ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
«ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСНОВЫ ПОЭМЫ Н.А.НЕКРАСОВА
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
ШЕЛКОВНИКОВ И.В., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ №19 Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Цели урока.
Образовательная. Обратить внимание обучающихся на теснейшую связь творчества русского поэта с фольклором России 19 века.
Воспитательная. Вызвать живой интерес к самостоятельному изучению творческого наследия Н.А. Некрасова.
Развивающая. Обучающиеся совершенствуют навыки логического анализа, решают поисково-творческие задачи.
Оборудование: предметы классной инфраструктуры, тетради и учебники, проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация.
ХОД УРОКА
1.Проверка домашнего задания.
Объясните, в какие сложные для России пореформенные годы сочинялась поэма? В чём её политический смысл?
Почему сам автор называл произведение «своим любимым детищем»?
Как вы понимаете некрасовское выражение: «Свою поэму я собирал по зёрнышку, по словечку»? О чём говорит поэт?
Что такое эпопея? Можно ли утверждать, что некрасовское произведение имеет эпопейный характер? Докажите путём утверждений.
В чём, на ваш взгляд, состоит необычность замысла и сюжета поэмы? Имеет ли она законченный характер?
Почему ещё в 19 веке критики и литературоведы стали говорить о фольклорности поэмы? Укажите основные критерии фольклорного жанра.
Зачем Некрасову понадобилось уподоблять пролог поэмы народной сказке? Можем ли мы утверждать, что действие поэмы происходит в России?
Какие ярко выраженные фольклорные элементы встречаются на страницах пролога и части первой?
2. Работа с таблицей и презентацией. Заполняется по мере «открытия» тех или иных особенностей поэмы.
Части поэмы | Сюжетный стержень | Пословицы и поговорки | Народные поверья | Сравнения | Герои (отношение к ним самого автора) |
Пролог | | | | | |
Часть первая | | | | | |
Вопросы для дальнейшего исследования.
Как бы вы озаглавили часть первую, если бы основным был критерий выбора главного героя?
Почему священник изображён Некрасовым не просто с сочувствием, а явно с симпатией?
Героем поэмы, как известно, является русский народ. Русский народ – понятие довольно «обтекаемое», а потому следует обратить пристальное внимание на подтекст поэмы.
Как вы считаете, почему странники первым встречают священника? Какой подтекст тем самым создаёт Некрасов?
Проблематика героя в поэме.
«Народное море» - это понятие крайне неточное, в произведении краеугольным камнем, как известно, является теория поиска яркого и запоминающегося героя. Героем поэмы, на мой взгляд, является не конкретное лицо, а народная или христианская совесть совесть.
Как ни странно, ещё в девятнадцатом веке многие русские литературные критики указывали, что ярко выраженным героем является разбойник Кудеяр – полулегендарная личность, превращённая Некрасовым в послушника и народного мстителя. (Презентация). «Пир на весь мир» стр. 4 4. Зачитать, когда проанализируем образы разбойников.
3. Работа с фонотекой. Недаром эта притча стала впоследствии народной песней. Некрасов сочинил почти библейскую историю о покаянии и возрождении заблудшей христианской души. (Фонограмма песни в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина «Жил Кудеяр-атаман»).
4. Объяснение учителя с «попутным» заполнением таблицы.
Сильные и слабые особенности поэмы
«Сильные» особенности поэмы | «Слабые» особенности поэмы |
Воссоздана эпопейная картина пореформенной жизни России | «Народное море» «скрадывает» в своём потоке истинных героев |
Выражено сострадание к униженному народу | Допущена типичная для революционеров-народников ошибка: идеализация крестьянского мира |
«Народность» воплощена в сильных характерах праведников и послушников. | Подспудное навязывание читателю точки зрения самого автора |
Ценность произведения Некрасова состоит в том, что автор, обращаясь к народной русской культуре, сумел прозорливо отобразить не только жизнь современной для него России, но и предугадал дальнейший ход исторических событий.
Домашнее задание – сочинение-рассуждение на тему «Фольклорные мотивы в лирике Н.А. Некрасова»