ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
по учебному предмету
физическая культура
6 класс
Паспорт фонда оценочных материалов
по учебному предмету Физическая культура
для 6 классов
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) предмета | Наименование оценочного средства |
1 | Основы знаний о физической культуре | Тест |
2 | Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол) | Учебные нормативы, тест |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | Учебные нормативы, тест |
4 | Легкоатлетические упражнения | Учебные нормативы |
5 | Кроссовая подготовка | Учебные нормативы |
Результаты освоения по тематическим разделам
Раздел «Знания о физической культуре».
Ученик научится: планировать режим дня, характеризовать его основное содержание и правила планирования.
Ученик получит возможность научиться: характеризовать цель возрождения
Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Ученик научится: проводить самостоятельные занятия по физической культуре.
Ученик получит возможность научиться: вести дневник самонаблюдения и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
«Гимнастика с основами акробатики».
Ученик научится: выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты выносливости, гибкости и координации); выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений.
Ученик получит возможность научиться: выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся.
«Легкая атлетика».
Ученик научится: выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину); выполнять метания различных снарядов с места и в движении, на дальность и в цель.
Ученик получит возможность научиться: преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке, индивидуальных нарушений в показателях здоровья.
«Спортивные игры».
Ученик научится: выполнять основные технические действия и приёмы игры в волейбол, баскетбол, футбол в условиях учебной и игровой деятельности.
Ученик получит возможность научиться: осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке. Раздел «Физическое совершенствование».
Ученик научится: использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности
для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств.
Ученик получит возможность научиться: выполнять физические упражнения разной функциональной направленности, использовать их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владеть техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активно применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Оценка освоения умений и знаний.
Текущий контроль может выставляться на каждом уроке не только на основе приема контрольных нормативов, но и в результате оценки техники выполнения упражнений, усвоения теоретико-методических знаний, участие в соревнованиях, посещение уроков и личные достижения учащихся на протяжении учебного года (самостоятельные занятия, выполнение домашнего задания). Необходимо, чтобы учебные нормативы были сданы каждым учеником не ниже, чем на «удовлетворительно».
Оценка "5" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре.
Оценка "4" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но недостаточно уверенно, в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.
Оценка "3" - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки; в играх учащийся не всегда умеет пользоваться изученными движениями.
Оценка "2” - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями.
Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего учета. Преимущественное значение следует придавать выполнению основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического развития.
Оценка за год выставляется на основании четвертных оценок в соответствии с общепедагогическими требования
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств
№ п/п | Обучающиеся | Мальчики | Девочки |
Оценка | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» |
1 | Бег 30м, сек. | 5,3 | 5,5 | 6,0 | 5,6 | 6,0 | 6,3 |
2 | Бег 60м, сек. | 9,8 | 10,2 | 11,0 | 10,0 | 10,7 | 11,2 |
3 | Бег 500м, мин. - девочки | | | | 2,22 | 2,55 | 3,00 |
4 | Бег 1000м, мин. - мальчики | 4,20 | 4,45 | 5,15 | | | |
5 | Бег 2000м, мин. | Без учета времени |
6 | Челночный бег 4x9м, сек | 10,0 | 10,5 | 11,5 | 10,3 | 10,7 | 11,5 |
7 | Челночный бег 3х10м, сек | 8,3 | 9,0 | 9,3 | 8,8 | 9,6 | 10,0 |
8 | Прыжки в длину с места | 170 | 165 | 140 | 160 | 155 | 130 |
9 | Подтягивание: на высокой перекладине – мал. на низкой перекладине – дев. | 7 | 5 | 2 | 12 | 10 | 8 |
10 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 20 | 15 | 10 | 15 | 10 | 5 |
11 | Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа | 40 | 35 | 25 | 35 | 30 | 20 |
12 | Наклоны вперед из положения сидя, см | 10 | 6 | 3 | 14 | 11 | 8 |
13 | Прыжок на скакалке, 20 сек, раз | 46 | 44 | 42 | 48 | 46 | 44 |
14 | Метание теннисного мяча на дальность, м | 28 | 25 | 20 | 21 | 18 | 14 |
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по баскетболу | Уровень учебных достижений учащихся |
«5» | «4» | «3» |
6 бросков одной рукой сверху, двумя руками от головы (девушки), стоя сбоку на расстоянии 3м от щита: мальчики девочки | 3 3 | 2 2 | 1 1 |
10 передач мяча (на месте) в парах на расстоянии 4м одним из изученных способов выполнения: мальчики девочки | 8 5 | 5 2 | 3 1 |
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по волейболу | Уровень учебных достижений учащихся |
«5» | «4» | «3» |
Передача мяча двумя руками сверху 9расстояние 3 м.) мальчики | 6 | 5 | 4 |
девочки | 5 | 4 | 3 |
Прием мяча снизу от стены(расстояние 3 м.): мальчики | 6 | 4 | 3 |
девочки | 4 | 3 | 2 |
| | | |
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по футболу | Уровень учебных достижений учащихся |
«5» | «4» | «3» |
5 ударов по неподвижному мячу на точность одним из изученных способов в гандбольные ворота или в заданную половину футбольных ворот с расстояния 7м: мальчики | 4-5 | 3 | 2 |
девочки | 3-5 | 2 | 1 |
4 передачи мяча с места на точность партнёру одним из изученных способов | 4-5 | 3 | 2 |
с расстояния 7 м.: мальчики девочки | 3-5 | 2 | 1 |
Требования к выполнению контрольных заданий и упражнений
При выполнении контрольных упражнений, учащиеся оцениваются в соответствии с выполненными ими контрольными нормативами при условии отсутствия нарушений, приведённых ниже требований.
Бег на 60 метров
Производится с высокого старта с опорой на одну руку по сигналу судьи.
Оценивается по времени преодоления непрерывным бегом по обозначенной беговой дорожке расстояния в 60 метров в соответствии с нормативами.
Бег на 1000 метров
Производится с высокого старта по сигналу судьи.
Оценивается по времени преодоления непрерывным бегом по обозначенной дистанции расстояния в 1000 метров в соответствии с нормативами.
Поднимание туловища из положения «лёжа на спине, руки за головой
Выполняется на гимнастическом мате. Колени согнуты под углом 90 градусов. Во время выполнения упражнения кисти рук должны быть в замке за затылком. При наклоне локти должны коснуться или пересечь условную горизонтальную линию коленей. В положении «лёжа» спина должна касаться поверхности гимнастического мата.
При «разрыве замка» (разъединении пальцев рук), а также, других перечисленных нарушениях, текущее выполнение упражнения не засчитывается и счёт не произносится. При выполнении допускается упор ногами или придерживание их ассистентом. Оценивается по количеству правильно выполненных подниманий в соответствии с нормативами.
Подтягивание в висе на низкой перекладине.
При выполнении упражнения, в верхней фазе (в положении согнутых рук), грудь должна касаться перекладины. В нижней фазе руки должны быть полностью выпрямлены. Во время выполнения упражнения не допускаются размахивающие, колебательные и другие движения корпуса, направленные на облегчение выполнения упражнения. Не допускается сгибание ног в коленях.
При нарушении перечисленных требований, текущее выполнение упражнения не засчитывается и счёт не произносится.
Прыжок в длину с разбега
Выполняется способом «согнув ноги». Даётся две попытки. Тренировочная и зачётная. При заступе ногой за планку отталкивания даётся одна дополнительная попытка. При этом оценка снижается на один балл. Расстояние замеряется от точки приземления, ближней к линии отталкивания.
Оценивается по длине расстояния правильно выполненного прыжка в соответствии с нормативами.
Прыжок в длину с места
Выполняется произвольным способом. При этом запрещается заступать на или за линию отталкивания. Толчок производится двумя ногами одновременно. Расстояние замеряется от точки приземления, ближней к линии отталкивания. Даётся две попытки.
Тренировочная и зачётная.
Оценивается по длине расстояния правильно выполненного прыжка в соответствии с нормативами.
Метание малого мяча в цель
Мяч весом 150 г. метается в вертикальную мишень (щит с нанесённой разметкой, обруч и т. д.) с разбега. Учащимся выбирается дистанция 10,14 либо 16 метров. Во время выполнения упражнения по желанию учащегося дистанция может быть изменена.
Оценка производится в соответствии с заявленной дистанцией при условии хотя бы одного попадания в мишень из трёх попыток.
Оценка других контрольно-нормативных упражнений по видам спорта производится в соответствии с правилами оценивания, принятыми для соответствующих видов.
Тест по основам знаний о физической культуре
Инструкция по заполнению тестовых заданий.
Отвечая на вопросы с 1-го по 28-й, нужно выбрать один правильный ответ из трех предложенных вариантов.
Критерии начисления баллов за правильные ответы:
1-28 вопросы – по 1 баллу.
. Итоговая оценка:
«5» - 25 балла (75%)
«4» - 14 баллов (50%)
«3» - 8 баллов (25%)
Вопросы.
Тест по основам знаний о физической культуре
1. Впервые в истории человечества Олимпийские игры состоялись:
а) в V в. до н.э.; б) в 776 г. до н.э.; в) в I в. н.э.; г) в 394 г. н.э.
2. Олимпиониками в Древней Греции называли:
а) жителей Олимпии; б) участников Олимпийских игр;
в) победителей Олимпийских игр; г) судей Олимпийских игр.
3. Первые Олимпийские игры современности проводились:
а) в 1894 г.; б) в 1896 г.; в) в 1900 г.; г) в 1904 г.
4. Основоположником современных Олимпийских игр является:
а) Деметриус Викелас; б) А.Д. Бутовский;
в) Пьер де Кубертен; г) Жан-Жак Руссо.
5. Девиз Олимпийских игр:
а) «Спорт, спорт, спорт!»; б) «О спорт! Ты – мир!»;
в) «Быстрее! Выше! Сильнее!»; г) «Быстрее! Выше! Дальше!»
6. Олимпийская хартия представляет собой:
а) положение об Олимпийских играх;
б) программу Олимпийских игр;
в) свод законов об Олимпийском движении;
г) правила соревнований по олимпийским видам спорта.
7. Впервые советские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх:
а) в 1948 г.; б) в 1952 г.;
в) в 1956 г.; г) в 1960 г.
8. Основоположником отечественной системы физического воспитания является:
а) М.В. Ломоносов; б) К.Д. Ушинский;
в) П.Ф. Лесгафт; г) Н.А. Семашко.
9. Одним из основных средств физического воспитания является:
а) физическая нагрузка; б) физические упражнения;
в) физическая тренировка г) урок физической культуры.
10. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный:
а) на формирование правильной осанки;
б) на гармоническое развитие человека;
в) на всестороннее развитие физических качеств;
г) на достижение высоких спортивных результатов.
11. К показателям физической подготовленности относятся:
а) сила, быстрота, выносливость;
б) рост, вес, окружность грудной клетки;
в) артериальное давление, пульс;
г) частота сердечных сокращений, частота дыхания.
12. Индивидуальное развитие организма человека в течение всей его жизни называется:
а) генезис; б) гистогенез;
в) онтогенез; г) филогенез.
13. К показателям физического развития относятся:
а) сила и гибкость; б) быстрота и выносливость;
в) рост и вес; г) ловкость и прыгучесть.
14. Гиподинамия – это следствие:
а) понижения двигательной активности человека;
б) повышения двигательной активности человека;
в) нехватки витаминов в организме;
г) чрезмерного питания.
15. Недостаток витаминов в организме человека называется:
а) авитаминоз; б) гиповитаминоз;
в) гипервитаминоз; г) бактериоз.
16. Пульс у взрослого нетренированного человека в состоянии покоя составляет:
а) 60–90 уд./мин.; б) 90–150 уд./мин.; в) 150–170 уд./мин.; г) 170–200 уд./мин.
17. Динамометр служит для измерения показателей:
а) роста; б) жизненной емкости легких;
в) силы воли; г) силы кисти.
18. Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются:
а) общеразвивающими; б) собственно-силовыми;
в) скоростно-силовыми; г) групповыми.
19. Разучивание сложного двигательного действия следует начинать с освоения:
а) исходного положения; б) основ техники;
в) подводящих упражнений; г) подготовительных упражнений.
20. С низкого старта бегают:
а) на короткие дистанции; б) на средние дистанции;
в) на длинные дистанции; г) кроссы.
21. Бег на длинные дистанции развивает:
а) гибкость; б) ловкость;
в) быстроту; г) выносливость.
22. Бег по пересеченной местности называется:
а) стипль-чез; б) марш-бросок;
в) кросс; г) конкур.
23. Туфли для бега называются:
а) кеды; б) пуанты; в) чешки; г) шиповки.
24. Один из способов прыжка в высоту называется:
а) перешагивание; б) перекатывание;
в) переступание; г) перемахивание.
25. Размеры волейбольной площадки составляют:
а) 6х9 м; б) 9х12 м; в) 8х16 м; г) 9х18 м.
26. Продолжительность одной четверти в баскетболе:
а) 10 мин.; б) 15 мин.; в) 20 мин.; г) 25 мин.
27. В баскетболе запрещены:
а) игра руками; б) игра ногами; в) игра под кольцом; г) броски в кольцо.
28. Пионербол – подводящая игра:
а) к баскетболу; б) к волейболу; в) к настольному теннису; г) к футболу.
Правильные ответы
1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – в; 14 – а; 15 – а; 16 – а; 17 – г; 18 – в; 19 – в; 20 – а; 21 – г; 22 – в; 23 – г; 24 – а; 25 – г; 26 – а; 27 – б; 28 – б;