Мастер класс для воспитателей.
Тема: Физкультурно - оздоровительная работа в процессе игры младшего дошкольного возраста.
Воспитатель МБДОУ № 2 « Рябинушка» ЗМР РТ:
Антонова Татьяна Валентиновна, I кв. категория
Игры с мячом.
К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы становимся детьми. Вспомним свое детство: кого из взрослых мы любили больше всех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились партнерами в играх, заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, привносили в нашу жизнь радость.
Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид - игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру. И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становится «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. По всей вероятности, этот предмет любим детьми еще и потому, что «созвучен» им, - такой же прыгающий, «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях.
Педагогическая ценность игр с мячом
Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание и др.), получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) - активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку.
Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или прыжке.
Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца.
Мяч - первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.
Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать занятие более понятным, а главное, задает ритм выполнения игрового задания.
Поиграем с солнышком
ЦЕЛЬ: Научить прокатывать мяч в заданном направлении.
Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом (в этой игре желательно использовать мяч желтого цвета) располагается напротив, на расстоянии 0,6-1,0 м. Читает стихотворение и выполняет соответствующие действия.
Солнышко желтое (медленно прокатывает мяч от руки к руке),
Солнышко теплое (вокруг себя по полу)
По небу катилось, катилось (прокатывает мяч двумя руками ребенку),
К Мише (имя ребенка) в гости прикатилось. (Ребенок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками маме).
Участники игры образуют полукруг. Водящий располагается напротив и по очереди прокатывает мяч всем играющим. При усложнении игры водящий может направлять мяч любому из играющих, не соблюдая очередности, тем самым вынуждая малыша быть внимательным. Исходное положение ребенка тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.
Мяч в кругу
ЦЕЛЬ: Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве.
В этой игре можно объединить нескольких детей. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Воспитатель дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.
Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись,
И Катюше (ребятам) улыбнись!
По просьбе воспитателя («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени и т.д.
^ Совет : Нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог прокатить мяч. Необходимо напоминать детям, что мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.
Прокати и догони
ЦЕЛЬ: Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилением, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Ребенок с мячом в руках находит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.
Наш веселый, звонкий мяч (толкает мяч двумя руками).
Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился).
А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его).
Это сделать нам легко! (Поднимает мяч над головой: «Поймал!»).
В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).
^ Совет : Приучайте малыша посмотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Не бежать за мячом сразу, а дождаться речевого сигнала. Объясните, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движением рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими).
Сбей кегли
ЦЕЛЬ: Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).
Это отличная игра для отработки меткости и навыков катания. Взрослый ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка и дает ему большой мяч.
Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.
^ Совет : Перед тем как дать мяч ребенку, заинтересуйте его, покажите, что надо сделать, сопровождая свой показ такими словами:
Посмотри, какие кегли
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками) -
И они уже лежат! (Обращает внимание на сбитые кегли).
Следите, чтобы малыш энергично отталкивал мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед вверх. Приучайте его смотреть вперед (на кегли). Хвалите, даже если малыш не попадает в цель. Отметьте мелом, кусочками пластыря на полу, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку самостоятельно устанавливать сбитые предметы на место.
Башенка
ЦЕЛЬ: Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).
Это игровое упражнение можно предложить ребенку, когда ему наскучит игра в кегли.
Из трех-четырех кубиков построить башенку. Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном месте (цветной кружок или шнурок), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить башенку, находящуюся на расстоянии 1,5 м от него.
Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков (которые не должны быть слишком тяжелыми).
Совет . Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем.Учите его смотреть вперед. Хвалите, даже если он не попадает в туннель.