СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклорные основы поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Урок литературы в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок, в ходе которого обучающиеся совершенствуют навыки логического анализа, решают поисково-творческие задачи. Главная цель учителя на уроке - вызвать интерес к самостоятельному изучению творческого наследия Н.А. Некрасова, обратив внимание учеников на тесную связь творчества поэта с русским фольклором 19 века

Просмотр содержимого документа
«Фольклорные основы поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Урок литературы в 10 классе»


ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

«ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСНОВЫ ПОЭМЫ Н.А.НЕКРАСОВА

«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»


ШЕЛКОВНИКОВ И.В., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ №19 Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Цели урока.

Образовательная. Обратить внимание обучающихся на теснейшую связь творчества русского поэта с фольклором России 19 века.

Воспитательная. Вызвать живой интерес к самостоятельному изучению творческого наследия Н.А. Некрасова.

Развивающая. Обучающиеся совершенствуют навыки логического анализа, решают поисково-творческие задачи.

Оборудование: предметы классной инфраструктуры, тетради и учебники, проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация.

ХОД УРОКА

1.Проверка домашнего задания.

  1. Объясните, в какие сложные для России пореформенные годы сочинялась поэма? В чём её политический смысл?

  2. Почему сам автор называл произведение «своим любимым детищем»?

  3. Как вы понимаете некрасовское выражение: «Свою поэму я собирал по зёрнышку, по словечку»? О чём говорит поэт?

  4. Что такое эпопея? Можно ли утверждать, что некрасовское произведение имеет эпопейный характер? Докажите путём утверждений.

  5. В чём, на ваш взгляд, состоит необычность замысла и сюжета поэмы? Имеет ли она законченный характер?

  6. Почему ещё в 19 веке критики и литературоведы стали говорить о фольклорности поэмы? Укажите основные критерии фольклорного жанра.

  7. Зачем Некрасову понадобилось уподоблять пролог поэмы народной сказке? Можем ли мы утверждать, что действие поэмы происходит в России?

  8. Какие ярко выраженные фольклорные элементы встречаются на страницах пролога и части первой?

2. Работа с таблицей и презентацией. Заполняется по мере «открытия» тех или иных особенностей поэмы.

Части поэмы

Сюжетный

стержень

Пословицы и поговорки

Народные поверья

Сравнения

Герои

(отношение

к ним самого автора)

Пролог






Часть первая







Вопросы для дальнейшего исследования.

  1. Как бы вы озаглавили часть первую, если бы основным был критерий выбора главного героя?

  2. Почему священник изображён Некрасовым не просто с сочувствием, а явно с симпатией?

Героем поэмы, как известно, является русский народ. Русский народ – понятие довольно «обтекаемое», а потому следует обратить пристальное внимание на подтекст поэмы.

Как вы считаете, почему странники первым встречают священника? Какой подтекст тем самым создаёт Некрасов?

  1. Проблематика героя в поэме.

«Народное море» - это понятие крайне неточное, в произведении краеугольным камнем, как известно, является теория поиска яркого и запоминающегося героя. Героем поэмы, на мой взгляд, является не конкретное лицо, а народная или христианская совесть совесть.

Как ни странно, ещё в девятнадцатом веке многие русские литературные критики указывали, что ярко выраженным героем является разбойник Кудеяр – полулегендарная личность, превращённая Некрасовым в послушника и народного мстителя. (Презентация). «Пир на весь мир» стр. 4 4. Зачитать, когда проанализируем образы разбойников.


3. Работа с фонотекой. Недаром эта притча стала впоследствии народной песней. Некрасов сочинил почти библейскую историю о покаянии и возрождении заблудшей христианской души. (Фонограмма песни в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина «Жил Кудеяр-атаман»).


4. Объяснение учителя с «попутным» заполнением таблицы.

Сильные и слабые особенности поэмы

«Сильные» особенности поэмы

«Слабые» особенности поэмы

Воссоздана эпопейная картина пореформенной жизни России

«Народное море» «скрадывает» в своём потоке истинных героев

Выражено сострадание к униженному народу

Допущена типичная для революционеров-народников ошибка: идеализация крестьянского мира

«Народность» воплощена в сильных характерах праведников и послушников.

Подспудное навязывание читателю точки зрения самого автора


Ценность произведения Некрасова состоит в том, что автор, обращаясь к народной русской культуре, сумел прозорливо отобразить не только жизнь современной для него России, но и предугадал дальнейший ход исторических событий.

  1. Домашнее задание – сочинение-рассуждение на тему «Фольклорные мотивы в лирике Н.А. Некрасова»