Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества «Колычево»
_____________________________________________________________________________
140404 Московская обл., г. Коломна, ул. Спирина, д. 8 тел./факс 8(496)615-90-22
ФОЛЬКЛОРНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
«Разыгрались удальцы!»
Выполнила: педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центра детского творчества
«Колычёво»
Баринская Елена Валерьевна
30.05.2018 г.
Коломенский г.о.
ФОЛЬКЛОРНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
«Разыгрались удальцы!»
Разработала педагог дополнительного образования, руководитель фольклорного ансамбля «Славяночка» Е.В. Баринская
Цель: формирование интереса и приобщение детей к национальной культуре своего народа, к песенно-игровому фольклору посредством русских народных игр.
Задачи:
обучающие:
- познакомить детей с русскими народными играми и обучить играть в них;
- приобщать воспитанников к песенно-игровому наследию предков посредством народных игр;
- расширять и обогащать знания детей в области различных жанров фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, загадки,
колыбельные, игровые песенки и др.);
- расширять и обогащать словарный запас воспитанников, используя выразительность, образность и красоту русского слова;
развивающие:
- развивать:
быстроту реакции, ловкость, смекалку и сообразительность, глазомер, меткость, ориентировку в пространстве;
внимание, память, мышление;
умственные, интеллектуальные, физические способности;
творческое воображение, голосовой аппарат;
- приучать: к дисциплине, организованности, взаимовыручке;
воспитывающие:
- воспитывать интерес к русской народной культуре, песенно-игровому фольклору, любовь и уважение, бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов;
-формировать на основе этого национальное самосознание, высокие духовные и нравственные качества подрастающего поколения;
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего.
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в центре детского творчества «Колычёво» на увлекательной фольклорно - игровой программе «Разыгрались удальцы!»
Ребята, а вы любите играть? (Да). Сегодня вас ждут интересные, весёлые, занимательные русские народные игры, именно те игры, в которые так любили играть наши предки. Народные игры передавались из века в век, из поколения в поколение: от прабабушек и прадедушек к нашим бабушкам и дедушкам, а далее от них к нашим мамам и папам, а потом дошли и до нас! Вот почему и называются они народные, т.к. играли в них несколько поколений русского народа. Какие же это игры? Это и игры – соревнования, состязания в ловкости и быстроте, состязания в меткости, это и игры, развивающие ловкость, сообразительность, смекалку, внимание, умственные и интеллектуальные способности; сюжетно-ролевые игры, хороводные игры. Сегодня в эти разнообразные русские народные игры мы и будем играть! Ребята, мы не должны забывать эти замечательные игры, которые так старались сохранить и передать нам наши предки! Давайте
уважать традиции нашего русского народа! В добрый путь! Желаю вам быть активными, находчивыми, сообразительными! Внимательно слушайте правила игры! Старайтесь!
Фольклорно – игровая программа.
Блок №1 (рассчитан на 30-35 мин.)
Белорусская народная игра «Посади картошку»
(состязание в ловкости и быстроте).
Игра развивает быстроту реакции, ловкость, сообразительность, мелкую моторику, внимание, ориентировку в пространстве.
Реквизит: 2 небольших мешка, в каждом мешке по 5 картофелин (камешков).
Место проведения: на игровой или спортивной площадке, в зале.
Количество участников: не более 15 человек в каждой команде (две команды).
Правила игры. Создаются две команды с равным количеством игроков в каждой. Первыми в командах стоят капитаны. У каждого из них в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии 20-30 шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок (пять картофелин – в пять кружочков), затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку. И т. д. Побеждает команда, закончившая первой.
Русская народная игра «Бабка - Ёжка и Иванушка».
Сюжетно – ролевая игра.
Место проведения: на открытом воздухе, в зале.
Реквизит: помело из веток или веник, небольшая скамеечка (стул).
Правила игры.
По считалке из участников игры выбираются Баба – Яга и мальчик Иванушка, остальные – гуси-лебеди. Баба-Яга берёт в руки ветку-помело. Затем рисуют на земле большой круг – это лес, а в центре его маленький кружок – избушка Бабы-Яги. В избушке на скамеечке сидит Иванушка, рядом в лесу рыщет Баба-Яга. Недалеко от них (за большим кругом) пасутся гуси – лебеди. Иванушка и другие участники игры дразнят Бабу-Ягу:
Бабка-Ёжка костяная ножка,
Нос крючком, волосы клочком,
Спина ящичком, глаза яблочком.
В ступе летит, помелом грозит!
Баба – Яга злится, грозит Иванушке и гусям – лебедям. Она собирает хворост и хочет топить печь, чтобы Иванушку на сковороде поджарить. Иванушка зовёт: «Гуси – лебеди, прилетайте! Меня, Иванушку, пасайте!»
Гуси – лебеди бегут через лес в избушку и пытаются забрать Иванушку с собой. Баба-Яга машет хворостиной (веником), прогоняет гусей – лебедей, мешает им подойти к Иванушке. До кого она дотрагивается помелом, тот останавливается и замирает на месте, становится её пленником. Если одному из гусей – лебедей удаётся вывести Иванушку из леса - тот становится победителем и новой Бабой-Ягой. Игра продолжается. Обыграть 2-3 раза.
Русская народная игра «Озёрышко и утки».
Место проведения: на открытом воздухе, в зале.
Реквизит: отсутствует.
Правила игры.
Играющие рисуют на земле круг – озеро на расстоянии 10-15 шагов от линии старта. Затем становятся в шеренгу по линии старта. Изображая уток, они слегка сгибают ноги в коленях, кладут на них руки и напевают ( или говорят):
Ай, ути-ути-ути, кабы нам скорей уйти, до озёрышка дойти.
Озёрышко, озёрышко, золотое донышко, крутой бережочек,
Серебряный песочек, кто скорей прискочти?!
После команды ведущего: «Раз, два, три – иди!», дети начинают в полуприседе быстро продвигаться вперёд, стремясь поскорее достигнуть круг – озеро. Побеждает та утка (утки), которая оказывается там первой. Обыграть 3 раза.
Игры на запас (по наличию свободного времени).
Русская народная игра «Как у бабушки Тамары».
Игра показывает знания детей в области устного народного творчества (знания малых жанров фольклора).
Место проведения: на открытом воздухе, в помещении.
Реквизит: платок (повязка).
Правила игры.
Дети встают в тесный кружок. По считалке выбирается водящий. Он выходит на середину круга и завязывает глаза платком (повязкой).
Круг двигается в одну сторону, все поют (или говорят):
Как у бабушки Тамары развелися тараканы.
Она стала их считать: раз, два, три, четыре, пять.
Водящий на слово «пять» протягивает руку и открывает глаза. На кого из детей показывает рука, тот должен выполнить задание водящего: например, спеть колыбельную песенку, сказать пословицу, поговорку, скороговорку, загадку, считалку. Если участник справился с заданием, он становится новым водящим и получает сладкий приз. Если не справился, то прежний водящий с завязанными глазами под песню – считалку выбирает нового участника игры.
Блок №2 (рассчитан на 30-35 мин.)
Игра – соревнование «В лошадки» (состязание в ловкости и быстроте).
Место проведения: спортивная площадка, поляна, игровое поле, спортивный зал.
Реквизит: короткие прыгалки, кегли (количество штук в зависимости от количества команд).
Правила игры.
Играющие делятся на 4-е команды (можно 2-3 команды, в зависимости от количества играющих; число игроков в каждой команде должно быть чётным; наиболее оптимальное количество – 20 человек в каждой команде). От каждой команды выделяются два игрока, стоящих в начале команды: 1-й – «лошадка», 2-й – «наездник», они и начинают игру. «Наездник» запрягает «лошадку» (накидывает прыгалки на пояс игроку, изображающему лошадку, и держит концы прыгалок крепко в своих руках). После команды ведущего: «Раз, два, три – скачи!» - первые пары игроков от каждой команды начинают скакать галопом вперёд до обозначенного ориентира (кегля или др. предмет). Обогнув ориентир, игроки возвращаются к команде бегом и передают эстафету (прыгалки) следующей паре игроков, которые выполняют те же самые действия. Важное правило: при движении до ориентира и обратно к команде, игроки должны держаться в паре друг за другом, «наездник» не должен выпускать прыгалок из рук!
Игра продолжается до тех пор, пока каждая пара игроков выполнит данное задание. Побеждает команда, справившаяся с заданием первой.
2. Русская народная игра «Заря – заряница».
Игра может проводиться совместно с детьми и взрослыми.
Игра развивает быстроту реакции, ловкость, сообразительность, смекалку, внимание, ориентировку в пространстве, голосовой аппарат.
Реквизит: колесо с лентами на шесте.
Количество участников: соответствует количеству лент плюс один человек водящий.
Место проведения: на открытом воздухе, в зале.
Правила игры. Один из участников держит шест, с прикреплёнными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников – водящий (выбирается по считалке). Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и поют песню:
Заря – заряница – Ключи золотые,
Красная девица Ленты расписные.
По полю ходила, ключи обронила. Раз, два – не воронь,
А беги, как огонь.
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков. Они вдвоём бегут в разные стороны, огибая круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется. Обыграть 4-5 раз.
3. Украинская народная игра «Цапля».
Игра развивает быстроту реакции, ловкость, сообразительность, внимание, ориентировку в пространстве, умение держать равновесие, творческие способности (умение импровизировать, творческое воображение).
Место проведения: на открытом воздухе, игровой площадке, в спортивном зале.
Реквизит: отсутствует.
Количество участников: не более 40 человек.
Правила игры.
Участники игры становятся в два начерченных на асфальте (земле) круга с равным количеством играющих в каждом круге (например, 20 чел. в одном круге, 20 чел. – в другом). По считалке в каждом круге выбирается водящий – «цапля», т.о., их получается две. Все остальные играющие – «лягушки». Пока цапли «спят», то есть стоят на одной ноге в центре своего круга, наклонившись вперёд, остальные играющие прыгают на корточках, подражая движениям лягушек. Как только «цапли» просыпаются, то издают крик и начинают под музыку ловить (салить) «лягушек». Как только музыка останавливается, «цапли» опять «засыпают». Пойманные лягушки выходят за пределы круга. Игра заключается в том, что «цапли» за определённый музыкальный отрезок времени должны поймать как можно больше «лягушек», а «лягушки» - как можно дольше не попадаться «цаплям». Побеждает «цапля», поймавшая наибольшее количество «лягушек». Далее по считалке выбираются две новые «цапли» и игра продолжается. Обыграть 3-4 раза.
Важные правила:
- во время игры «цапля» преследует «лягушек» большими шагами, обязательно на прямых ногах, не сгибая их в коленях;
- «лягушки» стараются спастись от цапли», прыгая на корточках;
- «лягушки» не должны выпрыгивать за пределы начерченного круга;
- кто из «лягушек» встанет во весь рост – из игры выбывает.
Игры на запас (по наличию свободного времени).
Русская народная игра «Мой веночек».
Игра развивает быстроту реакции, сообразительность, смекалку, умственные и интеллектуальные способности; показывает знания детей в области русского народного творчества (знания малых жанров фольклора).
Место проведения: на открытом воздухе, в зале.
Реквизит: веночек (из берёзовых веток, живых или искусственных цветов).
Количество участников: не ограничено.
Правила игры.
Участники игры становятся в круг не менее двух шагов друг
от друга. Один из игроков получает веночек и передаёт его другому, тот – третьему, и так далее по кругу под звучащую весёлую русскую народную мелодию. Как только музыка замолкает – передача веночка по кругу останавливается. Тот участник, у которого в этом момент оказался в руках
венок – должен выполнить одно задание ведущего, например, загадать загадку, сказать пословицу, скороговорку, считалку, спеть колыбельную песенку. Участник, справившийся с заданием, получает приз. Далее этот же участник начинает дальше передавать веночек по кругу под музыку. Игра продолжается. Обыграть 4-5 раз.
III. Заключительное слово ведущего.
Заканчивается фольклорно-игровая программа награждением всех команд грамотами за активное участие, а также
прохождением участников (под весёлую мелодию русской народной песни «Коробейники») в «ворота счастья» с загадыванием при этом желания.
Ведущий.
Вот и подошла к концу наша игровая программа, посвящённая русским народным играм! Ребята, вы все молодцы, порадовали нас сегодня своей активностью, ловкостью, смекалкой, хорошим настроением! Ребята, гордитесь тем, что явились сегодня не только участниками, но и хранителями, продолжателями русских народных традиций! Дорогие друзья, пусть все ваши самые заветные желания исполнятся! А помогут нам в этом «ворота счастья!»
Ворота эти не простые, ворота эти - «исполнения желаний!» В нашем центре детского творчества давно стало традицией провожать дорогих гостей через «ворота счастья»! Попрошу вас всех загадать желание и пройти в «ворота счастья». Верьте, ваши желания обязательно исполнятся! Желаю вам успехов и удачи во всём, весело и интересно провести летние каникулы! До свидания, до новых встреч!
7