Физкультурная сказка
«ПРИЩЕПКИ-ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ»:
представлена в виде физкультурного занятия
с включением в него основного тренинга
по формированию трёх кистевых функций
у дошкольников на основе интеграции
всех образовательных областей
(план-сценарий третьего уровня)
ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
БТИ – «Рукотворный мир»
СМИ – «Прищепки-путешественницы»
Тип занятия — «полный эволюционный круг»
Для детей старшего дошкольного возраста
Физкультурная спецификация занятия – применение ручной предметно-манипулятивной деятельности (прищепки)
Методические особенности занятия – на занятии предусмотрено целенаправленное формирование не менее 3-х кистевых функций у детей (двуручной координационной, наматывающей и висовой) на основе интеграции всех образовательных областей: социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической
Музыкальное сопровождение: «Дождик-дождик кап да кап», песенка поросёнка Фунтика о доброте, артикуляционная гимнастика «Ас-ас-ас! Ах, как весело у нас!», песенка «Дружба – это не работа!»
Автор: инструктор по физическому воспитанию МБДОУ № 15 «Дельфин» г. Керчь Н.В. Блохина, по мотивам сказки Н.Н. Ефименко «Приключения любопытных прищепок»
Либретто (содержание физкультурной сказки)
В одном старом городском дворе между двумя акациями многие годы была натянута бельевая верёвка, на которой висело два десятка прищепок. Летом мамы и бабушки регулярно стирали бельё и вывешивали его во двор сохнуть. Прищепки крепили это бельё, чтобы оно не упало и не улетело от порывов ветра.
Но вот наступила осень…
Стандартная разминка для кистей (физическая образовательная область (ОО)
Упражнение 1 «Утренняя свежесть» (фото 1 ‒ 2): из исходного положения лежа на спине выполнить растирание кистей друг об друга, как ладонную их поверхность, так и тыльную.
Фото 1
Фото 2
Упражнение 2 «Осенние листья» (фото 3): из исходного положения лёжа на спине выполнить массаж каждого пальчика (художественно-эстетическая, речевая, познавательная ОО).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Фото 3
Упражнение 3 «Листопад» (фото 4 ‒ 6): из исходного положения лёжа на спине выполнять различные продольные потряхивания кистями: одновременные, поочерёдные, хаотичные (художественно-эстетическая, речевая, познавательная ОО).
Осень, осень к нам пришла
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зелёный сад,
Листья кружатся, летят.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Листья кружатся, летят.
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Упражнение 4 «Стало холодать – одежду надо надевать» (фото 7): из исходного положения лёжа на спине, руки в «замок» выворачивать руки в противоположную сторону, растягивая сухожилия мышц-сгибателей пальцев: поднимать-опускать, отводить в стороны.
Фото 7
Упражнение 5 «Греем ладошки» (фото 8): из исходного положения лёжа на спине, выполнять стискивание пальцев в положении руки в «замок».
Фото 8
Упражнение 6 «Весёлые капельки» (фото 9): из исходного положения лёжа на спине, выполнять клавишные барабанные движения пальцами в воздухе, изображая стучащие капельки мелкого дождя.
Звучит детская песенка «Дождик-дождик кап да кап» (художественно-эстетическая ОО).
Фото 9
Основной кистевой тренинг
Формирование двуручной координационной функции (физическая ОО)
Всё чаще шли дожди и хозяйки уже не вывешивали бельё. Прищепки всё время висели на одном месте и скучали. Но однажды такая жизнь наскучила любопытным прищепкам, и решили они отправиться в путешествие по старому двору.
Упражнение 7 «Прищепки сбежали» (фото 10 ‒ 11): из исходного положения лёжа на спине головами друг к другу, поднимая руки, мальчики и девочки передают прищепки друг другу (по одной, по две).
Фото 10
Фото 11
Друзья все вместе! Пора оглядеться по сторонам…
Упражнение 8 «Любопытные прищепки» (фото 12): ползать на средних четвереньках с переноской прищепок, пригибаясь под натянутой галантерейной резинкой со сменой исходных мест расположения, в конце упражнения возвращаться на своё место.
Фото 12
Много друзей повстречалось прищепкам во дворе, и захотелось им сделать для них подарки.
Упражнение 9 «Картинка для друзей» (фото 13 ‒ 14): из исходного положения сидя по очереди выкладывать изображение из прищепок (сначала мальчики, потом девочки).
Звучит песенка поросёнка Фунтика о доброте (художественно-эстетическая, социально-коммуникативная ОО).
Фото 13
Фото 14
Упражнение 10 «Прищепки поссорились» (фото 15): из исходного положения сидя имитировать, как прищепки кусаются (социально-коммуникативная ОО).
Вопросы к детям:
- Кто виноват?
- Почему прищепки начали драться?
- Можно ли так себя вести?
- Какие правила дружбы вы знаете?
- Что надо теперь сделать? Как?
Фото 15
Решили прищепки помириться и никогда больше не сориться.
Дети проговариваю вместе с педагогом логопедическую потешку под музыку (художественно-эстетическая, речевая ОО).
Ас-ас-ас- ас. Ах, как весело у нас!
Ус-ус-ус-ус. Выбирай игру на вкус.
Ас-ас-ас-ас. Мчится быстрый паровоз.
Ис-ис-ис-ис. А теперь поём на бис.
Упражнение 11 «Вместе интересней» (фото 16): из исходного положения на низких коленях прицепить другу 3 прищепки на рукав футболки (социально-коммуникативная ОО).
Фото 16
Формирование наматывающей функции кисти (физическая ОО)
В это время во дворе появился папа. Он решил снять на зиму верёвку (фото 17).
Фото 17
Увидели дворовые мальчики и девочки такое упражнение и решили его повторить.
Упражнение 12 «Дворовые помощники» (фото 18): из исходного положения на высоких коленях неплотно наматывать скакалку на руку разными способами (на одну руку в удобную и неудобную стороны, на другую руку в удобную и неудобную сторону).
Фото 18
Упражнение 13 «Проворные мальчики и девочки» (фото 19): из исходного положения стоя наматывать скакалку на обе руки в удобную и неудобную сторону с постепенным наклоном тела вперёд и приседанием при сматывании скакалки.
Фото 19
Посредине двора, слегка поскрипывая стволом от ветра, стояла старая, повидавшая многое, акация.
Упражнение 14 «Старая акация» (фото 20): из исходного положения стоя (ноги на ширине плеч, руки подняты с натянутой скакалкой), раскачиваться всем телом влево-вправо, слегка скручивая туловище поочерёдно в обе стороны.
Фото 20
Теперь прищепки отправились в долгожданное путешествие по двору.
Упражнение 15 «Прищепки-путешественницы» (фото 21 ‒ 22): ходьба в колонне по одному вокруг стульев сначала мелкими шажками, а затем с выпадами, изображая при этом перешагивание через лужи.
Фото 21
Фото 22
Формирование висовой (вис) функций (физическая ОО)
Опять начался дождь, и прищепки спрятались в кроне деревьев, растущих в старом дворе.
Упражнение 16 «Прищепке на дереве» (фото 23): чистый вис (без касания ногами опоры) на высоком поручне лестницы (лицом к лестнице) – сохранять данную позу в течение заданного времени.
Фото 23
Поднялся ветер. Раскачиваются ветки дерева, раскачиваются и прищепки.
Упражнение 17 «Качающиеся на ветке прищепки» (фото 24): вис, лицом к лестнице – раскачивание влево-вправо.
Фото 24
Трудно висеть прищепкам, страшно. Надо прищепкам помочь. Прицепим их к верёвочке на дерево, чтоб они не смогли упасть на землю.
Упражнение 18 «Поможем прищепкам» (фото 25): лазанье по гимнастической лестнице, на самом верху прикрепить прищепку к натянутой верёвке (социально-коммуникативная, физическая ОО).
Фото 25
Увидел папа, что на верёвке нет прищепок, рассердился и пошёл их искать.
Упражнение 19 «Поиски беглецов» (фото 26 ‒ 27): бег в колонне по одному по периметру зала сначала в лёгком, затем в среднем темпе.
Фото 26
Фото 27
Упражнение 20 «Резвый ветерок» (фото 28): бег в лёгком темпе в колонне по одному с поворотами вокруг вертикальной оси, имитируя порывы ветра и кружение листьев.
Фото 28
Пора возвращаться прищепкам на верёвку.
Упражнение 21 «Пора домой!» (фото 29): бег с подпрыгиванием.
Фото 29
Заключительная часть кистевого тренинга
Ветер затих. Папа приблизился к верёвке, натянутой на высоких деревьях, сосчитал все прищепки. Он очень удивился, каким образом прищепки вновь тут оказались... Пусть это будет нашим секретом!
Упражнение 21 «Завершение сказки» (фото 30 ‒ 31): спортивная ходьба с переходом на обычную ходьбу в колонну по одному по периметру зала, руками при этом делать «брызги», жест «до свидания!» (расслабляя кисти, стабилизируя их состояние), прощаясь со сказкой, осенью и прищепками.
Звучит песенка «Дружба – это не работа!» (художественно-эстетическая ОО).
Фото 30
Фото 31
До новых интересных встреч!
Конец физкультурной сказки ;)