СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физкульт минутки и физкульт паузы для учащихся

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое пособие поможет востановить работоспособность на уроках, а также сформировать навык выполнять самостоятельно упражнения, сознательно подходить к своему здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Физкульт минутки и физкульт паузы для учащихся»

МБОУ СОШ №207

Калининского района
















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:


ФИЗКУЛЬТ МИНУТКИ И ФИЗКУЛЬТ ПАУЗЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ











ПОДГОТОВИЛ: учитель физического воспитания

ДРАГАНОВА Е.А.









Новосибирск 2017-2018 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ



I.ФМ ЛОКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЕГМЕНТЫ ТЕЛА.

5

1 ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

5

1.1 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

5

2 ФК ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

6

2.1УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНЕГО ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

6

2.2 КОМПЛЕКС ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ КИСТЕЙ РУК И ТУЛОВИЩА ДЛЯ ЖЕНСКИХ ГРУПП (МХ)

6

3 ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ

8

3.1 ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ СТАТИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ МЫШЦ СПИНЫ

8

3.2 КОМПЛЕКСЫ ФМ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ

8

3.3 ФМ АКТИВИЗИРУЮЩАЯ КРОВООБРАЩЕНИЕ В НОГАХ

9

4 ФМ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ ГЛАЗ

10

4.1 КОМПЛЕКСЫ ФМ ДЛЯ ГЛАЗ

11

4.2 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

12

4.3 УПРАЖНЕНИЕ «МЕТКА НА СТЕКЛЕ»

12

II.ФМ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ

14

1.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ

14

2.КОМПЛЕКС ФМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КОТОРЫЕ ОЧЕНЬ МНОГО ПИШУТ И РАБОТАЮТ С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ НА УРОКАХ

14

3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МОБИЛИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ

15

4.КОМПЛЕКС РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ УРОКОВ АЛГЕБРЫ , ГЕОМЕТРИИ

15

5.КОМПЛЕКС РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ЛЕКЦИОННОЙ ПАРЫ

15

6.КОМПЛЕКС РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УСТРОЙСТВ

16

7.ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УСТАЛОСТИ НА ЛЕКЦИОННЫХ ПАРАХ

16

8.ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙЧТВИЯ

17

















ВВЕДЕНИЕ


Учебная пора - серьезный период в школе, связанный с повышением умственной и психической нагрузи. Этот период требует большого напряжения нервной системы и психических функций. В этот период учащимся грозит малоподвижный образ жизни – гиподинамия. Повысить умственную работоспособность и уменьшить риск заболевания гиподинамией в период учебы и подготовки к экзаменам в значительной мере помогают комплексы физкультурных минуток и физкультпауз.

Физкультпауза - основная форма проведения гигиенической гимнастики в режиме рабочего дня. Основная функциональная цель - отвлечься от основной деятельности, переключиться на иной ее характер, дать небольшой отдых нервной системе и группам мышц (или органам, например, глазам), подвергавшихся воздействию профессиональной нагрузки.

Выполнение упражнений - «антагонистов» основным рабочим действиям (прогибаний вместо основных сгибаний или удержания согнутой позы, приседаний вместо длительного стояния на «прямых ногах» и напряженного выпрямленного удержания туловища, «хлопанья» глазами вместо напряженного сосредоточения на предмете труда и т.д., и т.п.) способствует восстановлению снижающегося в процессе работы уровня функционирования органов и систем организма, восстановлению работоспособности и, как следствие, уменьшению количества ошибок профессиональных действий, снижению травматизма, повышению качества труда, а главное: организм выполняет работу с меньшими затратами нервной и физической энергии, с меньшим «износом», с меньшими (возможными) негативными последствиями воздействия различных факторов, с которыми связана работа.

Фундаментальными научными исследованиями о влиянии физических упражнений, используемых в режиме учебной деятельности, как на организм тучащихся, так и на результаты учебы при этом основы физиологического обоснования эффективности их применения лежат в трудах выдающихся ученых: Введенского Н. Е., Виноградова М. П., Крестовникова А. Н., Маршака И. Е., Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтомского А. А. и многих других. В работах физиологов, психологов и педагогов было определено, что длительное возбуждение разных отделов головного мозга, постоянное напряжение опорно-двигательного аппарата, однообразие двигательных актов и их монотонность - приводят к снижению общей работоспособности. В то же время относительно равномерное распределение и соотношение процессов возбуждения и торможения или их перераспределение между отделами коры головного мозга нормализует реакцию организма на выполняемую работу. Такое перераспределение достигается введением новых (иных) раздражителей, в качестве которых и выступают физические упражнения. В процессе их выполнения среди производственных операций (в отведенные моменты времени) происходит перемещение процесса возбуждения в участки мозга, не связанные с трудовой деятельностью, в результате чего «производственные» управляющие участки восстанавливаются и даже могут «сверхво-сстановиться» за счет так называемой взаимной индукции, т.е. обрести «вторую свежесть». В то же время именно активный, а не пассивный отдых способствует восстановлению рабочих мышечных групп не только за счет центральных управляющих механизмов, но и за счет более интенсивного, чем при бездействии, выведения продуктов метаболизма.

Естественно поэтому, что работоспособность и управляющего и исполнительного аппаратов организма повышается, результатом чего оказывается сохранение высокого качества деятельности.

«Физкультурная пауза» - это форма гигиенической гимнастики, используемая в специальные перерывы 1 - 2 раза в режиме рабочего дня за полтора-два часа до обеденного перерыва или до окончания работы. В эти моменты наблюдается наибольшее утомление и рассеивание внимания. Поэтому в течение обычно пяти минут выполняются 6 - 8 упражнений разминающего и отвлекающего характера, растягивание мышц, выполнявших силовую нагрузку.

Условно выделяют два типа физкультурной паузы: активную - с достаточно высоким темпом упражнений их разнообразием, широкой амплитудой, и пассивную - с ограниченными перемещениями и движениями больше расслабляющего характера. Выбор того или иного варианта обусловлен и особенностями деятельности, и состоянием человека в данный момент. Причем, если наблюдается относительно высокая степень утомления, это вовсе не означает, что следует использовать пассивный вариант. Вполне возможно, что восстановление произойдет как раз за счет применения активных упражнений. Но при этом следует учитывать, что оно может осуществиться за счет включения резервных возможностей организма, и поэтому улучшение окажется кратковременным, а затем произойдет довольно резкое и существенное снижение работоспособности, для восстановления потребуется достаточно продолжительное время и применение комплекса мероприятий. Поэтому соблазняться такой возможностью быстрого восстановления в процессе учебного дня не следует.

Различные формы гигиенической гимнастики в режиме учебного дня ориентированы на условия и характер деятельности. Поэтому учеными произведено условное группирование:

-с преобладанием нервного напряжения при низком уровне физической нагрузки и относительно однообразных движениях;

-с сочетанием физической и умственной деятельности при средней физической нагрузке;

-разнообразные операции со значительными физическими нагрузками;

-с преобладанием умственной деятельности.

Понятно, что в соответствии с такими характерными особенностями протекает и динамика функционального состояния организма. Поэтому и комплексы упражнений должны учитывать как содержание деятельности на укроке, так и моменты целесообразного применения. Они определяются: общей кривой физиологической нагрузочности, температурными режимами, двигательными ритмами (их одно- или разнообразием, сменой, сочетаниями), психической напряженностью, физической трудностью и т. п., и т. д.

Наблюдения физиологов доказывают, что занятия физкультурой, рациональные физические нагрузки, и использования физкультминуток и физкультпауз способствуют профилактике детского травматизма. Целенаправленное обучение школьников специальным физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных клеток. Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки – сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, особенно нарушений сердечно-сосудистой системы. Двигательная активность мобилизует жизненно важные качества организма – выносливость, силу, гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у подростков жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.






I.ФМ ЛОКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЕГМЕНТЫ ТЕЛА.


1 ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ


1.Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2.Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

3.И. п.- сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и.п., 3 - поворот головы налево; 4 -и. п.; 5 - голову наклонить вперед, 6 - и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

4.Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

5.Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

6..Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. 4-6 раз. Т.м.

7..Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.

8..Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо.1- отвести голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное. Т. м.

9.Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.

10.Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.

11.Выполняется сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» - выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» - выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6 раз в медленном темпе.

12.Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.






1.1 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

1.Скольжение подбородком по грудине вниз.

2.«Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.

3.Наклоны головы вправо-влево.

4.«Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.

5.«Сова»: поворот головы вправо-влево.

6.«Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.


2 ФК ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК



1.И. п. - сидя, руки подняты вверх. 1 -сжать кисти в кулак; 2 -разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2.И.п- стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх; 2 -переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову накло­нить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

3.И.п. -стоя или сидя, кисти тыльной стороной па поясе. 1-2- свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3- 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

4.Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.

5.Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.

6.Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.

7.Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.

8.Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.

9.Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»-выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»-выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе.

10.Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счёт «два»-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.



2.1УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНЕГО ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

1. «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.

2.«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.

3.Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.

4.Круговые движения плечами вперёд и назад.

5.«Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.

6.Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.



2.2 КОМПЛЕКС ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ КИСТЕЙ РУК И ТУЛОВИЩА ДЛЯ ДЕВУШЕК


1. Выполняется сидя за столом.

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)

Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).


2. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.

1-2-3-4-5 будем пальчики считать.

Крепкие, дружные. Все такие нужные.

На другой руке опять 1-2-3-4-5.

Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.


3. Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

































3 ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ

1.Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1. Резко повернуть таз вправо. 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

2.Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону. 4–6. То же в другую сторону. 7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.

3.Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2. Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх. 3–4. Исходное положение. 5–8. То же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

4.И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3- 4 — и.п.; 5-8 —то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.


3.1 ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ СТАТИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ МЫШЦ СПИНЫ

Для снятия статического утомления мышц спины и профилактики нарушений осанки в физкультминутки, проводимые на уроке, целесообразно включать следующие упражнения:

1.Стоя пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки со­единить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2.Ходьба обычная, следя за осанкой.

3.Ходьба на носках, руки за головой.

4.Ходьба на пятках, руки на поясе.

5.Ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

6.Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое — другой ногой.

7.И.п. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох.

8.Приседание с прямой спиной па носках (на пятки не опускать­ся). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны па счет 1-2, па 3-4 медленно вернуться в и.п.

9.И.п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плече­вых суставах назад.

10.И.п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

11.«Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).

12.И.п. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

13.Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в и.п. — выдох.

14.И.п. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

15.Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес разли­чен, в зависимости от возраста и тренированности).



3.2 КОМПЛЕКСЫ ФМ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ

Комплекс 1 (сидя за партой)

1.И.п. - руки на краю парты, встать, сесть.

2.И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону.

3.И.п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.



Комплекс 2 (сидя за партой)

1.И.п. - руки на парте. Руки вверх, потянуться, вернуться в и.п.

2.Руки на сиденье около спинки. Наклониться вперед, стараясь достать руками пол, вернуться в исходное положение.

.И.п. - руки на столе. Сгибание пальцев в кулаки и разгибание.



Комплекс 3 (стоя за партой)

1.И.п. - стоя к соседу по парте спиной, руки на поясе, наклониться назад, прогнуться, руки вверх, вернуться в и.п.

2.И.п. - руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в и.п. То же в другую сторону.

3.И.п. - основная стойка, руки за спиной. Переступанием повернуться направо, вернуться в и.п. То же в другую сторону.



Комплекс 4 (стоя за партой)

1.И.п. - руки на поясе большими пальцами вперед. Наклониться назад, прогнувшись, вернуться в и.п.

2.И.п. - руки на поясе. Два пружинящих наклона вправо и влево.

3.И.п. - руки за спиной. Сделать полуприседание, вернуться в и.п. Каждое упражнение повторять 6-8 раз.



Комплекс 5 (Упражнение на корточках).

1.Облегчает работу сердца, снижает кро­вяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступ­ня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу го­лову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.



3.3 ФМ АКТИВИЗИРУЮЩАЯ КРОВООБРАЩЕНИЕ В НОГАХ

Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.




















4 ФМ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ ГЛАЗ


Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Занимайтесь профилактикой, и вы не допустите зрительного утомления. Спросите — как? Рекомендуем составленный нами — по материалам офтальмолога В. Ф. Базарного — специальный комплекс из пяти простейших упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз».

1.Упражнения выполняйте в домашних условиях через каждые 20-25 минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора-двух минут. Было бы полезно, чтобы этими советами воспользовались и преподаватели в середине каждого урока.

2.Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

4. То же самое, но справа-налево.

5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

6.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 4-5 раз.

7.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.

8.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 2-3 раза.

9.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

10. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

11.И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

12.И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

13.И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

14.И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

15.В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.


4.1 КОМПЛЕКСЫ ФМ ДЛЯ ГЛАЗ



Физкультпаузу проводят преподаватели или учащиеся - физорги класса. Она способствует укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции глаз у учащихся, улучшает кровообращение в глазах.

Во время регламентированных перерывов при работе с видеодисплейными терминалами, персональными компьютерами с целью снижения утомления зрительного анализатора целесообразно через каждые 20-25 минут выполнять следующие комплексы упражнений, их следует менять через каждые 2-3 недели. Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана (при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз).


Вариант 1

1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4.Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.



Вариант 2

1.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.Посмотреть на кончик носа на счет 1- 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3.Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4.При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 верх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и в другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3- 4 раза.



Вариант 3

1.Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

2.Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

4.В среднем темпе проделать глазами 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Вариант 4

1.И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.

2.И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.

3.И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

4.И.п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

5.И.п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4-5 раз.

6.И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

7.И.п. - сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. Массировать веки кончиками указательных пальцев.



4.2 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ


1.Держа в вытянутой руке карандаш, по широкой амплитуде многократно перемещайте его влево, вправо, вверх, вниз.

2.Встаньте у стены большой комнаты и, не поворачивая голову, быстро переводите взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний. Повторите это не менее 50 раз.

3.Широко откройте глаза, сильно прищурьтесь, закройте глаза, повторите 40 раз.

4.Взгляните в окно на очень отдалённый предмет и пристально рассматривайте его 10 секунд. Переводите взгляд на свои наручные часы. Повторите 15 раз.

5.При утомлении глаз делайте “затяжное дыхание”. Глубоко вдохните, а затем через сжатые губы выдохните с лёгким шипением, слегка наклонив туловище вперёд.

Эти упражнения необходимо повторять 2 раза в день.



4.3 УПРАЖНЕНИЕ «МЕТКА НА СТЕКЛЕ»



На паре во время физкультминуток может использоваться следующая модификация данного упражнения. К оконному стеклу приклеить кружок 7x7 на уровне глаз стоящего учащегося. Учитель дает команду: «Все внимательно посмотрели на кружок (3-4 сек). Теперь давайте посмотрим на ... (дерево, здание, которое вы видите вдали из окна (3-4 сек). Теперь опять посмотрите на кружок на оконном стекле». Повторить упражнение 5-6 раз, поочередно переключая внимание каждого учащегося с метки на стекле на удаленные объекты, видимые из окна. Упражнение можно выполнять их исходных положений сидя и стоя.

Для учащихся с близорукостью это упражнение проводится для профилактики прогрессирования заболевания в кабинете охраны зрения или назначается в виде домашнего задания. Учащийся (в назначенных ему очках) становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На стекле на уровне его глаз прикрепляется круглая метка красного цвета диаметром 3-5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через метку, он намечает какой-либо, предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот предмет. Упражнения проводятся два раза в день в течение 15-20 дней. При отсутствии стойкой нормализации аккомодационной способности такие упражнения повторяются систематически с перерывами в 10-15 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последующие два дня - 5 минут и в остальные дни- 7 минут.






































































II.ФМ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ


1.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ

Упражнения для снятия утомления предложенные И. А. Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 минут — и стало жарко. Повторить три раза.

2.Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.

3.Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).

4.«Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.

5.«Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10-15 секунд.)

6.«Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)



2.КОМПЛЕКС ФМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КОТОРЫЕ ОЧЕНЬ МНОГО ПИШУТ И РАБОТАЮТ С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ НА УРОКАХ

1.Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 -и.п., 3 -поворот головы налево; 4 -- и.п.; 5 - голову наклонить вперед, 6- и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 -сжать кисти в кулак; 2 - раз­жать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3.Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. -стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 - повернуть туловище направо; 2 - повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4.Упражнение для мобилизации внимания. 1.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс; 2 -левую руку на пояс; 3 -правую руку на плечо; 4 - левую руку на плечо; 5 - правую руку вверх; 6 -левую руку вверх; 7-8 - хлопки руками над головой; 9 -опус­тить левую руку на плечо; 10 -правую руку на плечо; 11 - левую руку на пояс; 12 -правую руку на пояс; 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп -1 раз медленный; 2-3 раза - средний;-3- 4 - быстрый; 1-2 - медленный.

5.Упражнения для снятия утомления (предложены И.А. Васильевой). Помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках усталости.

1.Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сда­вить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выг­лядываете из окна. Всего 10-15 сек — и стало жарко. Повторить 3 раза.

2.Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить лок­ти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно -так, чтобы было приятно, 10-15 сек.

3.Растереть ладонями уши - вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх - вниз, вперед -назад. При этом процокать язы­ком, как лошадка, 15-20 сек.

4.«Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.

5.«Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верх­нему нёбу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! 10-15 сек.

6.«Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! По­вторить 6 раз.



3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МОБИЛИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ

И. п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 — правую руку на плечо; 4 — левую руку на плечо; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 —левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3-4 — быстрый; 1-2 — медленный.



4.КОМПЛЕКС РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ УРОКОВ АЛГЕБРЫ , ГЕОМЕТРИИ

1.И.п. – сидя за партой, руки опущены.

1 – руки к плечам;

2 – руки вверх;

3 – руки к плечам;

4 – и.п. 4 раза, темп медленный. Поднимая руки вверх, смотреть на пальцы рук, потянуться, глубоко вдохнуть.

2.И.п. - сидя за партой, руки на пояс.

1 – отвести локти назад – прогнуться;

2-4 – держать;

5-6 – и.п. 6 раз, темп медленный. Отводя локти назад, глубоко вдохнуть, плечи развести, сблизить лопатки.

3.И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам.

1-3 – круговые вращения руками назад;

4 – и.п. 4 раза темп средний. Круговые вращения выполнять с полной амплитудой, хорошо сближая лопатки.

4.И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены.

1 – полуприсед, руки к плечам, ладонями вперёд;

2-4 – держать;

    1. – и.п. 6 раз, темп медленный. Приседая, спину держать ровно.

5.И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре сзади, ноги выпрямлены.

1 – прогнуться, поднять нижнюю часть туловища, образуя “полумост”;

2-4 – держать;

    1. – и.п. 6 раз, темп медленный. Хорошо выпрямлять туловище.

6.И.п. – о.с.

1 – прыжок ноги врозь, хлопок над головой;

2 – и.п. 6-8 прыжков, темп средний. Прыжки выполнять легко, мягко приземляясь на носки.


5.КОМПЛЕКС РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ЛЕКЦИОННОГО УРОКА

1.И.п. – о.с.

1 – руки через стороны вверх;

    1. – подняться на носки;

4-и.п. 4 раза, темп медленный.

2.И.п. – о.с.

1 – прогнуться, руки отвести назад;

2-4 – держать;

    1. – и.п. 6 раз темп медленный.

3.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, лодонями вниз. Имитация плавания стилем “брасс”.

1 – наклон вперёд, руки вперёд;

2 – руки в стороны;

3-4 – и.п. 4 раза, темп средний.

4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон туловища назад;

2-4 – держать;

5-6 – и.п. 4 раза, темп медленный.

5. И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений “велосипед”. Произвольно, темп средний.

6. Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук. 10 секунд, темп средний.


6.КОМПЛЕКС РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УСТРОЙСТВ

1. И.п. - сидя за партой, руки на пояс.

1- наклон головы вперёд;

2 – назад. 4 раза, темп медленный.

2. И.п. – сидя за партой, удерживаясь руками за край сиденья сзади.

1 – прогнуться, отвести плечи назад, сблизить лопатки;

2-4 – держать;

5-6 – и.п. 6 раз, темп медленный.

3. И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс.

1 – прогнуться, локти назад, левую ногу назад на носок;

2-4 – держать;

5-6 – и.п.; то же правой ногой, 6 раз, темп средний.

4. И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре.

1 – поднять ноги, согнутые в коленях;

2-4 – держать;

5-6 – и.п. 4 раза, темп средний.

5. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – 3 – круговые вращения туловищем;

4 – и.п. 6 раз, темп средний.

6. И.п. – стойка ноги вместе, руки за спиной, согнуты в локтях, левое предплечье над правым.

1 – левую ногу на пятку;

2 – левую назад на носок;

3-4 – и.п. 2 притопа; то же с правой. 6 раз, темп средний.


7.ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УСТАЛОСТИ НА ЛЕКЦИОННЫХ УРОКАХ


1.Ладони лежат на парте. Учащиеся поднимают пальцы сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

2.Ладони лежат на парте. Учащиеся поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

3.Учащиеся зажимают ручку (или карандаш) средними и указательными пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка не опускалась ниже большого пальца.

4.На столе лежат 10-15 карандашей (палочек). Одной рукой, не помогая другой, надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем положить карандаши на стол, кладя их по одному.

5.Ученики зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают “шаги” по поверхности стола.

6.Учащиеся зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Учащиеся переворачивают ручку и вкладывают её длинным концом в левую руку. Очередным поворотом вкладывают её в правую руку и т.д. ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даёт возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

7.Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Учащиеся , представив себе, что у них в ладошках мячик большой, или средний, или маленький, делают движение, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

8.И.п. – руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.

9.И.п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой – вправо.

10.И.п. – то же. Вращение кистей вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая – вправо.

11.И.п. – то же. Вращая кистями рук, поднять и опустить руки до исходного положения.

12. И.п. – руки с сомкнутыми пальцами ладонями вперёд. Отвести большие пальцы рук в сторону и поочерёдно к ним, начиная с указательного пальца, присоединить все остальные пальцы.

13.И.п. – то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой, к себе и от себя.

14. И.п. – пальцы в “замке”. Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперёд, потянуться руками вперёд.

15.И.п. – руки вытянуты вперёд, ладони в сторону. Сцепить пальцы рук в “замок”, повернуть руки к себе, вернуться в и.п.

16.И.п. – пальцы рук сцеплены в “замок”. Свободное движение пальцев в “замке”.

17.Расслабить кисти рук, встряхнуть ими в такт музыке или произвольно.



8.ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Комплекс 1

1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» - потянуться вверх за руками. На счёт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.

2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе.

3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.



Комплекс 2

1. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - руки отводятся назад. На счёт «два» - руки развести в стороны, на счёт «три» - поднять руки вверх, стать на носки. На счёт «четыре» - расслабляя плечевой пояс, руки опустить с небольшим наклоном вперёд. Повторить 4-6 раз в медленном темпе.

2. Исходное положение-стойка ноги врозь, руки, согнутые вперёд, кисти в кулаках. На счёт «раз» - с поворотом туловища налево нанести удар правой рукой вперёд. На счёт «два» - принять исходное положение. На счёт «три, четыре» - выполнить то же самое, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз, не задерживая дыхания.



Комплекс 3

1.И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.

2.И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.

3.И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

4.И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.

5.И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.

6.И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять немедленно.



Комплекс 4

1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.

2.И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.

3.И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.

4.И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону.

5.И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону.

6.И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек., затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем закрыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.



Комплекс 5

1.И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед - выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.

2.И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.

3.И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.

4.И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.

5.И.п. - стоя. 1 - полу присед; 2 - и.п. повторить 10-12 раз.

6.И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течении 30-40 сек. Выполнять медленно.



Комплекс 6

1.И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.

2.И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.

3.И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.

4.И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону.

5.И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону.

6.И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.



Комплекс 7

1.И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед- выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.

2.И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.

3.И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.

4.И.п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд верх- направо, после чего вниз - налево, затем переводить взгляд по другой диагонали верх - налево - вниз - направо. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.

5.И.п. - кисти на затылок. 1-2-3 - пружинистые повороты туловища в сторону, 4 - в и.п. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.

6.И.п. - стоя. Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10-15 секунд. То же правым глазом.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Многие дети на сегодняшний день являются освобожденными от урока физической культуры, что пагубно сказывается на их здоровье, развивается гиподинамия, а так же различного рода сколиозы, артриты и болезни которые не свойственны молодому растущему организму. Применяя на уроках физкульт минутки и паузы мы можем проводить и профилактику заболеваний, а так же укреплять мышечный корсет ребенка.

Систематическое использование на уроке физкульт минуток и пауз, дает понимание ребятам о том, что, во время урока учитель проявляет заботу о их здоровье. А также учитель становится тем человеком, который, прививает навыки ЗОЖ, формирует правильное отношение к своему здоровью.

В данном методическом пособии собраны и обработаны ряд физкульт минуток и пауз, способствующие снять основную усталость у учащихся, главное правильно подобрать физ паузу. И еще помнить что самое главное в труде любого человека, а если это касается ребенка, то вдвойне: аксиома -«Не навреди!!», вот с таким девизом я разрабатывала данное пособие, и как видеться мне оно поможет нам, воспитать здоровую разностороннюю личность.











































ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М., 2007.

2. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г., Казакевич Н.В. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб., 2001.

3. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб., 1997.

4. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. Творчество в двигательной деятельности дошкольника6 Книга для воспитателей детского сада. – М., 2000.




29