СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физкультура 1 класс ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физкультура 1 класс ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Физкультура 1 класс ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубовская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза М.Ф.Потапова

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Физическая культура» 

для обучающегосяся 1 «б» класса 

Корсак Тихона

 

 

Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

Вариант 1 




















Составитель: 

Белоусова Н.А.

учитель начальных классов 

2025







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Физическая культура» составлена основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.2);

  • «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях (составитель Е.С.Савинов) – М.: Просвещение, -2011 (стандарты второго поколения)»;

  • Авторской программы В.И.Ляха и др. «Физическая культура»;

  • Учебника «Физическая культура. 1-4 классы./ В.И.Лях– М.: Просвещение, 2014.-177 с.».

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему формирования и сохранения здоровья ребенка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе, в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Овладение учебным предметом «Физическая культура» представляет сложность для учащихся с РАС. Это связано с недостатками психофизического развития детей: несформированностью пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, трудностями произвольной регуляции деятельности, трудностями понимания речевой инструкции.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с РАС особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому и социальному развитию;

  • формирование двигательных навыков и умений, первоначальных умений саморегуляции;

  • формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни и установки на сохранение и укрепление здоровья;

  • владение основными представлениями о собственном теле;

  • развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

  • коррекция недостатков психофизического развития.

С учетом особых образовательных потребностей детей с РАС в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • познакомить с правилами подвижных игр и игровых заданий с элементами спортивных игр, учить соблюдать их;

  • формировать представления о значении физической культуры в укреплении собственного здоровья;

  • формировать навыки выполнения основных видов движения (ходьба, бег, перекаты, лазанье, прыжки, метание) в процессе выполнения гимнастических упражнений, по легкой атлетике, коррекционно-развивающих упражнений и игр;

  • учить имитировать движения спортсменов;

  • формировать потребность организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.).


Программа обучения физической культуре направлена на:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские);

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение метапредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом, рабочая программа по физической культуре в 3 классе рассчитана на 17 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели ).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

• формировать проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

• формировать проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметные результаты:

• характеризовать явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

• обнаруживать ошибки при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

• организовывать самостоятельную деятельность с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

• планировать собственную деятельность, распределять нагрузки и организовывать отдых в процессе её выполнения;

• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

• формировать видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

• формировать оценку красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

• формировать управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

• формировать технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

• формировать планирование занятий физическими упражнениями

режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;

• излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

• формировать представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

• уметь измерять индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;

• оказывать посильную помощь и моральную поддержкусверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;

• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;

• организовать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

• характеризовать физическую нагрузку по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;

• объяснять в доступной форме правила (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;

• подавать строевые команды, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

• выполнять технические действия из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;

• выполнять жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.

В результате обучения, учащийся на ступени начального общего образования:

-начнёт понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;

-начнёт осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;

-узнает о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймёт необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

-освоит первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;

-научится составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;

-освоит правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

-научится выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;

-освоит навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будет использовать навыки коллективного общения и взаимодействия

Физическое совершенствование

-выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая)

-выполнять организующие строевые команды и приѐмы;

- выполнять гимнастические упражнения;

- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);

- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

-сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

В конце 1 класса обучающийся:

  • знает основы здорового образа жизни (правила личной гигиены, значение физической культуры для здоровья);

  • выполняет основные виды движений (ходьба, бег, перекаты, лазанье, прыжки, метание);

  • выполняет строевые действия;

  • выполняет движения рук, ног, туловища из различных исходных положений;

  • выполняет различные упражнения с мячом;

  • сохраняет равновесие при выполнении элементарных упражнений по акробатике;

  • выполняет спортивные упражнения с лыжами;

  • имитирует движения спортсменов.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание учебного предмета

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Знания о физической культуре ( в процессе урока)

Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.
Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.
Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

2.

Гимнастика





Строевые упражнения




Общеразвивающие упражнения без предметов





Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами



Основная стойка.

Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Построение в одну шеренгу, равнение по разметке. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки.


Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»


Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.



Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.



Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны.



3.

Лёгкая атлетика


Ходьба







Бег



Прыжки




Метание



Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом.


Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. Перебежки группами и по одному. Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба)


Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков).

Прыжки в высоту с места (подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета); подпрыгивание вверх на небольшое возвышение.


Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Броски и ловля малых мячей. Метание малого мяча с места правой и левой рукой. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты.

4.

Подвижные игры


Подвижные игры

Коррекционные игры


Игры с элементами общеразвивающих упражнений

Игры с бегом и прыжками


Игры с бросанием, ловлей и метанием


Подвижные игры


Игры зимой



«Слушай сигнал», «Космонавты»

«Запомни порядок», «Летает — не летает», «Хоп, стоп, раз»



«Вот так позы!», «С»Совушка», «Слушай сигнал», «Удочка», «Мы — солдаты»



«Гуси-лебеди», «Прыгающие воробушки», «Быстро по местам!», «Кошка и мышки», «Десяточки»


«Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали — тот и ловит»



По выбору учащихся


«Снайпер», «К Деду Морозу в гости»

5.

Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начертанным на полу. Прыжок в длину с места в ориентир. Речевые упражнения с одновременным выполнением действий.








Адаптированная рабочая программа по физкультуре для обучающегося 1 «б» класса Корсак Тихона ( 1 час в неделю)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



н\п

Тема

Дата

1

Возникновение физической культуры и спорта.

Инструктаж по ТБ.



2

Что такое физическая культура


3

Разновидности ходьбы. Обычный бег


4

Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках


5

Бег с ускорением.


6

Техника челночного бега.


7

Ходьба с высоким подниманием бедра.


8

Метания мяча на дальность.


9

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед.


10

Разновидности прыжков.


11

Метание малого мяча из положения стоя.


12

Метания малого мяча на точность


13

Наклоны вперёд из положения стоя.


14

Подъём туловища из положения лёжа за 30 с.


15

Прыжки в длину с места


16

Прыжки в длину с места


17

Упражнения на развитие координации движений


18

Упражнения на развитие координации движений


19

Основная стойка. Группировка.


20

Упражнения с мячом.


21

Закрепление изученных упражнений.


22

Упражнения со скакалкой.


23

Упражнения со скакалкой.


24

Повороты.


25

Строевые упражнения.


26

Выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!».


27

Выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!».


28

Поднимание туловища из положения лежа.


29

Прыжки со скакал­кой. Повороты на месте налево и направо.


30

Прыжки со скакал­кой. Повороты на месте налево и направо.


31

Бросок мяча снизу на месте.


32

Бросок мяча снизу на месте.


33

Прыжок в длину с места.




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ


В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми можно использовать следующие методические разработки и пособия:

Тригер Р.Д. Физическая культура. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4. М.: Парадигма, 2012.

Болонов Г.П. Физкультура в начальной школе. Методическое пособие / Г.П. Болонов. – М.: Сфера, 2005.

Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1–5 классы / Н.И. Дереклеева. – М. : ВАКО, 2004.

Патрикеев А.Ю. Зимние подвижные игры. 1–4 классы: Сценарии и методика проведения. Игры со снегом и на снегу. Игры на лыжах и коньках. Игры с использованием санок / А.Ю. Патрикеев. – М. : ВАКО, 2009.


Материальное обеспечение

Овладение обучающимися с РАС физической культурой предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе спортивной деятельности. Для этого необходимо наличие специальных предметов (мячи, гимнастические палки, скакалки, шнуры, флажки и др.). Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности.