Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубовская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза М.Ф.Потапова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
для обучающегосяся 1 «б» класса
Корсак Тихона
Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
Составитель:
Белоусова Н.А.
учитель начальных классов
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Физическая культура» составлена основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.2);
«Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях (составитель Е.С.Савинов) – М.: Просвещение, -2011 (стандарты второго поколения)»;
Авторской программы В.И.Ляха и др. «Физическая культура»;
Учебника «Физическая культура. 1-4 классы./ В.И.Лях– М.: Просвещение, 2014.-177 с.».
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему формирования и сохранения здоровья ребенка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе, в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Овладение учебным предметом «Физическая культура» представляет сложность для учащихся с РАС. Это связано с недостатками психофизического развития детей: несформированностью пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, трудностями произвольной регуляции деятельности, трудностями понимания речевой инструкции.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с РАС особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому и социальному развитию;
формирование двигательных навыков и умений, первоначальных умений саморегуляции;
формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни и установки на сохранение и укрепление здоровья;
владение основными представлениями о собственном теле;
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
коррекция недостатков психофизического развития.
С учетом особых образовательных потребностей детей с РАС в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
познакомить с правилами подвижных игр и игровых заданий с элементами спортивных игр, учить соблюдать их;
формировать представления о значении физической культуры в укреплении собственного здоровья;
формировать навыки выполнения основных видов движения (ходьба, бег, перекаты, лазанье, прыжки, метание) в процессе выполнения гимнастических упражнений, по легкой атлетике, коррекционно-развивающих упражнений и игр;
учить имитировать движения спортсменов;
формировать потребность организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.).
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение метапредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом, рабочая программа по физической культуре в 3 классе рассчитана на 17 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели ).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
• формировать проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• формировать проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметные результаты:
• характеризовать явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаруживать ошибки при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организовывать самостоятельную деятельность с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузки и организовывать отдых в процессе её выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• формировать видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• формировать оценку красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• формировать управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• формировать технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• формировать планирование занятий физическими упражнениями
режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;
• излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• формировать представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• уметь измерять индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержкусверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;
• организовать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеризовать физическую нагрузку по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
• объяснять в доступной форме правила (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подавать строевые команды, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнять технические действия из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнять жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
В результате обучения, учащийся на ступени начального общего образования:
-начнёт понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
-начнёт осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
-узнает о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймёт необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
-освоит первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
-научится составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
-освоит правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
-научится выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
-освоит навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будет использовать навыки коллективного общения и взаимодействия
Физическое совершенствование
-выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая)
-выполнять организующие строевые команды и приѐмы;
- выполнять гимнастические упражнения;
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
-сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
В конце 1 класса обучающийся:
знает основы здорового образа жизни (правила личной гигиены, значение физической культуры для здоровья);
выполняет основные виды движений (ходьба, бег, перекаты, лазанье, прыжки, метание);
выполняет строевые действия;
выполняет движения рук, ног, туловища из различных исходных положений;
выполняет различные упражнения с мячом;
сохраняет равновесие при выполнении элементарных упражнений по акробатике;
выполняет спортивные упражнения с лыжами;
имитирует движения спортсменов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Содержание учебного предмета | Характеристика деятельности обучающихся |
1. | Знания о физической культуре ( в процессе урока) | Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. |
2. | Гимнастика Строевые упражнения Общеразвивающие упражнения без предметов Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами | Основная стойка. Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Построение в одну шеренгу, равнение по разметке. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!» Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений. Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны. |
3. | Лёгкая атлетика Ходьба Бег Прыжки Метание | Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом. Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. Перебежки группами и по одному. Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба) Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков). Прыжки в высоту с места (подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета); подпрыгивание вверх на небольшое возвышение. Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Броски и ловля малых мячей. Метание малого мяча с места правой и левой рукой. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. |
4. | Подвижные игры Подвижные игры Коррекционные игры Игры с элементами общеразвивающих упражнений Игры с бегом и прыжками Игры с бросанием, ловлей и метанием Подвижные игры Игры зимой | «Слушай сигнал», «Космонавты» «Запомни порядок», «Летает — не летает», «Хоп, стоп, раз» «Вот так позы!», «С»Совушка», «Слушай сигнал», «Удочка», «Мы — солдаты» «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробушки», «Быстро по местам!», «Кошка и мышки», «Десяточки» «Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали — тот и ловит» По выбору учащихся «Снайпер», «К Деду Морозу в гости» |
5. | Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений | Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начертанным на полу. Прыжок в длину с места в ориентир. Речевые упражнения с одновременным выполнением действий. |
Адаптированная рабочая программа по физкультуре для обучающегося 1 «б» класса Корсак Тихона ( 1 час в неделю)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
н\п | Тема | Дата |
1 | Возникновение физической культуры и спорта. Инструктаж по ТБ. | |
2 | Что такое физическая культура | |
3 | Разновидности ходьбы. Обычный бег | |
4 | Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках | |
5 | Бег с ускорением. | |
6 | Техника челночного бега. | |
7 | Ходьба с высоким подниманием бедра. | |
8 | Метания мяча на дальность. | |
9 | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. | |
10 | Разновидности прыжков. | |
11 | Метание малого мяча из положения стоя. | |
12 | Метания малого мяча на точность | |
13 | Наклоны вперёд из положения стоя. | |
14 | Подъём туловища из положения лёжа за 30 с. | |
15 | Прыжки в длину с места | |
16 | Прыжки в длину с места | |
17 | Упражнения на развитие координации движений | |
18 | Упражнения на развитие координации движений | |
19 | Основная стойка. Группировка. | |
20 | Упражнения с мячом. | |
21 | Закрепление изученных упражнений. | |
22 | Упражнения со скакалкой. | |
23 | Упражнения со скакалкой. | |
24 | Повороты. | |
25 | Строевые упражнения. | |
26 | Выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!». | |
27 | Выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!». | |
28 | Поднимание туловища из положения лежа. | |
29 | Прыжки со скакалкой. Повороты на месте налево и направо. | |
30 | Прыжки со скакалкой. Повороты на месте налево и направо. | |
31 | Бросок мяча снизу на месте. | |
32 | Бросок мяча снизу на месте. | |
33 | Прыжок в длину с места. | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми можно использовать следующие методические разработки и пособия:
Тригер Р.Д. Физическая культура. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4. М.: Парадигма, 2012.
Болонов Г.П. Физкультура в начальной школе. Методическое пособие / Г.П. Болонов. – М.: Сфера, 2005.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1–5 классы / Н.И. Дереклеева. – М. : ВАКО, 2004.
Патрикеев А.Ю. Зимние подвижные игры. 1–4 классы: Сценарии и методика проведения. Игры со снегом и на снегу. Игры на лыжах и коньках. Игры с использованием санок / А.Ю. Патрикеев. – М. : ВАКО, 2009.
Материальное обеспечение
Овладение обучающимися с РАС физической культурой предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе спортивной деятельности. Для этого необходимо наличие специальных предметов (мячи, гимнастические палки, скакалки, шнуры, флажки и др.). Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности.