СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физиологическая сторона исполнительства, мышечное чувство

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра на любом инструменте представляет собой, с точ­ки зрения физиологии, мышечную работу и как таковая подчиняется законам мышечной деятельности.

Все наши движения осуществляются путем сокраще­ния и расслабления так называемых скелетных мышц. После длительной работы наступает утомление мышцы. Ее способность к сокращению уменьшается. У очень утомленных мышц после сокращения не наступает полного  расслабления, а получается остаточное сокращение или контрактура. Если мышцу оставить в покое, то наступает отдых, и первоначальное состояние мышц восстанавливается - контрактура исчезает.

Просмотр содержимого документа
«Физиологическая сторона исполнительства, мышечное чувство»

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО



Восхищаясь блестящей техникой музыкантов мы меньше всего думаем о том, что лежит в основе поражающих воображение отточенных движений. Между тем, краси­выми и точными движениями рук музыканта и изящны­ми, полными большой выразительной силы танцами ба­лерины управляет необычайно сложный аппарат, кото­рый ведает всеми движениями нашего тела.

Игра на любом инструменте представляет собой, с точ­ки зрения физиологии, мышечную работу и как таковая подчиняется законам мышечной деятельности.

Все наши движения осуществляются путем сокраще­ния и расслабления так называемых скелетных мышц. После длительной работы наступает утомление мышцы. Ее способность к сокращению уменьшается. У очень утомленных мышц после сокращения не наступает полного расслабления, а получается остаточное сокращение или контрактура. Если мышцу оставить в покое, то наступает отдых, и первоначальное состояние мышц восстанавливается - контрактура исчезает.

В мышцах, связках, сухожилиях, в суставах и костях находятся специальные окончания чувствующих нервов, которые передают в центральную нервную систему инфор­мацию о положении тела в пространстве и движении его отдельных частей. Совокупность этих ощущений и есть так называемое мышечное чувство.

Впервые на мышечное чувство обратил внимание великий физиолог И. М. Сеченов. В своей книге «Элемен­ты мысли» [1] он писал: «Чувственные знаки, параллель­ные движениям, и составляют в своей совокупности, так называемое мышечное чувство. Оно, как известно, ро­дится из той суммы темных ощущений, которое сопро­вождает всякое движение».

И действительно, если мы закроем глаза, то все равно безошибочно можем сказать, в каком положении нахо­дятся наши ноги, руки, голова и т. д. Эти ощущения, не такие ясные и четкие, как например, зрительные, когда мы созерцаем какие-то предметы, их окраску, ясно ви­дим положение частей своего тела. Вот почему И. М. Се­ченов назвал ощущения состояния собственных мышц «темными».

Работа мышц, как и вся двигательная деятельность человека, осуществляется через нервную систему голов­ным мозгом и им регулируется. Это касается всех дви­жений - сознательных или самопроизвольных, совер­шающихся без участия воли человека.

Схема всякого двигательного акта очень проста. Любое раздражение возбуждает тот или иной чувствующий нерв. Сигнал от него поступает в головной мозг и там с чув­ствительных клеток переходит на моторные, а они по нервам передают его исполнительным органам, которые производят целесообразные действия. Иными словами, движение любой части нашего тела является результатом координированной деятельности целого ряда мышц, которыми руководит центральная не­рвная система. Именно она связывает человека с внеш­ним миром, поддерживает его жизнь в изменяющихся условиях и обеспечивает ее совершенствование.

В строении нервной системы всех живых существ клас­са позвоночных помимо головного мозга существует спин­ной. Роль спины играет очень важное значение при общей координации движе­ний музыканта-исполнителя как за инструментом, так и вне его.

Спинной мозг, по сути дела, весьма сложно устроен­ный "многожильный кабель"', по которому движутся им­пульсы. Эти пучки волокон проводят сигналы от нерв­ных окончаний мышц и сухожилий и отчасти от оконча­ний нервов, воспринимающих прикосновение и вибра­цию, несут импульсы болевой чувствительности, ощуще­ния тепла и холода. Таким образом, сигналы, идущие от различных мышц по чувствующим нервам, поступают сначала в спинной мозг, а оттуда по специальным проводящим путям - в кору больших полушарий головного мозга и в мозжечок, который считается главным центром или органом мышечной чувствительности.

Мышечное чувство возникает в результате работы специальных нервных аппаратов, помогающих узнавать о положении и состоянии мышц. Эти аппараты носят, название проприорецепторов - (от латинского «проприус»- собственный и «рецепцио» - восприятие).

Проприорецепторы расположены внутри мышц. Они служат для восприятия раздражений, возникающих в глу­боких частях ткани; проприорецепцию поэтому относят к так называемой глубокой чувствительности. Проприорецепторы обладают замечательным свойством: они ра­ботают без устали и могут продолжительное время посылать сигналы в центральную нервную систему в ответ на постоянно действующее раздражение. К проприорецепции относятся кинестетические ощущения - это комплекс ощущений отдельных движений тела, который вызывается возбуждениями, поступающими от проприорецепторов. К ним относят вибрационные ощущения, тактильные (кожно-осязательные) ощущения, кинестетические (мышечно-двигательные) ощущения. Здесь раз­личают кинестезию рабочих движений рук, кинестезию рабочей позы.

Импульсы, поступающие в центральную нервную систему, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движе­ний. Всякое выполняемое нами движение контролирует­ся центростремительными импульсами с проприорецепторов. Отсюда вывод: значит, мышечное чувство (ком­плекс кинестетических ощущений) ни в коем случае не­льзя изолировать от других ощущений, оно всегда вос­принимается в комплексе с другими чувствами, чаще всего с видами осязания (чувством прикосновения, давления или слуха).

По утверждению академика В. М. Бехтерева [2 ] , «осяза­ние включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими мышечно-суставными ощущениями».

Осязание - это экстро-проприорецептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприорецептивные компоненты осязания идут от ре­цепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках.

Академик Бехтерев указывал на возможность путем осязания понять даже чужую мысль, ибо, по его мне­нию, всякое желание сопровождается теми или иными движениями тела: «...Движения в этом случае представ­ляются по своему характеру ни чем иным, как минималь­ным проявлением тех актов, которые должны соответ­ствовать данной мысли и данному желанию» [3].

Известен опыт, иллюстрирующий это положение. Кому-либо предлагается на разложенных в ряд картах загадать одну и напряженно сосредоточиться на ней. Взяв­ши затем руку загадавшего человека, которую он должен держать свободно, нужно провести его вдоль карт и тог­да тотчас же можно уловить сопротивление, которое ока­зывает загадавший карту при прохождении рук над ней. Это дает возможность отгадать задуманную карту и доказывает, что сосредоточенная на данной карте мысль приводит в напряжение мышцы руки, останавливающейся против нее как бы в форме направленного к ней движения.

Ваши ощущения и восприятия могут, наконец, замет­но обостряться и под влиянием эмоционально-волевых состояний человека, а также произвольного напряжения его внимания.

Подводя итоги, следует сказать, что наши органы чувств обладают исключительно высокой чувствительностью по отношению к раздражителям. К улавливанию их наши чувствующие «приборы» все лучше и лучше приспосабливались в процессе многовекового развития. Восприимчивость органов чувств может быть и еще более обострена путем применения побочных раздражений, путем упражнения, путем волевых усилий. Накопление соответствующего круга представ­лений и интересов помогает тому, что наши восприятия, возникающие на основе непосредственных ощущений, служат все более верным и полным отражением объек­тивной действительности. Иными словами, такое тонкое кинестетическое ощущение мышц может быть развито каждым человеком при внимательном наблюдении над собой.

С. Л. Рубинштейн говорит, что проприорецептивная чувствительность при отсутствии специального к ней вни­мания и культуры отличается малой отчетливостью, но при надлежащей культуре и внимании она поддается из­вестному совершенствованию. Опыт людей, которые со­знательно работают над моторикой, убедительно свиде­тельствует о том, что, уделяя этому надлежащее внимание, человек может выработать у себя очень дифферен­цированное ощущение правильных движений и на основе такой утонченной и усовершенствованной кинестети­ческой чувствительности научиться производить созна­тельный отбор правильных движений" [4].








НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП


Создав человека высокомыслящим существом, природа час­тично подавила его двигательную интуицию. Как правило, все двигательные процессы тела связаны с нерациональным расхо­дом энергии. В результате в мышечных группах разнонаправлен­ного действия - антагонистах - отсутствует автоматическое ре­гулирование напряжения и расслабления.

Многие животные, например кошки, наделены двигательной интуицией. Человеку же приходится осознанно управлять мышеч­ной сферой. Обычно это плохо удается. В чем основная причина такой неудачи?

Нерациональный расход энергии в мышечных группах приво­дит к увеличению процессов напряжения, а процессы расслаб­ления, наоборот, сокращаются. Мышечные группы, окружающие наиболее подвижные суставы, особенно подвержены перенапря­жению. При этом суставы травмируются, нарушается их природ­ная гибкость. Неизбежной становится деформация мышц, умень­шается их эластичность и подвижность.

Может ли человек научиться управлять мышечными группа­ми, добиваясь четкости их действий? Безусловно, может, если по­пытается выработать некую систему, основанную на естествен­ных физиологических закономерностях двигательных процессов.

Рассмотрим трехфазовый цикл двигательного процесса.

Фаза 1 - подготовка действия. Концентрация внимания на определенных группах мышц, готовящихся совершить конкрет­ное действие.

Фаза 2 - конкретное действие. Волевое включение в работу локальных мышечных групп, совершающих необходимое действие.

Фаза 3 - расслабление после действия. Компенсация напряжения в функционирующих мышечных группах.

Следует особо отметить, что именно третьей фазой управлять сложнее всего.

Любые пределы напряжения вполне допустимы в том случае, если они компенсируются адекватной степенью расслабления.Как же определить меру расслабления?

Интуиция у человека в лучшем случае формирует приблизи­тельный характер ощущения. Каковы осознанные ощущения процесса освобождения?

Слово «свобода», которым обычно определяют состояние мы­шечных групп после их расслабления, весьма неопределенно. Свободу каждый человек воспринимает субъективно - от стрем­ления освободить мышечные группы до предела - полной их «расхлябанности» - до частичного их освобождения. Неполное, частичное освобождение особенно часто встречается, когда мы­шечные группы находятся в состоянии хронического перенапря­жения.

Каждый сустав от природы имеет определенную степень ав­тономной естественной подвижности. Это своеобразный люфт [5] - нейтральное движение, совершаемое без ощутимых напряжений. Luft в переводе с немецкого значит «воздух». В музыке, особенно в вокальном искусстве, люфтпауза - это мгновение неглубокого вдоха, краткий перерыв в звучании перед началом новой фразы. Понятие люфт было принято Владимиром Мазелем для обозна­чения свободного нефиксированного состояния мышц, готовых к последующим действиям. Следовательно, прежде чем включить в активное действие мышечные группы, окружающие определен­ный сустав, необходимо развить ощущение естественной подвиж­ности этого самого сустава.

К числу наиболее подвижных суставов, организующих и на­правляющих движения всех частей корпуса, относятся тазобед­ренные и плечевые. К этой же категории можно причислить и участок шейных позвонков.

Естественно, диапазон подвижности суставов различен: от очень большого - в тазобедренных и плечевых суставах - до очень ограниченного на участке шейных позвонков. Различны также физические возможности мышечных групп, окружающих определенные суставы, - сильные тазобедренные и плечевые, слабые шейные. Именно в зонах этих мышечных групп возни­кают эпицентры хронического напряжения и болевых ощущений.

Какие же методы работы помогут эффективно предохранить от перенапряжения зоны мышечных групп перечисленных су­ставов? По мнению Мазеля В.[6], «наиболее радикальным методом в данных случаях может служить постепенный, осмысленный, управляемый переход мышечных групп этих суставов из состо­яния покоя в состояние движения - от расслабления к напря­жению. Естественный люфт обеспечит плавный переход от покоя (расслабления) к движению (напряжению), а также баланс этих процессов.

Люфт послужит своего рода эталоном ощущений, в пределах которых должен совершаться переход от относительно расслаб­ленного состояния мышечных групп к напряженному. Например, во время подъема руки неизбежно излишнее напряжение ее мы­шечных групп. Эффективным способом компенсации этого на­пряжения являются миниброски руки, небольшие ее покачивания в зоне плечевого сустава, совершаемые во время подъема и сразу после подъема. Этот прием позволяет добиваться минимальной степени напряжения мышечных групп, удерживающих руку на весу длительное время в процессе ее активных действий.

Аналогичные искусственные минилюфты (покачивания) необ­ходимо воспитывать в зонах мышечных групп тазобедренных суставов во время наклонов верхней части корпуса в разных направлениях.


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ УДОБНОЕ И НЕУДОБНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ РУК.


Почему в одних случаях мы можем иг­рать долго, не ощущая усталости, а в дру­гих - появляются тяжесть в руках, слабость и даже боль? Какое положение руки наиболее удоб­но?Когда мышцы и связки работают в опти­мальном режиме и не устают?Почему, наконец, желательно держать руки именно так, а не иначе?

Догмы в отве­тах на эти вопросы нет и быть не может. Есть немало музыкантов, которые в силу особенностей анатомического строения орга­низма (высокий или, наоборот, слишком низкий рост, соответствующая форма и величина руки и др.) а также привычки, приобретенной с детства, играют «прямыми» пальцами, держат кисть высоко или слиш­ком низко (по сравнению с общепринятыми нормами) и при этом достигают хороших результатов.

Яркими примерами могут служить так­ие гениальные пианисты, как Владимир Горовец и Глен Гульд. Владимир Горовец в последние годы жизни играл практически «прямыми»паль­цами. Глен Гульд сидел очень низко и играл как бы из-под клавиатуры, при этом четко фиксируя каждый звук.

Тем не менее основная масса фортепи­анных школ признает «классическое» поло­жение руки на клавиатуре, когда рука окру­глена.Исходя из анатомического строения, такое положение создает оптимально удоб­ные условия для работы мышц и связок руки. В этом можно убедиться, проанали­зировав отдельные моменты техники пиа­ниста.

Фортепианная игра в конечном итоге подвластна объективным законам биоме­ханики, физики и физиологии. Зная и пони­мая их, легче избежать досадных ошибок в работе музыканта и педагога. Итак, попробуем разобраться, почему во время игры мы держим руки именно так, а не иначе.

Предпосылкой одного из основных усло­вий удобной игры является округлое поло­жение руки (ладони и пальцев) на клавиа­туре фортепиано. Большинству пианистов это хорошо известно.

Причина, очевидно, в том, что в про­цессе сложного эволюционного развития человеку многие тысячелетия приходилось держать в руке орудия труда и прочие самые разнообразные предметы. Мышцы-сгиба­тели испытывали при этом большую нагруз­ку, чем разгибатели. Будучи хорошо разви­тыми, в силу своего большего тонуса в свободном состоянии они обеспечивают пальцы руки полусогнутыми. При этом мышцы-сгибатели практи­чески не напрягаются. Для нажатия клавиши нужно незна­чительное сокращение мышц-сгибателей пальца. А так как на каждый палец прихо­дится по две мышцы, без особых усилий можно выдержать нагрузку в течение мно­гих часов. Мышцы-разгибатели пальцев, как и сгибатели, при округлении ладони и пальцев тоже не напряжены. Любое другое положение создает опре­деленную зажатость. В этом нетрудно убе­диться.

Если полностью выпрямить паль­цы и некоторое время их так удерживать. Очень скоро вы почувствуете усталость мышц-разгибателей: рука «стремится» при­нять первоначальное положение. Расслабтесь. Пальцы сразу же свободно придут в полусогнутое состояние. Вам удоб­но и хорошо [7].

Как же работает мышечно-связочный аппарат в процессе достаточно быстрой игры?

Любое сокращение мышцы-сгибателя при нажатии клавиши, влечет за собой некоторое растяжение разгибателя. И после того, как мы отпускаем клавишу, палец вследтвие напряжения разгибателя, сразу же возвращается в исходное состояние.

Таким образом, играя упражнения на беглость или исполняя виртуозные произ­ведения с преобладанием беглости, не сле­дует намеренно поднимать пальцы от кла­виатуры. В норме они сами как бы «отска­кивают» от клавиш и зависают в удобном для последующих ударов (нажатий) поло­жении. Иными словами, рука все время работает в клавиатуру, а не наоборот. На­грузка при этом приходится на более силь­ные мышцы руки.

Что же происходит при игре "прямыми" пальцами? (т.е. недостаточно закругленными пальцами, когда они ставятся не на поду­шечку).

Уже только для того, чтобы удержать пальцы прямыми, мышцы-разгибатели должны несколько сократиться. При подня­тии пальцев от клавиатуры эти мышцы сокращаются и напрягаются еще больше. Одновременно растягиваются и напря­гаются мышцы и сухожилия сгибателей, расположенных на внутренней стороне предплечья. Таким образом разгибателям, помимо поднятия пальцев от клавиатуры, приходится преодолевать и дополнительное сопротивление. Мышцы устают. Нередко появляется зажатость и боли на наружной стороне предплечья.

Существуют и другие причины, вызы­вающие излишнее напряжение мышц руки. При игре на фортепиано условно выде­лим две точки опоры.

Одна - кончики пальцев, находящиеся на клавиатуре. Другая - суставы первых фаланг пальцев (между пястными костями в глубине ладони и первыми фалангами пальцев).

Эти суставы с наружной стороны пиа­нисты обычно называют «косточками». Меж­ду тем было бы правильнее упор ощущать на внутренней стороне ладони, под «кос­точкой».

Если палец не округлый, верхняя точка опоры удаляется от нижней, удлиняется плечо рычага - по законам физики, увели­чивается нагрузка на мышцы.

Как правило большинство педагогов считает, что при игре рука должна быть округлой, однако ученики в своих домаш­них занятиях не уделяют этому должного внимания.

Усложняет игру и привычка прогибать третью фалангу пальца в противоположную сторону. Рис.1


Рис.1


В результате страдает упругость руки, создается добавочная амортизация при ударе пальцев по клавише. Для извлечения более интенсивного звучания сгибателям пальцев приходится опять-таки работать с неадек­ватно большой нагрузкой.

Немаловажное значение при игре имеет и правильное положение кисти руки. Сухожилия пальцев проходят в области кисти под круг­лой связкой. От того, в каком положении они лежат в каналах, в определенной степе­ни зависят интенсивность внутреннего тре­ния и сопротивление при скольжении сухо­жилий.

Если кисть низко опущена или, наоборот слишком высоко поднята, то сухожилие в канале как бы перегибается. Сухожилия и стенка канала в местах касания и связанного с ним дополнительного трения при много­кратно повторяющихся движениях могут травмироваться.

Таким образом, налицо еще одна из воз­можных причин «переигрывания». А рука при этом болит непосредственно в области лучезапястного сустава.

Низкое положение кисти. Сухожилия под круглой связкой «перегнуты». Мышцы-разгибатели пальцев напряжены. Сгибатели от этого несколько растянуты. Рука не свободна (Рис.2).





Рис.2


Физиологически удобное положение руки. Сухожилия в канале прямые. Мышцы предплечья не напрягаются. Естественный тонус мышц держит пальцы полусогнуты­ми. Рука абсолютно свободна (Рис.3).




Рис.3


Безусловно, в процессе игры кисть и су­хожилия в ней не могут постоянно состав­лять прямую линию. Это невозможно, да и не нужно. Очень важно, чтобы начинающий пиа­нист научился чувствовать свободную «тяже­лую» руку от кончиков пальцев и до плеча.Нередко он не в состоянии извлечь из инструмента сочное звучание, добиться хо­рошего легато, певучести, ровности. Между тем со стороны кажется, все делается абсо­лютно правильно.

Удостовериться, так ли это на самом деле, можно довольно простым способом. «Попробуйте, не отвлекая внимания ученика, приложить пальцы к трехглавой мышце его плеча. При неправильном звукоизвлечении чувствуются кратковременные толчки (на­жатие каждой клавиши сопровождается сокращением трехглавой мышцы)» [8].

Порочную манеру игры следует исправ­лять безотлагательно, ибо в дальнейшем это помешает развитию беглости, выполнению ровного туше и др.


К заболеваниям рук нередко приводит неразумная, нерациональная работа над октавами.

В исполнении октав участвуют практи­чески все мышцы руки, начиная от плеча и кончая сгибателями первого и пятого паль­цев, расположенных по краям ладони. Ха­рактер исполняемой музыки и конкретные художественные задачи непосредственно влияют на приемы звукоизвлечения. От этого в большой степени зависит и нагруз­ка на те или иные группы мышц руки.

Так, получить певучие октавы (легато и легатиссимо) возможно лишь при участии мышц-сгибателей пальцев, расположённых на ладони и внутренней стороне предплечья. При этом «вдавливание» пальцев в клави­атуру требует и определенного участия трех­главой мышцы плеча. Мышцы-разгибатели практически не загружены. У пианистов с крупной рукой исполнение октав легато сопровождается чередованием четвертого и пятого пальцев. В таких случаях рука как бы «ползет» вслед за гибкими пальцами, которые без толчков «вдавли­ваются» в клавиши. В отличие от октав стак­като или нон легато, темп обычно не бывает высоким. Работают"относительно сильные мышцы.

Поэтому и опасность переиграть руку не столь велика.

Тем не менее пианистам с небольшой ру­кой следует избегать напряженности четвер­того и пятого пальцев, особенно с наружной стороны ладони. В противном случае могут проявиться болезненность сухожилий и мышц-разгибателей этих пальцев.

Нередко, исполняя октавы стаккато в быстром темпе, пианисты неоправданно большое внимание уделяют поднятию кисти от клавиатуры. Ладонь и пальцы при этом «работают» с усилием вверх больше, чем это необходимо. Мышцы наружной стороны предплечья оказываются излишне загру­женными. Результат - боль тыльной части предплечья и кисти.

Наиболее рациональным, очевидно, сле­дует признать такой способ игры, когда рука первым и пятым (а при необходимости - и четвертым) пальцами как бы «хватает» кла­виши и тут же, пружиня, отскакивает вверх. Находящиеся по краям ладони и на предплечье сгибатели работают по принципу пружин, отбрасывая кисть кверху. Аналогично прыгает на твердом столе упругий шарик, высота подскоков которого, не поддерживаемая извне, постепенно уменьшается, пока, наконец, движение полностью не затухает.

Для поддержания необходимой высоты «отскоков» руки от клавиатуры нужна сравнительно небольшая дополнительная работа мышц. Иными слова­ми, не нужно «болтать» рукой от кисти: дос­таточно поддерживать необходимую упру­гость играющих пальцев. Такие движения можно повторять многократно, не переу­томляя при этом руку.


Аккорды по принципу исполнения во многом напоминают октавы, однако име­ются и отличия, на которые следует обра­тить особое внимание.

Удержи­вание пальцев руки под определенным углом друг к другу (чтобы каждый палец в аккор­де попадал на свою клавишу) обеспечивается напряжением червеобразных и межкостных мышц ладони. Поскольку во время игры такие фиксации пальцев приходится делать часто, на эти мышцы падает немалая нагруз­ка. В зависимости от характера исполняемой музыки и штрихов в различной степени бывают задействованы и другие мышцы руки.

Очень важно, чтобы в промежутке меж­ду двумя аккордами рука хотя бы на мгно­вение расслабилась, так как межкостные и червеобразные мышцы невелики и при на­грузке быстро устают. Может появиться бо­лезненное ощущение внутри ладони. Чаще оно локализуется с наружной (тыльной) стороны. Уместно вспомнить о значении слухового контроля. Если игра не осмысленна и не контролируется слухом, рука «не дышит». Иными словами, она не расслабляется. Чем больше мышц руки участвуют во взятии аккорда, тем более богатым и менее

жестким будет звучание инструмента. Следует отметить, что «влезание» пальцев в клавиатуру при участии всего тела создает много амортизационных точек и уменьшает жесткость удара. Звук же остается достаточно глубо­ким и певучим.



















МОТОРИКА ДВИЖЕНИЙ


В музыкальных школах нередко наблю­дается такое явление - серьезный, прилеж­ный ученик много и регулярно работает, однако его техническое развитие явно отстает от необходимого в данном классе уровня. В то же время его товарищ, не отличающийся усидчивостью и большим трудолюбием, но имеющий врожденные зачатки виртуоз­ности, садится за инструмент и, как говорят педагоги, пальцы у него «бегут». Игра не всегда аккуратна, не всегда все доучено, но, тем не менее, пальцы «бегут».

В таком случае обычно говорят: «У него хорошая моторика». А почему хорошая? От чего вообще зависит моторика движений?

Попытаемся весьма сжато и схематично рассмотреть этот вопрос с позиции физио­логии.

Поскольку основная роль в развитии мо­торики движений принадлежит рефлексам, вспомним, что такое рефлекс. Рефлекс в общем смысле - это ответная реакция нервной системы, а вместе с тем и всего организма на раздражитель.

Есть рефлексы условные и безусловные. Цепочка безусловного рефлекса зало­жена в организме от рождения. Ответное движение на раздражитель происходит без участия сознания, автоматически, как бы само собой.Центр переключения на ответную реак­цию чаще всего находится в спинном мозгу или подкорковых образованиях.

Предположим, вы дотрагиваетесь до горячего утюга. Рецепторы в коже пальцев передают раздражение по восходящим (афферентным) нервным путям в точку переключения на ответную реакцию.По нисходящим (эфферентным) нервным волокнам импульсы попадают в мышцу - вы мгновенно отдергиваете руку, при этом даже не успев подумать, горячо или холодно и чтоже вообще произошло. Движение последовало помимо вашей воли. Безусловные рефлексы постоянны. Даже в том случае, если мы 20 лет не трогаем горячий утюг, ответная реак­ция будет также мгновенна и постоянна.

Условный рефлекс - индивидуально при­обретенная, непостоянная реакция орга­низма. Его центры формируются в коре го­ловного мозга.

Всеми волевыми целенаправленными движениями управляют центры, располо­женные в основном в лобных отделах коры мозга, особенно в зоне ее передней извилины и парацентральных долях. Именно здесь принимаются импульсы из центров двига­тельного аппарата и посылаются ответные команды в поперечнополосатые мышцы.

Чтобы более детально разобраться в фор­мировании двигательных навыков, обратим внимание на некоторые характерные мо­менты. Так, например, от желания произвести движение до его окончательного завершения проходит какое-то время. За короткое мгно­вение организм проделывает множество сложных операций. При достаточной трени­ровке такие нейромоторные процедуры уско­ряются и совершенствуются, движения ста­новятся более быстрыми и точными.

Моторика движений человека является специфической. Даже самые ранние дви­гательные навыки - ходьба и многие другие - являются приобретенными, это цепь слож­ных двигательных рефлексов. Поэтому лю­бой двигательный навык можно рассмат­ривать как сложный комплекс последова­тельно происходящих условных рефлексов. Моторные навыки регулируются не ка­кой-то одной двигательной областью коры, а суммарной деятельностью многих корко­вых отделов-анализаторов.

Большая роль в координации движений принадлежит мозжечку. Именно здесь про­исходит анализ импульсов, приходящих из рецепторов мышц, связок и суставов, со­общающих о положении в пространстве тела или отдельных его частей. Процессы же кон­центрации, иррадиации, возбуждения и внутреннего торможения непосредственно регулируются корой полушарий головного мозга.

При изучении рефлексов и моторики в экспериментальных условиях была обнару­жена интересная и немаловажная законо­мерность. Оказалось, что время ответной реакции на раздражитель уменьшается в результате разрушения проводящих путей от коры больших полушарий к спинному мозгу. Иными словами, деятельность коры больших полушарий тормозит безусловный рефлекс, поэтому, как это ни парадоксально, чем меньше мы думаем, тем быстрее дви­гаемся.

В процессе обучения игре на любом му­зыкальном инструменте создаются самые разнообразные рефлекторные связи. Оче­видно, чем больше эти связи будут прибли­жаться к безусловным рефлексам, тем проще и удобнее будет играть, тем лучше будет моторика движений.

Попробуем проанализировать, как фор­мируются необходимые профессиональные навыки. Начнем с того, что на наши органы чувств действуют два вида раздражителей - прямые и непрямые.

Прямые раздражители воздействуют на первую сигнальную систему человека, т.е. на наши ощущения. Первую сигнальную систему имеют практически все живые организмы, однако у человека она более совершенна.

Вторая сигнальная система качественно новая, она связана с речью. Благодаря ей окружающая нас объективная реальность может отображаться абстрактно, обобщенно. Вторая сигнальная система присуща только человеку. Без ее участия невозможно приоб­ретение профессиональных и письменных навыков.

На основе учения о взаимодействии пер­вой и второй систем установлено, что наиболее эффективным методом усвоения дви­гательных навыков является сочетание словесного объяснения и демонстрации. Под­тверждение тому - богатая педагогическая практика.

В процессе последовательных трени­ровок, все условно-рефлекторные движения становятся почти автоматическими.

Двигательные навыки частично или полностью утрачиваются при длительном отсутствии упражнений, а также при ухуд­шении состояния нервной системы (переу­томление, болезнь, стрессы и др.). При этом чем сложнее аналитико-синтетическая дея­тельность коры головного мозга, чем слож­нее приобретаемый двигательный навык, тем быстрее он утрачивается при отсутствии тренировок. Так, нерегулярные занятия прежде всего ведут к скованности, потере беглости, точности скачков и прочих эле­ментов виртуозности. Иными словами - нере­гулярные занятия ведут к потере моторики движений.

В формировании двигательного навыка можно выделить несколько фаз.

I. Первая фаза - генерализация. Она ха­рактеризуется широкой иррадиацией (рас­пространением) возбуждения в клетках ко­ры головного мозга. Говоря бытовым язы­ком, из-за недостаточности торможения в этих клетках возбудительный процесс как бы «расползается» по коре мозга.В такой фазе движения неточны, плохо согласованы между собой. Так, к примеру, ученик разучивая новое произведение, в начале делает много лишних движений.

П. Вслед за первой фазой по мере тре­нированности наступает вторая фаза - раз­витие внутреннего торможения. В коре го­ловного мозга процессы иррадиации возбуж­дения сменяются их концентрацией. Про­исходит специализация условно-рефлектор­ных связей. Движения становятся более точными.

III. Третья фаза характеризуется закреп­лением двигательных навыков и приобре­тением автоматизма. Автоматизируется при этом не весь навык целиком, а ряд его звеньев, движений, которые выполняются при участии приторможенных клеток коры мозга. Таким образом, движение осознается не полностью.

Из сказанного можно сделать вывод: именно способность «отключить» кору от подкорки улучшает моторику движений.

Человек не в состоянии произвести мно­жество очень быстрых движений, созна­тельно думая о каждом из них. Так, напри­мер, пианист практически не может «приказать» пальцу очень быстро нажать ту или иную клавишу. Может ли спортсмен, метая диск, думать о каждом движении отдельно? Совершенно очевидно, что это невозможно.

При разучивании нового произведения (нота за нотой, звук за звуком, движение за движением) путем многократных повто­рений создаются временные условно-рефлек­торные связи, сгруппированные в соответс­твующих отделах мозга. Непосредственное участие слуха и эмоциональной сферы музыканта ускоряет этот процесс. Тем са­мым ускоряется и формирование автома­тизма в движениях.

Во время игры, благодаря создавшимся условно-рефлекторным связям, по нисхо­дящим (эфферентным) путям нервные им­пульсы постоянно «текут» в мышцы руки, заставляя их сокращаться. Сокращение мышц, естественно, приводит в движение руку и пальцы.

Таким образом, с одной стороны (музы­кальная память, эмоции, слух и т.д.) мы активно участвуем в процессе исполнения, с другой - дав свободу образовавшимся моторным навыкам, как бы слушаем и контролируем себя со стороны, тогда как руки «играют сами». Насколько свободно и быстро руки будут «играть сами», зависит от нашей способности не мешать автома­тизму движений.

В педагогической практике немалое мес­то занимает непосредственная демонстрация музыкального произведения или отдельных его частей. Однако на начальном этапе обу­чения этот способ таит в себе некоторые опасности.


Ученик, подражая учителю, начинает копировать окраску звука, штрихи, дина­мику и другие компоненты исполнения. До­биваясь любым способом нужного звучания, он иногда внутренне напрягается, однако это может остаться незамеченным. При много­кратных повторениях такое состояние за­крепляется, зажатость «заучивается». Вна­чале, пока исполняются медленные, сравни­тельно несложные пьесы, такая скрытая зажатость вроде бы и не мешает. Позже, ког­да исполняются виртуозные прозведения, требуется хорошая моторика и свобода дви­жений, музыкант не в состоянии справиться с возникающими техническими проблема­ми. Моторике его движений, безусловно, ме­шают добавочные, ненужные условно-реф­лекторные связи, приобретенные в самом на­чале обучения.

Именно потому на начальных этапах об­учения основное внимание должно уде­ляться развитию удобства и внутренней сво­боды при игре.Разучивая упражнения и этюды, осо­бенно конструктивные, старайтесь не напря­гаться. Так, играя упражнения типа Ханона ,попробуйте откинуть голову назад и посмотреть вверх, затем вниз, в стороны. Это может получиться не сразу. Играйте медленнее. Добивайтесь ощущения удобства и полного автоматизма. Подобные упраж­нения помогают расслабиться, избавиться от внутреннего напряжения и тем самым улучшить моторику движений.

Немаловажную роль в решении проб­лемы играет и развитие внутреннего слуха. При этом переутомление отрицательно ска­зывается на результатах занятий: притуп­ляется слуховой контроль, координиру­ющий работу мышц руки. С точки зрения физиологии такая коор­динация обязательно должна существовать. Чтобы извлечь звук необходимой силы и окраски, внутренним слухом мы должны его «услышать» заранее.

Только при таком усло­вии мышцы-сгибатели сократятся с необхо­димой силой, а их антагонисты (разгибатели) в нужной степени расслабятся. Движе­ние будет рациональным и точным. Если этого нет, нарушается координация в работе мышц. Они как бы мешают друг другу.

Насколько координация работы мышц зависит от предварительной внутренней установки, нетрудно убедиться на очень простом примере.[9]

Предположим, нам нужно поднять ведро воды. Ведро закрыто крышкой. Нам ска­зали, и мы уверены в том, что оно доверху наполнено водой. Мы подсознательно готов­имся к определенному усилию. Беремся за ручку, дергаем и... внезапно рука с ведром подлетает высоко вверх. Оказывается, ведро было пустым. Мышцы «настроились»на один вес, а сила потребовалась совсем иная. Очевидно, нечто похожее происходит и с музыкантом. Если слуховой контроль недос­таточен, страдают координация, качество звука и беглость. Давно замечено: чем меньше себя слушаем, тем громче играем. Вообще же вопросы моторики движений требуют серьезного изучения. Реакция и быстрота - качества по большей части врож­денные, однако при правильном и направ­ленном их развитии, техническое мастерство достигается быстрее, с меньшими затратами сил и времени.











Заболевания рук музыканта


Болезни рук могут быть вызваны самы­ми разнообразными причинами: ушибами, порезами, растяжениями связок суставов, вывихами, трещинами кожи подушечек пальцев и др. Эти повреждения хотя и требуют лече­ния, обычно большой опасности для музы­канта не представляют, так как не являются профессиональными.

Более серьезны воспаления сухожиль­ных влагалищ и мышц (тендовагиниты и миозиты). Зная симптомы того или иного заболевания, можно яснее и пра­вильнее изложить свои жалобы врачу. Не переходя полностью на самолечение, оказать себе посильную помощь и, по-возможности, выбрать оптимальный метод лечения.

Поскольку в основе многих профессио­нальных заболеваний доминируют воспа­лительные процессы, выделим некоторые характерные черты воспаления.

Воспаление

Медицинская энциклопедия характери­зует воспаление как местное проявление ответной реакции организма на действия болезнетворного агента. Эта реакция возникла в процессе эво­люции и характеризуется несколькими тес­но связанными между собой и протекающи­ми одновременно процессами: альтерацией (нарушение клеточной структуры и недоста­точностью обмена веществ), эксудацией (на­рушение кровообращения, просачивание плазмы в ткань), пролиферацией (разрас­танием клеточных элементов).

Паталогическая физиология выделяет пять признаков воспаления:

1. Покраснение.

2. Припухлость.

3. Повышение температуры.

4. Болезненность.

5. Нарушение функции.

Причиной воспаления могут быть как внешние болезнетворные факторы - токси­ны, химические вещества, бактерии, ожог, ушибы, ранения, так и внутренние - отло­жения солей, некроз (гибель клеток, тка­ней), кровоизлияние в ткани и др. Далеко не всегда все пять признаков воспаления видны на поверхности тела.

Поскольку воспалительные процессы в сухожилиях и мышцах протекают в более глубоких слоях, такие признаки, как повы­шение температуры, покраснение (нередко и отек) - могут не проявляться внешне. Воспаление существует, но визуально мы его вроде бы и не наблюдаем.

В воспалительном очаге происходят на­рушение обмена веществ, распад клеток и расщепление крупных молекул. В центре воспалительного очага, где повреждение ткани выражено наиболее заметно, наблю­дается понижение окислительных процес­сов. В остальных частях воспаленной зоны резко повышается накопление кислых про­дуктов обмена веществ. Усиление притока крови вызывает покраснение и повышение температуры. Действие на нервные оконча­ния продуктов распада клеток и тканей вызывает боль.

Количество кислорода, поглощаемого воспаленной тканью, превышает количество выделяемой ею углекислоты. Видоизме­ненные белки притягивают и задерживают воду. Отсюда набухание воспалительного очага, выражающееся в виде припухлости и отека.


Воспаление сухожилий и сухожильных влагалищ (тендовагиниты)


Воспаления сухожилий и сухожильных влагалищ могут быть асептическими (без воз­будителя извне) и инфекционными. Инфек­ция в свою очередь - экзогенной (получен­ной извне) и эндогенной ("дремлющая" до оп­ределенного момента в самом организме). В настоящее время преобладает мнение, что причина тендовагинита любого вида -инфекция.

Однако эта теория недостаточно обоснована, поскольку далеко не всегда уда­ется обнаружить возбудителя заболевания. Признаки тендовагинита могут появить­ся после некоторых заболеваний (воспаление легких, грипп, ангина) - сразу или спустя некоторое время. Между тем настоящая причина - ослабление организма болезнью , он не способен сопротивляться скрытой "дремлющей" в нем инфекции.

В первую очередь такая инфекция, как мы уже говорили, поражает "слабые места". И если до болезни можно заниматься много и результативно, то после нее даже незначи­тельное напряжение может спровоцировать заболевание рук.

Поэтому во время любой бо­лезни или после нужно стараться не переу­сердствовать в занятиях. Увеличивать нагрузку в работе постепенно и очень осто­рожно, иначе перегруженный сухожильно-связочный аппарат рук может стать тем самым "слабым местом", которое и поразит скрытая постоянно присутствующая в организме инфекция.

Причины асептических воспалений не всегда ясны. Известно, сухожилия движутся в сухожильных влагалищах, стенки которых увлажняются вырабатывающейся в орга­низме синовиальной жидкостью. Благодаря такой смазке сухожилия свободно скользят и при этом практически не испытывают тре­ния. Можно предположить, что существует ряд причин по которым нарушается посту­пление и резорбция синовиальной жид­кости. При этом длительное трение контак­тных поверхностей сухожилия и его влага­лища способно вызвать асептическое воспа­ление.

Встречаются тендовагиниты ал­лергического происхождения. В этих слу­чаях любой возбудитель может проявлять себя как чужеродный организму элемент-антиген. Защищаясь от инфекции, организм в ответ на антигены вырабатывает антитела. В результате образуется комплекс "антиген + антитело", который и аллергизует орга­низм. Нередко достаточно небольшого тол­чка, чтобы на этом фоне возник воспали­тельный процесс. Причину аллергии подчас очень трудно установить.

Аллергенами могут стать химические вещества, некоторые пищевые продукты, физические факторы, запахи, цветы, пыль­ца и т.д.Нередко тендовагиниты протекают на фоне ревматизма как ответная реакция на присутствие специфического возбудителя.

По характеру течения болезни тендова­гиниты подразделяются на острые и хрони­ческие.В зависимости от вида возбудителя выде­ляются туберкулезный, бруцеллезный и дру­гие тендовагиниты.

Музыканты обычно страдают так назы­ваемым крепитирующим тендовагинитом. Главный его симптом - характерный хруст (крепитация), появляющийся при движе­ниях пальцев и кисти. Движения могут быть болезненными и затрудненными. Все симптомы локализуются в области пред­плечья, чуть выше круглой связки.

Порой крепитирующий тендовагинит от­носят к группе профессиональных заболе­ваний. Крепити­рующий тендовагинит чаще других форм встречается у пианистов, скрипачей. Однако он может возникнуть и у представителей других про­фессий, которым приходится долгое время производить однообразные движения. В конечном итоге крепитирующий тендова­гинит является следствием перенапряжения строго ограниченной группы мышц и трав-матизации околосухожильной клетчатки на предплечье по типу разминания. Болезнь диагностируются по появлению незначи­тельной припухлости вдоль сухожилий руки, болезненности при движении пальцев и характерному потрескиванию, похожему на скрип сухого снега.

Крепитацию чувствует сам больной. Ощущает ее и врач, обхватив рукой болез­ненное место на предплечье пациента. Существует несколько теорий, объясня­ющих возникновение хруста. Часть авторов считает, что хруст вызывает отложение фи­брина на поверхности сухожилий и сухо­жильных влагалищ (фибрин - нераство­римое белковое вещество, образующееся при свертывании крови). Другие говорят о выпоте фибрина между собственной фасцией мышцы и апоневрозом (фасция и апоневроз - соединительнотканные пленки и пластины, покрывающие мышцы, группы мышц и некоторые другие образования). Третьи говорят о сывороточно-кровянистом выпоте в сухожильном влагалище.

Еще в 1918 г. хирург Хаук, опериро­вавший больного крепитирующим тендо-вагинитом, заметил, что кожа и подкожная клетчатка были совсем нормальными. Вос­палительный процесс оказался наиболее вы­раженным в рыхлых тканях (паратеноне). Хаук предложил заболевание называть кре­питирующим паратенонитом. Это название, очевидно, наиболее точно определяет сущ­ность процесса.

Ховард в 1937 г. обратил внимание на то, что воспалительный процесс отчетливо выражен в соединительной ткани, окружа­ющей сухожилие, и в самой мышце, осо­бенно в месте ее перехода в сухожилие. При­чем исследование было сделано на седьмой день болезни, но изменения оказались выра­женными вполне отчетливо. Это наблюдение ценно тем, что в срок, когда некоторые боль­ные считаются выздоровевшими, измениния в тканях говорят об ином и объясняют при­чину частых рецидивов. И если одна из древ­них заповедей медицины гласит: "Не повре­ди", то в данной ситуации, очевидно, умест­но будет добавить: "Не спеши, выздоравли­вай и тогда уже начинай заниматься".

Крепитирующий тендовагинит чаще всего локализуется на тыльной и ладонной стороне предплечья, где расположены мыш­цы и сухожилия разгибателей и сгибателей пальцев. Причем разгибатели, как более слабые, поражаются чаще.

Иногда встречается изолированное пора­жение разгибателя большого пальца. Симп­томы - болезненность и хруст при отведении большого пальца, припухлость руки на 4-5 см выше кисти, боль при удерживании предметов. Нередко боль настолько сильна, что воспаление можно принять за перелом.Чаще всего крепитирующий тендоваги­нит протекает остро. Диагностика сравни­тельно проста.Хруст можно ощу­тить, обхватив больную руку пальцами по­выше кисти. При движении пальцев чувс­твуется трение и крепитация в местах распо­ложения сухожилий. Движения болезненны.

Выделяется еще одна форма тендовагинита - стенозирующий тендовагинит. Это заболевание встречается реже, однако жела­тельно иметь и о нем некоторое представле­ние.

Болезнь развивается постепенно. В на­чале рука (выше кисти) несколько опухает. Затем появляется боль при движениях паль­цев и кисти. Стенка сухожильного влагали­ща со временем утолщается и начинает сдавливать сухожилия, мешая их движению.



Лечение тендовагинитов



Воспаления сухожилий - серьезная бо­лезнь, лечить которую должен компе­тентный специалист. В противном случае возможны осложнения вплоть до перехода заболевания в хроническую форму. И тем не менее при появлении первых признаков заболевания своевременное применение профилактических мер и лечения не только облегчает течение болезни, но зачастую помогает ее полностью предотвратить.

Как вести себя в подобных случаях и что делать?

Классическая медицина считает, что первым и основным условием лечение тендо-вагинита должен быть покой. В тяжелых случаях применяют даже гипсование больной руки. В домашних условиях удобно ис­пользовать гипсовую лангетку. Из плотного картона или другого достаточно крепкого материала можно сделать лубок.

Лангетка (лубок) выстилается тонким слоем ваты или иным мягким материалом. Рука плотно, но не слишком туго прибин­товывается к лангетке. Особое внимание следует обратить на придание кисти руки удобного физиологического положения: пальцы полусогнуты, мышцы и связки не напряжены. Бинтовать необходимо всю руку от локтя до третьих фаланг пальцев. Рука подвязывается к груди, так как в опущен­ном положении она отекает.

Лангетку на время можно снимать и проводить необходимые процедуры (прогре­вание, грязь, массаж и др.). Показано любое тепло (солюкс, согревающий компресс, диа­термия и др.).

Летом, в жаркие солнечные дни, полезно прогреть больное место на солнце 10-15 минут, разбинтовав лангетку. Постепенно время прогрева можно удлинять, доведя его до получаса и более. Помимо тепла, при этом проявляется и положительное действие ультрафиолетовых лучей. Обычно через 7-10 дней наблюдается значительное улучше­ние, вплоть до полного исчезновения симп­томов заболевания.

Улучшению кровообращения способст­вуют спиртовые компрессы. Компресс делают следующим образом: хлопчатобумажную или льняную ткань сма­чивают 50-60-градусным раствором спирта (чистый спирт вызывает ожог кожи!). Ув­лажненная ткань накладывается на больное место. Сверху ткань покрывают вощеной бумагой или полиэтиленовой пленкой. Руку укутывают ватой, шерстяным платком, шар­фом или другой тканью, лучше несинтети­ческой. Компресс удобнее делать на ночь.

Если после компресса кожа покраснела и болит, процедуру можно отложить на день-два, а руку просто тепло обвязать. Для этой цели удобно использовать старый шерстяной носок, предварительно обрезав его со сторо­ны стопы. При сильном раздражении покройте руку хлопчатобумажной тканью и лишь потом наденьте шерстяную манжетку.

В физиотерапевтических отделениях для прогревания часто используется парафин, который долго держит тепло и медленно от­дает его. Однако после таких прогреваний иногда бывают рецидивы болезни. Возмож­но, это связано с появившейся частичной дряблостью мышц, связок и сухожилий, а также слишком резким переходом к актив­ным занятиям.

Одна из наи­более эффективных тепловых процедур - грязевые аппликации. Теплоотдача грязи достаточно велика. Помимо тепла, лечебное действие оказывают химические компо­ненты и биологически активные вещества, содержащиеся в грязи. В место наибольшей крепитации можно ввести 1-процентный раствор новокаина (20-30 мм). Впрочем, возможно, при этом больше сказывается его обезболивающий эффект, а не лечебный.

Особое место как средство профилактики и лечения занимает массаж. Проводить его должен опытный специалист, предпочти­тельно - мануалист, знакомый со специфи­кой работы музыканта.

Безусловно наиболее эффективные ре­зультаты дает комплексное лечение, поэто­му, наряду с другими способами врачевания, можно применять медикаменты: реопирин, бутадион, аспирин и др. После 5-7 дней приема нужен перерыв: длительное употреб­ление лекарств без консультации с врачом может дать нежелательные осложнения. В настоящее время тендовагиниты довольно успешно лечат иглоукалыванием.

Иногда при болях рук носят эбонитовые браслеты. Возможно, в таком случаеположительный эффект оказывает не только электризация, но и психологический нас­трой.

Что нужно делать при появлении пер­вых неприятных симптомов, если нет воз­можности обратиться к специалисту?

Почувствовав утомление и тяжесть, не откладывая на завтра, тепло обвяжите руку, предварительно сделав легкий массаж: плеча, предплечья, кисти. В тепле улуч­шается кровообращение и соответственно - питание ткани. На ночь - спиртовой ком­пресс. После занятий усталость и тяжесть в руках иногда снимает летний душ или обти­рание тела и рук прохладной водой. В этом случае раздражение рецепторов кожи оказывает положительное влияние на центральную нервную систему. Исчезает зона повышенного раздражения (доминанта) в коре головного мозга. Смягчается пороч­ный круг: боль - кора, кора - боль.

После водных процедур руку также не­обходимо тепло укутать (опять-таки лучше шерстяной тканью). Обтирание прохладной водой или душ можно периодически повто­рять. Если симптомы исчезают, нет необ­ходимости прибегать к другим методам лече­ния.

При острых крепитирующих тендовагинитах улучшение обычно наступает в тече­ние 7-10 дней. В запущенных случаях тре­буется две-три недели и более.

Лечение стенозирующего тендовагинита более сложное.

Вначале применяются консервативные способы. Если улучшение не наступает, приходится оперировать. В процессе опера­ции вскрывается сухожильное влагалище и удаляется часть его стенки. Таким обра­зом, создаются условия, облегчающие дви­жения сухожилия.

Особое место в лечении крепитирующего тендовагинита занимает мануальная меди­цина, так как часто воспаления сухожиль­ных влагалищ у музыкантов вызваны не только "погрешностями" постановки и переу­томлением во время игры. Нередко нару­шение подвижности суставов плеча, локтя, кисти и пальцев могут вызвать усталость мышц предплечья и тем самым спровоци­ровать заболевание.

Представьте на минуту, что ваш сустав "заржавел". Нарушается свобода и легкость движений. "Расшевелить" такой сустав и снять напряжение мышц с успехом может специалист, имеющий опыт, владеющий приемами мануальной терапии.


Воспаления мышц

(миозиты)


Миозит (от греческого "myos" - мышца) - воспаление скелетных мышц. К миозитам относят заболевания мышц, которые не всегда носят воспалительный характер.

В больной мышце, как правило, появ­ляются признаки нарушения обмена веществ. При этом ее ткань набухает, мы­шечные волокна перерождаются, исчезает их продольная и поперечная исчерченность. Нередко мышечная ткань превращается в бесцветную однородную массу, напомина­ющую воск. В результате воспаления среди видоизмененных мышечных волокон может развиваться соединительная ткань, которая со временем трансформируется в рубец. Образование рубца крайне нежелательно.

Во-первых, как известно, рубцовая ткань не сокращается, поэтому мышца утрачивает свою основную функцию.

Во-вторых, нарушается проводимость импульса из центральной нервной системы в мышцу. Видоизменная структура мышцы не успевает вовремя отреагировать на им­пульс. Мышца сокращается более вяло и как бы с некоторым опозданием.

Миозиты в зависимости от причины и характера возбудителя, как и тендовагиниты, могут быть инфекционными и асепти­ческими. Первые из них особенно опасны, так как возникают и протекают на фоне инфекционных заболеваний (ревматизм, туберкулез, трихинеллез и др.).

Асептический миозит может появиться после травмы, тяжелой физической работы ограниченной подвижности сустава, сопутс­твовать тендовагиниту и т.д. К неинфек­ционным миозитам относятся и профес­сиональные миозиты, встречающиеся у лиц самых разных профессий, - машинисток, стенографисток, пианистов, скрипачей, швей, вязальщиц и др.

Многочисленные статистические данные показывают, что профессиональные забо­левания рук часто сочетаются с болезнен­ными изменениями в суставах и связочном аппарате рук. И так же, как и при тендовагинитах, воспаление сустава, ограничение подвижности (плеча, локтя, кисти, пальцев) может вызвать миальгические боли и миозит.

Профессиональные миозиты развива­ются в результате длительного физического перенапряжения определенной группы мышц, воздействие высоких и низких тем­ператур, вибрации, сквозняков, смачивании рук горячей и холодой водой, маслами и т.д.

Постоянное перенапряжение мышцы вызывает в ней нарушение кровообращения, что в свою очередь отрицательно сказыва­ется на питании мышечной ткани. Изменя­ется биохимическая структура, появляются дистрофические изменения.

Выделяют три стадии миозита.

При первой стадии во время игры ощу­щаются усталость и тяжесть в руках. После прекращения занятий эти симптомы через некоторое время исчезают.

При второй стадии рука болит во время игры, болит при пальпации (прощупыва­нии). Нередко боль остается и в состоянии покоя. В этой стадии заметны дистрофи­ческие изменения мышц в виде уплотнений, однако заболевание еще поддается лечению. Можно восстановить силу и выносливость мышц.

При третьей стадии все симптомы мио­зита выражены очень ярко. Мышцы дряб­лые, атрофичные, в них прощупываются твердые узлы и тяжи. Прогноз такого за­пущенного миозита неблагоприятен.

Иногда во время игры появляется напря­жение мышц, переходящее в зажатость - так

называемый "писчий спазм". При этом структура мышц почти не изменена, однако боль и усталость фиксируются в коре голов­ного мозга в виде очага повышенного раздра­жения. Спустя некоторое время даже при незначительном утомлении мышц и сухо­жилий в таком очаге может повторяться и закрепляться неадекватно сильное возбуж­дение. В силу постоянной активной деятельнос­ти очага повышенного раздражения по нисходящим нервным путям возбуждение передается обратно в мышцы, тем самым усиливая в них спазмы и боль.Образуется порочный замкнутый круг -"мышца - кора - мышца". Визуально мы не наблюдаем никаких патологических изменений в мышцах, тем не менее боль и зажатость мешают игре. Разрубить такой замкнутый круг очень непросто.

В отдельных случаях при игре могут появиться миальгические боли различного характера и силы (острые - стреляющие, тупые - ноющие, ломящие). Такая мышеч­ная боль возникает внезапно при неловком движении, охлаждении, утомлении. Иногда она развивается постепенно.

Миальгию следует отличать от невра­лгии, невритов, радикулитов. При нажатии на больное место миальгическая боль появляется раньше, чем пальцы достигают нервных сплетений и стволов. Иными словами, болезненность ощущается в самой мышце, а не под ней в более глубоких слоях.


Лечение миозитов



Способы лечения миозитов и тендовагинитов имеют много общего, однако име­ются и некоторые различия. Важно вовре­мя обратиться к специалисту. Установить начало заболевания вам помогут опреде­ленные объективные признаки. К ним отно­сятся:

1.Болезненность при пальпации (про­щупывании) мышцы и группы мышц (на­пример, сгибателей, разгибателей и др.).

2.Боль, возникающая в пораженной мышце при ее сильном напряжении.

3.Прощупываемое изменение консис­тенции (плотности) мышц.

4.Ослабление силы больной мышцы.

Для проверки первого симптома сво­бодно положите согнутую руку на стол. Не спеша прощупайте все мягкие ткани руки. При миозите болезненность будет не диф­фузной ("разлитой"), а локализованной в отдельной мышце или определенной мышеч­ной группе.

Для обнаружения второго признака по­пробуйте преодолеть сопротивление, напря­гая больную мышцу или группу мышц.Так, если вы чувствуете боль в области двуглавой мышцы, сгибайте руку в локте, одновременно удерживая ее здоровой рукой. Усиление боли может служить одним из признаков заболевания двуглавой мышцы. То же самое проделайте с трехглавой мыш­цей. В этом случае больную руку нужно разгибать, опираясь ею о край стола или удерживая другой рукой. Возникшая при этом боль заставит вас быстро прекратить сопротивление.Исследуя мышцы предплечья, удобнее всего пользоваться напряжением сгибателей или разгибателя пальцев.

В первом случае согните пальцы "крюч­ком", а другой рукой попробуйте их разог­нуть. При миозите возникает боль в пред­плечье с его ладонной стороны. Если есть подозрение на миозит разги­бателей, положите руку на стол ладонью вниз и отгибайте кисть вверх. Другой рукой пытайтесь прижать кисть к столу. Харак­терная боль при этом также может служить одним из признаков миозита разгибателя пальцев.

Для обнаружения третьего признака сравните плотность болезненной мышцы с плотностью такой же мышцы на здоровой руке. В глубине мышцы могут прощупы­ваться отдельные уплотнения или тяжи, бо­лезненные при пальпации. При этом свежие узлы поддаются разминанию, застарелые (при фибромиозитах) - практически нет.

Четвертый признак: ослабление мышеч­ной силы - объективно устанавливается ди­намометрией. Субъективно мы сами чувствуем относительную слабость больной руки. Не следует смешивать миальгические и миозитные боли с болями, возникающими после физической нагрузки.Всем хорошо известно, как после бега, игр, соревнований болят мышцы ног, рук или всего тела. Возникают они обычно на следу­ющий день и через день-два проходят. Такая боль в общем-то даже приятна и не представ­ляет никакой опасности.

Лечение профессиональных миозитов представляется делом нелегким и лучше, если оно проводится комплексно. Принципы лечения:

а) снять боль;

б) улучшить кровообращение в больных мышцах, усилить их сократительную спо­собность;

в) нормализовать обменные процессы.

Рассмотрим некоторые моменты лечения, хотя в конеч­ном итоге оно должно проводиться под наблюдением специалиста.

Как и при тендовагините, больной мышце в первое время должен быть предос­тавлен покой. Лечащий вас специалист может рекомендовать, когда и каким обра­зом можно переходить к занятиям, однако в самом начале заболевания покой больной мышце обязателен.

Массаж в начале лечения должен быть легким, не травмирующим мышцы, позже - более длительным и интенсивным. Если процесс запущен и одних усилий мануалиста недостаточно, можно подключить к лече­нию физиотерапию.Применяются прогревания парафином, лечебными грязями. Хорошо действуют и увеличива тонус мускулатуры гальвани­ческие ванны из эмульсии нафталанной нефти.

Показателен ионофорез с новокаином. Курс лечения не менее 10-12 сеансов, после чего 2-3 недели не рекомендуется работать с большим напряжением больных мышц. Хороший эффект дает внутримышечное введение в больную мышцу 10-30 мл 0,5-процентного новокаина. Тем не менее быс­трое улучшение самочувствия и увеличение сократительной силы не означает, что лече­ние завершено. Благотворно влияние лечебной физкуль­туры. Общеукрепляющие упражнения улуч­шают обменные процессы в мышце и отчас­ти регулируют деятельность всей нервной системы, помогают разорвать порочный круг "мышца - кора - мышца", о котором мы гово­рилось раньше. Лучше всего, если специальные упраж­нения покажет лечащий специалист. При лечении миальгий так же показаны покой, тепловые процедуры: - лампы, комп­рессы, физиотерапия. Назначаются уменьшающие боль и тем­пературу медикаменты, реопирин, аналь­гин, аспирин и др.

Следует обратить внимание на то, что при прочих равных условиях миозитам более подвержены лица с недостаточным развитием мышц плечевого пояса и рук, никогда не занимавшиеся не только спор­том, но даже не делавшие утренней зарядки.Отсюда понятно значение разумных заня­тий спортом и физкультурой, необходимость микропауз между работой или занятиями.





Ганглий (Ganglion)


Ганглий - патологическое образование, развивающееся в результате перерождения стенки капсулы сустава или сухожильного влагалища. Чаще всего ганглий появляется на тыльной стороне кисти.

Форма ганглия обычно круглая, кон­систенция твердая или эластичная. Вели­чина - от размеров горошины до лесного ореха.















Причина образования ганглия - ослаб­ление капсулы сустава или стенки сухо­жильного влагалища, а нередко - травма.Вначале ганглий представляет собой по­лость, наполненную желеобразной коллоид­ной массой. Позже перегородки полости (кисты) истончаются, и она становится одно­камерной. Нередко такая киста при помощи тонкого канала сообщается с полостью сус­тава или сухожильного влагалища.

Ганглий как профессиональное заболе­вание встречается у пианистов, скрипачей, машинисток, прачек и др. Чаще - в молодом возрасте.

В области ганглия при длительном вы­полнении работы порой появляется ломя­щая боль.

Заболевание, как правило, лечат хирур­ги. В начальных стадиях ганглий можно вдавить обратно, после чего плотно забинто­вать кисть. Случается, ганглий исчезает сам по себе.

Наиболее рациональным является хи­рургическое лечение. Капсулу ганглия рас­секают и подшивают к подкожной клет­чатке. Отверстие, соединяющее ее полость и сустав, зашивают и перевязывают.