СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклор в повести н. в. гоголя «майская ночь, или утопленница»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: выявить фольклорные элементы в повес­ти; повторить жанры фольклора; продолжить фор­мирование умения выразительного чтения, выбороч­ного пересказа текста; развить у учащихся внима­ние к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах, словесное рисование, выразительное чтение учителя; изображение геро­ев; вызвать интерес к творчеству писателя

Просмотр содержимого документа
«Фольклор в повести н. в. гоголя «майская ночь, или утопленница»»

ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА»

Проблемный урок—исследование


Цели: выявить фольклорные элементы в повес­ти; повторить жанры фольклора; продолжить фор­мирование умения выразительного чтения, выбороч­ного пересказа текста; развить у учащихся внима­ние к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах, словесное рисование, выразительное чтение учителя; изображение геро­ев; вызвать интерес к творчеству писателя.


Оборудование: грамзапись украинской народной песни в исполнении хора им. Веревки; две иллюс­трации палехского художника к повести «Майская ночь...»; две фотооткрытки о жизни и творчестве Гоголя (Нежин, Петербург); схемы «Ситуации и роли украинского театра-вертепа» (на каждого уче­ника); украинские рушники; репродукция карти­ны Куинджи «Лунная ночь на Днепре» или «Ве­чер на Украине».


- Повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», которую мы с вами изучаем, небольшая по объему, но это произведение не из простых. Многие ученые думают о повести, писали о ней и пишут серьезные книги, как, напри­мер, ученый-литературовед Михаил Борисович Храпченко. Как вы считаете, это интересно: думать, высказывать свое мнение, спорить? Есть ли среди вас такие ребята, которые хотели бы стать учеными?

  • Сегодня наш урок необыкновенный, это урок-исследование. И тема урока звучит по-научному.

  • Что такое фольклор? Назовите его жанры. Слово «начало» в литературо­ведении имеет свое значение — это то, что составляет основу произведения. Одни ученые говорят, что в повести нет фольклора, есть только подделка, а другие, напротив, утверждают: фольклор у Гоголя живой, настоящий. Так есть фольклор в повести или нет? — главный вопрос урока.

  • А что вам известно об увлечении Гоголя фольклором? (Нежинская гимна­зия, Петербург, письма матери — кратко.)

  • В 1831 году повесть была впервые напечатана в сборнике «Вечера на хуто­ре близ Диканьки» и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Поче­му? Ведь вся повесть написана на русском?

  • Верно, ребята, Гоголь сразу же хочет погрузить нас в атмосферу украин­ского села, чтоб мы ясно представили себе украинские беленые хаты-мазанки, нарядные украинские вышивки на одежде веселых жизнерадостных парубков и девчат, чтоб мы очаровались песенным складом украинской речи. Послушаем такую песню в исполнении украинского народного хора имени Григория Гуровича Веревки. Подумаем, речь каких героев повести она нам напоминает.

  • Речь Левко и Ганны близка этой песне.

  • Как эти герои относятся друг к друг? Почему мы так считаем?

  • Они любят друг друга

  • Это видно по словам, которые они друг другу говорят.

  • Мы слышим признание в любви.

  • Выразительно прочитаем по ролям эпизод разговора Левко и Ганны (гл.1, с. 119 учебника). (Ребята распределяют роли Левко, Ганны и автора.)

  • Обратите внимание на то, что речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются в песнях. Речь напевна, у нее свой ритм, народно-песенный склад.

  • Теперь нам предстоит самостоятельная работа по вариантам (первый ряд выполняет задания, связанные с образом Левко, второй - с образом Ганны). Я выступаю в качестве руководителя, а вы все — мои ассистенты. Нарисуйте сло­весный портрет героев. Для этого перечитайте начало первой главы, «соберите» портрет: как выглядит герой или героиня, черты их лица, одежда, украшения. Ваши ровесники, мои ученики, сделали вот этих бумаж­ных кукол. Куклы эти сделаны по типу хорошо известной детской игры, когда ребенку предлагается набор сменной одежды для одной фигурки.

(У «нашего» Левко инородными были решетиловская шапка и бандура. Сде­лано это было специально, чтобы пробудить ребячью зоркость, внимание к гого­левскому тексту. Создать куклу-Левко поможет коллегам иллюстрация худож­ника С.Харламова, сопровождающая этот материал.)

  • Рассмотрите куклу. Вы узнаете, кто это? Правильно, Левко. А все ли в его облике соответствует описанию Гоголя? (Убираем в наряде лишние детали, за­меняем нужными.)

  • А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? Да, было бы трудно, потому что описание внешности не кон­кретное.

  • Мало подробностей, много эпитетов, сравнений, фольклорных слов. Найдем их.

  • Посмотрите на иллюстрацию нашего палехского художника «Левко и Ган­на». Чем художник дополнил портреты героев? Показал высокую стройную фигу­ру парубка.

  • Разукрасил красным и зеленым его одежду

  • Мы видим вышивку на рубашке, и бандура расписана в духе народных традиций.

  • Ганна нарядная, в ее одежде яр­кие сочные краски, национальная вы­шивка на переднике, блузке.

  • У нее длинная черная коса, на го­лове венок с лентами.

  • Где конкретнее, подробнее порт­рет: в повести или на иллюстрации?

Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нем больше сравнений, чем конкретных де­талей.

  • Найдите эпитеты, сравнения в пор­третах, фольклорные слова.

  • Фольклорные традиции проявля­ются не только в портрете, но и в ха­рактерах. Ганна... Какими словами можно ее охарактеризовать?

  • Гордая, восторженная, поэтичная.

  • Она любуется природой, мечта­тельная: хочет быть птицей, верит в да­лекую счастливую страну.

  • У девушки высокая душа, она умеет искренне любить.

  • Все это отражает народные представления о женщине.

  • А Левко? Какие поступки он совершает? Как они его характеризуют? (Ко­нец 3-й главы, с. 129—130 учебника.)

  • Левко — смелый парубок.

  • Он непреклонен в достижении цели; хочет жениться на Ганне вопреки воле отца.

  • Стремится к независимости, воле.

  • У него чувство собственного достоинства, он никогда не станет рабом, хо­лопом.

  • Вы правы. Ваши высказывания позволяют сделать вывод о том, что в Лев­ко Гоголь также воплотил лучшие черты народного характера.

  • Страницы повести, рассказывающие о любви Левко и Ганны, очень лирич­ны, песенны, им как бы аккомпанирует пейзаж.

~ В прочитаю вам описание украинской ночи, а вы подумайте, какой цвет в пейзаже главный, доминирующий. Определить его вам поможет и картина Ар­хипа Ивановича Куинджи «Лунная ночь на Днепре», она написана под впечат­лением гоголевского пейзажа. (Читаю наизусть «Знаете ли вы украинскую ночь?..».)

  • Итак, главный цвет серебряный. То есть какой?

  • Блестяще-белый.

  • С блеском.

  • Вы встречали такой цвет в природе? Когда? Где? Ночью, когда серебряная луна заливает все вокруг своим сиянием.

  • Серебрятся зеленоватые воды Днепра, как мы видим на картине.

  • Блестят огоньки в окнах низких крытых соломой хат.

  • И сами беленые стены хат словно излучают серебряное сияние.

  • А какую обстановку создает серебряный цвет? Каков он по настроению?

  • Загадочный.

  • Таинственный.

  • Сказочный.

  • Да, украинская ночь сказочная, и, как в сказке, в ней есть преувеличения. Найдите их (начало 2-й главы, с. 124—125 учебника).

  • Какие же слова в пейзаже вам кажутся самыми красивыми, самыми выра­зительными, за которыми ясно видишь изображаемое?

  • Небесный свод раздался, раздвинулся.

Итак, мы с вами нашли такие признаки фольклорной основы в повести, как серебряный цвет, преувеличение в пейзаже.

  • Почему же эта повесть так называется: «Майская ночь, или Утопленница»?

  • Майская ночь — это ночь чистой, светлой любви двух реальных героев.

  • Утопленница — указание на чудеса.

  • Реальное и фантастическое в повести тесно переплетаются.

  • Где в повести начинается сказка, фантастика?

  • Левко рассказывает легенду о русалках.

  • Кто такие русалки? Расскажем эту легенду по «цепочке».

Вспомнить нам ее поможет иллюстрация палехского художника «Левко на берегу пруда».

Легенда в повести напоминает сказку, в которой зло наказывается, побежда­ет добро. И как в сказке, в легенду попадает помощник. Им у Гоголя становится герой из жизни — Левко. Но чтобы найти злого человека, надо его узнать. По какому признаку определяет Левко ведьму?

  • По черноте внутри.

  • Сравним: черная душа. Это народный признак отрицательного характера. Заметим, что происходит это во время народного танца-игры — хоровода, в народной игре «В черного ворона».

  • В сказке чаще всего герой награждается. Чем?

  • Богатством.

  • Золотом.

  • - Исполнением желания А чем наградили Левко?


  • Запиской комиссара — царского чиновника. Здесь Гоголь отходит от сказки.

  • Что важного для Левко содержалось в записке?

  • Так таинственные, сказочные силы помогают любящим. Жизнь становит­ся продолжением сказки. Можем мы сейчас ответить на главный вопрос урока? Можем ли мы говорить о фольклорной основе повести или нет?

  • Да, можем, он тесно связан с народной жизнью. Гоголь использует не только словесное народное творчество, но и народную игру, танец, а также вер­теп. Знакомо ли вам это слово?

  • Возьмем схемы. Представим, что это ширма. Раскроем створки. Прочита­ем. Читаем слева!

  • Представим, что появляются герои. Их имена на левой створке. Кто они? Попробуем изобразить! Кто в повести заносчивый казак? Как он выглядит? Кто может изобразить его позу? А простак? Пьяница и болтун? Сварливая баба? В каких ситуациях они оказываются?

  • Читаем содержание правой «створки»! После этого - левой. Какие же это ситуации? Кто и с кем ссорится? Кто с кем бранится? Кто прячется? Чем вызва­на путаница? Чем вызван переполох? Тревога?




  • Какие же элементы составляют фольклорное начало, основу повести «Майская ночь или утопленница»?



Литература

  1. Храпченко Б.М. Н.Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. - М., 1984. - С. 80-127.

  2. Самышкин В. К проблеме гоголевского фольклоризма. // «Русская литература». - 1979. - С. 60 — 80.

Дмитриева М.А. Методические рекомендации по проведению урока «Го­голь. “Майская ночь, или Утопленница”» - МГУ.