Класс: 2
Тема: «Наш дом - Россия»
Цель: знакомство обучающихся с задержкой психического развития с государственной символикой РФ и её историческим значением.
Направление: военно-патриотическое
Задачи:
коррекционно-образовательные: познакомить детей с государственной символикой России и ее историческим значением (флаг, герб, гимн);
коррекционно-развивающие: развитие мышления, внимания, речевой активности;
коррекционно-воспитательные: воспитывать патриотические чувства - любовь к Родине, чувство гордости за родную страну, уважение к государственным символам России.
Личностные результаты:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирование самооценки, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение на основе выполнения заданий;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Описывать признаки государственной символики;
Выделять существенные признаки государственной символики;
Обобщать, делать несложные выводы.
Ход занятия:
Мотивация (целеполагание)
- Здравствуйте, дети! Сегодня занятие проведу у вас я. Меня зовут Юлия Романовна.
- Ребята, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение и ответить на вопрос «О чём это стихотворение?»
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну – наш общий дом.
- Кто из вас может ответить, о чём говорится в стихотворении? (Ответы детей: О нашей Родине, об отчизне.)
- Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация.)
-
Посмотрите, какая большая наша Родина. Россия - самая большая страна в мире.
- Много в ней лесов, полей и рек… Россия наша сильна, велика и богата благодаря народам её населяющим.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Наше занятие посвящено очень важной теме: «Наш дом - Россия». Сегодня мы поговорим о том доме, где мы все вместе живем, познакомимся с государственными символами нашей страны: гимне, гербе и флаге, узнаем значение и происхождение символов.
Основной этап
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Я начну, а вы продолжите».
Наша страна называется … (Россия)
Наша страна большая. В ней много … (рек, озёр, гор, городов, деревень, лесов)
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
Управляет нашей страной … (президент).
Президента России зовут … (Владимир Владимирович Путин).
С
толица России … (Москва).
Город, в котором мы живём, называется … (Орёл).
-
Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Посмотрите на карту, как велика наша страна. Россия – многонациональная страна. Более 190 национальностей и народностей проживают на ее территории
- Каждое государство имеет свои символы.
- А кто-то знает что такое символ?
- Символ- условный знак или изображение,
а государственный символ отражает историю государства и его народа. У России тоже есть Государственные символы - флаг, герб и гимн.
- Герб - это отличительный знак нашего государства.
- Предшественниками гербов были эмблемы, которые помещали на своих доспехах рыцари ещё в 11-13 веках. Когда эмблемы стали постоянными и начали передаваться по наследству, то для изображений установились особые правила, а сами изображения стали называться гербами. В России первые дворянские гербы появились в конце 16 - начале 17 веков.
- Давайте мы с вами рассмотрим герб России. На нем изображён двуглавый орёл, поднявший вверх расправленные крылья. Орёл на гербе обозначает силу. Это значит, что наше государство сильное, непобедимое. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла красный щит. На нём изображён всадник. Это Святой Георгий Победоносец - защитник нашего Отечества. Он сидит на белом коне. За его плечами развевается синий плащ. В руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона.
- В этом гербе отразилась борьба добра и зла. Ребята, а кто из вас знает, где можно увидеть герб России? (На флаге, на монетах.)
- Герб можно увидеть на монетах, денежных знаках, официальных документах, печатях.
- Давайте вспомним, что такое символ и герб?
Игра «Собери Герб РФ»
Н
а столе перед вами лежат части герба, нужно сложить его как можно быстрее.
Физкультминутка
Герб страны - орёл двуглавый, гордо крылья распустил (руки в стороны)
Держит скипетр и державу (поочерёдно сжать руки в кулак)
Он Россию сохранил (сделать круг руками)
На груди орла - щит красный (прижать руки к груди)
Дорог всем - тебе и мне (наклоны в стороны)
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне (дети маршируют на месте)
- А теперь давайте подумаем, о чем мы дальше будем говорить. Мы его исполняем каждый понедельник на разговорах о важном, на торжественных линейках и концертах. Что же это? (Гимн)
- У каждого государства обязательно есть ещё один символ - это гимн. Гимн - главная торжественная песня страны. Его исполняют в самых торжественных случаях. Когда спортсмены побеждают на международных соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, мужчины снимают головные уборы. Авторы Государственного гимна Российской Федерации: автор слов - Сергей Михалков, композитор - Александр Александров.
- Давайте выразим уважение к российскому Гимну и споем его.
-
Ещё один символ флаг - символ доблести и чести российского народа.
Государственный флаг России можно видеть на военных парадах, на кораблях, на борту российских самолётов. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным.
- В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный договор, начала войну против советского народа. В течение долгих четырех лет наш народ мужественно сражался с врагом. В тяжелой борьбе они освободили свою родину от захватчиков. 20 июня 1945 года знамя с воинскими почестями было перевезено из Берлина в Москву для участия в параде Победы на Красной площади. В день Победы и в День защитника Отечества можно увидеть Знамя во время праздничного парада в Москве на Красной площади. Стоит задуматься, что означала и означает для воина знамя его части, а для гражданина - государственный флаг.
- Давайте мы с вами рассмотрим наш флаг. Что вы можете сказать о нём? (Это ткань прямоугольной формы. На флаге изображены три горизонтальные полосы: вверху - белая, посередине - синяя, внизу - красная.)
- На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий - небо, верность, веру; красный -смелость, доброту, честность, огонь и кровь. Не случайно белый, синий и красный цвета стали цветами Государственного флага России.
Пальчиковая гмнастика
«Вот помощники мои»
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:
(смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(потираем руки)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять (встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
Повертели(круговые вращения кистью)
И работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко, (хлопаем в ладоши)
Мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
Повертели (круговые вращения кистью)
-
А сейчас мы с вами изготовим флаг Российской Федерации. Возьмите заготовку будущего флага - белое бумажное лист, разделенное на три части и раскрасьте с двух сторон. Обратите внимание на последовательность цветов в российском флаге. Предлагаю для начала собрать флаг из трех горизонтальных полосок на доске.
- Сегодня мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Что такое символ, герб, флаг и гимн? Вы, маленькие граждане нашей страны, должны знать и понимать происхождение Государственных символов. Это долг каждого гражданина России. Ведь Государственные символы достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем - зависит только от нас.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)
Рефлексия
Какое у вас сегодня настроение в конце занятия?
Что нового вы узнали о России?
Что запомнилось больше всего?
Спасибо за работу, наше занятие окончено.