СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физкультминутки на уроках на основе элементов образовательной кинезиологии.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Образовательная кинезиология» в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения.  Для улучшения обучаемости используются различные упражнения этого направления. Их же можно использовать во время физкультминуток между уроками

Просмотр содержимого документа
«Физкультминутки на уроках на основе элементов образовательной кинезиологии.»

Физкультминутки на уроках на основе элементов образовательной кинезиологии.

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis – «движение» и logos – «наука, слово». «Образовательная кинезиология» в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения. Она оказывает помощь как детям, так и взрослым в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями. В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Для улучшения обучаемости используются различные упражнения этого направления. В программе «Гимнастика для мозга» эти упражнения собраны в комплекс, рекомендуемый для выполнения детям.

Для проведения физкультминуток в промежутках между уроками можно использовать упражнения кинезиологии. Они универсальны. Они помогают и взрослым и детям. Эти упражнения очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении. Основным требованием является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения. Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты, что не требует много времени. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании.

Комплексы упражнений включают в себя различные естественные движения, растяжки (нормализуют мышечный тонус, снижают гипертонус и гипотонус), дыхательные упражнения, глазодвигательные, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

С помощью естественных физических движений тела можно активизировать природные механизмы мозга. Можно привести в качестве примера одно из важнейших упражнений – «Перекрестные шаги». Выполнять это упражнение лучше физически, но можно проделать это упражнение и мысленно. Смысл этого упражнения – в интеграции правого и левого полушарий головного мозга, когда включается логический (левое полушарие) и образный, интуитивный (правое полушарие) способ мышления. Мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. Повторяется это упражнение от 4 до 8 раз. Упражнение можно делать под музыку и без нее. Это может быть и обычный шаг, но в такт движению левой ногой нужно коснуться ее правой рукой и, наоборот, при движении правой ногой нужно коснуться ее левой рукой. Это может быть «маршировка», которую лучше выполнять под ритмичную музыку, шагая на месте. Упражнение улучшает внимание и координацию движений, синхронизирует работу обоих полушарий мозга. Максимально эффективно это упражнение действует в комплексе с другими при ежедневном выполнении. Для выполнения базовых упражнений достаточно всего лишь 56 минут.

«Перекрестные движения». Выполняем перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем делаем то же самое левой рукой и правой ногой. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.

«Медвежьи покачивания». Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет. (Особенно хорошо это упражнение, выполняемое в игровой форме, подходит детям).

Упражнение «Кнопки мозга» готовит глаза к напряженной работе. Левую руку положить на пупок, правой нащупать две точки под ключицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Помассировать их большим и средним пальцами 30-40 секунд.

Сбалансировать состояние поможет упражнение «Крюки». Стоя скрестить ноги и руки. Язык прижать к небу. Постоять так немного. Сидя, можно класть ногу на ногу и перекрещенными руками держать икроножную мышцу у щиколотки и под коленкой.

Следующее упражнение – «Ленивые восьмерки». Делать его нужно медленно, плавно, описывая движение по большой траектории. Вытянуть правую руку вперед и большим пальцем описывать в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку (как знак «бесконечность»). Начинать с центра лежащей восьмерки и двигаться влево-вверх. Описав левую часть, перейти к правой. Закончить на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начинали. Проделать три раза. Глазами непрерывно следить за пальцем. Затем то же самое проделать большим пальцем левой руки, начиная так же влево-вверх, тоже три раза. После этого сцепить руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрестие. Сосредоточившись на центре перекрестия, проделать движение теперь уже двумя руками (три раза). Это упражнение хорошо выполнять после работы на компьютере. Оно снимает не только усталость глаз, но и напряжение в мышцах шеи, боль в спине.

«Качание головой». Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

«Касание лба». Дотроньтесь пальцами обеих рук до выступов лобной кости над бровями. Закройте глаза и надавливайте на эти точки, пока не ощутите учащение пульса. После этого сделайте глазами круговые вращательные движения. Это упражнение рекомендуется делать несколько раз в течение дня, так же, как и следующее: положите одну ладонь себе на лоб, другую - на шею сзади, ближе к затылку. И держите так, слегка сжимая голову, 1-2 минуты. При эмоциональных нагрузках постукивайте пальцем по центрам бровей. Это упражнение расслабляет и снимает тревогу.

«Массаж ушей». Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не ощутите легкое потепление ушных раковин. Лучше всего расположить большой палец с тыльной стороны мочки, указательный - спереди уха. Вслед за массажем слегка оттягивайте мочку уха назад, пока не почувствуете натяжение тканей. Повторите несколько раз. Это упражнение способствует развитию памяти, помогает вспомнить нужную информацию. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия. В ушной раковине расположены 148 точек, которые соответствуют различным частям тела. Ноги соответствуют точкам на верхушке уха, голова - на мочке, поскольку ушная раковина напоминает эмбрион человека

«Энергетические зевки». Для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав соединяет верхнюю и нижнюю челюсти. Когда мы находимся в состоянии стресса, наши челюсти часто сжимаются, и передача импульсов через эту область снижается. Энергетические зевки расслабляют все лицо, и тогда поступление сенсорной информации происходит более эффективно.

«Энергетизатор». Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Это еще одно незаменимое упражнение при работе за компьютером. «Солдат и тряпичная кукла». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямьтесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянувшегося в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно становятся то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

«Свеча». Исходное положение – сидя за партой или столом. Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и выдохните на пальчики, изображающие горящую свечу. Постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте, что перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Ветерок». Исходное положение – сидя за партой или столом. Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнести протяжно звук «Ш» или «С».

«Дышим носом». Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

«Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется.

«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам помещения различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет.

«Гимнастика для глаз». Сделайте плакат – схему зрительнодвигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т. д.). На ней с помощью специальных стрелок должны быть указаны основные направления, по которым будет двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Упражнения выполняются стоя. Упражнения для развития мелкой моторики синхронизируют работу полушарий, повышают устойчивость внимания.

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения рук: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе и ладонь на плоскости. Выполнить 8-10 раз. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

«Хвалим – ругаем». Одновременно гладить себя по голове и стучать по животику. «Зеркальное рисование». На доске или на чистом листе бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркальносимметричные рисунки, буквы.

«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук. «Горизонтальная восьмерка на бумаге». Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), затем левой рукой. А теперь правой и левой одновременно.

«Слон». Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху. Упражнения выполняются от 5-10 минут до 20-35 минут.

Очень полезны специальные кинезиологические «физминутки». Следует помнить, что кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

Важно заметить, что многие из упражнений требуют известной осторожности, особенно при работе с детьми. А между тем в интернете можно встретить иногда, к примеру, вот такую рекомендацию: «Упражнение «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот». Следовать подобной рекомендации опасно, так как «резкие» движения нижней челюстью могут стать причиной вывиха суставов, и не только у детей, но и у взрослых, поэтому резкие движения делать нельзя! Столь же осторожными должны быть и все движения, касающиеся шейных позвонков, например, упражнение «Качание шеей», описанное ранее. Большие сомнения вызывает и безопасность упражнения «Постукивание по щитовидной железе», так как щитовидная железа является важнейшим элементом эндокринной системы, очень сложным и хрупким органом внутренней секреции, и малейшая неосторожность может спровоцировать сбой в работе всего организма. Поэтому лучше действовать по принципу «Не навреди!». Но в целом, как показывает опыт, разумное использование средств образовательной кинезиологии имеет хорошие перспективы и может внести существенный вклад в дело гармонизации развития ребенка и преодоления имеющихся у него нарушений.