СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная разработка содержит программы изучения физики в 10 - 11 классах по учебнику Г.Я. Мякишева для общеобразовательных учреждений
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Пыёлдино
ПРИНЯТО на заседании МО УТВЕРЖДАЮ
учителей математики, физики, Директор
информатики ____________/Л. В. Носкова/
протокол от № Приказ от №
Рабочая программа учебного предмета
«Физика»
Ступень образования: среднее общее
Срок реализации: 2 года
Разработана на основе авторской программы Г.Я. Мякишева для общеобразовательных учреждений, Примерной программы среднего общего образования по физике. 10-11 классы. Базовый уровень (авторы программы В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин и др.). «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл». М: Дрофа, 2010.
Составитель: Турышева Надежда Ивановна, учитель физики.
Пыёлдино, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. №1089 (в ред. Приказа от 10.11.2011 №2643).
Авторской программой В.А.Орлова, О.Ф.Кабардина и др. Базовый уровень. «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия». М.: Дрофа, 2010.
Положением о порядке разработки, принятия и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса МБОУ «СОШ» с. Пыёлдино, утвержденное Приказом от 06.06.2016 г. №37/5-од.
Основной образовательной программой среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» c. Пыёлдино, утверждённой Приказом от 23.01.2016 г. № 6/4-од.
Учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыёлдино.
Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения практических задач повседневной жизни;
обеспечения безопасности собственной жизни;
рационального природопользования и охраны окружающей среды;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Даная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего общего образования: по 70 часов в 10, 11 классах. Согласно учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыёлдино на изучение физики в 10 классе отводится 72 часа (36 учебные недели) и в 11 классе 68 часов (34 учебные недели). По 2 часа в неделю.
Физика ― наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика ― экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Физика ― единая наука без четких граней между разными ее разделами, но в разработанном документе в соответствии с традициями выделены разделы, соответствующие физическим теориям: «Механика», Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика». В отдельном разделе «Строение Вселенной» изучаются элементы астрономии и астрофизики.
Ведущей формой организации процесса обучения является урок. В зависимости от задач и методов учебной работы урок может изменять структуру и модификацию. Используются различные методы, а именно: лекция, беседа, рассказ обучающегося, диалог, объяснение, вывод формул, чтение и построение графиков, решение проблемной задачи, решение задач качественных и количественных, лабораторная и практическая работа, практикум, самостоятельное решение задач и т.д. В работе сочетаются фронтальные и групповые методы, что ведет к развитию творческих и коммуникативных качеств личности.
Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. Отличительной особенностью данного предмета среди большинства других предметов является проведение обучающимися лабораторных работ. Лабораторная работа подразумевает самостоятельную предварительную подготовку дома, выполнение её на уроке и анализ полученных результатов и оформление их в форме вывода.
У большинства обучающихся дома в личном пользовании имеются компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний обучающихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет-сайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.
Учебно-методический комплект, включенный в Федеральный перечень:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика-10. – М.: Просвещение, 2011.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.: Просвещение, 2011.
3. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2005.
4. Рымкевич А.П.. Физика. Задачник.10 -11 кл: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 2004.
5. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10 -11 классы. – М. Просвещение, 2005.
6. О.И. Громцева. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. М. Экзамен, 2015.
7. О.И. Громцева. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике.10-11классы. М. Экзамен,2015.
8. Шилов В.Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 10 – 11 класс. – М. Дрофа 2005.
Текущий контроль проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме; как в начале урока, так и в конце урока для проверки качества полученных на данном уроке знаний, умений и навыков. Текущий контроль учащихся проводится по дидактическим материалам, рекомендованным министерством образования и науки РФ в соответствии с образовательным стандартом.
Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы. Периодический контроль (контрольная работа) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений обучающегося. Кроме того, выявляется владение письменной речью, умение логично, адекватно проблеме излагать свой текст, давать оценку эксперименту, проблеме.
Кроме этого, возможна подготовка и защита реферата на заданную тему. Реферат рекомендуется, как правило, наиболее подготовленным обучающимся.
Поурочное планирование имеется в конце рабочей программы в качестве приложения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого учебного года в мае – июне в виде тестов.
тематический план
10 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них теоретическая часть | Из них практическая часть | ||
лабораторные | практические | контрольные | ||||
1. | Раздел I. Физика и методы научного познания. | 1 | 1 |
|
|
|
2. | Раздел II. Механика. | 25 | 18 | 3 | 2 | 2 |
Тема 1. Кинематика. | 11 | 7 | 2 | 1 | 1 | |
Тема 2. Динамика. | 7 | 7 |
|
|
| |
Тема 3. Законы сохранения в механике. | 7 | 4 | 1 | 1 | 1 | |
3. | Раздел III. Молекулярная физика. Тепловые явления. | 21 | 16 | 2 | 1 | 2 |
Тема 1. Основы МКТ. | 15 | 12 | 1 | 1 | 1 | |
Тема 2. Основы термодинамики. | 6 | 4 | 1 |
| 1 | |
4. | Раздел IV. Основы электродинамики. | 25 | 19 | 3 | 1 | 3 |
Тема 1. Электростатика. | 9 | 7 |
| 1 | 1 | |
Тема 2. Законы постоянного тока. | 8 | 5 | 2 |
| 1 | |
Тема 3. Электрический ток в различных средах. | 8 | 7 |
|
| 1 | |
| Итого | 72 | 54 | 8 | 4 | 7 |
11 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них теоретическая часть | Из них практическая часть | ||
лабораторные | практические | контрольные | ||||
1.
| Раздел I. Электродинамика (продолжение). | 40 | 31 | 5 | 2 | 2 |
Тема 1. Магнитное поле. | 5 | 3 | 1 | 1 |
| |
Тема 2. Электромагнитная индукция. | 4 | 3 | 1 |
|
| |
Тема 3. Электромагнитные колебания. | 6 | 5 |
| 1 |
| |
Тема 4. Производство, передача и использование электрической энергии. | 2 | 2 |
|
|
| |
Тема 5. Электромагнитные волны. | 5 | 4 |
|
| 1 | |
Тема 6. Оптика. | 10 | 7 | 2 |
| 1 | |
Тема 7. Элементы теории относительности. | 3 | 3 |
|
|
| |
Тема 8. Излучения и спектры. | 5 | 4 | 1 |
|
| |
2. | Раздел II. Квантовая физика и элементы астрофизики. | 24 | 21 |
| 1 | 2 |
Тема 1. Световые кванты. | 5 | 3 |
| 1 | 1 | |
Тема 2. Атомная физика. | 3 | 3 |
|
|
| |
Тема 3. Физика атомного ядра. | 7 | 6 |
|
| 1 | |
Тема 4. Элементарные частицы. | 1 | 1 |
|
|
| |
Тема 5. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. | 1 | 1 |
|
|
| |
Тема 6. Элементы астрофизики. | 7 | 7 |
|
|
| |
3. | Повторение. | 4 | 3 |
|
| 1 |
| Итого: | 68 | 55 | 5 | 3 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физика и методы научного познания (1час).
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (25 часов).
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа№1 «Измерение ускорения свободного падения».
Лабораторная работа №2 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости».
Лабораторная работа №3 «Изучение закона сохранения механической энергии».
Контрольные работы:
Контрольная работа №1 "Кинематика "
Контрольная работа №2 "Динамика. Законы сохранения в механике"
Молекулярная физика. Тепловые явления (21 час).
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа № 4 – 5 «Измерение влажности воздуха», «Измерение поверхностного натяжения».
Контрольные работы:
Контрольная работа №3 "«Свойства твердых тел, жидкостей и газов»."
Контрольная работа №4 " Основы термодинамики "
Электродинамика (65 часов за 10, 11 классы).
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа № 6 «Определение удельной теплоемкости льда, удельной теплоты плавления льда».
Лабораторная работа № 7 «Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников».
Лабораторная работа № 8 «Измерение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока».
11 класс.
Лабораторная работа № 1 «Измерение магнитной индукции»
Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления стекла».
Лабораторная работа №4 «Измерение длины световой волны»
Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров»
Контрольные работы:
Контрольная работа №5 " Электростатика»"
Контрольная работа №6 «Законы постоянного тока».
Итоговая контрольная работа «Физика – 10»
11 класс.
Контрольная работа № 1 по теме «Электромагнитные колебания и волны. Основы электродинамики».
Контрольная работа № 2 «Световые явления».
Квантовая физика и элементы астрофизики (24 часа).
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Наблюдение и описание движения небесных тел.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
Контрольные работы:
Контрольная работа № 3 по теме «Световые кванты».
Контрольная работа № 4 по теме «Физика атома и атомного ядра»
Итоговая контрольная работа «Физика – 11»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики 10 класса ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания взаимосвязи учебного предмета «физика» с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету;
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
В результате изучения физики 11 класса выпускник должен
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания взаимосвязи учебного предмета «физика» с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету;
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА
Оценка"5"ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
-владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка"4"ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; --- неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка"3"ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка"2"ставится в следующем случае:
- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка"5"ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка"4"ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка"3"ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка"2"ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Задача считается решенной полностью и качественно, если учеником выполнены такие элементы учебно-познавательной деятельности:
- анализ условия задачи (применены понятия, законы и теории для объяснения явления, о котором идет речь в задаче);
- правильно записано условие задачи;
- осуществлен перевод в систему СИ;
- на основе известных законов и формул решена задача в общем виде;
- использованы справочные таблицы физических величин;
- подставлены числовые данные и проведены необходимые вычисления (или решена задача графическим, логическим или экспериментальным путем);
- проверена размерность полученного результата;
- проведен анализ полученного результата.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА
Критерии оценки реферата (проекта) могут быть как общие, так и частные. К общим критериям можно отнести следующие:
- соответствие реферата теме;
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи первоисточника;
- логичность, связность;
- доказательность;
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
- оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
- языковая правильность.
Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата (проекта): введению, основной части, заключению.
1) Критерии оценки введения:
- наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;
- наличие сформулированных целей и задач работы;
- наличие краткой характеристики первоисточников.
2) Критерии оценки основной части:
- структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;
- наличие заголовков к частям текста и их удачность;
- проблемность и разносторонность в изложении материала;
- выделение в тексте основных понятий и терминов их толкование;
- наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения,
3) Критерии оценки заключения:
- наличие выводов по результатам анализа;
- выражение своего мнения по проблеме.
Школьный реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основная часть, заключение и список литературы, возможно приложение.
Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, раскрываются цель и задачи работы, производится краткий обзор литературы и важнейших источников, на основании которых готовился реферат.
В основной части кратко, но полно излагается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый смысловой блок (глава, параграф) должен быть озаглавлен.
Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. В нем должны содержаться выводы по результатам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых работ, даны указания на то, кому могут быть интересны книги, тексты, рассмотренные в реферате. Заключение не должно превышать по объему введения.
Объем реферата жестко не регламентируется, однако он не должен превышать 20 машинописных страниц. Реферат должен быть написан на бумаге стандартной формы (лист 4А, с полями слева 2,5 – 3 см., сверху и снизу – 2 см., справа – до 1 см.) и вложен в папку. Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой литературы и приложения. Нумеруют страницы арабскими цифрами в правом нижнем углу или сверху посредине листа. Первой страницей является титульный лист, на нем номер страницы не ставится. Список литературы завершает работу. В нем фиксируются источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавия книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Библиографические данные оформляются в соответствии с ГОСТом 7.1 – 2003: например: Кожинов, В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества / В.В. Кожинов. - М.: Алгоритм, 2001. – 320 с.
НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА
если ученик выполнил от 65 % до 79 % указанных выше требований, ему ставится оценка “3”,
если 80 % - 89 % требований, то “4”,
если 90 % - 100 % - отметка “5”.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Отметка за тест | Шкала оценки | Уровень усвоения учебной программы | ||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
«5» | 90-100% | 93-100% | оптимальный | |
«4» | 77-89% | 83-92% | оптимальный | |
«3» | 60-76% | 75-82% | Допустимый (ниже 80%) | |
«2» | Ниже 60% | Ниже 75% | Критический (ниже 60%) |
Учебно-методические средства обучения
Учебники:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика-10. – М.: Просвещение, 2011.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.: Просвещение, 2011.
Задачники:
1. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2005.
2. Рымкевич А.П.. Физика. Задачник.10 -11 кл: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 2004.
Справочные пособия:
1. А.С.Енохович. Справочник по физике и технике. М.: Просвещение, 1983.
Методическая литература:
Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Физика – М: Дрофа, 2006.
Александрова З.В., Баданина И.В. и др. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 кл. Методическое пособие с электронным приложением – М: Глобус, 2009.
Браверман Э.М. Преподавание физики развивающее ученика – М: Ассоциация учителей физики, 2005 .
Ханнанов Н.К. Настольная книга учителя физики – М: Эксмо, 2008 .
Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 кл. Диктанты. Тесты. Кроссворды. Внеклассные мероприятия – М: «Глобус», 2010.
Авдеева А. В. "Тематическое и поурочное планирование по физике" Москва: Изд-во "Дрофа" – 2004.
Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
Губанов В. В. "Физика – 10. Лабораторные работы" Саратов: изд-во "Лицей" – 2004.
Губанов В. В. "Тесты по физике. 10-й класс" Саратов: изд-во "Лицей" – 2004.
Г.Я. Мякишева "Волгоград: изд-во "Учитель-АСТ" – 2004.
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.
ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
Мокрова И. И. "Физика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева" Волгоград: изд-во "Учитель-АСТ" – 2004.
Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
Ильина Н. В. "Тематический контроль по физике" Москва: изд-во "Интеллект-Центр" – 2002.
Кабардин О. Ф. "Физика. Тесты" Москва: изд-во "Дрофа" – 2001.
Коровин В. А., В. А. Орлов "Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы" Москва: изд-во "Дрофа" – 2001.
Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни: для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
Коноплич Р. В. "Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля" Москва: изд-во "Интеллект-Центр" – 2001.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
ЕГЭ (Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Н.И.Зорин. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс. – М.: ВАКО, 2012.
Н.И.Зорин. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс.- М.: ВАКО, 2012.
Е.И.Колусева. Физика: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области.- Волгоград: Учитель.- 2006.
Г.А.Фадеева, В.А.Попова. Физика и экология. 7-11 классы: материалы для проведения урочной и внеурочной деятельности по экологическому воспитанию.- Волгоград: Учитель.- 2007.
В.А.Шевцов. Пособие для подготовки к олимпиадам по физике (Механика).- Волгоград: Учитель.
Фадеева А. А. "Тесты по физике. 7 – 11 классы" Москва: изд-во "АСТ" – 2002.
Фадеева А. А. "Тесты по физике.7–11классы" Москва: изд-во "АСТ" – 2002.
Тит Том. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. – М: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
Тит Том. Продолжаем научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. – М: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
МаронА.Е, Марон Е.А. Дидактические материалы. 11 класс.- М.: Дрофа, 2008.
Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Другие ресурсы:
«Открытая Физика 1.0» (Русская версия ~1.5Mb),
«Физика в Картинках» (Русская версия ~530K).
«Живая Физика»
Физика. Готовимся к ЕГЭ. «Просвещение». 2004.
Астрономия 9-10 классы. «Инфостудия Экон».2003.
Открытая астрономия. «Физикон». 2003.
Ученический эксперимент по физике. Молекулярная физика и термодинамика. «Химлабо». 2008.
Ученический эксперимент по физике. Квантовые явления. «Химлабо». 2008.
Ученический эксперимент по физике. Механика. «Химлабо». 2008.
Ученический эксперимент по физике. Электродинамика. «Химлабо». 2008.
Ученический эксперимент по физике. Оптика. «Химлабо». 2008.
Интернет – ресурсы:
http://nrc.edu.ru/est/r2/index.html
http://www.phisicon.ru/
http://fisika.home.nov.ru/
http://www.college.ru
http://www.vscholl.ru/
http://www.school/edu.ru/int
http://www/bitpro.aha.ru/catalog/psisics.html
http://www.fizika.ru/
http://www.ufn.ru/ru/news/
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Учебно-лабораторное оборудование:
Мини лаборатории по «Механике»
Мини лаборатории по «Электродинамике»
Мини лаборатории по «Оптике»
Мини лаборатории по «Квантовой физике»
Мини лаборатории по «Молекулярной физике и термодинамике»
Технические средства обучения:
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Экран
Учебно-наглядные пособия:
Таблица «Шкала электромагнитных излучений»
Таблица «Международная система единиц»
Таблица «Приставки и множители единиц физических величин»
Таблица «Фундаментальные физические постоянные»
Комплект таблиц по физике
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10-11 кл.- М. Просвещение, 2011.
2.Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10 -11 класс. – М.: Просвещение, 2006.
3.Рымкевич А.Л. Сборник задач по физике. 10 -11 класс. – М.: Дрофа,2006.
4.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике.10 -11 класс. – М.: Просвещение, 2006.
5.Порфирьев В.В. Астрономия 11. – М. Просвещение,2006.
6.Левитан Е.Л. Астрономия 11. –М. Просвещение, 2006.
7.Москалев А.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. – М. Дрофа, 2010.
8.Шилов В.Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 10 – 11 класс. – М. Дрофа 2006.
9.Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10 -11 классы. – М. Просвещение, 2006.
Приложение 1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела, тема урока | §учебника |
| 10 класс |
|
| Раздел I. Физика и методы научного познания. |
|
1.
| Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты. |
|
| Раздел II. Механика. |
|
| Кинематика(11 часов) |
|
2. | Механическое движение, виды движений, его характеристики. | §1,3 |
3. | Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения | §4 |
4. | Графики прямолинейного движения. | §4 |
5. | Скорость при неравномерном движении. | §8,9 |
6. | Прямолинейное равноускоренное движение. | §10 |
7. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 по теме «Измерение ускорения свободного падения». |
|
8. | Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. | §16 |
9. | Равномерное движение точки по окружности. | §15 |
10. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 по теме «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости». |
|
11. | Решение задач по теме «Кинематика». |
|
12. | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» |
|
| Динамика (7 часов) |
|
13. | Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. 1-й закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. | §18, 20 |
14. | Понятие силы как меры взаимодействия тел. | §19 |
15. | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | §21,24 |
16. | Принцип относительности Галилея. | §26 |
17. | Явление тяготения. Гравитационная сила. | §27 |
18. | Законы всемирного тяготения. | §28 |
19. | Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. | §31,33 |
| Законы сохранения в механике (7 часов ). |
|
20. | Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса. | §38 |
21. | Реактивное движение. | §38 |
22. | Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая. | §40,41,43,44 |
23. | Закон сохранения и превращения энергии в механике. | §45 |
24. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 по теме «Изучение закона сохранения механической энергии». |
|
25. | Решение задач по теме «Законы сохранения». | §38-45 |
26. | Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Законы сохранения». |
|
| Раздел III. Молекулярная физика. Тепловые явления. |
|
| Основы МКТ (15 часов). |
|
27. | Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. | §53 |
28. | Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение. | §55 |
29. | Масса молекул, количество вещества. | §53 |
30. | Строение газообразных, жидких и твердых тел. | §56 |
31. | Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. | §57 |
32. | Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. | §57 |
33. | Решение задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». | §58 |
34. | Температура и тепловое равновесие. | §66,67 |
35. | Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии. | §68 |
36. | Строение газообразных, жидких и твердых тел. | §62 |
37. | Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа. | §70 |
38. | Газовые законы. | §71 |
39. | Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. | §72,73 |
40. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 – 5 «Измерение влажности воздуха», «Измерение поверхностного натяжения». | §74 |
41. | Контрольная работа №3 по теме «Свойства твердых тел, жидкостей и газов». |
|
| Основы термодинамики (6 часов). |
|
42. | Внутренняя энергия и работа в термодинамике. | §77,78 |
43. | Количество теплоты, удельная теплоемкость. | §79 |
44. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 по теме «Определение удельной теплоемкости льда, удельной теплоты плавления льда». |
|
45. | Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе. | §80,81,82 |
46. | Принцип действия теплового двигателя. Двигатель внутреннего сгорания. Дизель. КПД тепловых двигателей | §84 |
47. | Контрольная работа №4 по теме «Основы термодинамики». |
|
| Раздел IV. Основы электродинамики. |
|
| Электростатика (9 часов). |
|
48. | Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. | §85 |
49. | Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел. | §86,87,88 |
50. | Закон Кулона. | §89 |
51. | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | §92,93 |
52. | Силовые линии электрического поля. | §94 |
53. | Решение задач по теме «Основы электродинамики». |
|
54. | Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. | §99 |
55. | Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. | §102,103 |
56. | Контрольная работа №5 по теме «Электростатика». |
|
| Законы постоянного тока (8 часов). |
|
57. | Электрический ток. Сила тока. | §104 |
58. | Условия, необходимые для существования электрического тока. | §105 |
59. | Закон Ома для участка цепи. | §106 |
60. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников». | §107 |
61. | Работа и мощность электрического тока. | §108 |
62. | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | §109,110 |
63. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 по теме «Измерение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока». |
|
64. | Контрольная работа №6 по теме «Законы постоянного тока». |
|
| Электрический ток в различных средах (8 часов). |
|
65. | Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | §111-114 |
66. | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. | §115-119 |
67. | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. | §120,121 |
68. | Электрический ток в жидкостях. | §122,123 |
69. | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. | §124,125,126 |
70. | Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах». | §111-126 |
71. | Итоговая контрольная работа «Физика – 10» |
|
72. | Итоговый урок. |
|
| 11 класс |
|
| Раздел I. Электродинамика (продолжение). |
|
| Тема 1. Магнитное поле (5 часов) |
|
1. | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Взаимодействие токов. Магнитное поле. | §1 |
2. | Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля. | §2 |
3. | Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. | §3,6 |
4. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Измерение магнитной индукции» |
|
5. | Решение задач по теме 1 по теме «Магнитное поле». | §1-6 |
| Тема 2. Электромагнитная индукция (4 часа) |
|
6. | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. | §8-11 |
7. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
|
8. | Самоиндукция. Индуктивность. | §15 |
9. | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | §16,17 |
| Тема 3. Электромагнитные колебания (6 часов) |
|
10. | Свободные и вынужденные колебания. | §18 |
11. | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | §27 |
12. | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | §28 |
13. | Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». | §27,28 |
14. | Переменный электрический ток. | §31 |
15. | Сопротивление в цепи переменного тока. | §32 |
| Тема 4. Производство, передача и использование электрической энергии ( 2 часа). |
|
16. | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | §37,38 |
17. | Производство, передача и использование электрической энергии. | §39,40 |
| Тема 5. Электромагнитные волны (5 часов) |
|
18. | Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. | §48,54 |
19. | Изобретение радио А. С. Поповым, принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция. | §51,52,53 |
20. | Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | §55-58 |
21. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и волны» |
|
22. | Контрольная работа № 1 по теме «Электромагнитные колебания и волны. Основы электродинамики». |
|
| Тема 6. Оптика (10 часов) |
|
23. | Развитие взглядов на природу света. Скорость света. | §59 |
24. | Закон отражения света | §60 |
25. | Закон преломления света. | §61 |
26. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления стекла». |
|
27. | Линза. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | §63,65 |
28. | Дисперсия света. | §66 |
29. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение длины световой волны» |
|
30. | Интерференция света. Дифракция световых волн. Дифракционная решетка. | §68,71,72 |
31. | Поперечность световых волн. Поляризация света. | §73 |
32. | Контрольная работа № 2 «Световые явления». |
|
| Тема 7. Элементы теории относительности (3 часа) |
|
33. | Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. | §75,76 |
34. | Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. | §79 |
35. | Связь между массой и энергией. | §80 |
| Тема 8. Излучения и спектры (5 часов) |
|
36. | Виды излучений. | §81 |
37. | Спектры. Спектральные аппараты. | §82,83 |
38. | Спектральный анализ. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров» | §84 |
39. | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. | §85 |
40. | Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн. | §86,87 |
| Раздел II. Квантовая физика и элементы астрофизики. |
|
| Тема 1. Световые кванты (5 часов) |
|
41. | Фотоэффект. Теория фотоэффекта. | §88,89 |
42. | Фотоны. Фотоэффект. Применение фотоэффекта. | §90,91 |
43. | Решение задач по теме «Фотоэффект». |
|
44. | Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света. | §91,92,93 |
45. | Контрольная работа № 3 по теме «Световые кванты». |
|
| Тема 2. Атомная физика (3 часа) |
|
46. | Строение атома. Опыты Резерфорда. | §94 |
47. | Квантовые постулаты Бора. | §95 |
48. | Лазеры. | §97 |
| Тема 3. Физика атомного ядра (7 часов) |
|
49. | Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма- излучения. | §99,100 |
50. | Строение атомного ядра. Ядерные силы | §105 |
51. | Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. | §106,107 |
52. | Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции. | §108,109 |
53. | Применение ядерной энергии. | §112 |
54. | Биологическое действие радиоактивных излучений. | §114 |
55. | Контрольная работа № 4 по теме «Физика атома и атомного ядра» |
|
| Тема 4. Элементарные частицы (1 час) |
|
56. | Физика элементарных частиц. | §115,116 |
| Тема 5. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (1 час) |
|
57. | Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира. | §117,118 |
| Тема 6. Элементы астрофизики (7 часов) |
|
58. | Строение Солнечной системы. |
|
59. | Система Земля - Луна |
|
60. | Общие сведения о Солнце. |
|
61. | Источники энергии и внутреннее строение Солнца. |
|
62. | Физическая природа звезд. |
|
63. | Наша Галактика |
|
64. | Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. |
|
| Повторение. |
|
65. | Повторение по темам «Механика», «Молекулярная физика». |
|
66. | Повторение по теме «Электродинамика». |
|
67. | Итоговая контрольная работа «Физика – 11» |
|
68. | Итоговый урок. |
|
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
класс
Лабораторные работы:
Лабораторная работа№1 «Измерение ускорения свободного падения».
Лабораторная работа №2 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости».
Лабораторная работа №3 «Изучение закона сохранения механической энергии».
Лабораторная работа № 4 – 5 «Измерение влажности воздуха», «Измерение поверхностного натяжения».
Лабораторная работа № 6 «Определение удельной теплоемкости льда, удельной теплоты плавления льда».
Лабораторная работа № 7 «Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников».
Лабораторная работа № 8 «Измерение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока».
Контрольные работы:
Контрольная работа №1 "Кинематика "
Контрольная работа №2 "Динамика. Законы сохранения в механике"
Контрольная работа №3 "«Свойства твердых тел, жидкостей и газов»."
Контрольная работа №4 " Основы термодинамики "
Контрольная работа №5 " Электростатика»"
Контрольная работа №6 «Законы постоянного тока».
Итоговая контрольная работа «Физика – 10»
11 класс
Лабораторные работы:
Лабораторная работа № 1 «Измерение магнитной индукции»
Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления стекла».
Лабораторная работа №4 «Измерение длины световой волны»
Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров»
Контрольные работы
Контрольная работа № 1 по теме «Электромагнитные колебания и волны. Основы электродинамики».
Контрольная работа № 2 «Световые явления».
Контрольная работа № 3 по теме «Световые кванты».
Контрольная работа № 4 по теме «Физика атома и атомного ядра»
Итоговая контрольная работа «Физика – 11»