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Правила взвешивания. Измерение массы тела на рычажных весах | Коллективная: работа в парах | Уметь определять массу на рычажных весах | Лабораторное оборудование, учебник | Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней | | | §21,задание стр.60 |
23/10 | Плотность вещества | Что такое плотность вещества. Формула расчёта плотности. Таблица плотностей некоторых веществ. Единицы плотности. | Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Знать / понимать определение и формулу плотности вещества. Уметь определять по таблице плотность вещества. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента. Анимация «Плотность твёрдых тел, жидкостей и газов и их молекулярное строение» http://class-fizika.narod.ru/mm7.htm | Ответы на вопросы к §20, решение задач № 194 -197 (А.В. Пёрышкин) (устно),№ 204 (письменно) | | | §22, упр.7(1-4) стр.64 Подготовиться к лабораторной работе № 4,5 стр. 206,207 |
24/11 | Лабораторная работа №4 «Определение плотности вещества твёрдого тела» | Методы измерения плотности вещества | Коллективная: работа в парах | Уметь определять плотность тела с помощью мензурки и рычажных весов | Лабораторное оборудование, учебник | Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней | | | упр.7(5), стр.64 |
25/12 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности | Вывод формул для расчёта массы и объёма тела по его плотности | Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Уметь определять массу и объём тела, используя формулу плотности | Учебник, сборник задач, дидактический материал | Ответы на вопросы к §22, упр.7(5), | | | §23, упр.8(1-3),(;4)* |
26/13 | Сила. Сила – причина изменения скорости. Явление тяготения. Сила тяжести. | Сила – причина изменения скорости тела. Деформация. Сила – мера взаимодействия тел. Зависимость результата взаимодействия силы от её модуля, направления и точки приложения. Сила– векторная величина. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести | Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Знать / понимать определение силы, её обозначение и единицы измерения. Уметь графически изображать силу. Понимать, что результат действия силы зависит от её величины, направления и точки приложения. Знать явление всемирного тяготения. Понимать смысл понятия «сила тяжести». Знать, как направлена сила тяжести | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента. Видеоролик "Силы в природе и технике". Видеоролик - анимация "Свободное падение тела". Видео «Ляпы» | Тест, № 260- 262 (А.В. Пёрышкин) (письменно) | | | §24, 25 упр.9 |
27/14 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | Сила упругости. Абсолютное и относительное удлинение. Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций. Направление веса тела и точка приложения. Отличие веса тела от силы тяжести | Фронтальная: эвристическая беседа, эксперимент. Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Знать определение силы упругости, закон Гука, уметь схематически изобразить силу упругости на чертеже. Понимать, какие деформации являются упругими и как связаны величина деформации и сила упругости. Знать /понимать смысл физической величины «вес тела», знать его направление и точку приложения, отличие веса тела от силы тяжести. Объяснять действие тела на опору или подвес, существование невесомости | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного и фронтального эксперимента. Видеоролик «Вес тела на полюсе и на экваторе» | Ответы на вопросы к §24,25, решение задач №270-272 (А.В. Пёрышкин) | | | §26, 27, № 288 (А.В. Пёрышкин) (письменно) |
28/15 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Единицы силы. Сила тяжести, действующая на тело массой 1 кг. Формула для расчёта силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчёта веса тела | Фронтальная эвристическая беседа . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Знать формулу расчёта силы тяжести и веса тела, уметь рассчитывать силу тяжести и вес тела | Учебник, сборник задач. | Ответы на вопросы к §27, решение задач №289-293 (А.В. Пёрышкин) | | | §28,,упр.10 (3-5) |
29/16 | Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет | Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа тел солнечной системы | Фронтальная эвристическая беседа. Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач, ответы на вопросы | Знать состав и строение Солнечной системы, физическую природу тел солнечной системы | Учебник, сборник задач. | Ответы на вопросы к §28, решение задач №295 -301 (А.В. Пёрышкин) | | | §29 |
30/17 | Динамометр. Лабораторная работа №5 « «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» | Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Их практическое применение | Коллективная: работа в парах Фронтальная: фронтальный опрос | Знать устройство и понимать принцип действия пружинного динамометра. Уметь с помощью простейших приборов градуировать шкалу динамометра | Лабораторное оборудование, учебник | Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней | | | §30, упр.11 |
31/18 | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. | Понятие равнодействующей сил. Определение модуля и направления равнодействующей сил для различных случаев. | Фронтальная эвристическая беседа . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Знать правило сложения сил, уметь аналитически и графически определять равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой | Учебник, сборник задач, дидактический материал | Ответы на вопросы к §27, решение задач, тест. | | | §31, упр.12 |
32/19 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Зависимость силы трения от прижимающей силы. Сравнения сил трения качения и сил трения скольжения. | Фронтальная: эвристическая беседа. . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач Коллективная: работа в парах | Знать причины возникновения трения. Уметь исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного и фронтального эксперимента. | Решение качественных задач, устное объяснение результатов эксперимента, (лабораторная работа №7 стр.20) | | | §32,33,34 |
33/20 | Решение задач по разделу «Взаимодействие тел» | Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил | Фронтальная: эвристическая беседа . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач Коллективная: работа в малых группах (4 чел.) | Уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Уметь выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Учебник, сборник задач, дидактический материал | Решение качественных и расчётных задач, Ответы на вопросы к §32,33,34 | | | Итоги главы стр. 96-97, тест стр.97-99 (письменно) |
34/21 | Контрольная работа № 1 по теме "Взаимодействие тел"(45 мин) | Скорость, путь и время движения. Средняя скорость. Плотность, масса и объем тела. Силы в природе | Индивиду альная: работа по карточкам | Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Дидактический материал для контрольных работ | Контрольная работа | | | №329,361 (А.В. Пёрышкин) (письменно), (устно) |
Давление твёрдых тел жидкостей и газов(20 час) |
35/1 | Давление. Единицы давления | Понятие давления. Формула для вычисления и единицы измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления 1 | Фронтальная: фронтальный опрос . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Знать определение давления, обозначение, формулу расчёта давления твёрдого тела и единицы его измерения приводить примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагать способы изменения давления | Выполнять творческие и проблемные задания в ходе урока Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Приводить примеры использования закона Паскаля на практике Выделять количественные характеристики объектов, заданные словами Применять полученные знания при решении расчётных и качественных задач Формируют способность к самообразованию, саморазвитию | Выделять и формулировать проблему. Выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки Устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Владеть монологической и диалогической формами речи Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента, дидактический материал | Решение качественных и расчётных задач, | | | §35упр.14(3,4) |
36/2 | Повторный инструктаж по ТБ Инструкция №34 Давление твердых тел | Вычисление давления в случае действия одной и нескольких сил. Вычисление силы, действующей на тело и площади опоры по известному давлению | Фронтальная: эвристическая беседа . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач, самостоятельная работа. | Знать формулу для расчета давления. Уметь вычислять силу и площадь опоры. Объяснять явления, вызываемые давлением твердых тел на опору или подвес | Учебник, сборник задач, дидактический материал | Ответы на вопросы к §35,решение задач, самостоятельная работа | | | §36упр.15 |
37/3 | Давление газа. | Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объёма и температуры при неизменной массе | Фронтальная: эвристическая беседа . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Уметь объяснять давление газов на основе МКТ. Объяснять опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры | Учебник, сборник задач, дидактический материал, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы к §36,тест | | | §37, задание стр.108 |
38/4 | Закон Паскаля. Передача давления жидкостью и газом. | Различие в движении частиц, из которых состоят твёрдые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом Закон Паскаля | Фронтальная: фронтальный опрос. Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Понимать смысл закона Паскаля. Уметь объяснять передачу давления в жидкостях и газах; | Учебник, сборник задач, дидактический материал, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы к §36 | | | §38,упр.16стр.111 |
39/5 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям. | Фронтальная: эвристическая беседа . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Выводить формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине | Учебник, сборник задач, дидактический материал, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы к §38, решение задач, | | | §39, 40, упр.17стр118 |
40/6 | Сообщающиеся сосуды. Решение задач по теме «Давление твёрдых тел и жидкостей» | Обоснование расположения поверхности однородной жидкости на одном уровне в сообщающихся сосудах, жидкостей с разной плотностью - на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение. Давление твёрдых тел и жидкости на разных глубинах | Фронтальная: фронтальный опрос, эвристическая беседа. Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Приводить примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объяснять принцип их действия устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Учебник, сборник задач, дидактический материал, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы к §39,40, решение задач№ 427-428 (А.В. Пёрышкин) | | | § 41, упр.18 стр.121 |
41/7 | Вес воздуха. Атмосферное давление | Атмосфера. Способы определения массы и веса воздуха. Строение атмосферы. Явления, доказывающие существование атмосферного давления Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Сила притяжения к Земле, как причина увеличения атмосферного давления при уменьшении высоты. Условия существования земной атмосферы. | Фронтальная беседа по вопросам . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента. Слайд-шоу "Атмосфера Земли" | решение задач№ 432-437 (А.В. Пёрышкин), беседа по вопросам | | | § 42,43, упр.19, задание стр.125(1-4) |
42/8 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Методы измерения атмосферного давления. Ртутный барометр и его принцип действия | Фронтальная беседа по вопросам Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач вопросам | Объяснять устройство и принцип действия жидкостных барометров. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента. Видеоролик - анимация "Устройство и принцип работы ртутного барометра Торричелли". | Ответы на вопросы к § 42,43, упр.20 | | | § 44, упр. 21(1,2) (письменно), задание (1) стр.131 |
43/9 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах. | Методы измерения атмосферного давления. Устройство и принцип действия барометра-анероида. Нормальное атмосферное давление. Зависимость давления и плотности воздуха от высоты над землёй. | Фронтальная Фронтальный опрос . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы | Объяснять устройство и принцип действия безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы к § 44, упр.21(3-5) | | | § 45,46 упр.22,23(1-3) |
44/10 | Манометры. | Методы измерения давления больше или меньше атмосферного. Устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров | Фронтальная: фронтальный опрос . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы | Объяснять устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы к § 45,46, упр. 23(4) | | | § 47 |
45/11 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Решение задач | Устройство и принцип действия жидкостного насоса и гидравлического пресса. | Фронтальная: эвристическая беседа Фронтальный опрос . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на | Объяснять на основе закона Паскаля устройство и принцип действия жидкостного насоса и гидравлического пресса. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента. Анимация со звуком "Принцип работы насоса" Видеоролик - анимация "Устройство и принцип работы гидравлического пресса". Видеоролик - анимация "Устройство и принцип работы гидравлического домкрата". | Ответы на вопросы к § 47, тест | | | § 48,49,упр.24(устно), 25(1) (письменно) |
46/12 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы | Фронтальная: эвристическая беседа Фронтальный опрос . Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы | Знать/понимать причины возникновения выталкивающей силы, объяснять на основе закона Паскаля её направление. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента. Видеоролик - анимация "Закон Архимеда" | Ответы на вопросы к §§ 48,49 упр. 25(2) письменно,25(3) (устно) | | | § 50 |
47/13 | Архимедова сила. | Вывод формулы архимедовой силы. | Фронтальная: эвристическая беседа. Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы | Уметь выводить и знать формулу расчёта архимедовой силы. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента Видеоролик "Измерение Архимедовой силы". | Ответы на вопросы к § 50 | | | § 51, упр. 26(1,2) (устно), 26(3) (письменно) |
48/14 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | Коллективная: работа в парах Индивиду альная: Ответы на вопросы | Уметь экспериментально определять величину выталкивающей силы, устанавливать её зависимость от плотности жидкости и объёма тела | Учебник, сборник задач, оборудование для лабораторной работы | Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней | | | Упр. 26 (4,5) письменно, 26 (6) устно |
49/15 | Плавание тел. Плавание судов. | Условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает, тонет. | Фронтальная: эвристическая беседа. Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы | Знать условия, при которых тело плавает, всплывает и тонет | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента, Видеоролик - анимация "Условие плавания тел в жидкости". | Ответы на вопросы к § 51 | | | § 52,53, подготовка к лабораторной работе № 9,стр.211, упр. 28(1,2) |
50/16 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости» | Условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает, тонет | Коллективная: работа в парах | Уметь экспериментально устанавливать условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает, тонет | Учебник, оборудование для лабораторной работы. | Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней | | | § 54 задание стр.150, упр.29(устно) |
51/17 | .Решение задач на расчёт давления твёрдых тел, гидростатического давления внутри жидкости, архимедовой силы | Определение давления твёрдых тел, гидростатического давления внутри жидкости, архимедовой силы гидростатического давления внутри жидкости, выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость или газ тело | Фронтальная: беседа. Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы | Уметь рассчитывать давление твёрдых тел, гидростатическое давление внутри жидкости, архимедову силу гидростатическое давление внутри жидкости, выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость или газ тело | Учебник, сборник задач, дидактический материал, Учебник, сборник задач, дидактический материал, | Ответы на вопросы после § 54, решение задач № 434,435, 448,454,466, 493,500 (А.В. Пёрышкин) | | | Тест стр.161-162, подготовить презентации к конкурсу «Физика на суше и на море» |
52/18 | Конкурс проектов «Физика на суше и на море» | Использование законов гидра-аэростатики в науке и технике, повседневной жизни | Коллективная: работа в группах | Используя различные средства, объяснить использование законов гидра-аэродинамики на практике | Мультимедийные презентации | Защита проекта | | | Повторить формулы и законы раздела «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» §§35-54 |
53/20 | .Контрольная работа № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» (45 мин.) | Контроль знаний по темам «Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Сила Архимеда.» к решению задач. | Индивидуальная: работа по карточкам | Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Дидактический материал для контрольных работ | Контрольная работа | | | №, 496,497 (А.В. Пёрышкин) |
Работа и мощность. Энергия. Простые механизмы (14 часов) |
54/1 | Механическая работа. Единицы работы. | Механическая Работа, единицы работы. Определение механической работы для случая, когда сила совпадает с направлением движения. | Фронтальная: анализ результатов контрольной работы, беседа Индивидуальная: решение задач | Знать/ понимать физический смысл понятия «работа». Знать её обозначение формулу расчёта и единицы измерения. | Формирование мотивации к изучению нового материала и использованию полученных знаний на практике, познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Самостоятельность в приобретении новы знаний и практических умений, формирование ценностных отношений друг к другу, автора открытий и изобретений, результатам обучения. | Уметь воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его. | Учебник, сборник задач, Слайд-шоу "Механическая работа" Анимация "Работа при растяжении пружины" Слайд-шоу "Когда работа не совершается" | Решение задач | | | §55, упр.30 |
55/2 | Мощность. Единицы мощности. | Определение мощности. Единицы измерения мощности. | Фронтальная: беседа. Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы | Знать/ понимать физический смысл понятия «мощность». Знать её обозначение формулу расчёта и единицы измерения | Учебник, сборник задач. | Ответы на вопросы после §55, проверка упр.30, решение задач №, 530,535 (А.В. Пёрышкин) | | | §56, упр.31(2,3) (письменно) |
56/3 | Решение задач по теме «Работа и мощность». Методы измерения работы и мощности. | Расчёт физических величин: работа и мощность. Методы измерения работы и мощности. | Фронтальная: фронтальный опрос. Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы Коллективная: работа в парах. | Уметь применять формулы работы и мощности для решения задач. | Учебник, сборник задач, дидактический материал | Ответы на вопросы после §55, работа по карточкам (взаимоконтроль) | | | упр.31(4,5,6) (письменно), задание стр. 170 (1) |
57/4 | Рычаги. Равновесие сил на рычаге. | Простые механизмы. Рычаги – простые механизмы. Условие равновесия рычага. | Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. | Знать/ понимать, какие устройства называются простыми механизмами, цели их применения, условия равновесия сил на рычаге. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента. | Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность» | | | §57,58 |
58/5 | Момент силы | Момент силы. Единицы измерения момента сил | Фронтальная: беседа Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы | Знать/ понимать, смысл Понятия «момент силы». Знать формулу его расчёта, единицы измерения. | Учебник, сборник задач. | Ответы на вопросы после §57,58, решение задач №, 577- 581 (А.В. Пёрышкин) | | | §59 |
59/6 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий равновесия рычага» | Экспериментально проверить условие равновесия рычага. | Коллективная: работа в парах | Уметь экспериментально проверять правило равновесия рычага. | Учебник, оборудование для лабораторной работы. | Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней | | | §60,упр.32 (1-3), (устно) |
60/7 | Применение правила равновесия рычага к блоку | Блок– простой механизм. Подвижный и неподвижный блок. Неподвижный блок – равноплечный рычаг. | Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы | Уметь применять правила равновесия рычага к блоку. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента. Видеоролик - анимация "Условие равновесия рычага". | Ответы на вопросы после §59,60,упр.32 (4,5) | | | §61 |
61/8 | Равенство работ при использовании простых механизмов «Золотое» правило механики | Использование простых механизмов. Равенство работ, "золотое правило" механики | Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач. | Понимать, что при использовании простых механизмов получить выигрыш в работе нельзя | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы после §61, решение задач №, 596- 601 (А.В. Пёрышкин) | | | §62,упр.33(1-3), (2) - письменно |
62/9 | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел | Определение центра тяжести тела. Условия равновесия тела. Виды равновесия | Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач, практическая работа | Знать/понимать физический смысл понятия «центр тяжести». Знать условия устойчивого, неустойчивого и безразличного равновесия. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента | Ответы на вопросы после § 62, практическая работа «Определение центра тяжести плоской пластины» , ответы на вопросы к ней | | | §63,64 |
63/10 | Коэффициент полезного действия механизма. | Понятия полезной и затраченной работы. Физический смысл коэффициента полезного действия. Формула расчёта КПД | Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду альная: решение качественных задач, тест. Ответы на вопросы Коллективная: работа в парах ; практическая работа «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Знать/понимать физический смысл понятия «Коэффициент полезного действия», формулу расчёта КПД и смысл величин, входящих в неё | Учебник, сборник задач, дидактический материал | Ответы на вопросы после § 63,64, устный отчёт о результатах выполнения практической работы «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» (лабораторная работа №11 , стр. 214) | | | §65, № 609 (А.В. Пёрышкин) (письменно) |
64/11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | Понятие энергии, её физический смысл. Потенциальная и кинетическая энергия тела. | Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Знать / понимать смысл понятия «энергия», «потенциальная» и «кинетическая энергия» Знать единицы её измерения | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента, видеоролики «Потенциальная энергия упруго деформированной пружины», «Сила трения и кинетически энергия» | Ответы на вопросы после § 65, решение задач №, 610 – 613 (А.В. Пёрышкин), тест | | | §66,67, упр.34 |
65/12 | Превращение одного вида энергии в другой | Закон сохранения энергии. Работа - мера изменения энергии. Превращение одного вида энергии в другой | Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач | Знать/ понимать смысл закона сохранения энергии, уметь приводить примеры превращения одного вида механической энергии в другой. | Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента. | Ответы на вопросы после § 66,67, решение задач №, 625, 632, 636 (А.В. Пёрышкин) | | | §68, упр.35 |
66/13 | Решение задач по теме «Простые механизмы. Работа и мощность» | Вычисление работы, совершенной при помощи различных механизмов, производимой при этом мощности и количества энергии, превратившегося из одного вида в другой | Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду альная: решение качественных и расчётных задач Коллективная: работа в парах | Уметь применять формулы работы, мощности, КПД, энергии для расчёта этих величин, применять закон сохранения механической энергии для расчёта потенциальной и кинетически энергии. Использовать, полученные знания в повседневной жизни | Учебник, сборник задач, дидактический материал. | Ответы на вопросы после § 66,6решение задач №, 634, 640 , 641,650, 658 (А.В. Пёрышкин), работа по карточкам (взаимоконтроль) | | | Тест стр. 200-201 |
67/14 | Контрольная работа № 3 по теме" Простые механизмы. Работа и мощность" | Простые механизмы. Кинетическая, потенциальная и полная механическая энергия. Механическая работа и мощность. КПД | Индивиду альная: работа по карточкам | Решать задачи, используя закон сохранения и превращения энергии, формулы, связывающие величины: механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, | Дидактический материал для контрольных работ | Контрольная работа | | | |
Резерв (2 часа) |