ФОЛКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Праздник – это неотъемлемая часть любой народной культуры, это не только красочное торжество, танцы, песни и повод повеселиться, а сама история народа с его богатыми традициями. Они несут эмоциональную нагрузку, обеспечивая при этом передачу традиций поколений, сближение людей на основе духовных, эстетических и творческих интересов. Ребенок, пришедший на праздник, должен быть активным участником, а не пассивным зрителем, поэтому важным представляется внесение в действие элементов импровизационной творческой игры, сочетание различных видов деятельности, использование разнообразных эмоционально-выразительных средств (художественных, игровых, технических), использование в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных типов связок (сюжетных, состязательных, конфликтных и др.). Ведь активизация публики, вовлечение ее в действие, коллективное творчество – самое важное условие массового представления.
Типы активной деятельности, характерные для данного театрализованного фольклорного действа:
костюмирование, в т.ч. аллегорические персонажи - это позволяет формировать группы персонажей, становящихся центрами, вокруг которых разверстывается действие, втягивающее и некостюмированных участников;
коллективная импровизация выражается в хоровом пении, массовых танцах;
элемент состязаний – проходит в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки и носят соревновательный, порой шуточный характер;
ритуальное обрядовое действие – комплекс символических элементов, демонстративных и игровых элементов.
Приемы вовлечения зрителей в действие театрализованного представления:
заманивание;
провоцирование («подначка», «розыгрыш»);
разговор со зрителем;
состязательное взаимодействие;
действие, которое надо совершить за определенное время.
Огромную роль среди основных выразительных средств играет музыка – ни одно народное действо не проходит без музыкального сопровождения, с помощью которого создается атмосфера праздника, задается необходимый действию ритм.
Цель: формирование знаний о праздновании Масленицы, привитие интереса к русским народным традициям и фольклору.
Задачи: активизация досуговой познавательной деятельности учащихся;
формирование чувства толерантности, уважения к родной культуре, краю, стране;
создание условий для развития эстетического восприятия и коммуникативных навыков.
Форма проведения: развлекательно-игровая программа и чаепитие.
/звучит веселая музыка, выход Забавы и Скомороха/
Забава. Добрый день, гости званые!
Дорогие, жданные и желанные!
Скоморох. Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось! И чего дома не сидится, чего пришли? Наверное, надоело баклуши бить, вот они к нам на блины и набежали.
Забава. Народ здесь не просто так собрался, нужно зиму проводить и весну встретить, веселые песни попеть да в игры поиграть.
Скоморох. Тогда ладно.
Подходи, честной народ, к нам на представление.
Ждёт вас праздник озорной всем на удивление!
/танец «Барыня» - старшая танцевальная группа/
Забава. Собрались сегодня мы здесь на проводы Зимы…
Скоморох. Подожди, я не согласен!
Я ведь зимушку люблю - я её всегда хвалю,
Хорошо зимой кататься, и в сугробах поваляться,
Я хочу вам так сказать - не нужно Зиму провожать!
Забава. Надоела мне Зима,
Пусть теперь придет Весна,
Пусть снежок тихонько тает,
Пусть цветочки расцветают,
В общем, тут ни дать не взять,
Зиму надо провожать!
Скоморох. Нет, не надо! Ишь, какая!
Ты недобрая и злая!
Для чего нужна Весна?
Лучше будет пусть пурга!
Забава. Ты дружочек, не пугай,
Погрозил да меру знай.
Холодов мы не боимся -
Хочешь, так давай сразимся!
/Появляется Зима и Весна/
Скоморох. Гляди-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.
Зима. Здравствуйте люди добрые! Как ваше настроение? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?
Забава. Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждём не дождёмся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?
/дети хором произносят заклички, выходит Весна/
Весна. Здравствуйте, люди добрые!
Потрудилась ты, Зимушка-Зима, всласть.
Похозяйничала, пора и честь знать.
Зима. Это кто тут без моего приказа шумит-хозяйничает? Кыш отсюда, пока я тебя не заморозила. Рано ты пришла – мы еще не все забавы зимние попробовали. Детям и со мной хорошо.
Весна. Да правду ли ты говоришь, сестрица? Тепла да цветов всем хочется, пришел мой черёд!
Зима. Ах, вот ты как! Да я Зима белая,
Все поля снегом усеяла!
Весна. А я, Весна красная, солнечная, ясная!
Зима. А я Зима лютая, снегом всё укутаю!
Весна. Выйдет в поле солнышко, и растает горушка!
Зима. Я тебя снегом вымою, за ворота выгоню.
Весна. А я снежком умоюсь, да зеленью покроюсь.
Зима. Ну что ж, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю тебе место.
Весна. Только, чур, не мешать! Знаю я твой нрав – холоду напустишь, будут зубами стучать да ногами топать.
Зима. Ладно, посмотрю, подумаю. Если позабавите меня, может быть, и уступлю место Весне.
Забава. Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Выходите, смельчаки, удаль молодецкую покажите, силой померяйтесь.
Весна. Мужиков, парней, ребят вызываем на канат!
Зима. 10 слева, 10 справа – только мускулы трещат!
/команда Зимы и команда Весны – перетягивание каната; канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами/
Забава. Продолжаем мы программу для гостей, друзей – для всех!
Начинаем панораму удивительных потех!
Скоморох. С пустыми руками от нас не уйдете – приз обязательно приобретёте.
Забава. Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых.
Скоморох. Все готово здесь сейчас для забавы этой,
Постарайтесь пробежать в мешке эстафету.
/«Бег в мешках»/
Забава. Праздник наш вперед идет, народ не убывает!
Скоморох. Еще один подарок ждет того, кто не скучает!
/игра «Возьми приз» - на палке подвешены бублики, нужно подпрыгнуть и сорвать/
Забава. Эй, народ наш озорной, сейчас будет славный бой.
Объявляем сей же час бой мешочный лишь для вас!
/игра «Бой мешками» - нужно столкнуть противника, при этом мешком «бить» можно только по рукам и плечам/
Забава. О, какие силачи – получайте леденцы.
Скоморох. Да уж, много съели каши! Вот бы молодцов бы наших,
Испытать на силушку - доставай-ка гирюшку!
Забава. Я ее давно достала, килограммы посчитала.
Вряд ли молодец найдется, видно нам с тобой придется...
Скоморох. Силы у меня немало, но придумал я подарок
Кто поднимет больше всех - ждет сюрприз вас и успех!
/конкурс «Самый сильный» - поднятие гири/
Зима. В круг вставай, честной народ, заводите хоровод!
Весна. Возьмитесь за руки друзья, вместе с вами встану я.
/игра «Золотые ворота»/
Игровой блок
1. «Петушиный бой» - в нарисованном на земле круге на одной ноге стоят два участника; их задача – вытолкнуть соперника за пределы круга или заставить его встать на две ноги.
2. «Коняшки» - игроки делятся на два войска, а войско, в свою очередь – на всадников и коней. Всадники сидят на плечах коней. Задача – вывести из равновесия другую пару.
3. «Стенка на стенку» - чертятся две параллельные линии на расстоянии 2 м друг от друга. Задача – вытолкнуть соперников за линию.
4. «Бегающий слон» - игроки разбиваются на четверки: одного игрока берут вдвоем под руки сбоку и один игрок – за ноги сзади. Вся эта четверка должна пройти дистанцию.
5. «Прыгалка через веревку»
6. «Кувшинчик» - водящий берет мяч – кувшинчик – и, ударяя им о землю, говорит: «Я кувшинчик уронил и о пол его разбил. Раз, два, три, раз, два, три (имя любого игрока) его лови!» Сразу же после окончания слов водящий бросает мяч, а участник, имя которого было названо, должен его поймать.
7. «Сковорода» - игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг - сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. По сигналу все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».
8. «Игра с платочком» - дети стоят в кругу, ведущий идет по кругу и, становясь между двумя детьми, говорит: «На плече платок лежит, кто быстрее пробежит?» Дети, оббегая по кругу, возвращаются на свои места и первый берет платок – он и выиграл.
9. «Ручеек»
10. «Музыкальный паровозик»
11. «Перепляс»
12. Конкурс частушечников.
Зима. Ну что же, Весна - красна, последнее слово за тобой осталось...
Весна. Не сердись на нас, Зимушка, но прошла твоя пора. Чтим мы тебя за твою красу небывалую, за работу твою великую, что украшаешь своим покрывалом белым Землю-матушку. Игры твои снежные помним, любим. Потому провожаем тебя с почетом и ласкою! Прими от нас поклон до земли, да люби нас как прежде! (Кланяется Зиме).
Зима. За то, что обычаи старины помните да играете мои веселые проводы, дарю вам Масленицу. Она вас напоит, накормит и развеселит.
/Скоморох и Забава выносят Масленицу/
Скоморох. Только посмотрите, какая красавица!
Забава. Эх, Масленица-обманщица, мы тут не ленились - вместе веселились! А ты до поста довела — а сама удрала!
Скоморох. Пора нам прощаться с Масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит – конец Зиме!
Скоморох. Дружно в круг большой вставайте – масленицу поджигайте!
Забава. Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
/песня «Гори, гори ясно», сжигание чучела/
Забава. Прощай, Зима!
Скоморох. Здравствуй, Весна-красавица!
Забава. А теперь пойдем гулять – всех блинами угощать!
/песня «Блиночки мои», чаепитие с блинами/