Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Солнышко»
Выступление подготовил:
Воспитатель
1 квалификационной категории
Аношкина Т.В.
14.04.2022г.
Тема: «Фольклор Южного Урала к программе «Наш дом Южный Урал»
под редакцией Е.С.Бабуновой».
Идеи народной педагогики находят отражение в разных жанрах фольклора.
К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и большие фольклорные жанровые формы: потешки, частушки, пословицы, поговорки, дразнилки, прибаутки, небылицы, докучные сказки, небылицы - перевертыши, сказки, легенды и т.д.
Приобщение детей к устному народному творчеству начинается в раннем возрасте и осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. Виды фольклорных произведений, с которыми знакомят детей, и задачи работы отличаются на разных возрастных этапах, имеют свои особенности.
В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения, формированию понимания основного содержания произведений. В раннем и младшем дошкольном возрасте в воспитании детей преобладают пестушки (Уты, уты полетели, На головку сели. Сели, сели, посидели Да опять полетели), заклички (Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Там твои детки Кушают котлетки), потешки, прибаутки (Кот на печку пошел, Горшок каши нашел, На печи калачи, Как огонь горячи, Пряники пекутся, Коту в лапы не даются), колыбельные (Ай, люди, люленьки, Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал мой Юра засыпать).
В среднем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по формированию представлений об отличительных особенностях произведений различных жанров, развиваются исполнительские навыки. В средней группе важно опираться на ранее накопленный детьми фольклорный опыт. Необходимо создавать условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных играх. В среднем дошкольном возрасте, помимо названных жанров фольклора, детей знакомят с докучными сказками (Жил-был дед со старухою, Была у них избушка, А в избушке лохань, А в лохани мочало. Не сказать ли вам сказочку сначала?), загадками, пословицами (кончил дело – гуляй смело).
В старшем дошкольном возрасте представления о жанровых особенностях уточняются и обобщаются. Большое внимание уделяется воспитанию у детей умения понять основное содержание произведения, соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на материале фольклора.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста представлены все жанры фольклора. Большое место занимают пословицы и поговорки, небылицы (Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике…), дразнилки (Андрей – воробей…), загадки. В старшем дошкольном возрасте, помимо русского фольклора, детей знакомят с фольклором других народов (татар, башкир), проживающих в регионе (башкирская пословица- «Без труда не появится еда», татарская- «Яйцо не учит курицу»), а также с легендами и преданиями родного края («Как возникла Луна и Уральские горы», «Происхождение башкир»).
Ознакомление с фольклором осуществляется в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); в процессе образовательной деятельности (занятия; чтение и рассказывание фольклорных произведений, рассматривание картин, дидактические игры на материале фольклора, продуктивная деятельность); в игровой деятельности (сюжетно- ролевые, театрализованные, хороводные и подвижные игры).
В ознакомлении с фольклором применяются разнообразные методы и приемы. Особое значение имеют методы, позволяющие вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения фольклора: выразительное исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении разных форм фольклора, использование музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, отражающих фольклорные образы. Важны методы, позволяющие обеспечить активную позицию ребенка, его соучастие в исполнении произведения (воспроизведение диалога, выполнение действий и др.), активное сотворчество ребенка, особенно в исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей (считалки, дразнилки).