Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3»
города Магнитогорска
Приложение № 6
к АООП ООО
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
6-8 класс
Составитель:
учитель внеурочной деятельности
Долгополова Т.А.
г. Магнитогорск
Оценочный материал для текущего контроля и промежуточной аттестации
Оценочные материалы для контроля освоения курса «Основы проектной деятельности» разработаны в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности для 6 – 8 классов.
Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется в процессе выполнения реализации проекта (практического, исследовательского, информационного, социального). Промежуточное оценивание проводится в конце 2 четверти и включает защиту реферата или тестирования по основным темам курса.
Содержательный контроль и оценка знаний предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОПД учеником и не допускает сравнения его с другими детьми. Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений обучающихся.
Отметки не выставляются. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений: понимает, применяет (сформированы умения и навыки); различает, запоминает, не всегда воспроизводит; не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Полугодовой контроль по курсу «Основы проектной деятельности» 6 класс
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам первого полугодия, изучаемым в 6 классе по курсу «Основы проектной деятельности».
Инструкция: в каждом вопросе из предложенных вариантов необходимо выбрать один правильный ответ, либо соотнести правильные ответы, либо дать письменный ответ на вопрос.
1. Какое из приведённых определений «проекта» верно:
проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
2. Найди правильную последовательность.
Правило «пять П»:
П
оиск информации Проблема Планирование Продукт Презентация;
П
роблема Планирование Поиск информации Продукт Презентация;
П
ланирование Проблема Поиск информации Презентация Продукт.
3. Соотнесите определения и типы проектов:
Тип проекта | Определение |
Социальный | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. |
Исследовательский | Решение практических задач, создание общественно значимого продукта. |
Информационно-познавательный | Привлечение интереса общественности к проблеме проекта и ресурсов для её решения. |
Творческий | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы через сбор, анализ и обобщение соответствующей информации с целью представления для широкой аудитории |
4. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
смешанные;
краткосрочные;
мини-проекты.
5. Если вы выполняете проект с другом, то по количеству участников ваш проект:
индивидуальный;
парный;
групповой.
6. Проблема – это…
утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устоявшимся мнением;
высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо;
сложный вопрос, требующий решения;
предположение, догадка о существовании того или иного явления.
7. Цель проекта – это…
составление портфолио и его защита;
предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить;
те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта.
8. Задачи проекта – это…
путь создания портфолио проект;
шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели;
цели проекта.
9. Перечисли методы сбора информации:
_________________________________________________________________________________________________________________
10. Гипотеза – это…
а) сложный вопрос, требующий решения;
б) высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо;
в) утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устоявшимся мнением;
г) предположение, догадка о существовании того или иного явления.
11. Соотнесите определения с понятиями:
Справочная литература | Определение |
Словарь | издание, содержащее свод сведений научного, общественно-политического, прикладного или бытового характера. |
Справочник | Это научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированную информацию по различным областям знаний и практической деятельности. Различают из них универсальные и отраслевые, национальные и региональные, многотомные и однотомные. |
Энциклопедия | книга справочного направления, содержащая собрание слов, словосочетаний и т.д., дающая сведения об их значении, употреблении, переводе на другой язык и др. |
12. Расставь цифры в нужном порядке.
Структура индивидуального проекта:
введение (с обоснованием актуальности),
основная часть (теоретическая и практическая части),
содержание,
титульный лист,
список литературы,
заключение (выводы),
приложение.
Ответ: ____________________________________________________________
13. Расставь задачи проекта в правильном порядке.
Тема: «Что делать с мусором, или отходы – в доходы!»
Цель: провести акцию «Вторая жизнь ненужных вещей», которая привлечет внимание детей к экологическим проблемам.
Задачи:
напечатать плакат, призывающий принять участие в акции
разработать положение о конкурсе по вторичному использованию мусора
узнать об источниках возникновения мусора, классификации отходов и способах избавления от них
Ответ: _________________________________________
Тема: «Нетрадиционный задачник»
Цель: создать задачник для учеников 3 класса, в котором задания по математике будут основаны на фактах из истории края и города.
Задачи:
создать макет будущего издания в формате компьютерной презентации
изучить информацию о городе в различных справочниках, включая ресурсы Интернет
придумать задачи, в основе которых – исторические факты
Ответ: _________________________________________
Критерии оценивания работы
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Ответ | а | б | 1-в, 2-г, 3-а, 4- б | б | б | в | б | б | Наблюдение, опрос, анкета, эксперимент, книги, Интернет и др. | г | 1-в. 2-а, 3-б | 4, 3, 1, 2, 6, 5, 7 | 1-в, б, а 2-б, в, а |
«Зачет»: при наличии 8-13 правильных ответов
«Незачет»: 7 и менее правильных ответов
Промежуточный контроль по курсу «Основы проектной деятельности»
6 класс
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам, изучаемым в 6 классе по курсу «Основы проектной деятельности»
Инструкция: выполнение информационно-познавательного проекта по одной из предложенных тем.
Темы проектов:
1. Соль - без вины виноватая
2. Нитраты в продуктах питания
3. Живые барометры природы
4. Возрождение Золотого кольца России
5. Освоение российского севера
6. Библиотека – информационный центр
Этапы:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Выдвижение гипотезы.
Постановка цели и конкретных задач.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор методов и методики проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Критерии оценивания проекта
Аспект оценивания | Критерии оценивания | Показатели | Максимальный балл |
1. Общие требования | Структура работы | Титульный лист Введение (проблема, постановка цели, выдвижение гипотезы) Содержание исследования Заключение (выводы о достижении цели исследования) Список используемой литературы (в алфавитном порядке) | 2 |
2. Защита проекта (презентация) | Актуальность | Проект может быть широко применим; направлен на решение проблем современного общества. | 7 |
Содержание | Последовательность и логичность; Материал изложен в доступной форме; Раскрыты все аспекты темы, имеются рассуждения и выводы; Взаимодополнение текста и видеоряда; Библиография с перечислением всех использованных ресурсов. Соблюдение регламента выступления | 7 |
Дизайн презентации | Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию проекта; Диаграммы, рисунки, таблицы практичны и соответствуют содержанию; Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами | 3 |
Личные проявления докладчика | Уверенность в себе, владение собой; Культура речи и ееѐ эмоциональная окрашенность | 2 |
3. Итог проекта (фиксация результатов исследования) | Функциональность Эстетичность | Соответствие назначению, возможная сфера использования | 3 |
Учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. |
Максимально раскрыта творческая сторона проекта |
Итоговый результат:
«Зачет»- 9-17 баллов
«Незачет» - менее 9 баллов
Полугодовой контроль по курсу «Основы проектной деятельности»
7 класс
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам первого полугодия, изучаемым в 7 классе по курсу «Основы проектной деятельности».
Инструкция: Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
Темы рефератов:
1. Типы проектов
2. Что такое ситуация?
3. Какие бывают ситуации?
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса;
3) введение;
4) текстовое изложение материала;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем.
Критерии оценивания реферата
№ п/п | Критерии | Показатели | Баллы |
1 | Новизна реферированного текста | - актуальность проблемы и темы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений | 2 |
2 | Обоснованность выбора источников | - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). | 2 |
3 | Соблюдение требований к оформлению | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - культура оформления: выделение абзацев. | 2 |
4 | Защита реферата | - компетентность и эрудированность докладчика (рассказ излагаемого материала, а не чтение с листа. -использование наглядно-иллюстративного материала. | 2 |
Итоговый результат:
«Зачет»: 4-8баллов
«Незачет»: менее 4 баллов
Промежуточный контроль по курсу «Основы проектной деятельности»
7 класс
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам, изучаемым в 7 классе по курсу «Основы проектной деятельности»
Инструкция: выполнение социального проекта по одной из предложенных тем.
Темы проектов:
1. Верни улыбку (больным детям)
2. Мы разные, но мы вместе
3. Почта ветеранам
4. Подари ребенку радость
5. Красота и доброта своими руками
6. Школа – наш второй дом
Этапы:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Выдвижение гипотезы.
Постановка цели и конкретных задач.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор методов и методики проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Критерии оценивания проекта
Аспект оценивания | Критерии оценивания | Показатели | Максимальный балл |
1. Общие требования | Структура работы | Титульный лист Введение (проблема, постановка цели, выдвижение гипотезы) Содержание исследования Заключение (выводы о достижении цели исследования) Список используемой литературы (в алфавитном порядке) | 2 |
2. Защита проекта (презентация) | Актуальность | Проект может быть широко применим; направлен на решение проблем современного общества. | 7 |
Содержание | Последовательность и логичность; Материал изложен в доступной форме; Раскрыты все аспекты темы, имеются рассуждения и выводы; Взаимодополнение текста и видеоряда; Библиография с перечислением всех использованных ресурсов. Соблюдение регламента выступление | 7 |
Дизайн презентации | Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию проекта; Диаграммы, рисунки, таблицы практичны и соответствуют содержанию; Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами | 3 |
Личные проявления докладчика | Уверенность в себе, владение собой; Культура речи и ееѐ эмоциональная окрашенность | 2 |
3. Итог проекта (фиксация результатов исследования) | Функциональность Эстетичность | Соответствие назначению, возможная сфера использования | 3 |
Учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. |
Максимально раскрыта творческая сторона проекта |
Итоговый результат:
«Зачет» - 9-17 баллов
«Незачет» - менее 9 баллов
Полугодовой контроль по курсу «Основы проектной деятельности»
8 класс
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам первого полугодия, изучаемым в 8 классе по курсу «Основы проектной деятельности».
Инструкция: Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
Темы рефератов:
1. Подготовка и проведение учебной игры в своем классе
2. Что такое выступление?
3. Виды выступлений
4. Как работать с источниками?
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса;
3) введение;
4) текстовое изложение материала;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем.
Критерии оценивания реферата
№ п/п | Критерии | Показатели | Баллы |
1 | Новизна реферированного текста | - актуальность проблемы и темы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений | 2 |
2 | Обоснованность выбора источников | - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). | 2 |
3 | Соблюдение требований к оформлению | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - культура оформления: выделение абзацев. | 2 |
4 | Защита реферата | - компетентность и эрудированность докладчика (рассказ излагаемого материала, а не чтение с листа. -использование наглядно-иллюстративного материала. | 2 |
Итоговый результат:
«Зачет»: 4-8баллов
«Незачет» : менее 4 баллов
Итоговый контроль по курсу «Основы проектной деятельности»
8 класс
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам, изучаемым в 8 классе по курсу «Основы проектной деятельности».
Инструкция: выполнение индивидуального проекта по одной из предложенных тем, с выбором типа проекта (социальный, исследовательский, информационно-познавательный, творческий).
Темы проектов:
1. Кутузовская изба
2. Экскурсия по Древнему Египту
3. Атлас «Удивительные растения мира»
4. Серия акварельных пейзажей «Родной Урал»
5. Народы Южного Урала
Этапы:
1. Организационный
- определение темы проекта
- поиск и анализ проблемы
- постановка цели проекта
2. Выполнение проекта
- анализ имеющейся информации
- сбор и изучение информации
- построение алгоритма деятельности
- выполнение плана работы над индивидуальным учебным проектом
- внесение (по необходимости) изменений в проект
3. Защита проекта
- подготовка презентационных материалов
- презентация проекта
- изучение возможностей использования результатов проекта.
4. Оценивание проекта
- анализ результатов выполнения проекта
- оценка качества выполнения проекта.
Критерии оценивания индивидуального проекта
Этапы работы над проектом | Критерии 1 балл – полное или частичное соответствие заявленному критерию 0 баллов – несоответствие заявленному критерию | Максимальный балл |
1. Организационный этап | 3 |
1.1.Определение темы проекта, поиск проблемы | не сформировано умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему | 0 |
формирует умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему | 1 |
1.2.Постановка цели и задач проекта | не ставит цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей | 0 |
ставит цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей самостоятельно | 1 |
не формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности | 0 |
формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности | 1 |
2. Деятельностный этап (выполнение проекта) | 3 |
2.3. Выполнение плана работы над индивидуальным проектом | не описывает свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса | 0 |
описывает свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса самостоятельно | 1 |
не переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот | 0 |
переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот | 1 |
не делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | 0 |
делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | 1 |
3. Защита проекта | 4 |
3.1. Подготовка презентационных материалов | не умеет выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации (не предъявлен бумажный вариант проекта) | 0 |
умеет выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации (предъявлен бумажный вариант проекта) | 1 |
3.2. Презентация проекта | не умеет корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) | 0 |
умеет корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) | 1 |
соблюдает нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей | 0 |
соблюдает нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей | 1 |
3.3. Изучение возможностей использования результатов проекта | не соотносит полученные результаты поиска со своей деятельностью | 0 |
соотносит полученные результаты поиска со своей деятельностью | 1 |
Максимальный балл: | | 10 |
Итоговый результат:
«Зачет»: 6 - 10 баллов
«Не зачет»: 5 и менее баллов