Физкультминутки. Времена года «Зима»
На календаре последние дни января - самое время крещенских морозов. И хоть с каждым годом мы замечаем, что зимы становятся всё теплее, и мороз уже не так господствует в природе, но всё равно ни одна зима в нашей стране не обходится без ясных морозных дней.
Знакомые всем строчки А.С. Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!..», Нам не страшен МОРОЗ!
ОТГАДАЙ!!!
«Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занёс,
Изо льда мосты построил,
Кто же это?» (Дед Мороз)
(Из сборника «Большая книга Деда Мороза»)
«Все его зимой боятся —
Больно может он кусаться!
Прячьте уши, щёки, нос —
Ведь на улице …» (Мороз)
«Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка…» (Мороз)
А теперь время физкультминутки по стихотворению «Мороз»
Скрипит мороз.
(«Маршируем» по кругу, высоко поднимая колени — показываем, что к нам пришёл суровый мороз)
Сердит мороз.
(Руки прямые вдоль туловища, кулачки сжаты и сильно потопаем ногами — вот так сердится мороз)
И снег
Сухой и колкий.
(Теперь прыгаем с ножки на ножку, как будто снег колется)
И вяз озяб.
(Обнимаем руками себя за плечи и крутим туловище из стороны в сторону)
И дуб замёрз.
(Руки опускаем вдоль туловища, подпрыгиваем на двух ногах вместе, одновременно поднимая и опуская плечи)
Насквозь
Продрогли ёлки.
(Руки также вдоль туловища, ладошки параллельно полу — слегка приседаем и одновременно по очереди поворачиваем тело вправо и влево — так ёлочки пытаются согреться)
И солнце в небе,
Как желток…
(Поднимаем прямые руки вверх, делаем ладошками маленький круг и тянемся за ним как можно выше)
И до того
Мороз
Жесток.
(Как можно сильнее обхватываем спину руками и перепрыгиваем с ноги на ногу, высоко поднимая колени, — так сильно мы замёрзли и хотим согреться)
Что через поле
Птица
Перелететь
Боится!
(Делаем большие взмахи руками-«крылышками» и одновременно быстро бежим по кругу — птичка пытается поскорее перелететь через поле)
(Автор стихотворения — Т. Волжина)
Вторая физкультминутка по стихотворению «Мороз»
«Бураны, вьюги и метели…
(Произвольно изображаем снежную вьюгу — можно покружиться, размахивать руками из стороны в сторону, сделать «снежный вихрь» круговыми движениями вытянутых рук перед собой и т.п.)
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни!
(Изображаем шум и толкотню — сначала пошумим, стуча ногами по полу и повыше поднимая колени, а затем потолкаемся — руки согнуты в локтях на уровне пояса, делаем отрывистые движения одновременно двумя локтями назад и в стороны)
Как надоели мне они!» —
Так проворчал мороз угрюмый,
(Ладошками держим голову около висков и осторожно наклоняем голову вправо и влево — «мороз недоволен и устал от шума»)
И речку лёд сковал без шума,
(Опускаемся на пол, садимся на колени, тянемся туловищем и вытянутыми руками вперёд как можно сильнее, скользим вытянутыми руками по полу из стороны в сторону — «речку покрыл лёд»)
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
(Плавно поднимаем туловище, по-прежнему сидим на коленях. Потихоньку и осторожно опускаем голову вниз, растягивая шею, и обхватываем себя руками за плечи — в таком положении посидим тихо и неподвижно какое-то время. Вот так «деревья скрылись под инеем» и в природе «наступила тишина»)
(Автор стихотворения - В.Д. Берестов)
Третья физкультминутка по стихотворению «Мороз»
В лесу мороз
ощупывал деревья…
(Пусть малыш будет деревом, а взрослый - морозом. Произносим первую фразу стихотворения и начинаем «морозить» ребёнка своими прикосновениями, а он должен стараться отбегать, отпрыгивать и увёртываться от вас. Лучше заранее обозначить игровое пространство пределами, например, одной комнаты. Для разнообразия можно меняться ролями)
(Заканчиваем игру)
Но главное, что я увидел сам, -
(Стоим прямо, руки вдоль туловища — медленно отклоняем голову назад, хорошо вытягивая шею, и несколько секунд смотрим вверх. Также плавно возвращаемся в исходное положение)
Как белый дым
Над чёрною деревней
(Изображаем, как дым из трубы поднимается вверх: вытянутые руки поднимаем вверх над головой, соединяем ладошки, поднимаемся на цыпочки, смотрим вверх и тянемся всем телом как можно выше)
Он приморозил
К синим небесам.
(Оставаясь в этом же положении, «замираем» на какое-то время — так «дым из трубы примёрз к небу»)
(Автор стихотворения - А. Климов)