СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклор Южного Урала к программе "Наш дом Южный Урал" под редакцией Е.С.Бабуновой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление детей дошкольного возраста с фольклором Южного Урала на разных возрастных этапах.

Просмотр содержимого документа
«Фольклор Южного Урала к программе "Наш дом Южный Урал" под редакцией Е.С.Бабуновой.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Солнышко»


Выступление подготовил:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Аношкина Т.В.

14.04.2022г.


Тема: «Фольклор Южного Урала к программе «Наш дом Южный Урал»

под редакцией Е.С.Бабуновой».


Идеи народной педагогики находят отражение в разных жанрах фольклора.

К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и большие фольклорные жанровые формы: потешки, частушки, пословицы, поговорки, дразнилки, прибаутки, небылицы, докучные сказки, небылицы - перевертыши, сказки, легенды и т.д.

Приобщение детей к устному народному творчеству начинается в раннем возрасте и осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. Виды фольклорных произведений, с которыми знакомят детей, и задачи работы отличаются на разных возрастных этапах, имеют свои особенности.

В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущими задачами явля­ются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения, формированию понимания основного содержания произведений. В раннем и младшем дошкольном возрасте в воспитании детей преобладают пестушки (Уты, уты полетели, На головку сели. Сели, сели, посидели Да опять полетели), заклички (Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Там твои детки Кушают котлетки), потешки, прибаутки (Кот на печку пошел, Горшок каши нашел, На печи калачи, Как огонь горячи, Пряники пекутся, Коту в лапы не даются), колыбельные (Ай, люди, люленьки, Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать,  Стали гули ворковать, Стал мой Юра засыпать).

В среднем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по формированию представлений об отличительных особенностях произведений различных жанров, развиваются исполнительские навыки. В средней группе важно опираться на ранее накоплен­ный детьми фольклорный опыт. Необходимо создавать условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных играх. В среднем дошкольном возрасте, помимо названных жанров фольклора, детей знакомят с докучными сказками (Жил-был дед со старухою, Была у них избушка, А в избушке лохань, А в лохани мочало. Не сказать ли вам сказочку сначала?), загадками, пословицами (кончил дело – гуляй смело).

В старшем дошкольном возрасте представления о жанровых осо­бенностях уточняются и обобщаются. Большое внимание уделяется воспитанию у детей умения понять основное содержание произве­дения, соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на материале фольклора.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста представлены все жанры фольклора. Большое место занимают пословицы и поговорки, небылицы (Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике…), дразнилки (Андрей – воробей…), загадки. В старшем дошкольном возрасте, помимо русского фольклора, детей знакомят с фольклором других народов (татар, башкир), проживающих в регионе (башкирская пословица- «Без труда не появится еда», татарская- «Яйцо не учит курицу»), а также с легендами и преданиями родного края («Как возникла Луна и Уральские горы», «Происхождение башкир»).

Ознакомление с фольклором осуществляется в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); в процессе образовательной деятельности (занятия; чтение и рассказывание фольклорных произведений, рассматривание картин, дидактические игры на материале фольклора, продуктивная деятельность); в игровой деятельности (сюжетно- ролевые, театрализованные, хороводные и подвижные игры).

В ознакомлении с фольклором применяются разнообразные методы и приемы. Особое значение имеют методы, позволяющие вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения фольклора: выразительное исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении разных форм фольклора, использование музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, отражающих фольклорные образы. Важны методы, позволяющие обеспечить активную позицию ребенка, его соучастие в исполнении произведения (воспроизведение диалога, выполнение действий и др.), активное сотворчество ребенка, особенно в исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей (считалки, дразнилки).