Конспект урока по музыке «Фольклор - народная мудрость»
Фольклор – народная мудрость
Цели:
Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.
Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.
Задачи:
учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;
развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;
содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.
Ход урока
Учитель. Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".
Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.
Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.
Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.
У: Чем же занималась молодежь на посиделках?
Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.
У. Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки. А кто же собрался сегодня в этой избе? Об этом нам расскажет Ларионова Таня «А у нас семья большая».
Учитель
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
Учитель
Ребята, а как вы понимаете слово «обряд»? Календарно – обрядовое творчество – это особая категория народного материала, связанная с праздниками, с явлениями природы и крестьянским трудом в разное время года. Давайте посмотрим, как же жили наши предки в различные времена года.
Весна - это начало аграрного периода года, которое связано с работой на земле. В Тульском крае принято было различать две весны. Первая весна длилась с марта до Пасхи (начало сева). Весной игрались свадьбы. В этот период исполнялись плясовые наигрыши, водились хороводы, пелись попевки и частушки. И для Вас сегодня, исполнят частушки наши девчонки – хохотушки.
ЧАСТУШКИ
Вторая весна начиналась с Пасхи и длилась до праздника Троицы. На Егорьев день (6 мая) выгоняли скот на пастбища. Егорьев день считался в Тульской области чисто мужским праздником. Анисимова Алина потешка «Раным-рано по утру ».
Учитель
Очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков всегда были куклы - обереги. И ими не только украшали интерьер или в детстве играли дети. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. И сегодня мы с вами попробуем изготовить таких кукол.
Изготовление куклы – оберега
Учитель
Замечательные куклы у вас получились, а мы двигаемся дальше, и на дворе уже лето – красное пришло. Как вы думаете, чем же занимались наши предки летом? (ответы детей)
Музыкальные жанры этого периода – песни, хороводы. А что такое хоровод? (ответы детей) Молодцы!
Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять. Вашему вниманию настоящий хоровод.
Хоровод «Калинка – малинка»
Заканчивалось лето 2 августа в Ильин День. Считалось, что в этот праздник в первой половине дня – лето, а во второй половине дня – осень. Завершалось купание в реках. Начиналась жатва – собирали урожай, убирали поля.
Игра ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!
Учитель
А на нашем календаре уже зима. Посиделки проходят теперь в теплой натопленной печкой избе.
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали бубен, ложки
И играли от души!
Группа мальчиков украшает мелодию "Светит месяц" звучанием шумовых инструментов.
Учитель
Молодцы, мальчишки! И пока ребята усаживаются на свои места, давайте вспомним, какие обрядовые праздники отмечают зимой? (ответы детей)
Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете зимние праздники. И пусть еще чуть больше месяца до главного праздника чудес – Нового года, я хочу вам сегодня вручить памятные подарки. Это елочные игрушки, но необычные стеклянные шары, а соломенные снежинки. И я очень надеюсь, что вы найдете для них место на вашей праздничной елке.
Понравились вам наши посиделки? Что интересного узнали на уроке? (ответы детей)
Учитель
Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русского фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.
Подошли к концу наши посиделки. Подходит к концу и наш урок. Я желаю вам, чтобы вы всегда ценили и были преданы своей родине, своей стране, нашему городу. Чтобы вы сохранили богатую и самобытную культуру нашего народа. И в заключении урока, давайте исполним песню «Моя Россия» Г. Струве.
Учитель
Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Физкультминутка «Колоски».
По весне поле вспахали (трут ладошки друг о друга),
Зерном поле засевали (складывают ладошки в шепотки).
Солнце припекает (перекрещивают руки, раздвигают пальцы)
Землю согревает (поднимают руки вверх.)
Высоко поднялись колоски
К солнышку тянутся они (сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки).
Ветер налетает, колосок качает (качают руками над головой),
И вправо пригнулись, и влево качнулись (наклоны туловища в стороны),
А как дождик идет, рожь водицу пьет (наклоны туловища вперед).
Вот какая нива!
До чего ж красива!
ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.