СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игра на любом инструменте представляет собой, с точки зрения физиологии, мышечную работу и как таковая подчиняется законам мышечной деятельности.
Все наши движения осуществляются путем сокращения и расслабления так называемых скелетных мышц. После длительной работы наступает утомление мышцы. Ее способность к сокращению уменьшается. У очень утомленных мышц после сокращения не наступает полного расслабления, а получается остаточное сокращение или контрактура. Если мышцу оставить в покое, то наступает отдых, и первоначальное состояние мышц восстанавливается - контрактура исчезает.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО
Восхищаясь блестящей техникой музыкантов мы меньше всего думаем о том, что лежит в основе поражающих воображение отточенных движений. Между тем, красивыми и точными движениями рук музыканта и изящными, полными большой выразительной силы танцами балерины управляет необычайно сложный аппарат, который ведает всеми движениями нашего тела.
Игра на любом инструменте представляет собой, с точки зрения физиологии, мышечную работу и как таковая подчиняется законам мышечной деятельности.
Все наши движения осуществляются путем сокращения и расслабления так называемых скелетных мышц. После длительной работы наступает утомление мышцы. Ее способность к сокращению уменьшается. У очень утомленных мышц после сокращения не наступает полного расслабления, а получается остаточное сокращение или контрактура. Если мышцу оставить в покое, то наступает отдых, и первоначальное состояние мышц восстанавливается - контрактура исчезает.
В мышцах, связках, сухожилиях, в суставах и костях находятся специальные окончания чувствующих нервов, которые передают в центральную нервную систему информацию о положении тела в пространстве и движении его отдельных частей. Совокупность этих ощущений и есть так называемое мышечное чувство.
Впервые на мышечное чувство обратил внимание великий физиолог И. М. Сеченов. В своей книге «Элементы мысли» [1] он писал: «Чувственные знаки, параллельные движениям, и составляют в своей совокупности, так называемое мышечное чувство. Оно, как известно, родится из той суммы темных ощущений, которое сопровождает всякое движение».
И действительно, если мы закроем глаза, то все равно безошибочно можем сказать, в каком положении находятся наши ноги, руки, голова и т. д. Эти ощущения, не такие ясные и четкие, как например, зрительные, когда мы созерцаем какие-то предметы, их окраску, ясно видим положение частей своего тела. Вот почему И. М. Сеченов назвал ощущения состояния собственных мышц «темными».
Работа мышц, как и вся двигательная деятельность человека, осуществляется через нервную систему головным мозгом и им регулируется. Это касается всех движений - сознательных или самопроизвольных, совершающихся без участия воли человека.
Схема всякого двигательного акта очень проста. Любое раздражение возбуждает тот или иной чувствующий нерв. Сигнал от него поступает в головной мозг и там с чувствительных клеток переходит на моторные, а они по нервам передают его исполнительным органам, которые производят целесообразные действия. Иными словами, движение любой части нашего тела является результатом координированной деятельности целого ряда мышц, которыми руководит центральная нервная система. Именно она связывает человека с внешним миром, поддерживает его жизнь в изменяющихся условиях и обеспечивает ее совершенствование.
В строении нервной системы всех живых существ класса позвоночных помимо головного мозга существует спинной. Роль спины играет очень важное значение при общей координации движений музыканта-исполнителя как за инструментом, так и вне его.
Спинной мозг, по сути дела, весьма сложно устроенный "многожильный кабель"', по которому движутся импульсы. Эти пучки волокон проводят сигналы от нервных окончаний мышц и сухожилий и отчасти от окончаний нервов, воспринимающих прикосновение и вибрацию, несут импульсы болевой чувствительности, ощущения тепла и холода. Таким образом, сигналы, идущие от различных мышц по чувствующим нервам, поступают сначала в спинной мозг, а оттуда по специальным проводящим путям - в кору больших полушарий головного мозга и в мозжечок, который считается главным центром или органом мышечной чувствительности.
Мышечное чувство возникает в результате работы специальных нервных аппаратов, помогающих узнавать о положении и состоянии мышц. Эти аппараты носят, название проприорецепторов - (от латинского «проприус»- собственный и «рецепцио» - восприятие).
Проприорецепторы расположены внутри мышц. Они служат для восприятия раздражений, возникающих в глубоких частях ткани; проприорецепцию поэтому относят к так называемой глубокой чувствительности. Проприорецепторы обладают замечательным свойством: они работают без устали и могут продолжительное время посылать сигналы в центральную нервную систему в ответ на постоянно действующее раздражение. К проприорецепции относятся кинестетические ощущения - это комплекс ощущений отдельных движений тела, который вызывается возбуждениями, поступающими от проприорецепторов. К ним относят вибрационные ощущения, тактильные (кожно-осязательные) ощущения, кинестетические (мышечно-двигательные) ощущения. Здесь различают кинестезию рабочих движений рук, кинестезию рабочей позы.
Импульсы, поступающие в центральную нервную систему, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприорецепторов. Отсюда вывод: значит, мышечное чувство (комплекс кинестетических ощущений) ни в коем случае нельзя изолировать от других ощущений, оно всегда воспринимается в комплексе с другими чувствами, чаще всего с видами осязания (чувством прикосновения, давления или слуха).
По утверждению академика В. М. Бехтерева [2 ] , «осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими мышечно-суставными ощущениями».
Осязание - это экстро-проприорецептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприорецептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках.
Академик Бехтерев указывал на возможность путем осязания понять даже чужую мысль, ибо, по его мнению, всякое желание сопровождается теми или иными движениями тела: «...Движения в этом случае представляются по своему характеру ни чем иным, как минимальным проявлением тех актов, которые должны соответствовать данной мысли и данному желанию» [3].
Известен опыт, иллюстрирующий это положение. Кому-либо предлагается на разложенных в ряд картах загадать одну и напряженно сосредоточиться на ней. Взявши затем руку загадавшего человека, которую он должен держать свободно, нужно провести его вдоль карт и тогда тотчас же можно уловить сопротивление, которое оказывает загадавший карту при прохождении рук над ней. Это дает возможность отгадать задуманную карту и доказывает, что сосредоточенная на данной карте мысль приводит в напряжение мышцы руки, останавливающейся против нее как бы в форме направленного к ней движения.
Ваши ощущения и восприятия могут, наконец, заметно обостряться и под влиянием эмоционально-волевых состояний человека, а также произвольного напряжения его внимания.
Подводя итоги, следует сказать, что наши органы чувств обладают исключительно высокой чувствительностью по отношению к раздражителям. К улавливанию их наши чувствующие «приборы» все лучше и лучше приспосабливались в процессе многовекового развития. Восприимчивость органов чувств может быть и еще более обострена путем применения побочных раздражений, путем упражнения, путем волевых усилий. Накопление соответствующего круга представлений и интересов помогает тому, что наши восприятия, возникающие на основе непосредственных ощущений, служат все более верным и полным отражением объективной действительности. Иными словами, такое тонкое кинестетическое ощущение мышц может быть развито каждым человеком при внимательном наблюдении над собой.
С. Л. Рубинштейн говорит, что проприорецептивная чувствительность при отсутствии специального к ней внимания и культуры отличается малой отчетливостью, но при надлежащей культуре и внимании она поддается известному совершенствованию. Опыт людей, которые сознательно работают над моторикой, убедительно свидетельствует о том, что, уделяя этому надлежащее внимание, человек может выработать у себя очень дифференцированное ощущение правильных движений и на основе такой утонченной и усовершенствованной кинестетической чувствительности научиться производить сознательный отбор правильных движений" [4].
НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП
Создав человека высокомыслящим существом, природа частично подавила его двигательную интуицию. Как правило, все двигательные процессы тела связаны с нерациональным расходом энергии. В результате в мышечных группах разнонаправленного действия - антагонистах - отсутствует автоматическое регулирование напряжения и расслабления.
Многие животные, например кошки, наделены двигательной интуицией. Человеку же приходится осознанно управлять мышечной сферой. Обычно это плохо удается. В чем основная причина такой неудачи?
Нерациональный расход энергии в мышечных группах приводит к увеличению процессов напряжения, а процессы расслабления, наоборот, сокращаются. Мышечные группы, окружающие наиболее подвижные суставы, особенно подвержены перенапряжению. При этом суставы травмируются, нарушается их природная гибкость. Неизбежной становится деформация мышц, уменьшается их эластичность и подвижность.
Может ли человек научиться управлять мышечными группами, добиваясь четкости их действий? Безусловно, может, если попытается выработать некую систему, основанную на естественных физиологических закономерностях двигательных процессов.
Рассмотрим трехфазовый цикл двигательного процесса.
Фаза 1 - подготовка действия. Концентрация внимания на определенных группах мышц, готовящихся совершить конкретное действие.
Фаза 2 - конкретное действие. Волевое включение в работу локальных мышечных групп, совершающих необходимое действие.
Фаза 3 - расслабление после действия. Компенсация напряжения в функционирующих мышечных группах.
Следует особо отметить, что именно третьей фазой управлять сложнее всего.
Любые пределы напряжения вполне допустимы в том случае, если они компенсируются адекватной степенью расслабления.Как же определить меру расслабления?
Интуиция у человека в лучшем случае формирует приблизительный характер ощущения. Каковы осознанные ощущения процесса освобождения?
Слово «свобода», которым обычно определяют состояние мышечных групп после их расслабления, весьма неопределенно. Свободу каждый человек воспринимает субъективно - от стремления освободить мышечные группы до предела - полной их «расхлябанности» - до частичного их освобождения. Неполное, частичное освобождение особенно часто встречается, когда мышечные группы находятся в состоянии хронического перенапряжения.
Каждый сустав от природы имеет определенную степень автономной естественной подвижности. Это своеобразный люфт [5] - нейтральное движение, совершаемое без ощутимых напряжений. Luft в переводе с немецкого значит «воздух». В музыке, особенно в вокальном искусстве, люфтпауза - это мгновение неглубокого вдоха, краткий перерыв в звучании перед началом новой фразы. Понятие люфт было принято Владимиром Мазелем для обозначения свободного нефиксированного состояния мышц, готовых к последующим действиям. Следовательно, прежде чем включить в активное действие мышечные группы, окружающие определенный сустав, необходимо развить ощущение естественной подвижности этого самого сустава.
К числу наиболее подвижных суставов, организующих и направляющих движения всех частей корпуса, относятся тазобедренные и плечевые. К этой же категории можно причислить и участок шейных позвонков.
Естественно, диапазон подвижности суставов различен: от очень большого - в тазобедренных и плечевых суставах - до очень ограниченного на участке шейных позвонков. Различны также физические возможности мышечных групп, окружающих определенные суставы, - сильные тазобедренные и плечевые, слабые шейные. Именно в зонах этих мышечных групп возникают эпицентры хронического напряжения и болевых ощущений.
Какие же методы работы помогут эффективно предохранить от перенапряжения зоны мышечных групп перечисленных суставов? По мнению Мазеля В.[6], «наиболее радикальным методом в данных случаях может служить постепенный, осмысленный, управляемый переход мышечных групп этих суставов из состояния покоя в состояние движения - от расслабления к напряжению. Естественный люфт обеспечит плавный переход от покоя (расслабления) к движению (напряжению), а также баланс этих процессов.
Люфт послужит своего рода эталоном ощущений, в пределах которых должен совершаться переход от относительно расслабленного состояния мышечных групп к напряженному. Например, во время подъема руки неизбежно излишнее напряжение ее мышечных групп. Эффективным способом компенсации этого напряжения являются миниброски руки, небольшие ее покачивания в зоне плечевого сустава, совершаемые во время подъема и сразу после подъема. Этот прием позволяет добиваться минимальной степени напряжения мышечных групп, удерживающих руку на весу длительное время в процессе ее активных действий.
Аналогичные искусственные минилюфты (покачивания) необходимо воспитывать в зонах мышечных групп тазобедренных суставов во время наклонов верхней части корпуса в разных направлениях.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ УДОБНОЕ И НЕУДОБНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.
ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ РУК.
Почему в одних случаях мы можем играть долго, не ощущая усталости, а в других - появляются тяжесть в руках, слабость и даже боль? Какое положение руки наиболее удобно?Когда мышцы и связки работают в оптимальном режиме и не устают?Почему, наконец, желательно держать руки именно так, а не иначе?
Догмы в ответах на эти вопросы нет и быть не может. Есть немало музыкантов, которые в силу особенностей анатомического строения организма (высокий или, наоборот, слишком низкий рост, соответствующая форма и величина руки и др.) а также привычки, приобретенной с детства, играют «прямыми» пальцами, держат кисть высоко или слишком низко (по сравнению с общепринятыми нормами) и при этом достигают хороших результатов.
Яркими примерами могут служить такие гениальные пианисты, как Владимир Горовец и Глен Гульд. Владимир Горовец в последние годы жизни играл практически «прямыми»пальцами. Глен Гульд сидел очень низко и играл как бы из-под клавиатуры, при этом четко фиксируя каждый звук.
Тем не менее основная масса фортепианных школ признает «классическое» положение руки на клавиатуре, когда рука округлена.Исходя из анатомического строения, такое положение создает оптимально удобные условия для работы мышц и связок руки. В этом можно убедиться, проанализировав отдельные моменты техники пианиста.
Фортепианная игра в конечном итоге подвластна объективным законам биомеханики, физики и физиологии. Зная и понимая их, легче избежать досадных ошибок в работе музыканта и педагога. Итак, попробуем разобраться, почему во время игры мы держим руки именно так, а не иначе.
Предпосылкой одного из основных условий удобной игры является округлое положение руки (ладони и пальцев) на клавиатуре фортепиано. Большинству пианистов это хорошо известно.
Причина, очевидно, в том, что в процессе сложного эволюционного развития человеку многие тысячелетия приходилось держать в руке орудия труда и прочие самые разнообразные предметы. Мышцы-сгибатели испытывали при этом большую нагрузку, чем разгибатели. Будучи хорошо развитыми, в силу своего большего тонуса в свободном состоянии они обеспечивают пальцы руки полусогнутыми. При этом мышцы-сгибатели практически не напрягаются. Для нажатия клавиши нужно незначительное сокращение мышц-сгибателей пальца. А так как на каждый палец приходится по две мышцы, без особых усилий можно выдержать нагрузку в течение многих часов. Мышцы-разгибатели пальцев, как и сгибатели, при округлении ладони и пальцев тоже не напряжены. Любое другое положение создает определенную зажатость. В этом нетрудно убедиться.
Если полностью выпрямить пальцы и некоторое время их так удерживать. Очень скоро вы почувствуете усталость мышц-разгибателей: рука «стремится» принять первоначальное положение. Расслабтесь. Пальцы сразу же свободно придут в полусогнутое состояние. Вам удобно и хорошо [7].
Как же работает мышечно-связочный аппарат в процессе достаточно быстрой игры?
Любое сокращение мышцы-сгибателя при нажатии клавиши, влечет за собой некоторое растяжение разгибателя. И после того, как мы отпускаем клавишу, палец вследтвие напряжения разгибателя, сразу же возвращается в исходное состояние.
Таким образом, играя упражнения на беглость или исполняя виртуозные произведения с преобладанием беглости, не следует намеренно поднимать пальцы от клавиатуры. В норме они сами как бы «отскакивают» от клавиш и зависают в удобном для последующих ударов (нажатий) положении. Иными словами, рука все время работает в клавиатуру, а не наоборот. Нагрузка при этом приходится на более сильные мышцы руки.
Что же происходит при игре "прямыми" пальцами? (т.е. недостаточно закругленными пальцами, когда они ставятся не на подушечку).
Уже только для того, чтобы удержать пальцы прямыми, мышцы-разгибатели должны несколько сократиться. При поднятии пальцев от клавиатуры эти мышцы сокращаются и напрягаются еще больше. Одновременно растягиваются и напрягаются мышцы и сухожилия сгибателей, расположенных на внутренней стороне предплечья. Таким образом разгибателям, помимо поднятия пальцев от клавиатуры, приходится преодолевать и дополнительное сопротивление. Мышцы устают. Нередко появляется зажатость и боли на наружной стороне предплечья.
Существуют и другие причины, вызывающие излишнее напряжение мышц руки. При игре на фортепиано условно выделим две точки опоры.
Одна - кончики пальцев, находящиеся на клавиатуре. Другая - суставы первых фаланг пальцев (между пястными костями в глубине ладони и первыми фалангами пальцев).
Эти суставы с наружной стороны пианисты обычно называют «косточками». Между тем было бы правильнее упор ощущать на внутренней стороне ладони, под «косточкой».
Если палец не округлый, верхняя точка опоры удаляется от нижней, удлиняется плечо рычага - по законам физики, увеличивается нагрузка на мышцы.
Как правило большинство педагогов считает, что при игре рука должна быть округлой, однако ученики в своих домашних занятиях не уделяют этому должного внимания.
Усложняет игру и привычка прогибать третью фалангу пальца в противоположную сторону. Рис.1
Рис.1
В результате страдает упругость руки, создается добавочная амортизация при ударе пальцев по клавише. Для извлечения более интенсивного звучания сгибателям пальцев приходится опять-таки работать с неадекватно большой нагрузкой.
Немаловажное значение при игре имеет и правильное положение кисти руки. Сухожилия пальцев проходят в области кисти под круглой связкой. От того, в каком положении они лежат в каналах, в определенной степени зависят интенсивность внутреннего трения и сопротивление при скольжении сухожилий.
Если кисть низко опущена или, наоборот слишком высоко поднята, то сухожилие в канале как бы перегибается. Сухожилия и стенка канала в местах касания и связанного с ним дополнительного трения при многократно повторяющихся движениях могут травмироваться.
Таким образом, налицо еще одна из возможных причин «переигрывания». А рука при этом болит непосредственно в области лучезапястного сустава.
Низкое положение кисти. Сухожилия под круглой связкой «перегнуты». Мышцы-разгибатели пальцев напряжены. Сгибатели от этого несколько растянуты. Рука не свободна (Рис.2).
Рис.2
Физиологически удобное положение руки. Сухожилия в канале прямые. Мышцы предплечья не напрягаются. Естественный тонус мышц держит пальцы полусогнутыми. Рука абсолютно свободна (Рис.3).
Рис.3
Безусловно, в процессе игры кисть и сухожилия в ней не могут постоянно составлять прямую линию. Это невозможно, да и не нужно. Очень важно, чтобы начинающий пианист научился чувствовать свободную «тяжелую» руку от кончиков пальцев и до плеча.Нередко он не в состоянии извлечь из инструмента сочное звучание, добиться хорошего легато, певучести, ровности. Между тем со стороны кажется, все делается абсолютно правильно.
Удостовериться, так ли это на самом деле, можно довольно простым способом. «Попробуйте, не отвлекая внимания ученика, приложить пальцы к трехглавой мышце его плеча. При неправильном звукоизвлечении чувствуются кратковременные толчки (нажатие каждой клавиши сопровождается сокращением трехглавой мышцы)» [8].
Порочную манеру игры следует исправлять безотлагательно, ибо в дальнейшем это помешает развитию беглости, выполнению ровного туше и др.
К заболеваниям рук нередко приводит неразумная, нерациональная работа над октавами.
В исполнении октав участвуют практически все мышцы руки, начиная от плеча и кончая сгибателями первого и пятого пальцев, расположенных по краям ладони. Характер исполняемой музыки и конкретные художественные задачи непосредственно влияют на приемы звукоизвлечения. От этого в большой степени зависит и нагрузка на те или иные группы мышц руки.
Так, получить певучие октавы (легато и легатиссимо) возможно лишь при участии мышц-сгибателей пальцев, расположённых на ладони и внутренней стороне предплечья. При этом «вдавливание» пальцев в клавиатуру требует и определенного участия трехглавой мышцы плеча. Мышцы-разгибатели практически не загружены. У пианистов с крупной рукой исполнение октав легато сопровождается чередованием четвертого и пятого пальцев. В таких случаях рука как бы «ползет» вслед за гибкими пальцами, которые без толчков «вдавливаются» в клавиши. В отличие от октав стаккато или нон легато, темп обычно не бывает высоким. Работают"относительно сильные мышцы.
Поэтому и опасность переиграть руку не столь велика.
Тем не менее пианистам с небольшой рукой следует избегать напряженности четвертого и пятого пальцев, особенно с наружной стороны ладони. В противном случае могут проявиться болезненность сухожилий и мышц-разгибателей этих пальцев.
Нередко, исполняя октавы стаккато в быстром темпе, пианисты неоправданно большое внимание уделяют поднятию кисти от клавиатуры. Ладонь и пальцы при этом «работают» с усилием вверх больше, чем это необходимо. Мышцы наружной стороны предплечья оказываются излишне загруженными. Результат - боль тыльной части предплечья и кисти.
Наиболее рациональным, очевидно, следует признать такой способ игры, когда рука первым и пятым (а при необходимости - и четвертым) пальцами как бы «хватает» клавиши и тут же, пружиня, отскакивает вверх. Находящиеся по краям ладони и на предплечье сгибатели работают по принципу пружин, отбрасывая кисть кверху. Аналогично прыгает на твердом столе упругий шарик, высота подскоков которого, не поддерживаемая извне, постепенно уменьшается, пока, наконец, движение полностью не затухает.
Для поддержания необходимой высоты «отскоков» руки от клавиатуры нужна сравнительно небольшая дополнительная работа мышц. Иными словами, не нужно «болтать» рукой от кисти: достаточно поддерживать необходимую упругость играющих пальцев. Такие движения можно повторять многократно, не переутомляя при этом руку.
Аккорды по принципу исполнения во многом напоминают октавы, однако имеются и отличия, на которые следует обратить особое внимание.
Удерживание пальцев руки под определенным углом друг к другу (чтобы каждый палец в аккорде попадал на свою клавишу) обеспечивается напряжением червеобразных и межкостных мышц ладони. Поскольку во время игры такие фиксации пальцев приходится делать часто, на эти мышцы падает немалая нагрузка. В зависимости от характера исполняемой музыки и штрихов в различной степени бывают задействованы и другие мышцы руки.
Очень важно, чтобы в промежутке между двумя аккордами рука хотя бы на мгновение расслабилась, так как межкостные и червеобразные мышцы невелики и при нагрузке быстро устают. Может появиться болезненное ощущение внутри ладони. Чаще оно локализуется с наружной (тыльной) стороны. Уместно вспомнить о значении слухового контроля. Если игра не осмысленна и не контролируется слухом, рука «не дышит». Иными словами, она не расслабляется. Чем больше мышц руки участвуют во взятии аккорда, тем более богатым и менее
жестким будет звучание инструмента. Следует отметить, что «влезание» пальцев в клавиатуру при участии всего тела создает много амортизационных точек и уменьшает жесткость удара. Звук же остается достаточно глубоким и певучим.
МОТОРИКА ДВИЖЕНИЙ
В музыкальных школах нередко наблюдается такое явление - серьезный, прилежный ученик много и регулярно работает, однако его техническое развитие явно отстает от необходимого в данном классе уровня. В то же время его товарищ, не отличающийся усидчивостью и большим трудолюбием, но имеющий врожденные зачатки виртуозности, садится за инструмент и, как говорят педагоги, пальцы у него «бегут». Игра не всегда аккуратна, не всегда все доучено, но, тем не менее, пальцы «бегут».
В таком случае обычно говорят: «У него хорошая моторика». А почему хорошая? От чего вообще зависит моторика движений?
Попытаемся весьма сжато и схематично рассмотреть этот вопрос с позиции физиологии.
Поскольку основная роль в развитии моторики движений принадлежит рефлексам, вспомним, что такое рефлекс. Рефлекс в общем смысле - это ответная реакция нервной системы, а вместе с тем и всего организма на раздражитель.
Есть рефлексы условные и безусловные. Цепочка безусловного рефлекса заложена в организме от рождения. Ответное движение на раздражитель происходит без участия сознания, автоматически, как бы само собой.Центр переключения на ответную реакцию чаще всего находится в спинном мозгу или подкорковых образованиях.
Предположим, вы дотрагиваетесь до горячего утюга. Рецепторы в коже пальцев передают раздражение по восходящим (афферентным) нервным путям в точку переключения на ответную реакцию.По нисходящим (эфферентным) нервным волокнам импульсы попадают в мышцу - вы мгновенно отдергиваете руку, при этом даже не успев подумать, горячо или холодно и чтоже вообще произошло. Движение последовало помимо вашей воли. Безусловные рефлексы постоянны. Даже в том случае, если мы 20 лет не трогаем горячий утюг, ответная реакция будет также мгновенна и постоянна.
Условный рефлекс - индивидуально приобретенная, непостоянная реакция организма. Его центры формируются в коре головного мозга.
Всеми волевыми целенаправленными движениями управляют центры, расположенные в основном в лобных отделах коры мозга, особенно в зоне ее передней извилины и парацентральных долях. Именно здесь принимаются импульсы из центров двигательного аппарата и посылаются ответные команды в поперечнополосатые мышцы.
Чтобы более детально разобраться в формировании двигательных навыков, обратим внимание на некоторые характерные моменты. Так, например, от желания произвести движение до его окончательного завершения проходит какое-то время. За короткое мгновение организм проделывает множество сложных операций. При достаточной тренировке такие нейромоторные процедуры ускоряются и совершенствуются, движения становятся более быстрыми и точными.
Моторика движений человека является специфической. Даже самые ранние двигательные навыки - ходьба и многие другие - являются приобретенными, это цепь сложных двигательных рефлексов. Поэтому любой двигательный навык можно рассматривать как сложный комплекс последовательно происходящих условных рефлексов. Моторные навыки регулируются не какой-то одной двигательной областью коры, а суммарной деятельностью многих корковых отделов-анализаторов.
Большая роль в координации движений принадлежит мозжечку. Именно здесь происходит анализ импульсов, приходящих из рецепторов мышц, связок и суставов, сообщающих о положении в пространстве тела или отдельных его частей. Процессы же концентрации, иррадиации, возбуждения и внутреннего торможения непосредственно регулируются корой полушарий головного мозга.
При изучении рефлексов и моторики в экспериментальных условиях была обнаружена интересная и немаловажная закономерность. Оказалось, что время ответной реакции на раздражитель уменьшается в результате разрушения проводящих путей от коры больших полушарий к спинному мозгу. Иными словами, деятельность коры больших полушарий тормозит безусловный рефлекс, поэтому, как это ни парадоксально, чем меньше мы думаем, тем быстрее двигаемся.
В процессе обучения игре на любом музыкальном инструменте создаются самые разнообразные рефлекторные связи. Очевидно, чем больше эти связи будут приближаться к безусловным рефлексам, тем проще и удобнее будет играть, тем лучше будет моторика движений.
Попробуем проанализировать, как формируются необходимые профессиональные навыки. Начнем с того, что на наши органы чувств действуют два вида раздражителей - прямые и непрямые.
Прямые раздражители воздействуют на первую сигнальную систему человека, т.е. на наши ощущения. Первую сигнальную систему имеют практически все живые организмы, однако у человека она более совершенна.
Вторая сигнальная система качественно новая, она связана с речью. Благодаря ей окружающая нас объективная реальность может отображаться абстрактно, обобщенно. Вторая сигнальная система присуща только человеку. Без ее участия невозможно приобретение профессиональных и письменных навыков.
На основе учения о взаимодействии первой и второй систем установлено, что наиболее эффективным методом усвоения двигательных навыков является сочетание словесного объяснения и демонстрации. Подтверждение тому - богатая педагогическая практика.
В процессе последовательных тренировок, все условно-рефлекторные движения становятся почти автоматическими.
Двигательные навыки частично или полностью утрачиваются при длительном отсутствии упражнений, а также при ухудшении состояния нервной системы (переутомление, болезнь, стрессы и др.). При этом чем сложнее аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга, чем сложнее приобретаемый двигательный навык, тем быстрее он утрачивается при отсутствии тренировок. Так, нерегулярные занятия прежде всего ведут к скованности, потере беглости, точности скачков и прочих элементов виртуозности. Иными словами - нерегулярные занятия ведут к потере моторики движений.
В формировании двигательного навыка можно выделить несколько фаз.
I. Первая фаза - генерализация. Она характеризуется широкой иррадиацией (распространением) возбуждения в клетках коры головного мозга. Говоря бытовым языком, из-за недостаточности торможения в этих клетках возбудительный процесс как бы «расползается» по коре мозга.В такой фазе движения неточны, плохо согласованы между собой. Так, к примеру, ученик разучивая новое произведение, в начале делает много лишних движений.
П. Вслед за первой фазой по мере тренированности наступает вторая фаза - развитие внутреннего торможения. В коре головного мозга процессы иррадиации возбуждения сменяются их концентрацией. Происходит специализация условно-рефлекторных связей. Движения становятся более точными.
III. Третья фаза характеризуется закреплением двигательных навыков и приобретением автоматизма. Автоматизируется при этом не весь навык целиком, а ряд его звеньев, движений, которые выполняются при участии приторможенных клеток коры мозга. Таким образом, движение осознается не полностью.
Из сказанного можно сделать вывод: именно способность «отключить» кору от подкорки улучшает моторику движений.
Человек не в состоянии произвести множество очень быстрых движений, сознательно думая о каждом из них. Так, например, пианист практически не может «приказать» пальцу очень быстро нажать ту или иную клавишу. Может ли спортсмен, метая диск, думать о каждом движении отдельно? Совершенно очевидно, что это невозможно.
При разучивании нового произведения (нота за нотой, звук за звуком, движение за движением) путем многократных повторений создаются временные условно-рефлекторные связи, сгруппированные в соответствующих отделах мозга. Непосредственное участие слуха и эмоциональной сферы музыканта ускоряет этот процесс. Тем самым ускоряется и формирование автоматизма в движениях.
Во время игры, благодаря создавшимся условно-рефлекторным связям, по нисходящим (эфферентным) путям нервные импульсы постоянно «текут» в мышцы руки, заставляя их сокращаться. Сокращение мышц, естественно, приводит в движение руку и пальцы.
Таким образом, с одной стороны (музыкальная память, эмоции, слух и т.д.) мы активно участвуем в процессе исполнения, с другой - дав свободу образовавшимся моторным навыкам, как бы слушаем и контролируем себя со стороны, тогда как руки «играют сами». Насколько свободно и быстро руки будут «играть сами», зависит от нашей способности не мешать автоматизму движений.
В педагогической практике немалое место занимает непосредственная демонстрация музыкального произведения или отдельных его частей. Однако на начальном этапе обучения этот способ таит в себе некоторые опасности.
Ученик, подражая учителю, начинает копировать окраску звука, штрихи, динамику и другие компоненты исполнения. Добиваясь любым способом нужного звучания, он иногда внутренне напрягается, однако это может остаться незамеченным. При многократных повторениях такое состояние закрепляется, зажатость «заучивается». Вначале, пока исполняются медленные, сравнительно несложные пьесы, такая скрытая зажатость вроде бы и не мешает. Позже, когда исполняются виртуозные прозведения, требуется хорошая моторика и свобода движений, музыкант не в состоянии справиться с возникающими техническими проблемами. Моторике его движений, безусловно, мешают добавочные, ненужные условно-рефлекторные связи, приобретенные в самом начале обучения.
Именно потому на начальных этапах обучения основное внимание должно уделяться развитию удобства и внутренней свободы при игре.Разучивая упражнения и этюды, особенно конструктивные, старайтесь не напрягаться. Так, играя упражнения типа Ханона ,попробуйте откинуть голову назад и посмотреть вверх, затем вниз, в стороны. Это может получиться не сразу. Играйте медленнее. Добивайтесь ощущения удобства и полного автоматизма. Подобные упражнения помогают расслабиться, избавиться от внутреннего напряжения и тем самым улучшить моторику движений.
Немаловажную роль в решении проблемы играет и развитие внутреннего слуха. При этом переутомление отрицательно сказывается на результатах занятий: притупляется слуховой контроль, координирующий работу мышц руки. С точки зрения физиологии такая координация обязательно должна существовать. Чтобы извлечь звук необходимой силы и окраски, внутренним слухом мы должны его «услышать» заранее.
Только при таком условии мышцы-сгибатели сократятся с необходимой силой, а их антагонисты (разгибатели) в нужной степени расслабятся. Движение будет рациональным и точным. Если этого нет, нарушается координация в работе мышц. Они как бы мешают друг другу.
Насколько координация работы мышц зависит от предварительной внутренней установки, нетрудно убедиться на очень простом примере.[9]
Предположим, нам нужно поднять ведро воды. Ведро закрыто крышкой. Нам сказали, и мы уверены в том, что оно доверху наполнено водой. Мы подсознательно готовимся к определенному усилию. Беремся за ручку, дергаем и... внезапно рука с ведром подлетает высоко вверх. Оказывается, ведро было пустым. Мышцы «настроились»на один вес, а сила потребовалась совсем иная. Очевидно, нечто похожее происходит и с музыкантом. Если слуховой контроль недостаточен, страдают координация, качество звука и беглость. Давно замечено: чем меньше себя слушаем, тем громче играем. Вообще же вопросы моторики движений требуют серьезного изучения. Реакция и быстрота - качества по большей части врожденные, однако при правильном и направленном их развитии, техническое мастерство достигается быстрее, с меньшими затратами сил и времени.
Заболевания рук музыканта
Болезни рук могут быть вызваны самыми разнообразными причинами: ушибами, порезами, растяжениями связок суставов, вывихами, трещинами кожи подушечек пальцев и др. Эти повреждения хотя и требуют лечения, обычно большой опасности для музыканта не представляют, так как не являются профессиональными.
Более серьезны воспаления сухожильных влагалищ и мышц (тендовагиниты и миозиты). Зная симптомы того или иного заболевания, можно яснее и правильнее изложить свои жалобы врачу. Не переходя полностью на самолечение, оказать себе посильную помощь и, по-возможности, выбрать оптимальный метод лечения.
Поскольку в основе многих профессиональных заболеваний доминируют воспалительные процессы, выделим некоторые характерные черты воспаления.
Воспаление
Медицинская энциклопедия характеризует воспаление как местное проявление ответной реакции организма на действия болезнетворного агента. Эта реакция возникла в процессе эволюции и характеризуется несколькими тесно связанными между собой и протекающими одновременно процессами: альтерацией (нарушение клеточной структуры и недостаточностью обмена веществ), эксудацией (нарушение кровообращения, просачивание плазмы в ткань), пролиферацией (разрастанием клеточных элементов).
Паталогическая физиология выделяет пять признаков воспаления:
1. Покраснение.
2. Припухлость.
3. Повышение температуры.
4. Болезненность.
5. Нарушение функции.
Причиной воспаления могут быть как внешние болезнетворные факторы - токсины, химические вещества, бактерии, ожог, ушибы, ранения, так и внутренние - отложения солей, некроз (гибель клеток, тканей), кровоизлияние в ткани и др. Далеко не всегда все пять признаков воспаления видны на поверхности тела.
Поскольку воспалительные процессы в сухожилиях и мышцах протекают в более глубоких слоях, такие признаки, как повышение температуры, покраснение (нередко и отек) - могут не проявляться внешне. Воспаление существует, но визуально мы его вроде бы и не наблюдаем.
В воспалительном очаге происходят нарушение обмена веществ, распад клеток и расщепление крупных молекул. В центре воспалительного очага, где повреждение ткани выражено наиболее заметно, наблюдается понижение окислительных процессов. В остальных частях воспаленной зоны резко повышается накопление кислых продуктов обмена веществ. Усиление притока крови вызывает покраснение и повышение температуры. Действие на нервные окончания продуктов распада клеток и тканей вызывает боль.
Количество кислорода, поглощаемого воспаленной тканью, превышает количество выделяемой ею углекислоты. Видоизмененные белки притягивают и задерживают воду. Отсюда набухание воспалительного очага, выражающееся в виде припухлости и отека.
Воспаление сухожилий и сухожильных влагалищ (тендовагиниты)
Воспаления сухожилий и сухожильных влагалищ могут быть асептическими (без возбудителя извне) и инфекционными. Инфекция в свою очередь - экзогенной (полученной извне) и эндогенной ("дремлющая" до определенного момента в самом организме). В настоящее время преобладает мнение, что причина тендовагинита любого вида -инфекция.
Однако эта теория недостаточно обоснована, поскольку далеко не всегда удается обнаружить возбудителя заболевания. Признаки тендовагинита могут появиться после некоторых заболеваний (воспаление легких, грипп, ангина) - сразу или спустя некоторое время. Между тем настоящая причина - ослабление организма болезнью , он не способен сопротивляться скрытой "дремлющей" в нем инфекции.
В первую очередь такая инфекция, как мы уже говорили, поражает "слабые места". И если до болезни можно заниматься много и результативно, то после нее даже незначительное напряжение может спровоцировать заболевание рук.
Поэтому во время любой болезни или после нужно стараться не переусердствовать в занятиях. Увеличивать нагрузку в работе постепенно и очень осторожно, иначе перегруженный сухожильно-связочный аппарат рук может стать тем самым "слабым местом", которое и поразит скрытая постоянно присутствующая в организме инфекция.
Причины асептических воспалений не всегда ясны. Известно, сухожилия движутся в сухожильных влагалищах, стенки которых увлажняются вырабатывающейся в организме синовиальной жидкостью. Благодаря такой смазке сухожилия свободно скользят и при этом практически не испытывают трения. Можно предположить, что существует ряд причин по которым нарушается поступление и резорбция синовиальной жидкости. При этом длительное трение контактных поверхностей сухожилия и его влагалища способно вызвать асептическое воспаление.
Встречаются тендовагиниты аллергического происхождения. В этих случаях любой возбудитель может проявлять себя как чужеродный организму элемент-антиген. Защищаясь от инфекции, организм в ответ на антигены вырабатывает антитела. В результате образуется комплекс "антиген + антитело", который и аллергизует организм. Нередко достаточно небольшого толчка, чтобы на этом фоне возник воспалительный процесс. Причину аллергии подчас очень трудно установить.
Аллергенами могут стать химические вещества, некоторые пищевые продукты, физические факторы, запахи, цветы, пыльца и т.д.Нередко тендовагиниты протекают на фоне ревматизма как ответная реакция на присутствие специфического возбудителя.
По характеру течения болезни тендовагиниты подразделяются на острые и хронические.В зависимости от вида возбудителя выделяются туберкулезный, бруцеллезный и другие тендовагиниты.
Музыканты обычно страдают так называемым крепитирующим тендовагинитом. Главный его симптом - характерный хруст (крепитация), появляющийся при движениях пальцев и кисти. Движения могут быть болезненными и затрудненными. Все симптомы локализуются в области предплечья, чуть выше круглой связки.
Порой крепитирующий тендовагинит относят к группе профессиональных заболеваний. Крепитирующий тендовагинит чаще других форм встречается у пианистов, скрипачей. Однако он может возникнуть и у представителей других профессий, которым приходится долгое время производить однообразные движения. В конечном итоге крепитирующий тендовагинит является следствием перенапряжения строго ограниченной группы мышц и трав-матизации околосухожильной клетчатки на предплечье по типу разминания. Болезнь диагностируются по появлению незначительной припухлости вдоль сухожилий руки, болезненности при движении пальцев и характерному потрескиванию, похожему на скрип сухого снега.
Крепитацию чувствует сам больной. Ощущает ее и врач, обхватив рукой болезненное место на предплечье пациента. Существует несколько теорий, объясняющих возникновение хруста. Часть авторов считает, что хруст вызывает отложение фибрина на поверхности сухожилий и сухожильных влагалищ (фибрин - нерастворимое белковое вещество, образующееся при свертывании крови). Другие говорят о выпоте фибрина между собственной фасцией мышцы и апоневрозом (фасция и апоневроз - соединительнотканные пленки и пластины, покрывающие мышцы, группы мышц и некоторые другие образования). Третьи говорят о сывороточно-кровянистом выпоте в сухожильном влагалище.
Еще в 1918 г. хирург Хаук, оперировавший больного крепитирующим тендо-вагинитом, заметил, что кожа и подкожная клетчатка были совсем нормальными. Воспалительный процесс оказался наиболее выраженным в рыхлых тканях (паратеноне). Хаук предложил заболевание называть крепитирующим паратенонитом. Это название, очевидно, наиболее точно определяет сущность процесса.
Ховард в 1937 г. обратил внимание на то, что воспалительный процесс отчетливо выражен в соединительной ткани, окружающей сухожилие, и в самой мышце, особенно в месте ее перехода в сухожилие. Причем исследование было сделано на седьмой день болезни, но изменения оказались выраженными вполне отчетливо. Это наблюдение ценно тем, что в срок, когда некоторые больные считаются выздоровевшими, измениния в тканях говорят об ином и объясняют причину частых рецидивов. И если одна из древних заповедей медицины гласит: "Не повреди", то в данной ситуации, очевидно, уместно будет добавить: "Не спеши, выздоравливай и тогда уже начинай заниматься".
Крепитирующий тендовагинит чаще всего локализуется на тыльной и ладонной стороне предплечья, где расположены мышцы и сухожилия разгибателей и сгибателей пальцев. Причем разгибатели, как более слабые, поражаются чаще.
Иногда встречается изолированное поражение разгибателя большого пальца. Симптомы - болезненность и хруст при отведении большого пальца, припухлость руки на 4-5 см выше кисти, боль при удерживании предметов. Нередко боль настолько сильна, что воспаление можно принять за перелом.Чаще всего крепитирующий тендовагинит протекает остро. Диагностика сравнительно проста.Хруст можно ощутить, обхватив больную руку пальцами повыше кисти. При движении пальцев чувствуется трение и крепитация в местах расположения сухожилий. Движения болезненны.
Выделяется еще одна форма тендовагинита - стенозирующий тендовагинит. Это заболевание встречается реже, однако желательно иметь и о нем некоторое представление.
Болезнь развивается постепенно. В начале рука (выше кисти) несколько опухает. Затем появляется боль при движениях пальцев и кисти. Стенка сухожильного влагалища со временем утолщается и начинает сдавливать сухожилия, мешая их движению.
Лечение тендовагинитов
Воспаления сухожилий - серьезная болезнь, лечить которую должен компетентный специалист. В противном случае возможны осложнения вплоть до перехода заболевания в хроническую форму. И тем не менее при появлении первых признаков заболевания своевременное применение профилактических мер и лечения не только облегчает течение болезни, но зачастую помогает ее полностью предотвратить.
Как вести себя в подобных случаях и что делать?
Классическая медицина считает, что первым и основным условием лечение тендо-вагинита должен быть покой. В тяжелых случаях применяют даже гипсование больной руки. В домашних условиях удобно использовать гипсовую лангетку. Из плотного картона или другого достаточно крепкого материала можно сделать лубок.
Лангетка (лубок) выстилается тонким слоем ваты или иным мягким материалом. Рука плотно, но не слишком туго прибинтовывается к лангетке. Особое внимание следует обратить на придание кисти руки удобного физиологического положения: пальцы полусогнуты, мышцы и связки не напряжены. Бинтовать необходимо всю руку от локтя до третьих фаланг пальцев. Рука подвязывается к груди, так как в опущенном положении она отекает.
Лангетку на время можно снимать и проводить необходимые процедуры (прогревание, грязь, массаж и др.). Показано любое тепло (солюкс, согревающий компресс, диатермия и др.).
Летом, в жаркие солнечные дни, полезно прогреть больное место на солнце 10-15 минут, разбинтовав лангетку. Постепенно время прогрева можно удлинять, доведя его до получаса и более. Помимо тепла, при этом проявляется и положительное действие ультрафиолетовых лучей. Обычно через 7-10 дней наблюдается значительное улучшение, вплоть до полного исчезновения симптомов заболевания.
Улучшению кровообращения способствуют спиртовые компрессы. Компресс делают следующим образом: хлопчатобумажную или льняную ткань смачивают 50-60-градусным раствором спирта (чистый спирт вызывает ожог кожи!). Увлажненная ткань накладывается на больное место. Сверху ткань покрывают вощеной бумагой или полиэтиленовой пленкой. Руку укутывают ватой, шерстяным платком, шарфом или другой тканью, лучше несинтетической. Компресс удобнее делать на ночь.
Если после компресса кожа покраснела и болит, процедуру можно отложить на день-два, а руку просто тепло обвязать. Для этой цели удобно использовать старый шерстяной носок, предварительно обрезав его со стороны стопы. При сильном раздражении покройте руку хлопчатобумажной тканью и лишь потом наденьте шерстяную манжетку.
В физиотерапевтических отделениях для прогревания часто используется парафин, который долго держит тепло и медленно отдает его. Однако после таких прогреваний иногда бывают рецидивы болезни. Возможно, это связано с появившейся частичной дряблостью мышц, связок и сухожилий, а также слишком резким переходом к активным занятиям.
Одна из наиболее эффективных тепловых процедур - грязевые аппликации. Теплоотдача грязи достаточно велика. Помимо тепла, лечебное действие оказывают химические компоненты и биологически активные вещества, содержащиеся в грязи. В место наибольшей крепитации можно ввести 1-процентный раствор новокаина (20-30 мм). Впрочем, возможно, при этом больше сказывается его обезболивающий эффект, а не лечебный.
Особое место как средство профилактики и лечения занимает массаж. Проводить его должен опытный специалист, предпочтительно - мануалист, знакомый со спецификой работы музыканта.
Безусловно наиболее эффективные результаты дает комплексное лечение, поэтому, наряду с другими способами врачевания, можно применять медикаменты: реопирин, бутадион, аспирин и др. После 5-7 дней приема нужен перерыв: длительное употребление лекарств без консультации с врачом может дать нежелательные осложнения. В настоящее время тендовагиниты довольно успешно лечат иглоукалыванием.
Иногда при болях рук носят эбонитовые браслеты. Возможно, в таком случаеположительный эффект оказывает не только электризация, но и психологический настрой.
Что нужно делать при появлении первых неприятных симптомов, если нет возможности обратиться к специалисту?
Почувствовав утомление и тяжесть, не откладывая на завтра, тепло обвяжите руку, предварительно сделав легкий массаж: плеча, предплечья, кисти. В тепле улучшается кровообращение и соответственно - питание ткани. На ночь - спиртовой компресс. После занятий усталость и тяжесть в руках иногда снимает летний душ или обтирание тела и рук прохладной водой. В этом случае раздражение рецепторов кожи оказывает положительное влияние на центральную нервную систему. Исчезает зона повышенного раздражения (доминанта) в коре головного мозга. Смягчается порочный круг: боль - кора, кора - боль.
После водных процедур руку также необходимо тепло укутать (опять-таки лучше шерстяной тканью). Обтирание прохладной водой или душ можно периодически повторять. Если симптомы исчезают, нет необходимости прибегать к другим методам лечения.
При острых крепитирующих тендовагинитах улучшение обычно наступает в течение 7-10 дней. В запущенных случаях требуется две-три недели и более.
Лечение стенозирующего тендовагинита более сложное.
Вначале применяются консервативные способы. Если улучшение не наступает, приходится оперировать. В процессе операции вскрывается сухожильное влагалище и удаляется часть его стенки. Таким образом, создаются условия, облегчающие движения сухожилия.
Особое место в лечении крепитирующего тендовагинита занимает мануальная медицина, так как часто воспаления сухожильных влагалищ у музыкантов вызваны не только "погрешностями" постановки и переутомлением во время игры. Нередко нарушение подвижности суставов плеча, локтя, кисти и пальцев могут вызвать усталость мышц предплечья и тем самым спровоцировать заболевание.
Представьте на минуту, что ваш сустав "заржавел". Нарушается свобода и легкость движений. "Расшевелить" такой сустав и снять напряжение мышц с успехом может специалист, имеющий опыт, владеющий приемами мануальной терапии.
Воспаления мышц
(миозиты)
Миозит (от греческого "myos" - мышца) - воспаление скелетных мышц. К миозитам относят заболевания мышц, которые не всегда носят воспалительный характер.
В больной мышце, как правило, появляются признаки нарушения обмена веществ. При этом ее ткань набухает, мышечные волокна перерождаются, исчезает их продольная и поперечная исчерченность. Нередко мышечная ткань превращается в бесцветную однородную массу, напоминающую воск. В результате воспаления среди видоизмененных мышечных волокон может развиваться соединительная ткань, которая со временем трансформируется в рубец. Образование рубца крайне нежелательно.
Во-первых, как известно, рубцовая ткань не сокращается, поэтому мышца утрачивает свою основную функцию.
Во-вторых, нарушается проводимость импульса из центральной нервной системы в мышцу. Видоизменная структура мышцы не успевает вовремя отреагировать на импульс. Мышца сокращается более вяло и как бы с некоторым опозданием.
Миозиты в зависимости от причины и характера возбудителя, как и тендовагиниты, могут быть инфекционными и асептическими. Первые из них особенно опасны, так как возникают и протекают на фоне инфекционных заболеваний (ревматизм, туберкулез, трихинеллез и др.).
Асептический миозит может появиться после травмы, тяжелой физической работы ограниченной подвижности сустава, сопутствовать тендовагиниту и т.д. К неинфекционным миозитам относятся и профессиональные миозиты, встречающиеся у лиц самых разных профессий, - машинисток, стенографисток, пианистов, скрипачей, швей, вязальщиц и др.
Многочисленные статистические данные показывают, что профессиональные заболевания рук часто сочетаются с болезненными изменениями в суставах и связочном аппарате рук. И так же, как и при тендовагинитах, воспаление сустава, ограничение подвижности (плеча, локтя, кисти, пальцев) может вызвать миальгические боли и миозит.
Профессиональные миозиты развиваются в результате длительного физического перенапряжения определенной группы мышц, воздействие высоких и низких температур, вибрации, сквозняков, смачивании рук горячей и холодой водой, маслами и т.д.
Постоянное перенапряжение мышцы вызывает в ней нарушение кровообращения, что в свою очередь отрицательно сказывается на питании мышечной ткани. Изменяется биохимическая структура, появляются дистрофические изменения.
Выделяют три стадии миозита.
При первой стадии во время игры ощущаются усталость и тяжесть в руках. После прекращения занятий эти симптомы через некоторое время исчезают.
При второй стадии рука болит во время игры, болит при пальпации (прощупывании). Нередко боль остается и в состоянии покоя. В этой стадии заметны дистрофические изменения мышц в виде уплотнений, однако заболевание еще поддается лечению. Можно восстановить силу и выносливость мышц.
При третьей стадии все симптомы миозита выражены очень ярко. Мышцы дряблые, атрофичные, в них прощупываются твердые узлы и тяжи. Прогноз такого запущенного миозита неблагоприятен.
Иногда во время игры появляется напряжение мышц, переходящее в зажатость - так
называемый "писчий спазм". При этом структура мышц почти не изменена, однако боль и усталость фиксируются в коре головного мозга в виде очага повышенного раздражения. Спустя некоторое время даже при незначительном утомлении мышц и сухожилий в таком очаге может повторяться и закрепляться неадекватно сильное возбуждение. В силу постоянной активной деятельности очага повышенного раздражения по нисходящим нервным путям возбуждение передается обратно в мышцы, тем самым усиливая в них спазмы и боль.Образуется порочный замкнутый круг -"мышца - кора - мышца". Визуально мы не наблюдаем никаких патологических изменений в мышцах, тем не менее боль и зажатость мешают игре. Разрубить такой замкнутый круг очень непросто.
В отдельных случаях при игре могут появиться миальгические боли различного характера и силы (острые - стреляющие, тупые - ноющие, ломящие). Такая мышечная боль возникает внезапно при неловком движении, охлаждении, утомлении. Иногда она развивается постепенно.
Миальгию следует отличать от невралгии, невритов, радикулитов. При нажатии на больное место миальгическая боль появляется раньше, чем пальцы достигают нервных сплетений и стволов. Иными словами, болезненность ощущается в самой мышце, а не под ней в более глубоких слоях.
Лечение миозитов
Способы лечения миозитов и тендовагинитов имеют много общего, однако имеются и некоторые различия. Важно вовремя обратиться к специалисту. Установить начало заболевания вам помогут определенные объективные признаки. К ним относятся:
1.Болезненность при пальпации (прощупывании) мышцы и группы мышц (например, сгибателей, разгибателей и др.).
2.Боль, возникающая в пораженной мышце при ее сильном напряжении.
3.Прощупываемое изменение консистенции (плотности) мышц.
4.Ослабление силы больной мышцы.
Для проверки первого симптома свободно положите согнутую руку на стол. Не спеша прощупайте все мягкие ткани руки. При миозите болезненность будет не диффузной ("разлитой"), а локализованной в отдельной мышце или определенной мышечной группе.
Для обнаружения второго признака попробуйте преодолеть сопротивление, напрягая больную мышцу или группу мышц.Так, если вы чувствуете боль в области двуглавой мышцы, сгибайте руку в локте, одновременно удерживая ее здоровой рукой. Усиление боли может служить одним из признаков заболевания двуглавой мышцы. То же самое проделайте с трехглавой мышцей. В этом случае больную руку нужно разгибать, опираясь ею о край стола или удерживая другой рукой. Возникшая при этом боль заставит вас быстро прекратить сопротивление.Исследуя мышцы предплечья, удобнее всего пользоваться напряжением сгибателей или разгибателя пальцев.
В первом случае согните пальцы "крючком", а другой рукой попробуйте их разогнуть. При миозите возникает боль в предплечье с его ладонной стороны. Если есть подозрение на миозит разгибателей, положите руку на стол ладонью вниз и отгибайте кисть вверх. Другой рукой пытайтесь прижать кисть к столу. Характерная боль при этом также может служить одним из признаков миозита разгибателя пальцев.
Для обнаружения третьего признака сравните плотность болезненной мышцы с плотностью такой же мышцы на здоровой руке. В глубине мышцы могут прощупываться отдельные уплотнения или тяжи, болезненные при пальпации. При этом свежие узлы поддаются разминанию, застарелые (при фибромиозитах) - практически нет.
Четвертый признак: ослабление мышечной силы - объективно устанавливается динамометрией. Субъективно мы сами чувствуем относительную слабость больной руки. Не следует смешивать миальгические и миозитные боли с болями, возникающими после физической нагрузки.Всем хорошо известно, как после бега, игр, соревнований болят мышцы ног, рук или всего тела. Возникают они обычно на следующий день и через день-два проходят. Такая боль в общем-то даже приятна и не представляет никакой опасности.
Лечение профессиональных миозитов представляется делом нелегким и лучше, если оно проводится комплексно. Принципы лечения:
а) снять боль;
б) улучшить кровообращение в больных мышцах, усилить их сократительную способность;
в) нормализовать обменные процессы.
Рассмотрим некоторые моменты лечения, хотя в конечном итоге оно должно проводиться под наблюдением специалиста.
Как и при тендовагините, больной мышце в первое время должен быть предоставлен покой. Лечащий вас специалист может рекомендовать, когда и каким образом можно переходить к занятиям, однако в самом начале заболевания покой больной мышце обязателен.
Массаж в начале лечения должен быть легким, не травмирующим мышцы, позже - более длительным и интенсивным. Если процесс запущен и одних усилий мануалиста недостаточно, можно подключить к лечению физиотерапию.Применяются прогревания парафином, лечебными грязями. Хорошо действуют и увеличива тонус мускулатуры гальванические ванны из эмульсии нафталанной нефти.
Показателен ионофорез с новокаином. Курс лечения не менее 10-12 сеансов, после чего 2-3 недели не рекомендуется работать с большим напряжением больных мышц. Хороший эффект дает внутримышечное введение в больную мышцу 10-30 мл 0,5-процентного новокаина. Тем не менее быстрое улучшение самочувствия и увеличение сократительной силы не означает, что лечение завершено. Благотворно влияние лечебной физкультуры. Общеукрепляющие упражнения улучшают обменные процессы в мышце и отчасти регулируют деятельность всей нервной системы, помогают разорвать порочный круг "мышца - кора - мышца", о котором мы говорилось раньше. Лучше всего, если специальные упражнения покажет лечащий специалист. При лечении миальгий так же показаны покой, тепловые процедуры: - лампы, компрессы, физиотерапия. Назначаются уменьшающие боль и температуру медикаменты, реопирин, анальгин, аспирин и др.
Следует обратить внимание на то, что при прочих равных условиях миозитам более подвержены лица с недостаточным развитием мышц плечевого пояса и рук, никогда не занимавшиеся не только спортом, но даже не делавшие утренней зарядки.Отсюда понятно значение разумных занятий спортом и физкультурой, необходимость микропауз между работой или занятиями.
Ганглий (Ganglion)
Ганглий - патологическое образование, развивающееся в результате перерождения стенки капсулы сустава или сухожильного влагалища. Чаще всего ганглий появляется на тыльной стороне кисти.
Форма ганглия обычно круглая, консистенция твердая или эластичная. Величина - от размеров горошины до лесного ореха.
Причина образования ганглия - ослабление капсулы сустава или стенки сухожильного влагалища, а нередко - травма.Вначале ганглий представляет собой полость, наполненную желеобразной коллоидной массой. Позже перегородки полости (кисты) истончаются, и она становится однокамерной. Нередко такая киста при помощи тонкого канала сообщается с полостью сустава или сухожильного влагалища.
Ганглий как профессиональное заболевание встречается у пианистов, скрипачей, машинисток, прачек и др. Чаще - в молодом возрасте.
В области ганглия при длительном выполнении работы порой появляется ломящая боль.
Заболевание, как правило, лечат хирурги. В начальных стадиях ганглий можно вдавить обратно, после чего плотно забинтовать кисть. Случается, ганглий исчезает сам по себе.
Наиболее рациональным является хирургическое лечение. Капсулу ганглия рассекают и подшивают к подкожной клетчатке. Отверстие, соединяющее ее полость и сустав, зашивают и перевязывают.