СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье отражены основные принципы организации двигательного режима с учетом педагогических и физиологических требований к его проведению с учащимися 6-15 летнего возраста. Особое место уделено организации, содержанию и методике проведения различных видов физкультурно - оздоровительной работы, описаны их конкретные задачи, которые определяются закономерностями динамики работоспособности учащихся в течении урока, учебного дня, недели, четверти, года.

Просмотр содержимого документа
«Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня»

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

Белолипецкая Мария Александровна,

Стефанина Нина Владимировна

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«Мезенский педагогический колледж»

Руководитель: Кривцова Нина Ивановна,

преподаватель физической культуры


Недостаточная двигательная активность плохо сказывается на здоровье детей, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют. Урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.

На современном этапе развития школ, недопустимо ограничивать двигательную активность детей. Когда мы видим вялого, недостаточно физически развитого ребенка, то мы безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложиться спать. А значит и не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и психоневрологическом статусе ребенка.

Школьники, ежедневно занимающиеся физическими упражнениями, отличаются прибавками в росте, повышением жизненной емкость легких. Занятия физической культурой благоприятно сказываются на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития здоровья.

Актуальность.

В последние время идёт снижение интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Также дети проводят много времени за компьютером, что негативно влияет на их здоровье. К сожалению, есть родители, которые не уделяют должного вниманию физическому воспитанию детей, поэтому этой проблемой должны заниматься родители. Таким образом, необходимо приобщение детей к здоровому образу жизни, физическому развитию и воспитанию.

В данной статье отражены основные принципы организации двигательного режима с учетом педагогических и физиологических требований к его проведению с учащимися 6-15 летнего возраста. Особое место уделено организации, содержанию и методике проведения различных видов физкультурно - оздоровительной работы, описаны их конкретные задачи, которые определяются закономерностями динамики работоспособности учащихся в течении урока, учебного дня, недели, четверти, года.

Разнообразные формы занятий физкультурой в режиме учебного дня способствуют укреплению здоровья учащихся, их гармоничному физическому развитию. Систематические занятия физическими упражнениями повышают успеваемость по общеобразовательным предметам и снижают количество пропусков уроков по болезни. Важной задачей физкультурно-оздоровительной работы в режиме   учебного   дня   является   ее   восстановительная   функция. Решение этого вопроса требует правильность организации активного отдыха учащихся, включающий выполнение специального комплекса физических упражнений в форме физкультминут, подвижных перемен, спортивных часов.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня регламентируется соответствующими документами. Директор школы несет ответственность за обеспечение необходимых условий для ее проведения. Организатор внешкольной и внеклассной работы с детьми отвечает за ее организацию, оказывает помощь в проведении.

Учитель физкультуры участвует в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, готовит общественных инструкторов и судей из числа учащихся. Классные руководители также участвуют в этой работе.

Гимнастика до учебных занятий в режиме школьного дня дополняет утреннюю зарядку, проводимую дома. Её цель - оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Наряду с этим, она способствует организованному началу учебного дня, содействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, формированию навыков правильного их выполнения [1. С. 49 - 60].

  Основа гимнастики до занятий - это комплекс физических упражнений для различных мышечных групп. В комплекс должны включаться:

- упражнения для мышц верхнего плечевого пояса (движения руками и головой);

- мышц спины и брюшного пресса (наклоны в перед, назад, в стороны);

- мышц нижних конечностей (приседания, выпады);

- подскоки.

Проводить гимнастику лучше всего на открытом воздухе при температуре не ниже +10° С, а при неблагоприятной погоде - в хорошо проветренных коридорах, рекреациях. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 минут (в младших классах - не более 5-6 мин.)

Вынужденная статическая поза во время уроков ведет к утомлению мышц, вследствие чего у школьников появляются признаки двигательного беспокойства, нарушается правильное положение тела за партой, что приводит к нарушению осанки. Появляется тенденция к сутулости, искривлению и нарушению подвижности позвоночного столба. Ограничение амплитуды движений на уроках приводит к ухудшению подвижности плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов; ограничивается подвижность грудной клетки, что в свою очередь изменяет частоту и глубину дыхательных движений. Вследствие этого нарушается поступление кислорода к органам, прежде всего в головной мозг, что приводит к преждевременному утомлению.

 Физкультурные минуты - это активный отдых, который проводится с целью уменьшения утомления учащихся, снятия отрицательных явлений статической нагрузки, активизации внимания учащихся и повышения способности к восприятию учебного материала. Физкультминуты обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминуты.

Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах [2. С. 206-208].

Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:

а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;

б) упражнения для  рук  (растирание   и  встряхивание   кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);

в) упражнения для туловища (наклоны, повороты);

г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).  

 Подвижная перемена занимает особое место в распорядке школьного дня. Она дает хороший оздоровительный эффект, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность учащихся. Проведение этого довольно сложного, с точки зрения организации, мероприятия требует тщательной подготовки учителей и инструкторов-общественников, проявления изобретательности и выдумки, наличие в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всеми учениками школы.

Подвижные перемены используются для целенаправленного развития физических качеств у юношей и у девушек, предлагаются различные упражнения с учетом пола. В подвижной перемене принимают участие все учителя. Общее руководство мероприятием осуществляют директор школы и его заместители. Непосредственное проведение перемен возлагается на учителей-предметников, классных руководителей и на физкультурный актив школы. Важная роль отводится учащимся старших классов — общественным инструкторам [1. С. 60-86].

Таким образом, можно сказать, что отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Мы изучили научную литературу Ж. К. Холодова «Теория и методика физического воспитания и спорта» и М. Г. Каменцера «Урок после урока». В своих работах авторы рассматривали вопросы связанные с включением физкультурно-оздоровительных мероприятий в режим учебного дня младших школьников. Они выяснили, что дети, активно занимающиеся физическими упражнениями, лучше своих сверстников успевают в учебе. Кроме того, у таких детей повышается устойчивость к простудным заболеваниям. Так, правильно организованное занятие гимнастикой до учебных занятий способствует улучшению самочувствия детей, повышает их работоспособность, создает определенный эмоциональный настрой. Важная роль отводится физкультминуткам, которые помогают снять утомление, повысить работоспособность детей как умственную, так и физическую. Неотъемлемым компонентами в режиме учебного дня младших школьников являются игры и физические упражнения на удлиненной перемене, так как они представляют собой возможность активного отдыха и укрепления здоровья детей. Необходимым условием проведения данных физкультурно-оздоровительных мероприятий является нахождение на открытом воздухе (по возможности). И, конечно же, нельзя представить укрепление здоровья детей без ежедневных физкультурных занятий в группах продлённого дня, которые направлены на укрепление здоровья и закаливание организма учащихся.

Библиографический список

  1. Каменцер М. Г. Урок после урока [Текст], - М.: Физкультура и спорт, 2013.– С. 49-86;

  2. Холодов Ж. К., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст], - М.: Академия, 2003. - С. 206-208;

  3. Рыжов А.В. Спутник учителя физической культуры: Метод. пособие. - Казань: РИЩ, Школа, 2002.



2