СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физкультурно - оздоровительная работа в процессе игры младшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физкультурно-оздоровительная работа в процессе игры младшего дошкольного возраста. Мастер класс для воспитателей в рамках педагогического совета 2014.

Просмотр содержимого документа
«Физкультурно - оздоровительная работа в процессе игры младшего дошкольного возраста.»

Мастер класс для воспитателей.

Тема: Физкультурно - оздоровительная работа в процессе игры младшего дошкольного возраста.

Воспитатель МБДОУ № 2 « Рябинушка» ЗМР РТ:

Антонова Татьяна Валентиновна, I кв. категория

Игры с мячом.
К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы становимся детьми. Вспомним свое детство: кого из взрослых мы любили больше всех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились партнерами в играх, заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, привносили в нашу жизнь радость.

Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид - игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру. И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становится «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. По всей вероятности, этот предмет любим детьми еще и потому, что «созвучен» им, - такой же прыгающий, «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях.

Педагогическая ценность игр с мячом
Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание и др.), получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) - активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку.

Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или прыжке.

Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца.

Мяч - первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.
Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать занятие более понятным, а главное, задает ритм выполнения игрового задания.

Поиграем с солнышком

ЦЕЛЬ: Научить прокатывать мяч в заданном направлении.

Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом (в этой игре желательно использовать мяч желтого цвета) располагается напротив, на расстоянии 0,6-1,0 м. Читает стихотворение и выполняет соответствующие действия.

Солнышко желтое (медленно прокатывает мяч от руки к руке),

Солнышко теплое (вокруг себя по полу)

По небу катилось, катилось (прокатывает мяч двумя руками ребенку),

К Мише (имя ребенка) в гости прикатилось. (Ребенок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками маме).

Участники игры образуют полукруг. Водящий располагается напротив и по очереди прокатывает мяч всем играющим. При усложнении игры водящий может направлять мяч любому из играющих, не соблюдая очередности, тем самым вынуждая малыша быть внимательным. Исходное положение ребенка тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.

Мяч в кругу

ЦЕЛЬ: Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве. 

В этой игре можно объединить нескольких детей. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Воспитатель дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись,

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе воспитателя («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени и т.д.

^ Совет : Нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог прокатить мяч. Необходимо напоминать детям, что мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

Прокати и догони

ЦЕЛЬ: Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилением, развивать умение ориентироваться в пространстве. 

Ребенок с мячом в руках находит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мяч (толкает мяч двумя руками).

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился).

А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его).

Это сделать нам легко! (Поднимает мяч над головой: «Поймал!»).

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).

^ Совет : Приучайте малыша посмотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Не бежать за мячом сразу, а дождаться речевого сигнала. Объясните, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движением рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими).

Сбей кегли

ЦЕЛЬ: Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).

Это отличная игра для отработки меткости и навыков катания. Взрослый ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка и дает ему большой мяч.

Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается. 

^ Совет : Перед тем как дать мяч ребенку, заинтересуйте его, покажите, что надо сделать, сопровождая свой показ такими словами:

Посмотри, какие кегли
Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками) - 

И они уже лежат! (Обращает внимание на сбитые кегли).

Следите, чтобы малыш энергично отталкивал мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед вверх. Приучайте его смотреть вперед (на кегли). Хвалите, даже если малыш не попадает в цель. Отметьте мелом, кусочками пластыря на полу, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку самостоятельно устанавливать сбитые предметы на место. 

Башенка 

ЦЕЛЬ: Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).

Это игровое упражнение можно предложить ребенку, когда ему наскучит игра в кегли.

Из трех-четырех кубиков построить башенку. Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном месте (цветной кружок или шнурок), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить башенку, находящуюся на расстоянии 1,5 м от него.

Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков (которые не должны быть слишком тяжелыми).

Совет . Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем.Учите его смотреть вперед. Хвалите, даже если он не попадает в туннель.