СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физиолого-гигиенический анализ занятия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Физиолого-гигиенический анализ занятия»

Анализ урока с физиолого-гигиенических, санитарных, экологических позиций

1. Анализ урока с физиолого-гигиенических позиций

• Краткая общая характеристика урока.

Требования, предъявляемые при данном плане урока к деятельности учащихся, и их обоснованность с точки зрения требований психо - и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.

•  Характеристика класса. Нарушение здоровья, физические и психические
отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам
детей с нарушениями здоровья, учёт этих рекомендаций.

•  Учёт возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся
на уроке.

•  Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять
элементарную коррекцию.

•  Соблюдение гигиенических требований к содержанию классного помещения.

•  Соблюдение психогигиенических требований при определении места урока в
расписании.

•  Наличие и предупреждение перегрузки учащихся.

2. Оценка санитарно-гигиенических условий урока в примерной схеме полного
анализа урока.

• Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

•  Соответствие мебели возрасту ребёнка.

•  Уровень освещённости, чистота помещения.

•  Размещение учащихся в учебном помещении с учётом их особенностей здоровья

•  Приёмы и методы работы над осанкой учащихся.

• Режим проветривания, проведение физминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

• Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет,
чёткость написания).

• Наличие отвлекающего от темы урока.

• Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих
уроках.

3. Экология урока в схеме анализа личностно ориентированного урока.

Состояние здоровья учащихся класса и его учёт на уроке.

• Какое настроение было у детей на уроке, не возникали ли состояния
подавленности, агрессии, неудовлетворённости, пассивности, нежелания
работать? Что было причиной подобных состояний?

• Не переутомились ли дети? Достаточно ли были загружены все учащиеся, и не было ли перегрузки учебным материалом?

• Пережили ли дети радостное чувство успеха?

• Условия (внешние, материальные) обучения в данном помещении.

•  Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимопонимание и взаимная
забота учителя и учащихся, в чём они проявлялись?

С каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?



Рекомендации учителю по проведения урока с позиции здоровьесбережения

При проведении урока необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1) обстановку и гигиенические условия кабинете:

температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма смены видов деятельности 4—7 за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача, коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

З) средняя продолжительность частоты чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма — 7—10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. (норма — не менее трех);

5) чередование видов преподавания: норма — не позже чем через 10—15 минут;

б) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки);

7) место и длительность применения ТСО: умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз: наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание к продолжительности: норма — на 15—20 минут урока по 1 минуте из З-х легких упражнений

10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д.;

11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу: норма — не менее 60% и не более 75—80%;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25—30 минут в начальной школе; 35—40 минут в среднем и старшем звене.

16)темп и особенности окончания урока:

— быстрый темп, скомканность, нет времени на вопросы учащихся; быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

— задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).