СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС 2ч/нед.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС 2ч/нед.»

Календарно-тематическое планирование по физике в 7 классе

на 2020-2021 учебный год



п/п

Тема урока

Элементы содержания

Виды учебной

деятель-

ности

Планируемые результаты

Педаго-

гичес-

кие средст-

ва

Форма

контроля

Дата проведения

Домашнее

задание

Предметные

Личностные

Метапредмет

ные

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Введение (5 час)

1/1

Вводный инструктаж по ТБ. №

.Что изучает фи­зика. Физические явления.

Физика- одна из наук о природе. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя. Физические свойства тел.

Фронтальная: эвристическая беседа

Индивидуальная: фронтальный эксперимент

Знать/понимать смысл понятий «физическое явление», «физическое тело»

Формирование

«стартовой»

мотивации

к изучению

нового

материала

Научиться оценивать реальность полученного значения физической величины


Уметь делать выводы на основе проведённых экспериментов и наблюдений

Уметь производить простейшие измерения,

Уметь планировать и осуществлять свою деятельность

Учебник, оборудование для

демонстрационного и фронтального эксперимента

Слайд-шоу "Механические, гравитационные, тепловые, электромагнитные явления" презентация «Что изучает физика»

Ответы

на вопросы;

развёрнутый

ответ на

поставленный

вопрос



§1-2

Пересказать, ответить на вопросы после параграфа 1,2, задание стр.5

2/2

Наблю­дения и опыты


Наблюдения и опыты – основные источники физических знаний. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент. Физические методы изучения природы

Фронтальная: эвристическая беседа

Индивидуальная: фронтальный эксперимент

Коллективная фронтальный эксперимент

Уметь наблюдать и описывать явления, высказывать предположения – гипотезы

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного и фронтального эксперимента


Ответы на вопросы после §1,2, № 7- 15 (А.В. Пёрышкин) (устно)



§3, пронаблюдать за изменением температуры окружающего воздуха в течение дня, выдвинуть гипотезу, провести эксперимент, сделать вывод. (гипотезу, результаты измерений и вывод записать в тетрадь)

3/3

.Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

Определение физической величины. Примеры физических вели-чин и единицы их измерения. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора. Международная система единиц СИ


Фронтальная: фронтальный опрос

Индивиду

аульная: опрос у доски: перевод единиц измерения длины, площади в международную систему единиц. Измерение размеров предметов с помощью линейки

Знать/понимать смысл понятия «физическая величина», уметь определять цену деления измерительного прибора. Выражать результаты в СИ.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного и фронтального эксперимента


Ответы на вопросы после §3, фронтальный опрос, работа у доски



§4,5,

подготовка к лабораторной работ № 1, стр.202 (Прочитать содержание работы, продумать план её выполнения), № 26,28 (А.В. Пёрышкин) (устно)

4/4

.Первичный инструктаж по ТБ

Инструкция № 34 Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора

Определение цены деления мензурки Алгоритм нахождения погрешности измерений. Запись результатов измерений с учётом погрешности

Коллективная: работа в парах

Фронтальная: фронтальный опрос

Уметь использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин

Лабораторное оборудование, учебник

Письменное оформление результатов лабораторной работы



Задание стр.19(одно из 1,2,3, (по выбору), №34(А.В. Пёрышкин) (письменно), подготовить на листе формата А4 сообщение (статью) об учёном, научном открытии в области физики, значении физики в познании природы, роли физики в жизни человека.

5/5

Физика и техника

Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира. Наука и техника. Физика и техника.

Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду

альная: защита статьи

Знать/понимать роль физики в познании мира и её значение в жизни человека. Знать, что такое физическая модель, закон, значение физики в познании природы, роли физики в жизни человека.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента, презентация «Физика и техника»


Создание газеты «Новости «классной науки»», конкурс статей в газету. (устная защита статей), фронтальный опрос



§6, выписать в тетрадь физические термины из §1-6

Первоначальные сведения о строении вещества (8 час)

6/1

Строение вещества. Молекулы

Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекулы. Представление о размерах молекул. Атомное строение вещества.

Фронтальная: эвристическая беседа

Индивиду

альная: работа по карточкам

Знать/ понимать смысл понятий: «вещество», « атом», «молекула»

Научатся приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез на основе эмпирических фактов

Научатся приёмам самоконтроля

Уметь приводить примеры практического использования диффузии

Использование знаний о взаимодействии молекул на практике.

Самостоятельность в приобретении знаний

Понимать различие между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

Управляют своей учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции результатов

Анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы

Понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами,

Приобретает опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для составления таблицы

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента


Решение качественных задач№ 46,49(А.В. Пёрышкин) (устно),



§7,8, подготовка к лабораторной работе.

7/2

.Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Измерение размеров малых тел способом рядов

Коллективная: работа в парах

Уметь измерять размеры малых тел способом рядов и представлять результаты в виде таблицы.

Лабораторное оборудование, учебник

Письменное оформление результатов лабораторной работы Ответы на вопросы после§7,8,



Решение качественных задач № 50,52 – 53 (А.В. Пёрышкин) (устно),

8/3

Броуновское движение

Броуновское движение – доказательство движения молекул

Фронтальная: эвристическая беседа,

Индивиду

альная: физический диктант


Учебник, сборник задач, механическая модель броуновского движения, Анимация "Броуновское движение

Физический диктант, (физические термины)



§9

9/4

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Скорость движения молекул и температура тела. Примеры практического применения диффузии

Фронтальная: эвристическая беседа.

Индивиду

альная: Ответы на вопросы, работа по карточкам, работа у доски.

Знать смысл понятия «диффузия». Уметь описывать и объяснять явление диффузии.


Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента


Ответы на вопросы к §9, решение качественных задач № 59-65(А.В. Пёрышкин), индивидуальная работа по карточкам



§10, № 66,67(А.В. Пёрышкин) (устно), задание стр.29 (1-3)

10/5

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Опытное доказательство существования между молекулами сил притяжения и отталкивания. Примеры проявления этих сил в природе и технике

Фронтальная: эвристическая беседа, фронтальный опрос Индивиду

альная: работа по карточкам

Знать/ понимать смысл понятия «взаимодействие»

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента


Ответы на вопросы к §10, решение качественных задач № 68-72 (А.В. Пёрышкин), фронтальный опрос



§11, задание стр.33(1,2),

11/6

Агрегатные состояния вещества

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

Фронтальная: эвристическая беседа,

Индивиду

альная: тест

Коллективная работа в группах

Знать основные свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Исследовать Зависимость объёма газа от давления при постоянной температуре.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента, презентация «Три состояния вещества»


Ответы на вопросы к §11, решение качественных задач № 74 -78 (А.В. Пёрышкин), тест



§12,№ 79-81(А.В. Пёрышкин), задание стр.38

12/7

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и

Объяснение физических свойств веществ в различных агрегатных состояниях на основе физических моделей этих веществ.

Фронтальная: эвристическая беседа, фронтальный опрос

Индивиду

альная: составление таблицы.

Знать/понимать взаимосвязь между молекулярным строением веществ в различных агрегатных состояниях и их физическими свойствами

Учебник, сборник задач, презентация «Три состояния вещества»


Ответы на вопросы к §12, фронтальный опрос



§13, завершение таблицы

13/8

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». Самостоятельная работа. (25 мин) по теме «Первоначальные сведения о строении

Повторение основ МКТ, броуновского движения, диффузии, свойств веществ в различных агрегатных состояниях.

Фронтальная: фронтальный опрос

Индивиду

альная: самостоятельная работа по карточкам


Применять полученные знания для объяснения таких явлений как броуновское движение диффузия, смачивание и не смачивание, различия физических свойств вещества.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента, презентация «Первоначальные сведения о строении вещества», дидактический материал

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, таблица



Используя различные источники найти информацию о необходимости использования знаний о молекулярном строении вещества.

Взаимодействие тел (21 час)

14/1

Механическое движение. Понятие материальной точки.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь. Траектория. Единицы пути.

Фронтальная: эвристическая беседа

Индивиду

альная: решение задач, выступление обучающихся с найденной ими информацией

Знать/понимать смысл понятий «механическое движение», «путь», «траектория», «перемещение», «равномерное», «неравномерное движение», уметь переводить различные единицы пути в международную систему единиц

Формирование мотивации к использованию вычислительных методов для изучения физических явлений

задачи

Уметь соотносить что известно в данной задаче и что надо определить

Использовать для решения познавательных задач различные источники информации.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений,

формирование ценностного отношения друг к другу

Уметь применять полученные знания для решения расчётных и качественных задач

е

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

Структурировать знания. Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов

Составлять план, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Осознать качество и уровень усвоения знаний

Уметь выделять главные признаки для характеристики движения

Умеет

предъявлять информацию в словесной и символической формах,

Сравнивают свой способ действий с эталоном

Умеет делать выводы и обобщения на основе эмпирических фактов

Организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности

Понимать различие между физическими моделями и реальными объектами

Умеет устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Уметь применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Учебник, сборник задач, презентация «Механическое движение», видеофильмы «Понятие равномерного движения»,

Видеоролик - анимация "Траектория, путь и перемещение" «Относительность траектории»

Тест стр. 38, устное представление информации о необходимости использования знаний о молекулярном строении вещества




§14,15,задание стр.44

15/2

Скорость. Единицы скорости

Скорость тела при равномерном движении. V=s/t Векторная и скалярная величины. Скорость – векторная величина. Средняя скорость. Vср=s/t Перевод единиц скорости в систему СИ

Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду

альная: Ответы на вопросы

Знать/понимать смысл физических величин «скорость», «средняя скорость»

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента, видеофильмы «Понятие скорости», «Понятие средней скорости движения»

Ответы на вопросы к §14,15 ,решение задач № 106 -108 (А.В. Пёрышкин)

(устно). № 110 ( письменно)



§16,упр3 (1-3) (письменно)

16/3

Расчёт пути и времени движения

Определение пути, пройденного телом при равномерном движении по формуле S=v t; нахождение времени движения тела t=S/v;

S=vсрt; t=S/vср

Фронтальная: эвристическая беседа, фронтальный опрос Индивиду

альная: решение расчётных задач

Знать/ понимать смысл понятий «время», «пространство», уметь решать физические задачи на применение изученных формул

Учебник, сборник задач

Ответы на вопросы к §16, решение задач № 106 -108 (А.В. Пёрышкин) № 115-118 (письменно), фронтальный опрос



§17, упр. 4 (1,2)

17/4

Расчёт пути и времени движения

Графики зависимости пути и скорости движения при равномерном движении

Коллективная: работа в парах, взаимоконтроль при решении задач

Индивиду

альная: Ответы на вопросы, решение расчётных задач

Уметь определять путь пройденный телом за определённый промежуток времени и скорость по графику зависимости пути равномерного движения по графику.

Учебник, сборник задач, дидактический материал

Ответы на вопросы, решение расчётных задач. Самостоятельная работа (20 мин.)



§17, упр4 (3,4,5)

18/5

Решение задач на расчёт скорости, пути и времени движения. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.        


Решение расчётных и графических задач на определение скорости, пути и времени движения, экспериментальная задача

Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду

альная: решение расчётных задач, самостоятельная работа

Коллективная: работа в группах

Уметь применять теоретические знания для решения задач на расчёт скорости пути и времени движения

Сборник задач, дидактический материал

Фронтальный опрос.

Устный отчёт групп о результатах выполнения экспериментальной задачи



,№ 116-117 (А.В. Пёрышкин) (письменно)

19/6

Инерция

Условие сохранения скорости телом.

Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду

альная: решение графических и качественных задач

Знать/ понимать смысл понятия «инерция»

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента

Фронтальный опрос, решение качественных задач № 169 -176 (А.В. Пёрышкин)




§18, упр.5 (устно)

20/7

Взаимодействие тел.

Взаимодействие тел. Изменение скорости как результат взаимодействия тел.

Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду

альная: решение качественных задач

Знать/ понимать смысл понятия «взаимодействие»,

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента

Ответы на вопросы к §18, решение задач № 177 -180 (А.В. Пёрышкин) (устно)



§19, решение задач № 187 -189 (А.В. Пёрышкин) (устно)

21/8

Масса тела. Единицы массы

Масса тела – мера инертности. единицы массы Измерение массы тела на рычажных весах

Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач

Знать/ понимать смысл физической величины «масса»

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента, видеофильм «Масса- мера инертности тела»

Ответы на вопросы к §19, решение задач № 183 -186 (А.В. Пёрышкин) (устно)



§20, упр.6 стр.58, подготовиться к лабораторной работе №3,стр.204

22/9

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Правила взвешивания. Измерение массы тела на рычажных весах

Коллективная: работа в парах


Уметь определять массу на рычажных весах

Лабораторное оборудование, учебник

Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней



§21,задание стр.60

23/10

Плотность вещества

Что такое плотность вещества. Формула расчёта плотности. Таблица плотностей некоторых веществ. Единицы плотности.

Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач

Знать / понимать определение и формулу плотности вещества. Уметь определять по таблице плотность вещества.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента. Анимация «Плотность твёрдых тел, жидкостей и газов и их молекулярное строение» http://class-fizika.narod.ru/mm7.htm

Ответы на вопросы к §20, решение задач № 194 -197 (А.В. Пёрышкин) (устно),№ 204 (письменно)



§22, упр.7(1-4) стр.64

Подготовиться к лабораторной работе № 4,5 стр. 206,207

24/11

Лабораторная работа №4 «Определение плотности вещества твёрдого тела»

Методы измерения плотности вещества

Коллективная: работа в парах


Уметь определять плотность тела с помощью мензурки и рычажных весов

Лабораторное оборудование, учебник

Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней



упр.7(5), стр.64


25/12

Расчёт массы и объёма тела по его плотности

Вывод формул для расчёта массы и объёма тела по его плотности

Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Уметь определять массу и объём тела, используя формулу плотности

Учебник, сборник задач, дидактический материал

Ответы на вопросы к §22, упр.7(5),



§23, упр.8(1-3),(;4)*

26/13

Сила. Сила – причина изменения скорости. Явление тяготения. Сила тяжести.

Сила – причина изменения скорости тела. Деформация. Сила – мера взаимодействия тел. Зависимость результата взаимодействия силы от её модуля, направления и точки приложения. Сила– векторная величина. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести

Фронтальная: эвристическая беседа, Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Знать / понимать определение силы, её обозначение и единицы измерения. Уметь графически изображать силу. Понимать, что результат действия силы зависит от её величины, направления и точки приложения. Знать явление всемирного тяготения. Понимать смысл понятия «сила тяжести». Знать, как направлена сила тяжести

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента. Видеоролик "Силы в природе и технике". Видеоролик - анимация "Свободное падение тела". Видео «Ляпы»

Тест, № 260- 262 (А.В. Пёрышкин) (письменно)



§24, 25 упр.9

27/14

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

Сила упругости. Абсолютное и относительное удлинение. Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций. Направление веса тела и точка приложения. Отличие веса тела от силы тяжести

Фронтальная: эвристическая беседа, эксперимент. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Знать определение силы упругости, закон Гука, уметь схематически изобразить силу упругости на чертеже. Понимать, какие деформации являются упругими и как связаны величина деформации и сила упругости. Знать /понимать смысл физической величины «вес тела», знать его направление и точку приложения, отличие веса тела от силы тяжести. Объяснять действие тела на опору или подвес, существование невесомости

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного и фронтального эксперимента. Видеоролик «Вес тела на полюсе и на экваторе»

Ответы на вопросы к §24,25, решение задач №270-272 (А.В. Пёрышкин)



§26, 27, № 288 (А.В. Пёрышкин) (письменно)

28/15

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Единицы силы. Сила тяжести, действующая на тело массой 1 кг. Формула для расчёта силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчёта веса тела

Фронтальная эвристическая беседа

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Знать формулу расчёта силы тяжести и веса тела, уметь рассчитывать силу тяжести и вес тела

Учебник, сборник задач.

Ответы на вопросы к §27, решение задач №289-293 (А.В. Пёрышкин)



§28,,упр.10 (3-5)

29/16

Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет

Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа тел солнечной системы

Фронтальная эвристическая беседа. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач, ответы на вопросы


Знать состав и строение Солнечной системы, физическую природу тел солнечной системы

Учебник, сборник задач.

Ответы на вопросы к §28, решение задач №295 -301 (А.В. Пёрышкин)



§29

30/17

Динамометр. Лабораторная работа №5 «  «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»


Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Их практическое применение

Коллективная: работа в парах

Фронтальная: фронтальный опрос

Знать устройство и понимать принцип действия пружинного динамометра. Уметь с помощью простейших приборов градуировать шкалу динамометра

Лабораторное оборудование, учебник

Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней



§30, упр.11

31/18

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

Понятие равнодействующей сил. Определение модуля и направления равнодействующей сил для различных случаев.

Фронтальная эвристическая беседа

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Знать правило сложения сил, уметь аналитически и графически определять равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой

Учебник, сборник задач, дидактический материал

Ответы на вопросы к §27, решение задач, тест.



§31, упр.12

32/19

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Зависимость силы трения от прижимающей силы. Сравнения сил трения качения и сил трения скольжения.

Фронтальная: эвристическая беседа.

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач

Коллективная: работа в парах


Знать причины возникновения трения. Уметь исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного и фронтального эксперимента.

Решение качественных задач, устное объяснение результатов эксперимента, (лабораторная работа №7 стр.20)



§32,33,34

33/20

Решение задач по разделу «Взаимодействие тел»

Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил

Фронтальная: эвристическая беседа

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач

Коллективная: работа в малых группах (4 чел.)


Уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Уметь выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Учебник, сборник задач, дидактический материал



Решение качественных и расчётных задач, Ответы на вопросы к §32,33,34



Итоги главы стр. 96-97, тест стр.97-99 (письменно)

34/21

Контрольная работа № 1 по теме "Взаимодействие тел"(45 мин)

Скорость, путь и время движения. Средняя скорость.

Плотность, масса и объем тела.

Силы в природе

Индивиду

альная: работа по карточкам

Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Дидактический материал

для контрольных работ

Контрольная работа




№329,361 (А.В. Пёрышкин) (письменно), (устно)

Давление твёрдых тел жидкостей и газов(20 час)

35/1

Давление. Единицы давления

Понятие давления. Формула для вычисления и единицы измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления 1

Фронтальная: фронтальный опрос

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Знать определение давления, обозначение, формулу расчёта давления твёрдого тела и единицы его измерения приводить примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагать способы изменения давления

Выполнять творческие и проблемные задания в ходе урока

Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней

Выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Приводить примеры использования закона Паскаля на практике

Выделять количественные характеристики объектов, заданные словами

Применять полученные знания при решении расчётных и качественных задач

Формируют способность к самообразованию, саморазвитию

Выделять и формулировать проблему. Выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки

Устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Владеть монологической и диалогической формами речи

Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции


С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента, дидактический материал


Решение качественных и расчётных задач,



§35упр.14(3,4)

36/2

Повторный инструктаж по ТБ

Инструкция №34

Давление твердых тел

Вычисление давления в случае действия одной и нескольких сил. Вычисление силы, действующей на тело и площади опоры по известному давлению

Фронтальная: эвристическая беседа

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач, самостоятельная работа.


Знать формулу для расчета давления. Уметь вычислять силу и площадь опоры. Объяснять явления, вызываемые давлением твердых тел на опору или подвес

Учебник, сборник задач, дидактический материал


Ответы на вопросы к §35,решение задач, самостоятельная работа



§36упр.15

37/3

Давление газа.

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объёма и температуры при неизменной массе

Фронтальная: эвристическая беседа

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Уметь объяснять давление газов на основе МКТ. Объяснять опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры

Учебник, сборник задач, дидактический материал, оборудование для

демонстрационного эксперимента


Ответы на вопросы к §36,тест



§37, задание стр.108

38/4

Закон Паскаля. Передача давления жидкостью и газом.


Различие в движении частиц, из которых состоят твёрдые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом Закон Паскаля

Фронтальная: фронтальный опрос. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Понимать смысл закона Паскаля. Уметь объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

Учебник, сборник задач, дидактический материал, оборудование для

демонстрационного эксперимента


Ответы на вопросы к §36



§38,упр.16стр.111

39/5

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям.

Фронтальная: эвристическая беседа

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Выводить формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине

Учебник, сборник задач, дидактический материал, оборудование для

демонстрационного эксперимента


Ответы на вопросы к §38, решение задач,



§39, 40, упр.17стр118

40/6

Сообщающиеся сосуды. Решение задач по теме «Давление твёрдых тел и жидкостей»

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости на одном уровне в сообщающихся сосудах, жидкостей с разной плотностью - на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение. Давление твёрдых тел и жидкости на разных глубинах

Фронтальная: фронтальный опрос, эвристическая беседа.

Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Приводить примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объяснять принцип их действия устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Учебник, сборник задач, дидактический материал, оборудование для

демонстрационного эксперимента


Ответы на вопросы к §39,40, решение задач№ 427-428 (А.В. Пёрышкин)



§ 41, упр.18 стр.121

41/7

Вес воздуха. Атмосферное давление

Атмосфера. Способы определения массы и веса воздуха. Строение атмосферы. Явления, доказывающие существование атмосферного давления Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Сила притяжения к Земле, как причина увеличения атмосферного давления при уменьшении высоты. Условия существования земной атмосферы.

Фронтальная беседа по вопросам

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач


Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента. Слайд-шоу "Атмосфера Земли"


решение задач№ 432-437 (А.В. Пёрышкин), беседа по вопросам




§ 42,43, упр.19, задание стр.125(1-4)

42/8

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Методы измерения атмосферного давления. Ртутный барометр и его принцип действия

Фронтальная беседа по вопросам

Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач

вопросам


Объяснять устройство и принцип действия жидкостных барометров.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента. Видеоролик - анимация "Устройство и принцип работы ртутного барометра Торричелли".

Ответы на вопросы к § 42,43, упр.20



§ 44, упр. 21(1,2) (письменно), задание (1) стр.131

43/9

Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах.

Методы измерения атмосферного давления. Устройство и принцип действия барометра-анероида. Нормальное атмосферное давление. Зависимость давления и плотности воздуха от высоты над землёй.

Фронтальная Фронтальный опрос

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы


Объяснять устройство и принцип действия безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента

Ответы на вопросы к § 44, упр.21(3-5)



§ 45,46 упр.22,23(1-3)

44/10

Манометры.

Методы измерения давления больше или меньше атмосферного. Устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров

Фронтальная: фронтальный опрос

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы


Объяснять устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента

Ответы на вопросы к § 45,46, упр. 23(4)



§ 47

45/11

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Решение задач

Устройство и принцип действия жидкостного насоса и гидравлического пресса.

Фронтальная: эвристическая беседа Фронтальный опрос

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на

Объяснять на основе закона Паскаля устройство и принцип действия жидкостного насоса и гидравлического пресса.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента. Анимация со звуком "Принцип работы насоса" Видеоролик - анимация "Устройство и принцип работы гидравлического пресса". Видеоролик - анимация "Устройство и принцип работы гидравлического домкрата".

Ответы на вопросы к § 47, тест



§ 48,49,упр.24(устно), 25(1) (письменно)

46/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы

Фронтальная: эвристическая беседа Фронтальный опрос

. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы

Знать/понимать причины возникновения выталкивающей силы, объяснять на основе закона Паскаля её направление.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента. Видеоролик - анимация "Закон Архимеда"

Ответы на вопросы к §§ 48,49 упр. 25(2) письменно,25(3) (устно)



§ 50

47/13

Архимедова сила.

Вывод формулы архимедовой силы.

Фронтальная: эвристическая беседа. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы

Уметь выводить и знать формулу расчёта архимедовой силы.

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента Видеоролик "Измерение Архимедовой силы".


Ответы на вопросы к § 50



§ 51, упр. 26(1,2) (устно), 26(3) (письменно)

48/14

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Коллективная: работа в парах

Индивиду

альная: Ответы на вопросы

Уметь экспериментально определять величину выталкивающей силы, устанавливать её зависимость от плотности жидкости и объёма тела

Учебник, сборник задач, оборудование для

лабораторной работы

Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней



Упр. 26 (4,5) письменно, 26 (6) устно

49/15

Плавание тел. Плавание судов.

Условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает, тонет.

Фронтальная: эвристическая беседа. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы

Знать условия, при которых тело плавает, всплывает и тонет

Учебник, сборник задач, оборудование для

демонстрационного эксперимента, Видеоролик - анимация "Условие плавания тел в жидкости".

Ответы на вопросы к § 51



§ 52,53, подготовка к лабораторной работе № 9,стр.211, упр. 28(1,2)

50/16

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

Условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает, тонет

Коллективная: работа в парах

Уметь экспериментально устанавливать условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает, тонет

Учебник, оборудование для

лабораторной работы.


Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней



§ 54 задание стр.150, упр.29(устно)

51/17

.Решение задач на расчёт давления твёрдых тел, гидростатического давления внутри жидкости, архимедовой силы

Определение давления твёрдых тел, гидростатического давления внутри жидкости, архимедовой силы гидростатического давления внутри жидкости, выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость или газ тело

Фронтальная: беседа. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы

Уметь рассчитывать давление твёрдых тел, гидростатическое давление внутри жидкости, архимедову силу гидростатическое давление внутри жидкости, выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость или газ тело

Учебник, сборник задач, дидактический материал, Учебник, сборник задач, дидактический материал,

Ответы на вопросы после § 54, решение задач № 434,435, 448,454,466, 493,500 (А.В. Пёрышкин)



Тест стр.161-162, подготовить презентации к конкурсу «Физика на суше и на море»

52/18

Конкурс проектов «Физика на суше и на море»

Использование законов гидра-аэростатики в науке и технике, повседневной жизни

Коллективная: работа в группах

Используя различные средства, объяснить использование законов гидра-аэродинамики на практике

Мультимедийные презентации

Защита проекта



Повторить формулы и законы раздела «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» §§35-54

53/20

.Контрольная работа № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» (45 мин.)

Контроль знаний по темам «Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Сила Архимеда.» к решению задач.

Индивидуальная: работа по карточкам

Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Дидактический материал для контрольных работ

Контрольная работа




№, 496,497 (А.В. Пёрышкин)

Работа и мощность. Энергия. Простые механизмы (14 часов)

54/1

Механическая работа. Единицы работы.

Механическая Работа, единицы работы. Определение механической работы для случая, когда сила совпадает с направлением движения.

Фронтальная: анализ результатов контрольной работы, беседа Индивидуальная: решение задач

Знать/ понимать физический смысл понятия «работа». Знать её обозначение формулу расчёта и единицы измерения.

Формирование

мотивации

к изучению

нового

материала и использованию полученных знаний на практике, познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Самостоятельность в приобретении новы знаний и практических умений, формирование ценностных отношений друг к другу, автора открытий и изобретений, результатам обучения.



Уметь воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Учебник, сборник задач, Слайд-шоу "Механическая работа" Анимация "Работа при растяжении пружины"

Слайд-шоу "Когда работа не совершается"

Решение задач



§55, упр.30

55/2

Мощность. Единицы мощности.

Определение мощности. Единицы измерения мощности.

Фронтальная: беседа. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы


Знать/ понимать физический смысл понятия «мощность». Знать её обозначение формулу расчёта и единицы измерения

Учебник, сборник задач.

Ответы на вопросы после §55, проверка упр.30, решение задач №, 530,535 (А.В. Пёрышкин)



§56, упр.31(2,3) (письменно)

56/3

Решение задач по теме «Работа и мощность». Методы измерения работы и мощности.

Расчёт физических величин: работа и мощность. Методы измерения работы и мощности.

Фронтальная: фронтальный опрос. Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы

Коллективная: работа в парах.

Уметь применять формулы работы и мощности для решения задач.

Учебник, сборник задач, дидактический материал

Ответы на вопросы после §55, работа по карточкам (взаимоконтроль)



упр.31(4,5,6) (письменно), задание стр. 170 (1)

57/4

Рычаги. Равновесие сил на рычаге.

Простые механизмы. Рычаги – простые механизмы. Условие равновесия рычага.

Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач.

Знать/ понимать, какие устройства называются простыми механизмами, цели их применения, условия равновесия сил на рычаге.

Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента.

Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность»



§57,58

58/5

Момент силы

Момент силы. Единицы измерения момента сил

Фронтальная: беседа Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы

Знать/ понимать, смысл Понятия «момент силы». Знать формулу его расчёта, единицы измерения.

Учебник, сборник задач.

Ответы на вопросы после §57,58, решение задач №, 577- 581 (А.В. Пёрышкин)



§59

59/6

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий равновесия рычага»

Экспериментально проверить условие равновесия рычага.

Коллективная: работа в парах

Уметь экспериментально проверять правило равновесия рычага.

Учебник, оборудование для

лабораторной работы.


Письменное оформление результатов лабораторной работы и ответы на вопросы к ней



§60,упр.32 (1-3), (устно)

60/7

Применение правила равновесия рычага к блоку

Блок– простой механизм. Подвижный и неподвижный блок. Неподвижный блок – равноплечный рычаг.

Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач. Ответы на вопросы

Уметь применять правила равновесия рычага к блоку.

Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента. Видеоролик - анимация "Условие равновесия рычага".

Ответы на вопросы после §59,60,упр.32 (4,5)



§61

61/8

Равенство работ при использовании простых механизмов «Золотое» правило механики

Использование простых механизмов. Равенство работ, "золотое правило" механики

Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач.


Понимать, что при использовании простых механизмов получить выигрыш в работе нельзя

Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента

Ответы на вопросы после §61, решение задач №, 596- 601 (А.В. Пёрышкин)



§62,упр.33(1-3), (2) - письменно

62/9

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел

Определение центра тяжести тела. Условия равновесия тела. Виды равновесия

Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач, практическая работа


Знать/понимать физический смысл понятия «центр тяжести». Знать условия устойчивого, неустойчивого и безразличного равновесия.

Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента

Ответы на вопросы после § 62, практическая работа  «Определение центра тяжести плоской пластины»

, ответы на вопросы к ней



§63,64

63/10

Коэффициент полезного действия механизма.

Понятия полезной и затраченной работы. Физический смысл коэффициента полезного действия. Формула расчёта КПД

Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду

альная: решение качественных задач, тест. Ответы на вопросы

Коллективная: работа в парах ; практическая работа «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»


Знать/понимать физический смысл понятия «Коэффициент полезного действия», формулу расчёта КПД и смысл величин, входящих в неё

Учебник, сборник задач, дидактический материал

Ответы на вопросы после § 63,64, устный отчёт о результатах выполнения практической работы «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» (лабораторная работа №11 , стр. 214)



§65, № 609 (А.В. Пёрышкин) (письменно)

64/11

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Понятие энергии, её физический смысл. Потенциальная и кинетическая энергия тела.

Фронтальная: эвристическая беседа Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач

Знать / понимать смысл понятия «энергия», «потенциальная» и «кинетическая энергия»

Знать единицы её измерения

Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента, видеоролики «Потенциальная энергия упруго деформированной пружины», «Сила трения и кинетически энергия»

Ответы на вопросы после § 65, решение задач №, 610 – 613 (А.В. Пёрышкин), тест



§66,67, упр.34

65/12

Превращение одного вида энергии в другой

Закон сохранения энергии. Работа - мера изменения энергии. Превращение одного вида энергии в другой

Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач

Знать/ понимать смысл закона сохранения энергии, уметь приводить примеры превращения одного вида механической энергии в другой.

Учебник, сборник задач, оборудование для демонстрационного эксперимента.

Ответы на вопросы после § 66,67, решение задач №, 625, 632, 636 (А.В. Пёрышкин)



§68, упр.35

66/13

Решение задач по теме «Простые механизмы. Работа и мощность»

Вычисление работы, совершенной при помощи различных механизмов, производимой при этом мощности и количества энергии, превратившегося из одного вида в другой

Фронтальная: фронтальный опрос Индивиду

альная: решение качественных и расчётных задач

Коллективная: работа в парах

Уметь применять формулы работы, мощности, КПД, энергии для расчёта этих величин, применять закон сохранения механической энергии для расчёта потенциальной и кинетически энергии. Использовать, полученные знания в повседневной жизни

Учебник, сборник задач, дидактический материал.

Ответы на вопросы после § 66,6решение задач №, 634, 640 , 641,650, 658 (А.В. Пёрышкин), работа по карточкам (взаимоконтроль)



Тест стр. 200-201

67/14

Контрольная работа № 3 по теме" Простые механизмы. Работа и мощность"

Простые механизмы. Кинетическая, потенциальная и полная механическая энергия. Механическая работа и мощность. КПД

Индивиду

альная: работа по карточкам

Решать задачи, используя закон сохранения и превращения энергии, формулы, связывающие величины: механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма,

Дидактический материал для контрольных работ

Контрольная работа




Резерв (2 часа)